Новая редакция ст. 102 Конституции Украины с Комментариями.

Президент Украины является главой государства и выступает от его имени.

Президент Украины является гарантом государственного суверенитета, территориальной целостности Украины, соблюдения Конституции Украины, прав и свобод человека и гражданина.

Президент Украины является гарантом реализации стратегического курса государства на приобретение полноправного членства Украины в Европейском Союзе и в Организации Североатлантического договора.

Комментарий к ст. 102 Конституции Украины

Институт президентства в современной Украине в процессе своего становления прошел несколько этапов, связанных с изменением статуса президента.

Согласно Закону от 5 июля 1991. «Об учреждении поста Президента Украинской ССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основного Закона) Украинской ССР» и Законом «О Президенте Украинской ССР» Президент Украины по своему статусу был высшим должностным лицом Украинского государства и главой исполнительной власти. В Конституционном Договоре между Верховной Радой Украины и Президентом Украины «Об основных принципах организации и функционирования государственной власти и местного самоуправления в Украине на период до принятия новой Конституции Украины» от 8 июня 1995 г. закреплялось, что Президент Украины является главой государства и главой государственной исполнительной власти Украины. По действующей Конституции Украины, исходя из содержания ст. 102, Президент является главой государства и выступает от ее имени (ч. 1 ст. 102), а также является гарантом государственного суверенитета, территориальной целостности Украины, соблюдения Конституции Украины, прав и свобод человека и гражданина (ч. 2 ст. 102). Следует отметить, что закрепление на конституционном уровне статуса президента как главы государства и как гаранта определенных политико-правовых и социальных ценностей является характерным для многих стран мира, в частности статус президента как главы государства закреплено в Конституциях Италии, Эстонии, Болгарии, Венгрии и др, как гаранта – в Конституциях Польши, Франции, Румынии и тому подобное, как главы государства и одновременно как гаранта – в Конституциях России, Казахстана, Таджикистана и тому подобное. В теории конституционализма определения президента главой государства и доктрина «президента–гаранта» являются основаниями для обоснования особого места, роли президента в государственном механизме и выделение президентской власти.

Правовой и реальный статус президента, его роль в процессе осуществления государственной власти зависит от ряда определенных факторов, а именно: вида республиканской формы правления, характера существующего в государстве политического режима, от ряда других обстоятельств, в том числе от конституционных традиций, сложившихся в конкретной стране.

Учитывая то, что Украина является разновидностью смешанной республики, которая в науке конституционного права получила название «полупрезидентська» (или «президентско парламентская») республика, Президент в такой республике занимает особое место, которое существенно отличается от других видов республиканского правления. В частности, Президент «не вписывается» в две полярные системы парламентской и президентской республик и «выходит» за пределы традиционной концепции разделения государственной власти.

Власть Президента выделяется не только по функциональному признаку, как три классические власти – законодательная, исполнительная и судебная, но и по своим ценностным назначению, которое заключается в обеспечении единства государственной власти, согласованности осуществления функций государства органами всех «ветвей» власти, используя для этого полномочия, которыми Президент Украины наделен в законодательной, исполнительной и судебной сферах. Объем полномочий Президента Украины дает основания для вывода, что в Украине создан институт «сильного» главы государства при закреплении принципа разделения государственной власти с действенным механизмом сдержек и противовесов.

Статья 102 Конституции Украины определяет основы конституционно правового статуса Президента Украины, основными элементами которого являются ценностно функциональное назначение Президента Украины в государстве, обществе относительно других субъектов права, а также основные направления деятельности главы государства – функции Президента Украины.

Ценностно функциональное назначение Президента Украины в государстве и обществе раскрывается через определение его места в системе государственной власти Украины и определяется следующими характеристиками: во-первых, Президент Украины в системе разделения государственной власти не относится ни к законодательной, ни к исполнительной, ни к судебной власти, занимая особое, самостоятельное место в государственном механизме, но по содержанию своих полномочий Президент Украины больше всего приближен к исполнительной власти; во вторых, власть Президента Украины является производной от власти народа Украины, который является носителем суверенитета и единственным источником власти в Украине (ч. 2 ст. 5 Конституции Украины), что обеспечивает формальную независимость Президента Украины от других высших органов государственной власти; в третьих, Президент обеспечивает единство государственной власти и государственной политики, целостность государственного механизма; в-четвертых, Президент Украины является равноправным органом в системе высших органов государственной власти; в пятых, Президент Украины обязан действовать только на основании, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины (ч. 2 ст. 19 Конституции).

Характеристика Президента Украины как главы государства означает, что Президент Украины является высшим единоличным органом государственной власти, который является воплощением (олицетворением) государства и государственной власти в целом и имеет полномочия выступать от имени государства.

Право выступать от имени государства, то есть представительство государства, реализуется как право выступать от имени Украины во внутренней жизни страны и в международных отношениях.

Право выступать от имени государства в ее внутренней жизни означает, что Президент как глава государства выступает от имени всей государственной власти перед народом Украины и во взаимоотношениях с другими властными структурами, и выражается в таких его возможных действиях: Президент Украины обращается с посланиями к народу и с ежегодными и внеочередными посланиями к Верховной Раде Украины о внутреннем и внешнем положении Украины; от имени Украины Президент награждает государственными наградами, устанавливает президентские отличия и награждает ими; принимает решение о принятии в гражданство Украины и прекращении гражданства Украины, о предоставлении убежища в Украине; осуществляет помилование и тому подобное.

Одними из приоритетных полномочий Президента Украины в осуществлении функций представительства государства за ее пределами есть его полномочия по представительству государства в международных отношениях и осуществления руководства внешнеполитической деятельностью государства, ведение переговоров и заключение международных договоров Украины; принятие решений о признании иностранных государств; назначение и освобождение глав дипломатических представительств Украины в других государствах и при международных организациях, принятие верительных и отзывных грамот дипломатических представителей иностранных государств и тому подобное. Здесь Президент Украины выступает как субъект международных отношений.

Статус Президента Украины как главы государства и право выступать от ее имени можно охарактеризовать как основное ценностно функциональное назначение Президента Украины, что обуславливает его функции – основные направления деятельности, закрепленные в ч. 2 ст. 102 Конституции Украины, которые, в свою очередь, отражают содержание конкретных полномочий Президента Украины, закрепленных в ст. 106 Конституции Украины.

Таким образом, ч. 1 ст. 102 Конституции Украины является общей в отношении ч. 2 ст. 102, нормы которого являются общими нормами раздела V «Президент Украины» и всех других норм Конституции Украины о Президенте Украины (за исключением норм раздела i «Общие принципы»).

В части 2 ст. 102 Конституции Украины закреплены положения о Президента – гаранта в отношении определенных сфер государственного и общественного бытия.

Во первых, Президент Украины является гарантом государственного суверенитета и территориальной целостности Украины. Это означает, что глава государства должен использовать свои полномочия для обеспечения государственного суверенитета Украины. В Декларации о государственном суверенитете Украины от 16 июля 1990 г. государственный суверенитет определяется как верховенство, самостоятельность, полно и неделимость государственной власти Республики в пределах ее территории и независимость и равноправие во внешних сношениях.

Государственный суверенитет Украины связан с принципом территориальной целостности Украины, который означает, что территория Украины – единая и неделимая государственная власть ее органов распространяется на всю территорию страны и осуществляется по принципу сочетания централизации и децентрализации в рамках полномочий, определенных Конституцией и законодательством Украины.

На выполнение этой функции Президент Украины обеспечивает государственную независимость, национальную безопасность и правопреемство государства; является Верховным Главнокомандующим Вооруженных Сил Украины; назначает на должности и освобождает с должностей высшее командование Вооруженных Сил Украины, других военных формирований; возглавляет Совет национальной безопасности и обороны Украины; вносит в Верховную Раду Украины представление об объявлении состояния войны и принимает решение об использовании Вооруженных Сил Украины в случае вооруженной агрессии против Украины; принимает соответственно закону решение об общей или частичной мобилизации и введении военного состояния в Украине или в отдельных ее местностях в случае угрозы нападения, опасности государственной независимости Украины. Как представитель Украины в международно правовых отношениях Президент Украины должен способствовать осуществлению внешнеполитической деятельности Украины, направленной на обеспечение ее национальных интересов и безопасности путем поддержания мирного и взаимовыгодного сотрудничества с членами международного содружества по общим принципам и нормам международного права.

Во вторых, Президент Украины является гарантом соблюдения Конституции Украины, что означает обеспечение конституционного правопорядка и конституционной законности в государстве. Конституционный правопорядок – это качественное состояние общественных отношений, урегулированных конституционно-правовыми нормами, который достигается в результате правомерного поведения (и деятельности) всех субъектов конституционного права. Основными характеристиками конституционного правопорядка являются: урегулированность общественных отношений конституционно правовыми нормами; функционирования государственных и общественных институтов в режиме конституционной законности (конституционности); легитимность публичной власти; сочетание (гармоничность), коллективных (общественных) и личных интересов.

Принцип конституционной законности означает установление режима реальности конституции, то есть ее наличие, правовой характер, прямое действие ее норм и эффективную ее охране; точное и неуклонное осуществление положений конституции и других конституционно-правовых актов всеми субъектами, которым они адресованы; единую направленность (согласованность на основе конституционных принципов), системность законодательства; реальное действие иерархии нормативно правовых актов, в системе которых конституция имеет наивысшую юридическую силу.

Базисом конституционной законности является конституция. Безусловно, если нет конституции, то и о конституционной законности не может быть и речи. В этом случае четко прослеживается связь между принципом конституционной законности и принципу верховенства Конституции Украины, который означает верховенство Конституции в системе законодательства, то есть ее высшую юридическую силу; конституционно установленную процедуру принятия и внесения изменений в Конституцию; нормативно установленные механизмы реализации и защиты Конституции; обязательное соответствие законов и всех других нормативно правовых актов Конституции Украины.

Кроме того, принцип конституционной законности означает соответствие конституционной практики конституционным положением, то есть максимально возможное совпадение фактической и юридической конституции государства, поскольку всеобъемлющая их идентичность является проблематичной, по крайней мере на современном этапе развития Украинской государственности.

На выполнение этой функции Президент Украины имеет право на представление в Конституционный Суд Украины по вопросам конституционности, т. е. соответствия Конституции Украины законов и других правовых актов Верховной Рады Украины, актов Кабинета Министров Украины, правовых актов Верховной Рады Автономной Республики Крым. Если закон Украины, который поступил ему па подпись от Верховной Рады Украины, по мнению Президента, является неконституционным, он должен воспользоваться правом вето и вернуть его в парламент на повторное рассмотрение; когда же конституционность закона сомнительна, он может подписать его и одновременно обратиться с конституционным представлением в Конституционный Суд Украины. Действие нормативно правовых актов Верховной Рады Автономной Республики Крым может быть остановлено Президентом Украины по мотивам их несоответствия Конституции Украины и законам Украины с одновременным обращением в Конституционный Суд Украины. Относительно актов Кабинета Министров Украины и Совета министров Автономной Республики Крым, Президент может по мотивам несоответствия этих актов Конституции или нарушения прав и свобод человека и гражданина отменить их.

Президент Украины как гарант соблюдения Конституции Украины при любых условиях сам обязан действовать только на основании, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины, что было подчеркнуто в Решении Конституционного Суда Украины от 15 октября 2008 г. № 23–рп/2008 (дело о провозглашении Президентом Украины всеукраинского референдума по народной инициативе).Ни одна «уважительная» причина не может быть основанием для выхода Президента за пределы его компетенции, установленной Конституцией Украины и детализированной в действующем конституционном законодательстве.

Кроме того, характерными полномочиями в сфере обеспечения конституционного правопорядка есть полномочия Президента Украины относительно назначения на должность и увольнения с должности по согласию Верховной Рады Украины Генерального прокурора Украины, а также назначение трети состава Конституционного Суда Украины, осуществление первого назначения на должность профессионального судьи сроком на пять лет.

В третьих, Президент Украины является гарантом прав и свобод человека и гражданина.

Конституция Украины закрепляет в качестве одной из основ конституционного строя принцип, согласно которому человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются в Украине наивысшей социальной ценностью (ч. 1 ст. 3 Конституции Украины), поэтому Президент Украины как глава государства является гарантом прав и свобод человека и гражданина, что определяет одну из его основных функций – обеспечение прав и свобод человека и гражданина.

С целью осуществления этой функции Президент Украины принимает в случае необходимости решение о введении в Украине или в отдельных ее местностях чрезвычайного положения, а также объявляет отдельные местности Украины зонами чрезвычайной экологической ситуации – с последующим утверждением этих решений Верховной Радой Украины.

Выступая гарантом соблюдения прав и свобод человека и гражданина, Президент Украины обязан способствовать созданию эффективной системы защиты прав и свобод человека.

Эффективная защита прав и свобод человека и гражданина государством обеспечивается с помощью соответствующего юридико правового механизма, в состав которого входят нормативные (материальные и процессуальные) и институциональные формы и средства. Нормативная часть должна быть представлена соответствующей системой законодательства, действенность которой является необходимым условием обеспечения и защиты прав и свобод человека. В этом случае Президент Украины должен действовать, используя для этого свои полномочия в законодательной сфере, в частности через применение права законодательной инициативы (ст. 93 Конституции Украины) путем внесения в Верховную Раду Украины законопроектов или предложений о принятии законов, в частности направленных на обеспечение и защиту прав и свобод человека и гражданина и тому подобное. Верховная Рада Украины как единственный орган законодательной власти в Украине принимает законы, определяющие права и свободы человека и гражданина, гарантии этих прав и свобод, основные обязанности гражданина (п. 1 ч. 1 ст. 92 Конституции Украины). К тому же законопроекты, определенные Президентом Украины как неотложные, должны рассматриваться Верховной Радой Украины вне очереди. Кроме того, Президент имеет право вносить законопроекты о внесении изменений и дополнений к Конституции Украины (ст. 154 Конституции Украины).

Нормативная часть механизма защиты прав и свобод человека и гражданина непосредственно связана с институциональной, которая представлена соответствующими государственными институтами. Исходя из того, что права и свободы человека и гражданина и их гарантии определяют содержание и направленность деятельности государства, а утверждение и обеспечение прав и свобод человека является главной обязанностью государства (ч. 2 ст. 3 Конституции Украины), все органы государственной власти должны выполнять функцию государства по защите прав и свобод человека и гражданина. Так, Кабинет Министров Украины осуществляет функцию защиты прав и свобод человека и гражданина за выполнение своих полномочий, закрепленных в Конституции Украины, а именно: принимает меры относительно обеспечения прав и свобод человека и гражданина (п. 2 ст. 116); обеспечивает проведение политики в сферах труда и занятости населения, социальной защиты, образования, науки и культуры (п. 3 ст. 116); обеспечивает равные условия развития всех форм собственности (п. 5 ст. 116). Местные государственные администрации на соответствующей территории обеспечивают соблюдение прав и свобод граждан (п. 2 ст. 119 Конституции Украины). Эта функция должна быть одной из основных в деятельности органов прокуратуры Украины и других правоохранительных органов. Президент Украины имеет полномочия, которые позволяют ему влиять на деятельность этих органов. Так, в данном случае Президент Украины пользуется его учредительными полномочиями, в частности образует суды в определенном законом порядке, а также через использование широкого круга номинационных полномочий в сфере исполнительной власти (ч. 9,10 ст. 106 Конституции Украины).

Как глава государства Президент Украины обязан направлять деятельность соответствующих органов государства на обеспечение четкого и своевременного реагирования на факты нарушения прав и свобод человека в Украине.

Как отметил Конституционный Суд Украины (Определение от 8 мая 1997 г. № 11-3 в деле за конституционным обращением Романчука Николая Павловича относительно официального толкования положения статьи 102 Конституции), за главой государства закреплено широкие полномочия как в решении общегосударственных проблем, которые требуют сочетания политических, экономических, социальных и других аспектов функционирования государства, так, равнозначно, и в рассмотрении локальных вопросов, касающихся защиты справедливости, прав, свобод и интересов отдельного человека в случае их нарушения кем, в том числе и государством. Для реализации этих функций Президент принимает решения, а в случае необходимости непосредственно вмешивается в критическую ситуацию с целью устранения любой угрозы для государства и его граждан.

Наряду с этим действует конституционный механизм распределения прерогатив в области управления, который связывает Президента с различными звеньями государственного аппарата. Для обеспечения конституционного порядка, нормального функционирования государства существует структурированная, многоуровневая иерархическая система органов исполнительной и судебной власти. Они наделены соответствующей юрисдикцией, имеют свой предмет ведения и реализуют полномочия определены законодательством процедурные рамки и технологии (Определение Конституционного Суда Украины от 8 мая 1997 г. № 11–с в деле за конституционным обращением Романчука Николая Павловича относительно официального толкования положения статьи 102 Конституции [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://upiter/pls/wccu/p0062?lang=0&rej=0&pf5511=33391).

Президент Украины как гарант соблюдения Конституции, прав и свобод человека и гражданина назначает всеукраинский референдум относительно изменений Конституции Украины соответственно статье 156 Конституции, провозглашает всеукраинский референдум по народной инициативе. Системный анализ этой конституционной нормы и положений статей 69, 72 Конституции Украины указывает на то, что провозглашение всеукраинского референдума по народной инициативе является обязанность Президента Украины (Решение Конституционного Суда Украины от 15 октября 2008 г. № 23 рп / 2008 (дело о провозглашении Президентом Украины Всеукраинского референдума по народной инициативе) / / Офіційний вісник України. – 2008. – № 80. Ст. 2701).

При осуществлении определенных в статье 102 Конституции Украины функций Президент Украины использует другие полномочия, закрепленные в Конституции Украины, без права передачи этих функций и полномочий другим лицам или органам.

Другой комментарий к статье 102 Конституции Украины

Статус Президента Украины, как он определен в этой статье Конституции, дает основание считать его воплощением (олицетворением) государства и государственной власти в целом, а не какой-то ее отдельной ветви, что обусловлено кругом полномочий, его ролью и местом в политической жизни общества. Как глава государства Президент является высшим должностным лицом и именно поэтому наделяется полномочиями выступать от имени Украины и во внутренней жизни страны, и в международных отношениях. То есть полномочия Президента не требуют дополнительного заверения, они вытекают из самого факта признания его как главы государства.

В мировой конституционной практике статус президента определяется таким образом не всегда. Вместе с подобным определением роли президента (Италия, Россия, Венгрия) существуют определение его как главы исполнительной власти (Мексика, США). В то же время в конституциях некоторых стран (Франция, ФРГ) статус президента в системе государственных органов вообще четко не определен – отмечается лишь перечень его полномочий.

Основные направления деятельности Президента Украины согласно ч. 2 ст. 102 Конституции таковы. Во-первых, на него возлагается обязанность быть гарантом государственного суверенитета, то есть неделимости, верховенства, независимости государственной власти в Украине. Во-вторых, Президент выступает как гарант территориальной целостности Украины. На него возлагается обязанность обеспечения неприкосновенности внешних границ Украины, так и безусловного прекращения попыток любых сил внутри страны расчленить территорию Украины или отделить какую-то ее часть. В-третьих, Президент действует как гарант Конституции по обеспечению соответствия внутренней и внешней политики интересам государства, Основному Закону Украины, является гарантом прав и свобод человека и гражданина. Это означает, что он обязан создавать условия, которые обеспечивали бы четкое и своевременное реагирование соответствующих органов государства на любые факты нарушения конституционных предписаний. Наконец, Президент как гарант прав и свобод человека и гражданина должен также способствовать созданию соответствующих механизмов контроля и обеспечения реализации этих прав и свобод, а отстаивая их – создавать условия нетерпимого отношения к любым случаев нарушение таких прав и свобод.

При осуществлении функции главы государства Президент пользуется полномочиями, которые закрепляются в ст.106 Конституции Украины (см. комментарий к этой статье).