Новая редакция ст. 105 Конституции Украины с Комментариями.

Президент Украины пользуется правом неприкосновенности на время исполнения полномочий.

За посягательство на честь и достоинство Президента Украины виновные лица привлекаются к ответственности на основании закона.

Звание Президента Украины охраняется законом и сохраняется за ним пожизненно, если только Президент Украины не был смещен с поста в порядке импичмента.

Комментарий к ст. 105 Конституции Украины

Комментируемая статья определяет юридические гарантии деятельности Президента Украины. Анализируя ч. 1 ст. 105 Конституции Украины, надо прежде всего иметь в виду, что по поводу ч. 1 вышеуказанной статьи является официальное толкование, сказанное Конституционным Судом Украины в Решении от 10 декабря 2003 г. В частности, в деле по конституционному представлению 47 народных депутатов Украины об официальном толковании положений ч. 1 ст. 105, ч. 1 ст. 111 Конституции Украины (дело о неприкосновенности и импичменте Президента Украины) от 10 декабря 2003 г., № 19 рп / 2003 Конституционный Суд Украины установил:

1. В Конституции Украины положения о неприкосновенности изложены по разному. Народным депутатам Украины гарантируется (ч. 1 ст. 80 Основного Закона), тогда как Президент Украины, «только пользуется правом неприкосновенности на все время исполнения полномочий» согласно ч. 1 ст. 105 Конституции Украины).

2. Ограничение права неприкосновенности главы государства предусмотрено в Основном Законе Украины только в случае рассмотрения Верховной Радой Украины вопроса об импичменте, в отличие от объема и гарантий депутатской неприкосновенности, которые по согласию Верховной Рады Украины допускают возможность привлечения народных депутатов Украины к уголовной ответственности, задержания или ареста.

3. Под понятиями «право неприкосновенности человека» и «право неприкосновенности Президента Украины» понимаются различные конституционные институты. Существенные свойства этого права Президента Украины предоставляют ему признаков должностно функционального иммунитета, что обусловлено публично-правовым статусом Президента Украины, установленным исключительно Конституцией Украины. Институт Президента Украины основывается на совокупности норм, содержащихся в разделе V Конституции Украины, согласно которым Президент Украины определен, в частности, главой государства, выступает от его имени, является гарантом государственного суверенитета, территориальной целостности Украины, соблюдения Конституции Украины, прав и свобод человека и гражданина. Учитывая это, Президент Украины нуждается и в надлежащем уровне правовой защиты. Такой защиты служит прежде всего предписание ч. 1 ст. 105 Основного Закона о том, что Президент Украины пользуется правом неприкосновенности на время выполнения полномочий.

Исходя из приведенного и руководствуясь действующим законодательством, Конституционный Суд Украины решил: положение ч. 1 ст. 105 Конституции Украины надо понимать так, что Президент Украины на время исполнения полномочий не несет уголовной ответственности, против него не может быть возбуждено уголовное дело.

Комментируя часть 1 ст. 105 Конституции Украины, необходимо также обратить внимание на сформулированную Конституционным Судом Украины позицию относительно проблемы депутатской неприкосновенности как важной конституционной гарантии беспрепятственного и эффективного осуществления своих функций народным депутатом Украины, который без согласия Верховной Рады Украины не может быть привлечен к уголовной ответственности, задержан или арестован (Решение Конституционного Суда Украины в деле за конституционным представлением Министерства внутренних дел Украины относительно официального толкования положений ч. 3 ст. 80 Конституции Украины (дело о депутатской неприкосновенности) от 27 октября 1999 г. № 9 рп / 99). Исходя из этого решения можно утверждать, что депутатская неприкосновенность имеет определенные ограничения, а право неприкосновенности Президента Украины не может быть отменено, приостановлено или ограничено путем возбуждения против него уголовного дела и преследования в порядке уголовного судопроизводства. Таким образом, право неприкосновенности Президента Украины надо понимать как органическую составляющую его конституционно правового статуса, что имеет в виду обеспечение условий для реализации возложенных на него полномочий. Корректировка содержания этого права невозможно без внесения соответствующих изменений в Конституцию Украины.

Вместе с тем, Конституционный Суд Украины отметил, что право неприкосновенности Президента Украины имеет ограничения во времени и действует согласно Конституции Украины, только во время выполнения им полномочий.

В части 2 ст. 105 Конституции Украины предусмотрено, что за посягательство на честь и достоинство Президента Украины виновные лица привлекаются к ответственности на основании закона. При этом можно утверждать, что под посягательством следует понимать любые действия, которые вызывают или могут нанести ущерб чести и достоинству Президента Украины (Словарь терминов и понятий, применяемых в действующих нормативно правовых актах Украины / сост.: О. В. Рогачева, К. С. Винокуров, Ю. и. Крусь, О. А. Меню, С. А. Меню; ОТП. ред.: в. Ф. Сиренко, С. Р. Станик. – К.: Орионы, 1999. С. 306).

Под честью и достоинством Президента Украины необходимо понимать охраняемые законом личные неимущественные права и неотчуждаемые блага, которые обеспечивают социальное бытие и профессиональную деятельность Президента Украины. В общем «честь-понятие морального сознания и категории этики, которое включает в себя моменты осознания индивидом или организацией своего общественного значения и признания этого значения со стороны общества. Понятие “честь” по смыслу близко к категории “достоинство”, являющееся фактором морального сознания, в котором выражается представление о самоценности личности, ее моральном равенстве со всеми остальными, и в то же время является категорией этики, отражающей нравственное отношение индивида к самому себе и обществу к нему. Различие между ними заключается в том, что представление о достоинстве личности исходит из принципа равенства всех людей и других субъектов права в моральном отношении, тогда как представления о чести дифференцированно оценивает людей в зависимости от их принадлежности к определенной социальной, профессиональной и иной общности» (Юридическая энциклопедия : в 6 т. / редкол.: Ю. С. Шемшученко (председатель редкол.) и др. – К. : Рус. энцикл., 1998. Т. 6 : Т Я. 2004. С. 401).

Под виновными лицами, которые привлекаются к ответственности за посягательство на честь и достоинство Президента Украины, необходимо понимать любых физических и юридических лиц, вина которых в соответствии с ч. 1 ст. 62 Конституции Украины доказана в законном порядке.

В части 3 ст. 105 Основного Закона регламентируется, что звание Президента Украины охраняется законом и сохраняется за ним пожизненно, если только Президент Украины не был устранен с поста в порядке импичмента. Из этой части ст. 105 становится понятным, что, во-первых, звание Президента Украины охраняется законом, который необходимо разработать и принять для обеспечения полноценной реализации этой части статьи. И, во вторых, звание Президента Украины сохраняется за ним пожизненно, то есть не имеет темпоральных границ, но при условии, что Президент Украины не был устранен с поста в порядке импичмента. При этом под импичментом понимается «… по конституциям ряда государств процедура привлечения парламентом к ответственности высших должностных лиц в случаях совершения ими определенных преступлений» (Юридическая энциклопедия : в 6 т. / редкол.: Ю. С. Шемшученко (председатель редкол.) и др. – К. : Рус. энцикл., 1998. – Т. 2 : Д–Й. – 1999. – С. 666). Процедура импичмента в отношении Президента Украины предусмотрена ст. 111 Конституции Украины.

Хотелось бы также отметить, что не только звание Президента Украины сохраняется за ним пожизненно, но и некоторые другие его права и привилегии. Так, например, даже после выхода в отставку за ним сохраняется: а) размер должностного оклада; б) государственная дача с необходимым обслуживанием, охраной и транспортным обеспечением; в) медицинское и санаторно-курортное обслуживание.

Такие же или примерно аналогичные формулировки, касающиеся конституционно-правового статуса президентов, есть и в конституциях других стран мира. Так, например, в Конституции Итальянской Республики от 22 декабря 1947 г. в ст. 90 указано: «Президент Республики не несет ответственности за действия, совершенные при исполнении своих функций, за исключением государственной измены или посягательства на Конституцию. В таких случаях по решению Парламента, принятому на совместном заседании палат на основе абсолютного большинства голосов его членов, Президент Республики привлекается к ответственности перед судом». Еще конкретнее регулирует этот вопрос Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г., которая в ст. 91 провозглашает, что «Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью».

Вместе с тем необходимо признать, что общей тенденцией теории конституционализма, которую исповедуют демократические страны мира, является не провозглашение неприкосновенности президента, а, напротив, регламентации его ответственности. Показательной в этом смысле является Конституция Федеративной Республики Бразилии от 5 октября 1988 г., которая предусмотрела отдельный Раздел III «Ответственность Президента Республики», в котором достаточно подробно регламентирован процедуру ответственности Президента этой Республики. Кстати, Президент Федеративной Республики Бразилии несет ответственность и за общеуголовные преступления и за злоупотребление властью, а ст. 86 Конституции этой страны лишь предусматривает, что «До вынесения приговора об осуждении за общеуголовные преступления Президент Республики не может подвергаться тюремному заключению».

Другой комментарий к статье 105 Конституции Украины

Статья устанавливает неприкосновенность Президента Украины, которым он пользуется на время выполнения полномочий и которую следует рассматривать как личную гарантию, что создает условия для беспрепятственного осуществления президентских полномочий. Конституция не раскрывает содержания понятия неприкосновенности Президента. Между тем оно требует детального и точного определения, что возможно сделать в новой редакции Закона Украины “О Президенте Украины”. Особенно это важно в связи с предусмотренной ст. 111 возможностью привлечения Президента к и ответственности за совершение государственной измены или другого преступления. и

Честь и достоинство Президента Украины как главы государства в соответствии с ч. 2 данной статьи подлежит особой защите, а виновные в посягательстве на них лица привлекаются к ответственности на основании закона.

В соответствии с ч. Из этой статьи звание Президента Украины охраняется законом, то есть самовольное безосновательное присвоение или использование его должно влечь юридическую ответственность. Установлено также, что звание Президента Украины сохраняется за соответствующим лицом пожизненно, если только она не была устранена с этого поста в порядке импичмента (см. комментарий к ст. 111).