Раздел 15 Конституции Украины.

1. Законы и другие нормативные акты, принятые до вступления в силу этой Конституции, являются действующими в части, не противоречащей Конституции Украины.

2. Верховная Рада Украины после принятия Конституции Украины осуществляет полномочия, предусмотренные настоящей Конституцией.

Очередные выборы в Верховную Раду Украины проводятся в марте 1998 года.

{Официальное толкование пункта 2 Переходных положений см. в Решении Конституционного Суда № 1-зп от 13.05.97}

3. Очередные выборы Президента Украины проводятся в последнее воскресенье октября 1999 года.

4. Президент Украины в течение трех лет после вступления в силу Конституции Украины имеет право издавать одобренные Кабинетом Министров Украины и скрепленные подписью Премьер-министра Украины указы по экономическим вопросам, не урегулированным законами, с одновременным представлением соответствующего законопроекта в Верховную Раду Украины в порядке, установленном статьей 93 этой Конституции.

Такой указ Президента Украины вступает в действие, если в течение тридцати календарных дней со дня представления законопроекта (за исключением дней межсессионного периода) Верховная Рада Украины не примет закон или не отклонит представленный законопроект большинством от ее конституционного состава, и действует до вступления в силу законом, принятым Верховной Радой Украины по этим вопросам.

5. Кабинет Министров Украины формируется в соответствии с настоящей Конституцией в течение трех месяцев после вступления ее в силу.

6. Конституционный Суд Украины формируется в соответствии с настоящей Конституцией в течение трех месяцев после вступления ее в силу. До создания Конституционного Суда Украины толкование законов осуществляет Верховная Рада Украины.

7. Председатели местных государственных администраций после вступления в силу настоящей Конституции приобретают статус председателей местных государственных администраций согласно статье 118 настоящей Конституции, а после избрания председателей соответствующих советов слагают полномочия председателей этих советов.

8. Сельские, поселковые, городские советы и председатели этих советов после вступления в силу Конституции Украины осуществляют определенные ею полномочия до избрания нового состава этих советов в марте 1998 года.

Районные и областные советы, избранные до вступления в силу настоящей Конституции, осуществляют определенные ею полномочия до сформирования нового состава этих советов в соответствии с Конституцией Украины.

Районные в городах советы и председатели этих советов после вступления в силу настоящей Конституции осуществляют свои полномочия в соответствии с законом.

9. Прокуратура продолжает выполнять соответственно действующим законам функцию досудебного расследования до начала функционирования органов, которым законом будут переданы соответствующие функции, а также функцию надзора за соблюдением законов при выполнении судебных решений в уголовных делах, при применении других мероприятий принудительного характера, связанных с ограничением личной свободы граждан, – до вступления в силу закона о создании двойной системы регулярных инспекций пенитенциарных.

{Пункт 9 раздела XV в редакции Закона № 1401-VIII от 02.06.2016}

10. До принятия законов, определяющих особенности осуществления исполнительной власти в городах Киеве и Севастополе согласно статье 118 настоящей Конституции исполнительную власть в этих городах осуществляют соответствующие государственные администрации.

11. Часть первая статьи 99 настоящей Конституции вводится в действие после введения национальной денежной единицы – гривны.

12. Верховный Суд Украины и Высший арбитражный суд Украины осуществляют свои полномочия в соответствии с действующим законодательством Украины до сформирования системы судов общей юрисдикции в Украине в соответствии со статьей 125 настоящей Конституции, но не дольше чем пять лет.

Судьи всех судов в Украине, избранные или назначенные до дня вступления в силу настоящей Конституции, продолжают осуществлять свои полномочия согласно действующему законодательству до окончания срока, на который они избраны или назначены.

Судьи, полномочия которых закончились в день вступления в силу настоящей Конституции, продолжают осуществлять свои полномочия в течение одного года.

13. В течение пяти лет после вступления в силу настоящей Конституции сохраняется существующий порядок ареста, содержания под стражей и задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления, а также порядок проведения осмотра и обыска жилья или другого владения лица.

{Пункт 14 раздела XV исключен на основании Закона № 2680-VIII от 07.02.2019}

15. Очередные выборы в Верховную Раду Украины после восстановления положений Конституции Украины в редакции от 28 июня 1996 года по Решению Конституционного Суда Украины от 30 сентября 2010 года № 20-рп/2010 в деле о соблюдении процедуры внесения изменений в Конституцию Украины проводятся в последнее воскресенье октября 2012 года.

{Раздел XV дополнен пунктом 15 согласно закону № 2952-VI от 01.02.2011}

16. Очередные выборы Президента Украины после восстановления положений Конституции Украины в редакции от 28 июня 1996 года по Решению Конституционного Суда Украины от 30 сентября 2010 года № 20-рп/2010 в деле о соблюдении процедуры внесения изменений в Конституцию Украины проводятся в последнее воскресенье марта 2015 года.

{Раздел XV дополнен пунктом 16 согласно закону № 2952-VI от 01.02.2011}

16-1. Со дня вступления в силу Законом Украины “О внесении изменений в Конституцию Украины (относительно правосудия)”:

1) до образования Высшего совета правосудия, ее полномочия осуществляет Высший совет юстиции. Высший совет правосудия образуется путем реорганизации Высшего совета юстиции. До избрания (назначения) членов Высшего совета правосудия этот орган действует в составе членов Высшего совета юстиции в течение срока их полномочий, но которые не могут длиться дольше, чем до 30 апреля 2019 года. Избрание (назначение) членов Высшего совета правосудия осуществляется не позднее 30 апреля 2019 года;

2) полномочия судей, назначенных на должность сроком на пять лет, прекращаются с окончанием срока, на который они были назначены. Такие судьи могут быть назначены на должность судьи в порядке, определенном законом;

3) судьи, избранные судьями бессрочно, продолжают осуществлять свои полномочия до освобождения или до прекращения их полномочий по основаниям, определенных Конституцией Украины;

4) соответствие занимаемой должности судьи, который назначен на должность сроком на пять лет или избран судьей бессрочно до вступления в силу Законом Украины “О внесении изменений в Конституцию Украины (относительно правосудия)”, должна быть оценена в порядке, определенном законом. Выявления по результатам такой оценки несоответствия судьи занимаемой должности по критериям компетентности, профессиональной этике или добропорядочности ли отказ судьи от такого оценивания является основанием для увольнения судьи с должности. Порядок и исчерпывающие основания обжалования решения об увольнении судьи по результатам оценки устанавливаются законом;

5) в случаях реорганизации или ликвидации отдельных судов, образованных до вступления в силу Законом Украины “О внесении изменений в Конституцию Украины (относительно правосудия)”, судьи таких судов имеют право подать заявление об отставке или заявление об участии в конкурсе на другую должность судьи в порядке, определенном законом. Особенности перевода судьи на должность в другом суде могут быть определены законом;

6) до введения нового административно-территориального устройства Украины согласно изменений к Конституции Украины относительно децентрализации власти, но не дольше чем до 31 декабря 2017 года, создании, реорганизации и ликвидации судов осуществляет Президент Украины на основании и в порядке, которые определены законом;

7) в течение двух лет перевод судьи из одного суда в другой осуществляет Президент Украины на основании представления Высшего совета правосудия;

8) судьи Конституционного Суда Украины, назначенные до вступления в силу Законом Украины “О внесении изменений в Конституцию Украины (относительно правосудия)”, продолжают осуществлять свои полномочия до прекращения полномочий или увольнения в порядке, предусмотренном статьей 149-1 Конституции Украины, без права назначения повторно. Полномочия судьи Конституционного Суда Украины, который на день вступления в силу Законом Украины “О внесении изменений в Конституцию Украины (относительно правосудия)” достиг шестидесяти пяти лет, но решение об увольнении такого судьи от должности не принято, прекращаются;

9) представительство в соответствии с законом прокуратурой граждан в судах по делам, производство по которым было начато до вступления в силу Законом Украины “О внесении изменений в Конституцию Украины (относительно правосудия)”, осуществляется по правилам, которые действовали до вступления в силу, – до принятия в соответствующих делам окончательных судебных решений, не подлежащих обжалованию;

10) Генеральный прокурор Украины, назначенный на должность до вступления в силу Законом Украины “О внесении изменений в Конституцию Украины (относительно правосудия)”, осуществляет полномочия Генерального прокурора к увольнению в установленном порядке, но не дольше срока, на который он был назначен, и не может занимать должность два срока подряд;

11) представительство в соответствии с пунктом 3 части первой статьи 131-1 и статьи 131-2 этой Конституции исключительно прокурорами или адвокатами в Верховном Суде и судах кассационной инстанции осуществляется с 1 января 2017 года; в судах апелляционной инстанции – с 1 января 2018; в судах первой инстанции – с 1 января 2019 года.

Представительство органов государственной власти и органов местного самоуправления в судах исключительно прокурорами или адвокатами осуществляется с 1 января 2020 года.

Представительство в суде в процессах, начатых до вступления в силу Законом Украины “О внесении изменений в Конституцию Украины (относительно правосудия)”, осуществляется по правилам, которые действовали до вступления в силу, – до принятия в соответствующих делам окончательных судебных решений, которые не подлежат обжалованию.

{Раздел XV дополнен пунктом 16-1 согласно закону № 1401-VIII от 02.06.2016}

***

Конституция Украины
принята на пятой сессии Верховной Рады Украины
28 июня 1996 года

Комментарий к Переходным положениям Конституции Украины

Завершающим элементом структуры Конституции Украины является ее Переходные положения, определенные в шестнадцати пунктах разд. XV, большинство из которых ныне утратили силу в силу своей реализуемости. Вместе с тем на время принятия 28 июня 1996 г. Конституции Украины нормирование Переходных положений было обусловлено объективными причинами и обеспечивало эволюционный, бесконфликтный характер утверждению новых институтов конституционного права и юридических механизмов их реализации. Переходные положения Основного Закона также обеспечивали осуществление принципа правопреемства конституционного развития независимой Украины, начатого с принятием Верховной Радой Украины 16 июля 1990 г. Декларации о государственном суверенитете и 24 августа 1991. Акта провозглашения независимости Украины и формированием в 1991-1996 г. системы действующего на то время законодательства.

На основании указанного Переходные положения Основного Закона следует считать прежде всего важным нормативно правовым механизмом обеспечения стабильности конституционного строя на время его определение и на этапе приведения действующего законодательства в соответствие с положениями новой Конституции. Еще одной важной функцией Переходных положений Конституции Украины стала мобилизация сформированного в 1991-1996 гг. государства и правотворческого потенциала и опыта Верховной Рады Украины, Президента Украины, Кабинета Министров Украины, судов общей юрисдикции, других органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц, а также институтов гражданского общества по поэтапной целенаправленной реализации новой Конституции Украины. То есть Переходные положения стали своеобразной программой легитимной реализации Конституции для всех субъектов права.

Конституционная практика утверждения переход них и заключительных положений существует не только в Украине, но и во многих других государствах мира. В частности, они содержатся в Конституции Бельгии 1831 г., Конституции Бразилии 1988 г., Конституции Греции 1975 г., Конституции Испании 1976 г., Конституции Италии 1947 г., Конституции Польши 1997 г., Конституции Российской Федерации 1993 г., Конституции Японии 1947 г. и др. При этом основными индикаторами реализации переходных положений традиционно считаются: а) сроки их действия, либо б) достижение конкретной цели правового регулирования, закрепленной в этих положениях (формирование определенного органа государственной или муниципальной власти, введение национальной валюты и т. п.).

Анализируя нормативное содержание комментируемого разд. XV «Переходные положения» Конституции Украины в целом, следует выделить такие виды общественных отношений, которые регулируются его пунктам: 1) связанные с дальнейшей действием действующего на время принятия 28 июня 1996 г. Конституции Украины законодательства; 2) связанные с временным ограничением конституционных прав и свобод человека; 3) такие, что определяли основания, сроки и порядок формирования органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц, а также объем их полномочий после принятия Основного Закона; 4) такие, которые предусматривали введение национальной денежной валюты; 5) связанные с правовым режимом использования существующих военных баз на территории Украины; 6) связанные со сроком деятельности органов власти в связи с возобновлением действия Конституции в редакции от 28.06.1996 г.

Очевидно, что первый блок вопросов Переходных положений касался определения режима верховенства права, верховенства Конституции и законности. С принятием 28 июня 1996 г. Конституции Украины встала проблема обеспечения действенности части второй ст. 8 этой Конституции, которая установила принцип верховенства Основного Закона в системе национального законодательства и определила, что законы и другие нормативно правовые акты принимаются на основе Конституции Украины и должны соответствовать ей. Ведь значительная часть существующего на то время законодательства не соответствовала положениям Конституции Украины. Вместе с тем, принимая Конституцию Украины, Верховная Рада Украины была обязана обеспечить надлежащий режим поступательного реформирования системы законодательства с целью приведения его в соответствие с Основным Законом.

Для достижения указанной цели законодатель нормировал в п. 1 разд. XV Конституции Украины аксиоматическое правовое положение о том, что законы и другие нормативные акты, принятые до вступления в силу Основным Законом, действуют в части, не противоречащей ему. Таким образом, комментируемое положение разд. XV четко установило предел легитимности системы действующего на время принятия Конституции Украины законодательства: законы и другие нормативно правовые акты, которые соответствовали Основному Закону, сохраняли свою силу, а те, которые противоречили Основному Закону, должны были быть приведены в соответствие с конституционными положениями, или же утратить силу.

Впрочем утрата силы законом или иным правовым актом могла произойти исключительно вследствие признания их специально уполномоченным органом неконституционными. Зато на день принятия Основного Закона Конституционный Суд Украины, который согласно ст. 147 Конституции Украины является единственным органом конституционной юрисдикции в Украине и решает вопросы о соответствии законов и других правовых актов Конституции Украины и дает официальное толкование Конституции и законов Украины, еще не был сформирован. До его создания толкование законов согласно п. 6 Переходных положений осуществлялось Верховной Радой Украины. Но после формирования Конституционного Суда Украины, который начал свою деятельность 18 октября 1996 г., через два дня после принятия Закона Украины «О Конституционный Суд Украины», Верховная Рада утратила свои полномочия относительно официального толкования законов Украины.

До принятия Конституции Украины 1996 г., которая утвердила президентско парламентскую форму правления и закрепила не только принцип разделения власти, но и систему сдержек и противовесов между ветвями власти, Президент Украины имел значительные полномочия по осуществлению своих властных функций, издавая указы по различным вопросам общественной и государственной жизни. С принятием в 1996 г. Конституции Украины нормотворческая деятельность Президента Украины получила свою четкую предметную компетенцию, определенную в части первой ст. 106 Основного Закона. К тому же ст. 92 Конституции Украины определила исчерпывающий перечень вопросов, которые определяются или устанавливаются законами Украины, а делегирование законодательных полномочий противоречило содержания конституционного принципа разделения властей в государстве.

В то же время п. 4 Переходных положений сохранял за Президентом Украины на три года право издавать одобренные Кабинетом Министров Украины и скрепленные подписью Премьер-министра Украины указы по экономическим вопросам, не урегулированным законом, с одновременным представлением соответствующего законопроекта в Верховную Раду Украины в порядке, установленном ст. 93 Конституции Украины. Соответствующие указы Президента Украины имели специальный правовой режим вступления в силу. Предполагалось, что если в течение тридцати календарных дней со дня представления законопроекта (за исключением дней межсессионного периода) Верховная Рада Украины не примет закон или не отклонит поданный законопроект большинством голосов от ее конституционного состава, соответствующий указ Президента Украины вступил в силу и действовал до вступления в силу законом, принятым Верховной Радой Украины по этим вопросам. Таким образом, на временный период вводилась практика конкурентной нормотворчества в сфере экономической политики государства. Нередко указы Президента Украины подменяли собой соответствующие законы Украины. Впрочем, эта мера была вынужденной ввиду необходимости оперативного регулирования общественно экономических вопросов на фоне масштабных кризисных явлений в национальной экономике. В 1999 г. Президент Украины утратил право издавать такие указы.

Важный блок Переходных положений Основного Закона касается определения правового режима ограничения конституционных прав и свобод человека. Так, п. 13 разд. XV устанавливает, что в течение пяти лет со дня принятия Конституции сохраняется существующий до этого порядок ареста, содержания под стражей и задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления, а также порядок проведения осмотра и обыска жилья или другого владения лица. Зато часть вторая ст. 29 и ст. 30 Конституции Украины, которые согласуются со статьями 5, 6 и др. Европейской конвенции по правам человека, ратифицированной Украиной, устанавливают, что никто не может быть арестован или держаться под стражей иначе как по мотивированному решению суда и только на основаниях и в порядке, установленных законом, а также гарантируют неприкосновенность жилья и не допускают проникновения к жилью или к другому владению лица, проведения в них осмотра или обыска иначе как по мотивированному решению суда. Содержание приведенного конституционного положения усиливает конституционные гарантии лица и его жилья и приводит их в соответствие с европейскими стандартами в сфере личных прав и свобод человека.

Вместе с тем после принятия Основного Закона Украинское государство объективно не могла одномоментно, без проведения системных реформ законодательства в сфере уголовного процесса, судоустройства и судопроизводства, а также без комплексной модернизации правовых основ деятельности правоохранительных органов обеспечить неуклонную реализацию соответствующих личных прав и свобод человека, гарантированных Конституцией Украины. Зато за пять лет, установленных п. 13 разд. XV Основного Закона, Украина продемонстрировала способность реализации и гарантирования соответствующих конституционных прав и свобод человека, что позволяет утверждать о реализации соответствующего содержательного блока комментируемых Переходных положений.

Третий, наиболее значительный блок вопросов, урегулированных Переходными положениями Конституции Украины, определил основания, сроки и порядок формирования органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц, а также объем их полномочий после принятия Основного Закона. Это позволило избежать несогласованности и политико-правовых конфликтов, связанных с конституционно правовым статусом и повноважністю избранных или назначенных до принятия Конституции Украины органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц.

Первым делом Верховная Рада Украины четко определила, что с 28 июня 1996 г. она осуществляет полномочия, определенные в ст. 85 и др. Конституции Украины, а также установила, что очередные выборы в парламент состоятся в марте 1998 г. То есть в сроки, предусмотренные частью первой ст. 77 Основного Закона. Таким образом, Верховная Рада Украины 2-го созыва (1994-1998) получила четкое определение круга и срока своих полномочий, а п. 2 Переходных положений был полностью реализованным.

Пункт 3 Переходных положений, в его системной связи с пунктом 4, предусматривал, что полномочия Президента Украины, установленные Законом Украины «О Президенте Украины» после принятия 28 июня 1996 г. Конституции Украины сохраняются до новых очередных президентских выборов в 1999 г. В октябре 1999 г., согласно части пятой ст. 103 Основного Закона, были проведены очередные выборы главы государства, победу во втором туре на которых одержал Л. Д. Кучма.

Кабинет Министров Украины, согласно п. 5 комментируемых Переходных положений, должен быть сформированным в трехмесячный срок после принятия Основного Закона в соответствии с содержанием его в. 114, которая предусматривает, что Президент Украины назначает Премьер министра Украины по согласию более чем половины народных депутатов Украины от конституционного состава Верховной Рады Украины. Персональный состав Кабинета Министров Украины назначается главой государства по представлению главы Правительства Украины. Комментируемый пункт также был реализован в 1996 г.

Следует отметить, что комментируемые Переходные положения касались не только высших и центральных органов исполнительной власти, но и местных государственных администраций. Так, п. 7 разд. XV Конституции Украины устанавливал, что главы местных государственных администраций после вступления в силу Конституции Украины приобретают статус глав местных государственных администраций, определенного ст. 118 Конституции Украины, а после избрания председателей местных советов составляют полномочия председателей этих советов. Тем самым законодатель не только опровергал закрепленную в ст. 46 Конституционного Договора 1995 г. недемократическую практику, когда Президент Украины назначал глав местных государственных администраций, которые были одновременно главами местных советов, но и обеспечивал действенность ст. 7 Конституции, которая признавала и гарантировала местное самоуправление в Украине и его обособленное, самостоятельное существование от системы органов государственной власти.

На реализацию положения комментируемого п. 7 избрание глав районных и областных советов, в соответствии с п. 11 Переходных положений Закона Украины «О местном самоуправлении» от 21 мая 1997 г., завершилось в течение двух месяцев после вступления в силу соответствующим Законом. Таким образом, п. 7 разд. XV Конституции Украины был реализован за год после принятия Основного Закона.

Пункт 6 Переходных положений о формировании Конституционного Суда Украины в течение трех месяцев после принятия Конституции Украины, как уже отмечалось предварительно, был реализован вовремя и в полном объеме еще в 1996 г.

Пункт 9 комментируемых переходных положений предусматривал реформу прокуратуры, до проведения которой прокуратура продолжает выполнять в соответствии с действующими законами функцию надзора за соблюдением и применением законов и функцию предварительного следствия. Последняя должна была осуществляться прокуратурой до введения в действие законов, регулирующих деятельность государственных органов по контролю за соблюдением законов, и до формирования системы досудебного следствия и введения в действие законов, регулирующих ее функционирование. Несложно заметить, что определены в п. 9 разд. XV Конституции Украины полномочия и функции прокуратуры на переходный период не предусмотренные ст. 121 Основного Закона, которая определяет исчерпывающий круг задач и функций прокуратуры. Вместе с тем лишение прокуратуры функций и полномочий, определенных в п. 9 Переходных положений, имело бы негативные последствия для правопорядка и законности в Украине.

На сегодня п. 9 Переходных положений комментируемых остается одним из нереализованных до конца пунктов разд. XV Конституции Украины. Очевидно, что реформирование прокуратуры связано не только с принятием нового Закона Украины «О прокуратуре», но и с совершенствованием всего действующего уголовно процессуального законодательства. В то же время реализацию этого пункта нельзя считать «просроченной» из-за отсутствия четких темпоральных параметров реформирования прокуратуры, что не отрицает необходимость такой реформы.

Пункт 12 Переходных положений установил, что Верховный Суд Украины и Высший арбитражный суд Украины не дольше чем пять лет после принятия Основного Закона должны осуществлять свои полномочия в соответствии с действующим законодательством Украины до сформирования на принципах территориальности и специализации системы судов общей юрисдикции, определенной ст. 125 Конституции Украины. Судьи судов общей юрисдикции, избранные или назначенные на должности до вступления в силу Конституции Украины, продолжали осуществлять свои полномочия до окончания срока, на который они избирались или назначались. Зато судьи, чьи полномочия заканчивались в 1996 г., продолжали их выполнения в течение одного года.

Раздел VIII «Правосудие» Конституции Украины утверждал не только новую систему судов общей юрисдикции, но и новую философию правосудия, которая не могла быть реализована в сжатые сроки сразу после принятия Основного Закона. Для ее реализации законодатель отвел пятилетний переходный период, в течение которого и в последующие годы была осуществлена так называемая «Малая судебная реформа» (2001 г.), принят Закон Украины «О судоустройстве Украины» (2002 г.), создана система хозяйственных и специализированных административных судов, а в 2010 г. начата перестройка системы специализированных судов по гражданским и уголовным делам. В 2010 г. был принят Закон Украины «О судоустройстве и статусе судей», который начал новую судебную реформу, реализация которой позволит усовершенствовать систему судов общей юрисдикции в Украине.

Комментируемый блок Переходных положений уделял должное внимание и порядке функционирования органов местного самоуправления, избранных до вступления в силу Конституции Украины 1996 г., на период до формирования их нового состава в порядке, установленном ст. 141 и др. Основного Закона. Так, часть первая п. 8 разд. XV Конституции Украины установила, что сельские, поселковые, городские советы и председатели этих советов осуществляют определенные в ст. 143 Основного Закона полномочия до избрания нового состава этих советов на очередных выборах в марте 1998 г. С принятием Закона Украины «О местном самоуправлении» и после выборов 1998 г. институт председателей сельских, поселковых и городских советов был отменен. Члены территориальных общин начали избирать местные советы и сельских, поселковых, городских голов. Такая модель местного самоуправления соответствовала европейским стандартам в сфере местного самоуправления.

Районные и областные советы, избранные до принятия Конституции Украины, продолжали осуществлять указанные в ней полномочия до сформирования нового состава этих советов, а районные в городах советы и председатели этих советов осуществляли свои полномочия в соответствии с законом. В дальнейшем решение о создании и необразовании районных в городе советов Закон Украины «О местном самоуправлении» отнес к компетенции территориальных общин города.

Пункт 10 Переходных положений предусматривал, что до принятия законов, определяющих особенности осуществления исполнительной власти в городах Киеве и Севастополе согласно ст. 118 Конституции, продолжают осуществлять соответствующие государственные администрации. Содержание указанного положения обусловлено тем, что в. 133 Основного Закона закрепляет за этими городами специальный статус. На выполнение этого пункта 15 января 1999 г. Верховная Рада Украины приняла Закон Украины «О столице Украины – город герой Киев», который в 2010 г. претерпел серьезных изменений. Зато закон о городе Севастополь до сих пор не принят.

Четвертый содержательный блок комментируемых Переходных положений касается введения национальной денежной единицы – гривны. Так, п. 11 разд. XV Конституции Украины устанавливает, что часть первая ст. 99 Основного Закона – «Денежной единицей Украины является гривна» – вводится в действие после введения гривны. На реализацию этого пункта Переходных положений Президент Украины издал Указ от 25 августа 1996 г. № 762 «О денежной реформе в Украине», ст. 1 которого обязывала провести в Украине начиная с 2 сентября 1996 г. денежную реформу – введение в обращение определенной Конституцией национальной валюты, которой является гривня и ее сотая часть – копейка. Таким образом, п. 11 комментируемых Переходных положений был реализован через два месяца после принятия Конституции Украины.

Пятый содержательный блок Переходных положений связан с правовым режимом использования существующих военных баз на территории Украины для временного пребывания иностранных военных формирований. Согласно содержанию п. 14 разд. XV Конституции Украины, соответствующий правовой режим определяется международными договорами Украины, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины (ст. 9 Конституции). При этом временный характер пребывания иностранных военных формирований и существующих военных баз на территории Украины предопределяется содержанием части седьмой ст. 17 Основного Закона, которая запрещает создание и функционирование на территории Украины любых вооруженных формирований, не предусмотренных законом.

Исходя из принципов государственного суверенитета и территориальной целостности, Украина может установить любой порядок пребывания на ее территории иностранных воинских формирований и использования ими ранее созданных военных баз при условии, что такой правопорядок не будет противоречить международному праву и, в частности, международным обязательствам Украины.

На сегодня единственной военной базой, созданной до принятия Конституции Украины, на которой постоянно находятся иностранные военные формирования, есть база Черноморского флота Российской Федерации в Украине, дислоцированная в г. Севастополь. 28 мая 1997 г. между Украиной и Российской Федерацией был подписан международный договор о параметрах раздела Черноморского флота и о взаиморасчетах, связанных с этим делением, который позволял пребывания Черноморского флота Российской Федерации в Украине на 25 лет, до 28 мая 2017 г. 21 апреля 2010 г. Украина и Российская Федерация продлили действие международного договора от 28 мая 1997 г. еще на 25 лет с 28 мая 2017 г. со следующим автоматическим продлением на следующие 5 лет. Этот международный договор был ратифицирован Верховной Радой Украины в установленном порядке Законом Украины от 27 апреля 2010 г. Таким образом, п. 14 Переходных положений комментируемых остается одним из немногих, что до сих пор сохраняет свою актуальность.

Завершающий шестой блок Переходных положений Основного Закона касается установления даты проведения очередных выборов главы государства и парламента после принятия Решения

Конституционного Суда Украины от 30 сентября 2010 г. № 20 рп о признании неконституционным Закона № 2222-IV и восстановления действия Конституции Украины в редакции от 28 июня 1996 г.

После возобновления действия Конституции Украины в редакции от 28 июня 1996 г. возникли определенные правовые коллизии, связанные со сроками полномочий Верховной Рады Украины VI созыва и избранного в 2010 г. Президента Украины В. Ф. Януковича, а также со временем проведения следующих очередных выборов народных депутатов и главы государства в Украине. С целью преодоления соответствующих правовых коллизий Верховная Рада Украины приняла в порядке, установленном разд. XIII Конституции Украины, Закон Украины № 2952-VI «О внесении изменений в Конституцию Украины относительно проведения очередных выборов народных депутатов Украины, Президента Украины, депутатов Верховной Рады Автономной Республики Крым, местных советов и сельских, поселковых, городских голов», которым были внесены изменения в статьи 76, 77, 136, 141 и в разд. XV «Переходные положения» Конституции Украины.

Статьи 76, 77,136,141 Конституции Украины унифицировали сроки полномочий представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления Верховной Рады Украины, Президента Украины, Верховной Рады Автономной Республики Крым, местных советов и сельских, поселковых, городских голов, которые отныне избираются на 5 лет. Но, поскольку народные депутаты Украины и Президент Украины, в отличие от местных советов и сельских, поселковых, городских голов, избранных задолго до восстановления 30 сентября 2010 г. Конституции Украины в редакции от 28 июня 1996 г., возникла объективная необходимость четко и однозначно определить время проведения очередных выборов парламентариев и главы государства в Переходных положениях Конституции Украины.

Закон № 2952-VI «О внесении изменений в Конституцию Украины относительно проведения очередных выборов народных депутатов Украины, Президента Украины, депутате]! Верховной Рады Автономной Республики Крым, местных советов и сельских, поселковых, городских голов» дополнил разд. XV «Переходные положения» Конституции Украины двумя новыми пунктами 15 и 16, в которых четко установил дату проведения следующих выборов Верховной Советов и Украины – последнее воскресенье октября 2012 г., а также Президента Украины – последнее воскресенье марта 2015 г.

Следовательно, комментируемый разд. XV «Переходные положения» Конституции Украины в подавляющем большинстве своих положений остается на сегодня реализованным. В то же время в мировой практике нет однозначных теоретических и законодательных подходов к дальнейшему существованию реализованных переходных положений. Они остаются нормативным свидетельством сложности и неоднозначности национального конституционного процесса после принятия 28 июня 1996 г. Основного Закона. Анализ этих Положений позволяет понять истоки и сущность тех или иных институтов конституционного права, а следовательно – и закономерности и тенденции их дальнейшего развития в независимой Украине.

Другой комментарий к Разделу 15 Конституции Украины

В практике конституционного законодательства Украины раздел “Переходные положения” появился впервые. Такого раздела не было ни в одной из украинских конституций. Его появление в новой Конституции объясняется рядом объективных обстоятельств. Самая главная из них та, что в ней содержатся новые принципы организации общества и государства.

Впервые в украинском конституционном законодательстве Основной Закон не использует классовый подход до_суспільних явлений и исходит из того, что именно человек, его свобода и собственное достоинство, возможности самовыражения имеют бузы в Украине наивысшей социальной ценностью. Из этого главного принципа Конституции вытекают новые определения прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, новые принципы организации и функционирования государственной власти, в частности п разделение на законодательную, исполнительную и судебную, а также определение того, что общественная жизнь основывается на принципах политического, экономического и идеологического многообразия.

Закрепив на конституционном уровне новые основы общества и государства, Украина вступила в круг стран цивилизованного мира.

Принципиально новые положения Конституции, однако, не могут быть осуществлены сами по себе мгновенно. Чтобы все конституционные нормы действовали, стали обычными в жизни общества и государства, чтобы все привыкли жить и работать в соответствии с ними, надо еще много сделать. Преобразование современных общественных отношений согласно Конституции и на основе-дело большой работы государственных органов, должностных лиц, научных учреждений, всех граждан в течение определенного времени, которое можно назвать периодом поэтапного осуществления конституционной реформы.

Проведение конституционной реформы предусматривает завершения на основе Конституции совершенствование законодательной, исполнительной и судебной власти и местного самоуправления Украины, завершение экономической реформы, создания рыночной экономики, осуществление подготовки и переподготовки управленческих и юридических кадров, улучшение правового воспитания населения.

Для решения всех этих задач нужна соответствующая правовая база, существенное обновление всего массива действующего законодательства, принятия многих новых конституционных и органических законов, кодексов из базовых отраслей права.

Значительная роль в завершении конституционной реформы принадлежит государству. В это время крупных преобразований в Украине нужна, как никогда раньше, активная работа парламента, который должен в кратчайшие сроки осуществить обновление законодательства. Украине нужны и активные действия исполнительной власти, которая должна обеспечить внедрение новых законов в жизнь, осуществить экономическую реформу, реализовать программы социального и культурного развития страны и вместе с тем обеспечить независимость Украины, неприкосновенность ее границ, государственную безопасность. Обществу и государству нужна также сильная судебная власть, которая должна защитить права и свободы человека и гражданина и одновременно способствовать неуклонному соблюдению законов всеми государственными органами, должностными лицами и гражданами.

Именно поэтому реформирование органов государственной власти должно проходить постепенно, без нарушения одновременно всех существующих структур власти, а наоборот, с использованием их возможностей для осуществления конституционной реформы. При этом в “рубеже” государственной машины в Украине нет необходимости и потому, что процесс обновления государственного аппарата в стране начался не сегодня. Он был начат сразу после провозглашения независимости Украины. Существенно был изменен украинский парламент, который стал действовать на профессиональной основе. Конституционным законом был учрежден пост Президента и утвержден его правовой статус и порядок выборов. Была обновлена система органов исполнительной власти.

В новых условиях значительно активизировалась законодательная деятельность, было принято более 600 законов. В июне 1995 г. был заключен Конституционный Договор между Верховной Радой Украины и Президентом Украины об основных принципах организации и функционирования государственной власти, местного самоуправления в Украине, который определил основы организации государственной власти на основе принципа ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Таким образом. Конституция сформулировала новые принципы организации государственной власти и общества и развития законодательства не на пустом месте. Она учла положительные результаты преобразований в области государственного строительства и права.

Поэтому завершение конституционной реформы означает реформирование государственно-правовых институтов на основе Конституции. Но предполагается и определенная преемственность тех государственно-правовых институтов, которые были созданы после провозглашения независимости Украины и не противоречат принципам новой Конституции.

Сочетание задачу существенного обновления государственной власти и действующего законодательства с учетом преемственности государственно-правовых институтов обусловили содержание данного раздела. Назначение его заключается в том, чтобы обеспечить поэтапный, постепенный процесс обновления организации и функционирования законодательной, исполнительной, судебной власти, местного самоуправления и реформирования законодательства с учетом последовательности осуществляемых преобразований. Именно такой процесс конституционной реформы позволяет на каждом ее шаге определить научно обоснованную тактику преобразований.

Разделы (главы) с определением “Переходных положений” имеют конституции многих стран мира, выбравших демократический путь развития. Такие переходные главы есть в конституциях Азербайджана, Армении, Казахстана, Киргизии, Молдовы, России, а также Греции, Испании, Италии, Японии и др.

“Переходные положения” Конституции Украины, как и в конституциях других стран, закрепляющих порядок и сроки изменения действующего законодательства, а также сроки полномочий должностных лиц, органов государственной власти и местного самоуправления, избранных или назначенных до вступления в силу новой Конституции Украины.

Чрезвычайно важное положение закреплено в п. 1 “Переходных положений”, согласно которому законы и другие нормативные акты, принятые до вступления в силу новой Конституции, являются обязательными в части, не противоречащей Конституции. Это положение означает, что в течение определенного времени в Украине будет продлено действие многих законов и других нормативных актов, как принятых после провозглашения независимости Украины, так и частично обновленных законов, что были приняты еще раньше. Отмена всех этих законов невозможна и не нужна. Однако необходим научно-экспертный просмотр всего массива действующего законодательства, выявление в нем пробелов и противоречий относительно новой Конституции, некачественных, неэффективных законов с целью его скорейшего радикального обновления.

Процесс обновления законодательства начался в последние годы, а в ближайшее время приобретет еще большего развития. Вскоре будут приняты законы, которые урегулируют организацию и функционирование законодательной, исполнительной, судебной власти и местного самоуправления. Среди них такие важные акты, как законы о Кабинете Министров Украины, о министерствах и ведомствах Украины, о местном самоуправлении, о судебной власти и тому подобное. Подготовлены к принятию проекты важнейших кодексов: Гражданского, Гражданско-процессуального, Хозяйственного, Уголовного, о труде, об административных проступках.

Однако все это еще впереди. Поэтому в течение ближайшего времени в интересах общества и каждого гражданина чрезвычайно важно, чтобы все действующие в Украине законы и нормативные акты были подчинены принципа конституционности, – то есть действовали только те нормы законов и других нормативных актов, которые не противоречат Конституции Украины. Именно это и закреплено в “Переходных положениях”.

Согласно п. 2 “Переходных положений” Верховная Рада Украины осуществляет полномочия, предусмотренные новой Конституцией. Очередные выборы в Верховную Раду проводятся в марте 1998 г.

В Конституции полно и четко согласно распределению власти определен правовой статус Верховной, Рады и ее структура. Согласно Конституции, Верховная Рада является единственным органом законодательной власти, она выполняет учредительные и контрольные функции. Сохранена структура и порядок деятельности Верховной Рады, которые сложились и были определенные законодательством после провозглашения независимости Украины и подтверждены Конституционным Договором между Верховной Радой Украины и Президентом Украины.

Верховная Рада должна выполнить значительную работу по реформированию действующего законодательства, назначение или избрание на должности, предоставление согласия на назначение на должности лиц в случаях, предусмотренных Конституцией, постоянно осуществлять контроль за деятельностью Кабинета Министров, а также решить другие предусмотренные в Конституции задачи. Все это, а также учета организации преемственности Верховной Рады и обусловили сохранение в “Переходных положениях” срока деятельности нынешнего состава Верховной Рады до березы я 1998 г., то есть до истечения предусмотренного Конституцией четырехлетнего срока ее работы. Стабильность состава депутатов Верховной Рады, их опыт в законодательной и иной деятельности Верховной Рады будет способствовать эффективности работы парламента в сложный переходный период развития украинского общества.

За п. Из “Переходных положений” полномочия Президента сохраняются до последнего воскресенья октября 1999 г., то есть в течение всего предусмотренного Конституцией пятилетнего срока. До сих пор Президент осуществляет свои права и обязанности согласно его правовому статусу, предусмотренному Конституцией. Этот срок полномочий Президента обусловлен тем, что именно Президент как глава государства, гарант государственного суверенитета, территориальной целостности Украины, соблюдения Конституции, прав и свобод ее граждан должно обеспечить последовательный ход осуществления экономической и правовой реформы, формирования на основе Конституции и законов обновленной исполнительной и судебной власти и местного самоуправления и вместе с тем обеспечить необходимый покой и порядок в стране.

Согласно п. 4 “Переходных положений” Президент Украины в течение трех лет после вступления в силу Конституции имеет право издавать одобренные Кабинетом Министров и скрепленные подписью Премьер-министра указы по экономическим вопросам, не урегулированным законами.

Новая Конституция, реализуя принцип разделения властей, определила единственным органом законодательной власти Верховный Совет и не предусмотрела ее права делегировать свои полномочия другим органам и должностным лицам.

По Конституции акты Президента Украины принимаются только на основе и на выполнение Конституции и законов Украины. Таким образом, норма п. 4 “Переходных положений” является чрезвычайной, не предусмотренной нормами Конституции о правовой статус Верховной Рады и Президента. Вместе с тем практика “делегированного законодательства” не является новой для конституционного права Украины. Возможность делегированию законодательных полномочий была предусмотрена ст. 97 предыдущей Конституции Украины, а также Конституционным Договором, ст. 25 которого содержала право Президента издавать указы по вопросам экономической реформы, не урегулированным действующим законодательством, которые действуют до принятия соответствующих законов. Причины закрепления этой нормы в Конституционном Договоре очевидны. Ст. 25 рассматривалась как исключение из общего правила (ст. 17), который был обусловлен сложностью переходного периода, трудностями формирования рыночных основ экономики и необходимостью принятия неотложных временных решений. Те же самые потребности безотлагательного правового урегулирования рыночной экономики существуют и сейчас, после вступления в силу новой Конституции. Поэтому “Переходные положения” по сути признали целесообразность временного сохранения нормы Конституционного Договора, однако существенно изменили ее содержание, определив условия ее применения.

Предоставляя Президенту право издавать указы по экономическим вопросам, не урегулированным законами, “Переходные положения” ограничивают это право такими оговорками:

указ Президента должен быть одобрен Кабинетом Министров и скрепленные подписью Премьер-министра;

одновременно с указом Президент должен подать соответствующий законопроект в Верховную Раду и определить его безотлагательным, что влечет за собой обязательность внеочередного рассмотрения законопроекта Верховной Радой;

указ Президента вступает в действие только при условии, что в течение тридцати календарных дней со дня представления Президентом законопроекта (за исключением дней межсессионного периода) Верховная Рада не примет закон или не отклонит представленный законопроект большинством от ее конституционного состава;

указ Президента действует до вступления в силу законом, принятым Верховной Радой по этим вопросам;

это право должно существовать только в течение трех лет, после чего вступает в силу норма Конституции о принадлежности законодательной власти исключительно Верховной Раде Украины.

В п. 5 “Переходных положений” предусмотрено формирование Кабинета Министров в соответствии с новой Конституцией в течение трех месяцев после вступления ее в силу. В отличие от норм Конституционного Договора Конституция установила новый порядок формирования Кабинета Министров. Согласно Конституции Президент назначает Премьер-министра при согласии более чем половины от конституционного состава Верховной Рады, персональный состав Кабинета Министров назначается Президентом по представлению Премьер-министра. Этот порядок формирования Кабинета Министров должен обеспечить создание сильного и профессионального высшего органа в системе органов исполнительной власти.

Процесс формирования Кабинета Министров в Украине уже начался. По согласию Верховной Рады Президентом назначен новый Премьер-министр, формируется состав Кабинета Министров. Согласно новой Конституции из состава Кабинета Министров должны выйти те народные депутаты, которые не сложили своих полномочий. На рассмотрение Верховной Рады передан законопроект “О Кабинете Министров Украины”. Процесс обновления высшего органа исполнительной власти должно быть 1 завершен в течение трех месяцев. Установка в “Переходных положениях” такого короткого срока И обусловлено необходимостью скорейшего внедрения в жизнь Конституции, осуществления экономической реформы и программы социального и культурного развития страны. Новый состав Кабинета Министров будет осуществлять свои полномочия согласно Конституции и составит их перед новоизбранным Президентом Украины.

В пункте 10 “Переходных положений” определяются принципы осуществления исполнительной власти в городах Киеве и Севастополе на период до принятия отдельного закона, в котором должны быть урегулированы особенности функционирования исполнительной власти в них. Это объясняется тем, что в связи с принятием Основного Закона Конституционный Договор между Верховной Радой Украины и Президентом Украины и утвержденные на его основании Указом Президента Украины от 21 августа 1995 г. Положение об областной, Киевской, Севастопольской городской государственной администрации и Положение о районной, районной в городах Киеве и Севастополе государственную администрацию утратили силу. Согласно а 12 ст. 92 и ст. 120 Конституции организация и деятельность местных исполнительных органов определяются Конституцией и законами Украины.

Согласно новой Конституции национальной денежной единицей в Украине является гривна. Так звались денежная и весовая единица во времена Киевской Руси и денежная единица Украинской Народной Республики. Установка новой национальной денежной единицы в Украине имеет целью стабилизировать денежный курс путем осуществления денежной реформы и замыть старых обезцінених купонокарбованцев новыми, стабильными деньгами. Но проведение денежной реформы не может быть изолированным, чисто монетарным актом. Оно является составной частью общеэкономической реформы, связанной с определенной тенденцией экономической стабилизации. Исходя из этого гривна стала национальной валютой Украины с сентября 1996 г. согласно Указа Президента Украины “О денежной реформе в Украине” от 25 августа 1996 г. Теперь она является единственным законным средством платежа как в наличном обїгу, так и при безналичных расчетах. Введение гривни должен стать чрезвычайно важным шагом в экономических преобразованиях в стране.

Конституция определила новые принципы организации и функционирования судебной системы в Украине как независимой и самостоятельной ветви власти. Эти принципы имеют целью повысить роль и авторитет судов как главного органа защиты прав человека и гражданина. Согласно Конституции создается единая система судов общей юрисдикции, которая строится по принципу территориальности и специализации. Создание чрезвычайных и особых судов Конституция не допускает.

Конституция, однако, не конкретизировала структуры всей судебной системы. Этот вопрос должен быть решен органическим законом “О судебной власти”, который должен установить виды и структуру судов общей юрисдикции, в частности судов, которые строятся по принципу специализации, компетенцию судебных органов, статус Верховного Суда и высших судебных органов специализированных судов. Имея в виду необходимость разработки и принятия закона о судебной власти, ее организацию и функционирование, а также осуществления на основе Конституции и этого закона реформирования судебной системы, п. 12 “Переходных положений” предусматривает продление полномочий согласно действующего законодательства Верховным Судом Украины и Высшим арбитражным судом Украины и судьями всех судов Украины. Согласно ч. 1 п. 12 Верховный Суд и Высший арбитражный суд продолжают осуществлять свои полномочия согласно действующему законодательству до сформирования системы судов общей юрисдикции в Украине в соответствии с новой Конституции, но не дольше чем пять лет.

Конституция определила также новый порядок избрания и назначения судей общей юрисдикции. Первое назначение профессионального судьи сроком на 5 лет осуществляется Президентом Украины. Второй раз профессиональные судьи избираются Верховной Радой Украины и занимают свои должности бессрочно. Порядок назначения судей на первый срок Президентом и избрании судей Верховной Радой бессрочно в соответствии с Конституцией, значительно повышает авторитет судей должен быть определен специальным законом. Исходя из этого, ч. 2 П. 12 “Переходных положений” определяет правовые основы осуществления полномочий судьями всех судов, избранных или назначенных до вступления в силу новой Конституции. Согласно “Переходным положениям” судьи всех судов Украины, избранные И назначенные до вступления в силу Конституции, продолжают осуществлять свои полномочия до окончания срока, на который они избраны или назначены, и Те же судьи, полномочия которых закончились в день вступления в силу новой Конституции, продолжают осуществлять свои полномочия в течение одного года.

Установка в “Переходных положениях” правовых основ организации судов во время создания новых законы» о судах и осуществления судебной реформы должна обеспечить в сложных условиях переходного периода защита прав и свобод граждан, законность и правопорядок в обществе.

Конституция определила существенные изменения существующего порядка защиты свободы и неприкосновенности человека. неприкосновенности ее жилища. Действующим уголовно-процессуальным законодательством предусмотрена возможность ареста и хлопанье лица под стражей, а также проведения осмотра и обыска жилья с санкции прокурора. Конституция определяет для проведения ареста лица, содержания его под стражей, а также для проведения и осмотра или обыска жилья обязательность исключительно И мотивированного решения суда. Именно суд согласно Конституции проверяет материалы уполномоченных на то органов предварительного следствия о целесообразности содержания под стражей в течение семидесяти двух часов. Конечно, эти нормы Конституции предусматривают усиление юридических гарантий защиты неприкосновенности человека и его жилья. Однако введение нового порядка защиты прав человека требует предварительного создания ряда условий. Оно нуждается в частности:

осуществить существенное обновление законодательства о судебной системе с учетом новой функции судов по разрешению дел о законности и обоснованности ареста, содержания под стражей, осмотра и обыска жилища граждан;

определить в обновленном уголовно-процессуальном законодательстве механизм реализации нового порядка применения ареста, заключения и содержания под стражей, осмотра и обыска жилища, а также процессуальные нормы, касающиеся судебного рассмотрения дел по этим вопросам;

осуществить судебную реформу, обновление прокуратуры, сформировать систему досудебного следствия;

провести необходимую подготовку и переподготовку юридических кадров.

Решение всех этих сложных задач в современных условиях чрезвычайную актуальность борьбы с преступностью и определило необходимость предусмотреть в п. 13 “Переходных положений” сохранение в течение достаточно длительного времени (пять лет после вступления в силу Конституции) существующего порядка ареста, содержания под стражей и задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления, а также порядок проведения осмотра и обыска жилья или другого владения лица.

В пункте 14 “Переходных положений” речь идет о использование существующих военных баз на территории Украины для временного пребывания иностранных военных формирований. Оценивая содержание данного положения, невозможно обойтись без сравнения его со ст. 17 Конституции в части седьмой которой указывается, что на территории Украины не допускается расположение иностранных военных баз.

Главный вывод, который можно сделать в результате такого сравнения, сводится к тому, что в сравниваемых текстах термином “военные базы” охватываются различные объекты: так, в “Переходных положениях” этот термин не сопровождается указанием на іноземність, постольку здесь имеются в виду национальные военные базы. Лишь при таком понимании есть возможность избежать противоречия, которое неизбежно будет иметь место в других случаях. С другой стороны, только это толкование позволяет понять, почему использование военной базы возможно на условиях ее аренды, так как при противоположных обстоятельствах речь шла бы об аренде земли, а не баз или их имущества.

Вполне ясны причины, обусловившие включение сравниваемых положений в Конституцию Украины. Правда, их наличие требует рассмотрения такого вопроса – не противоречат ли приведенные конституционные положения общим нормам международного права.

Здесь уместно рассмотреть пункт 3 статьи 12 Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении договоров (19/8 г.). В нем, в частности, отмечается, что положения данной статьи, устанавливающие правило о неприкосновенности территориальных режимов, не распространяются на договорные обязательства, которые предусматривают создание иностранных военных баз на территории, являющейся объектом правопреемства соответствующего государства. Это означает, что даже если бы во времена СССР существовали некие соглашения в отношении любой неукраинской военной базы на территории Украины, то и тогда она, провозглашая свою независимость и заявляя о правопреемстве, не была бы обязана выполнять соответствующие обязанности этих сделок.

При отсутствии же таких договоренностей, реализуя свое неотъемлемое право на суверенитет и независимость, Украина может установить любой порядок пребывания на ее территории иностранных войск и использовании ее военных баз при условии, что этот порядок не будет противоречить признанным нормам международного права. А указание данного пункта “Переходных положений” о том, что условия аренды для временного пребывания иностранных военных формирований на территории Украины устанавливаются в порядке, определенном международными договорами Украины, ратифицированными Верховной Радой Украины, таким общепризнанным нормам международного права не противоречит.