Новая редакция ст. 1 Конституции Украины с Комментариями.

Украина есть суверенное и независимое, демократическое, социальное, правовое государство.

Комментарий к ст. 1 Конституции Украины

Статья 1 Конституции Украины имеет основополагающее значение для определения основополагающих принципов становления и развития украинской государственности. По сравнению с Декларацией о государственном суверенитете Украины, которая провозглашала ее суверенным национальным государством, ст. 1 Конституции добавляет к основных признаков государственности такие фундаментальные характеристики, на основании которых она должна строиться как независимое, демократическое, социальное, правовое государство. Тем самым она существенно развивает и обогащает основы конституционного строя Украины, придает им системный, согласованный характер.

В Конституции Украина прежде всего характеризуется как суверенное и независимое государство, с точки зрения важности этих признаков для самого существования и полноценного функционирования государства является вполне закономерным. Создание Украинского государства как независимого и суверенного стало выражением воли Украинского народа, реализацией им своего неотъемлемого права на самоопределение. В демократическом государстве именно народ признается носителем суверенитета и единственным источником власти, которую он может осуществлять непосредственно или через органы государственной власти. Поэтому наличие суверенитета для государственной власти является необходимой предпосылкой реализации органами государственной власти возложенных на них задач и функций.

Государственный суверенитет Украины означает верховенство государственной власти относительно любой другой власти внутри страны и ее независимость от любой другой власти за ее пределами. Конкретизация содержания этого положения осуществлена прежде всего в Декларации о государственном суверенитете Украины, которая определяет государственный суверенитет как верховенство, самостоятельность, полноту и неделимость власти республики в пределах ее территории и независимость и равноправие во внешних сношениях, а также ряде статей Конституции. Так, ст. 2 указывает, что суверенитет Украины распространяется на всю ее территорию; ст. 5 признает народ носителем суверенитета и единственным источником власти; ст. 9 предусматривает, что международные договоры могут считаться частью национального законодательства только после их ратификации Верховной Радой Украины; ст. 17 прямо запрещает размещение иностранных военных баз на территории Украины; ст. 17, ч. 1 ст. 65, ч. 1 ст. 79, п. 23 ст. 85, ч. 2 ст. 102, ч. 3 ст. 104, п. 1 ст. 116 определяют роль и обязанности народа и высших органов государственной власти Украины в обеспечении ее суверенитета и независимости, и, наконец, ч. 1 ст. 157 запрещает внесение изменений в Конституцию, если они направлены на ликвидацию независимости Украины.

В основу развития украинской государственности Конституцией положена концепция демократического, социального, правового государства, отвечающего современным требованиям конституционализма. Однако провозглашением демократического, социального и правового статуса Украины законодатель не столько констатировал реальное состояние государства, сколько выразил стремление и создал конституционные предпосылки для дальнейшей реализации названных принципов. Об этом свидетельствуют и положения преамбулы Конституции, где говорится, что Украинский народ, от имени которой выступает Верховная Рада Украины, стремится развивать и укреплять демократическое, социальное, правовое государство.

Принципы демократического, социального и правового государства (хотя каждый из них имеет определенную самостоятельность) не могут быть полностью осознанными вне системы, которую образуют. Это связано как с особенностями истории их формирования, так и со спецификой реализации данной концепции в Украине. Так, появление концепции социального государства и основанной на ней практики необходимо рассматривать как конкретизацию содержания правового государства в отношении требований, которые возникают перед обществом на определенных этапах развития. Вместе с тем анализ социальной государственности необходимо осуществлять с учетом ее единства с либеральными и демократическими традициями, поскольку социальное, правовое государство остается либеральным в политической сфере. Наконец, в отличие от стран Запада, где социальное государство возникает как характеристика правовой, что знаменует собой начало качественно нового этапа ее развития, в Украине становление демократической, правовой государственности не предшествует утверждению социального государства, а наоборот, происходит в условиях, когда социальные основы уже приобрели устойчивого характера, однако требуют существенного обновления.

Провозглашение в ст. 1 Конституции, что Украина является демократическим государством, означает, что она основана на осуществлении реального народовластия, уважения к правам и свободам человека и гражданина, на их активном участии в формировании государственного аппарата и осуществлении контроля за его деятельностью через выборы и представительные учреждения. Демократия имеет своей опорой и успешно функционирует в условиях развитого гражданского общества и таких его институтов, как рыночная экономика, политические партии, общественные организации, независимые средства массовой информации. В соответствии с этими требованиями Украинское государство должно создавать условия для эффективного функционирования структур гражданского общества.

Демократической считается и государство, которому свойственны такие признаки: гарантированность основных прав и свобод граждан, равенство прав всех граждан на участие в управлении государством; выборность представительных органов государства и отдельных должностных лиц; юридически определенная срочность полномочий представительных органов; реализация принципа разделения властей; подконтрольность и ответственность органов государства, политическая многообразие; принятие решения большинством голосов с учетом прав меньшинства; прозрачность и тому подобное.

Принцип демократического государства приобретает конкретизации и развития в других статьях и главах Конституции, которые посвящены вопросам правового регулирования обеспечения прав и свобод человека и гражданина, проведения референдумов и выборов, формирования высших органов государственной власти и контроля за их деятельностью, становления местного самоуправления.

Демократия тесно связана с характеристикой государства как правового и социального. Демократия способствовала путем постепенного признания социально экономических прав, введения социального законодательства превращению либерального правового государства в социальную и правовую. Кроме того, функционирование социальной государственности в условиях демократии предполагает, что социальные программы, в которых она реализуется, принимаются и осуществляются в рамках демократических процессов и процедур, четко установленных законодательством.

Украина характеризуется не только как демократическое, но и как социальное и правовое государство.

Правовое государство является определяющим и наиболее содержательным элементом господствующего в современных развитых странах типа государственности. Правовое государство представляет собой организацию политической власти, основанная на признании и реальном обеспечении прав и свобод человека и гражданина, верховенстве права, взаимной ответственности личности и государства.

К основным признакам правового государства относятся: признание, законодательное закрепление и гарантирование государством основных прав и свобод человека и гражданина; верховенство права; разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную; взаимная ответственность личности и государства; функционирование независимой и эффективной судебной власти; высокий уровень правового сознания и правовой культуры как отдельного индивида, так и общества в целом. Подавляющее большинство требований, раскрывающих содержание правового государства, закреплены в соответствующих разделах и статьях Конституции и создают необходимые правовые предпосылки для его становления и развития Украины как правового государства, в котором права человека признаются наивысшей социальной ценностью.

В определенном смысле правовое государство является программным понятием, которое воплощается в понятийных конструкциях с исторически меняющимся содержанием. Как следствие, содержание идеи правового государства подвергается определенным изменениям в зависимости от того, какие факторы признаются наиболее значимыми в тот или иной период истории. Становление Украины как правового государства связано с функционированием демократического и дееспособного гражданского общества и усилением его контроля и влияния на деятельность государственных институтов. Демократическое и правовое общество не может быть антагоничным по своей социальной сущности. Преодоление антагонизма требует устранения причин, которые его порождают, прежде всего социального неравенства. Однако гражданское общество не способно самостоятельно решить эту задачу. Поэтому оно санкционирует переход от либеральной к социальной модели правовой государственности и возлагает на последнюю эту обязанность, чем и признает правомерность ее существования.

Конституция создала предпосылки для развития Украины как социального государства. Социальной считается такое государство, которое признает человека наивысшей социальной ценностью, свое назначение видит в обеспечении гражданского мира и согласия в обществе, оказывает на субсидиарных началах социальную помощь индивидам и другим гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, с целью обеспечения каждому достойного уровня жизни. Прямое признание государства социальной позволяет утверждать, что конституционному устройству Украинского государства присущ принцип социального государства, через что он приобретает высшей императивной силы и становится загальнозначущим, в том числе и по социальной направленности законодательства.

Понятие “социальное государство” является общей правовой категорией, требующей дальнейшего определения его содержания. Для понимания этого понятия необходимо обращаться к нормам действующего законодательства, судебной практики и анализа существующих в обществе традиций. Вместе с тем через конституционную неопределенность содержания социального государства ссылка на этот принцип как на норму, имеет прямое действие, в судебной практике используется чрезвычайно редко. При решении конкретных дел предпочтение должно отдаваться конкретным конституционным нормам, если таковые имеют место, а также нормам, содержащимся в действующем законодательстве.

Как критерий соответствия текущего законодательства тем мерам, которые власть направляет на его реализацию, используют конституционные принципы социального государства, которые отражают закономерности ее развития и функционирования и присущие именно социальной государству, а поэтому нехарактерны для других типов государств, выполняющих определенные социальные функции. Социальное государство проявляется через принципы человеческого достоинства, социальной справедливости, солидарности, автономии общественных отношений и процессов субсидиарности и социальных обязательств.

Применение понятия социального государства совместно с правовым подчеркивает единство формальных и материальных элементов, касающихся организации и деятельности государства. Это является основанием для признания особого характера отношений между правовым и социальным государственностью: последняя должна рассматриваться как качественная характеристика, как материальное содержание правового государства. Закрепляя социальное государство в таком качестве, законодатель тем самым очертил те границы, в рамках которых она должна действовать, чтобы не противоречить требованиям демократической, правовой государственности, при помощи которых обеспечиваются политическое единство и соответствующее понимание задач, поставленных обществом перед государством.

Служебная роль социального государства по удовлетворению потребностей человека и гражданского общества не означает его пассивности. Императивом для социального государства является требование служения гражданскому обществу, содействия его функционированию. Что касается определения приоритетов в рамках этой задачи, приемов и средств его реализации, то в этом государство должно быть достаточно самостоятельным и независимым, если будет придерживаться условий, которые создает формула демократическое, социальное, правовое государство. Именно поэтому государство как представитель всего общества не должна допускать отождествления интересов отдельных групп с интересами общества в целом.

Воплощение принципов демократического, правового государства создает определенные предпосылки для достижения социального равенства, справедливости, а реализация положений социального государства способствует предупреждению разрушения демократических и правовых ценностей, размыванию правовой государственности вследствие роста радикализма в обществе.

Формирование социального, правового государства составляет важнейшее направление развития демократической государственности в Украине, одно из основополагающих задач демократизации украинского общества, реформы политической и правовой систем. Для построения социального, правового государства недостаточно закрепление на уровне Конституции характеристики Украины как демократического, социального, правового государства, а необходимые объективные и субъективные предпосылки, факторы для построения такой государственности на территории Украины.

Высокая ценность правового государства состоит в том, что она возникла на пути поиска свободы личности и форм народного представительства и всегда стремилась к защите социальной свободы, ее гарантирования. В правовом государстве власть ограничена правом, правами человека. В соответствии с принципом верховенства права в правовом государстве любой закон, в том числе и Конституция, должно быть справедливым, правовым. Это важно для государства, которое на конституционном уровне провозгласившем себя правовым. Не каждый закон, даже принятый в соответствии с четкой юридической процедуры, имеет правовой характер. Если закон нарушает конституционные права и свободы человека и гражданина, он не может считаться правовым.

В центре внимания правового государства должна быть человек, его права и свободы. Государство обязано признавать и гарантировать неотъемлемые права человека. В социальном, правовом государстве необходимо четко определить как формы, пути и механизмы деятельности Украинского государства, так и пределы реализации свободы граждан, гарантируемые правом. Гарантируя и обеспечивая права человека и гражданина на уровне международных стандартов, социальное, правовое государство не должно необоснованно вмешиваться в личную жизнь человека, пытаться решать за человека все его жизненные проблемы. Украинская держава призвана создавать для человека условия самостоятельно решать им свои проблемы. В таком направлении идет развитие конституционного процесса, реформирования политической и правовой систем в Украине.

Другой комментарий к статье 1 Конституции Украины

Эта статья является одной из ведущих, посвященных украинской государственности. В ней определены основные черты Украины как государства. Согласно Декларации о государственном суверенитете Украины, провозглашенной 16 июля 1990 года наше государство является суверенным, национальной, которая развивается в существующих границах на основе осуществления украинской нацией своего неотъемлемого права на самоопределение. Поэтому, ведя речь о суверенитете, следует отметить, что он как атрибут государства является одной из основ обеспечения государственной власти с учетом ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Народ является носителем суверенитета и единственным источником власти. Только народ может определять и изменять конституционный строй в Украине Это право не может быть узурпировано ни государством, ни его органами или должностными лицами. Суверенитет предоставляет возможность осуществлять через соответствующие государственные структуры функции по формированию и реализации как внутренней, так и внешней политики Украины.

Из суверенности Украины и вытекает ее независимость. Ведь только суверенное государство может быть независимым и имеет право самостоятельно решать свои внутренние и внешние дела без вмешательства в них любой другой страны. Как государственный суверенитет, так и независимость являются главными признаками государства, без которых она не может нормально функционировать. Учитывая это, государства официально провозгласили свой суверенитет. Как уже отмечалось, это в свое время сделала и Украина.

Конституция характеризует Украину как демократическое государство, в котором существует республиканская форма правления, то есть граждане имеют право формировать состав законодательного органа, избирать Президента, решать вопросы местного самоуправления и другие.

Система закрепленных в Конституции прав и свобод человека и гражданина свидетельствует о высоком уровне демократии в Украине. Граждане имеют равные конституционные права и свободы, многие из которых являются определяющими для понимания Украины как демократического государства.

В частности, это право на свободу и личную неприкосновенность, право на свободу мысли и слова, на свободное выражение своих взглядов и убеждений, свободу мировоззрения и вероисповедания, объединения в политические партии и общественные организации, право участвовать в управлении государственными делами, во всеукраинском и местных референдумах и прочее.

Украина провозглашена социальным государством, в котором человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, не-прикосновенность и безопасность признаются наивысшей социальной ценностью. Государство для человека, а не наоборот-такое содержание многих конституционных норм, которые определяют общегосударственную политику в социальной сфере, обеспечивают социальную направленность экономики, 11, 13, 17, 27, 43, 45, 52 и другие). Уважая принципы социальной справедливости. Конституция предоставляет равные условия для развития каждой личности, возможность применения ею своих способностей на собственную и общественную пользу. Важным признаком социального государства не только учет, но и содействие с ее стороны удовлетворению интересов всех социальных групп и слоев населения, укрепление на этой основе социального согласия и единства народа.

Правда, размер пенсий наших граждан не всегда дает возможность обеспечить соответствующий уровень их жизни. Поэтому является весьма важным в этом плане ч. Ст. 46 Конституции о том, что пенсии, другие виды социальных выплат и пособий, являющиеся основным источником существования, должны обеспечивать уровень жизни не ниже прожиточного минимума, установленного законом.

Каждый имеет право на достаточный жизненный уровень для себя и своей семьи, включающий достаточное питание, одежду, жилье (ст. 48).

Определение Украины правовым государством еще не отражает реальность настоящего, а является одной из первоочередных задач, которую необходимо решать в ближайшее время. Только. как свидетельствует мировая практика, далеко не все, даже демократически развитые государства, в своих конституциях закрепили подобные положения.

Основным признаком такого государства является то, что в нем царит и верховенствует закон. Все государственные органы, их должностные лица, объединения граждан и другие субъекты права должны действовать в рамках Конституции и соответствии с законами Украины. Это правило вводится в ранг конституционного принципа (ст. 6, 8 Конституции).

Важно то. что гражданам гарантируется обращение в суд для защиты своих конституционных прав и свобод (ч. Ст. 8). Эти обращения могут быть по поводу действий или бездействия органов государственной власти или местного самоуправления, должностных и служебных лиц. Конечно, что одним из оснований для таких обращений является несоблюдение требований закона со стороны соответствующих государственных органов, их должностных лиц. Впервые Конституция предоставила возможность обращаться каждому за защитой своих прав к Уполномоченному Верховной Рады Украины по правам человека. Кроме того, после использования всех национальных средств правовой защиты своих прав и свобод каждому предоставлено право обращаться в соответствующие органы международных организаций, членом или участником которых является Украина (ст. 55). Такие возможности, которые отвечают мировым стандартам, человеку и гражданину могут быть предоставлены только в правовом государстве.

Для правового государства, а значит и для Украины, характерны и другие признаки, закрепленные конституционно: признание приоритета прав и свобод человека и гражданина; взаимная ответственность государства и гражданина; разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную; демократическая форма правления; социальная справедливость и гуманизм и другие. И особенно важным в этом плане является то, что Конституция не только провозгласила, но и создала прочные конституционные основы правового государства. И основные признаки и принципы закреплены в соответствующих конституционных нормах.