Новая редакция ст. 112 Конституции Украины с Комментариями.

В случае досрочного прекращения полномочий Президента Украины в соответствии со статьями 108, 109, 110, 111 настоящей Конституции исполнение обязанностей Президента Украины на период до избрания и вступления на пост нового Президента Украины возлагается на Председателя Верховной Рады Украины. Председатель Верховной Рады Украины в период исполнения им обязанностей Президента Украины не может осуществлять полномочия, предусмотренные пунктами 2, 6-8, 10-13, 22, 24, 25, 27, 28 статьи 106 Конституции Украины.

Комментарий к ст. 112 Конституции Украины

Комментируемая статья определяет порядок исполнения президентских полномочий в случае вакантности поста главы государства.

В этой статье закрепляется, что в случае досрочного прекращения полномочий Президента Украины в связи с отставкой, невозможностью выполнять свои полномочия по состоянию здоровья, устранение с поста в порядке импичмента или смертью исполнению президентских обязанностей возлагается на Премьер-министра Украины. При этом определяются такие условия выполнения премьер министром Украины полномочий Президента Украины.

Во первых, ограничивается время выполнения полномочий, поскольку закрепляется, что Премьер министр может исполнять обязанности главы государства только в период до избрания и вступления на пост нового Президента Украины. Премьер министр приступает к исполнению полномочий с момента, который зависит от оснований досрочного прекращения полномочий главы государства: 1) с момента вступления в силу отставки Президента Украины, то есть с момента провозглашения заявления об отставке на заседании Верховной Рады Украины; 2) с момента принятия Верховной Радой Украины решения о невозможности выполнения Президентом своих полномочий по состоянию здоровья; 3) с момента принятия Верховной Радой Украины решение об отстранении Президента Украины с поста в порядке импичмента; 4) с момента установления факта смерти лица, которая занимала пост Президента Украины.

Премьер министр прекращает исполнять полномочия главы государства с момента вступления на пост нового Президента Украины, то есть с момента принесения им присяги народу на заседании Верховной Рады Украины. Глава государства, избранный на внеочередных выборах, приносит присягу в пятидневный срок после официального объявления результатов выборов.

Во-вторых, отмечается, что досрочное прекращение полномочий Президента должно быть осуществлено в соответствии со статьями 108,109, 110, 111 Конституции Украины, то есть обязательно должна быть четко соблюдена конституционная процедура досрочного прекращения полномочий главы государства относительно каждого случая.

В третьих, перечень оснований, когда исполнение обязанностей Президента Украины возлагается на Премьер-министра Украины, является исчерпывающим. То есть во всех других случаях (пребывания Президента в отпуске, на лечении, с визитами за рубежом) временное исполнение президентских полномочий на Премьер министра не полагается. Не предусматривается такая возможность и в других экстраординарных случаях, например при незаконной изоляции главы государства, пропаже его без вести.

Отсутствие в комментируемой статье указания на процедуру юридического оформления начала и окончания периода временного исполнения обязанностей является свидетельством того, что Премьер министр осуществляет их непосредственно за Конституцией и их выполнение не требует санкционирования со стороны Верховной Рады Украины.

По смыслу комментируемой статьи в случае досрочного прекращения полномочий Президента Украины Премьер министр становится новым главой государства, а лишь временно исполняющим его полномочия, и то в ограниченном объеме, то есть можно говорить о том, что в случае вакантности должности главы государства на основаниях, предусмотренных статьями 108-111 Конституции Украины, Премьер министр Украины объединяет статус главы правительства со статусом квази Президента Украины. Переход обязанностей главы государства к Премьер-министру Украины не является основанием для сложения полномочий Кабинетом Министров Украины и председателями местных государственных администраций.

Поскольку Премьер министр Украины, который исполняет обязанности Президента Украины, не получает мандат доверия от народа, а приступает к исполнению президентских обязанностей автоматически непосредственно на основе Конституции, то объем его компетенции как главы государства является существенно ограниченным. Комментируемая статья содержит четкий перечень полномочий, которые Премьер министр, исполняющий обязанности Президента Украины, не может осуществлять. В частности он не может обращаться с посланиями к народу и с ежегодными и внеочередными посланиями к Верховной Раде Украины о внутреннем и внешнем положении Украины; назначать всеукраинский референдум относительно изменений Конституции Украины в соответствии со ст. 156 Конституции, провозглашать всеукраинский референдум по народной инициативе; прекращать полномочия Верховной Рады Украины, если в течение 30 дней одной очередной сессии пленарные заседания не могут начаться; назначать членов Кабинета Министров Украины, руководителей других центральных органов исполнительной власти, а также председателей местных государственных администраций и прекращать их полномочия на этих должностях; назначать с согласия Верховной Рады Украины на должность Генерального прокурора Украины и освобождать его от должности; назначать половину состава Совета Национального банка Украины; назначать на должности и освобождать от должностей с согласия Верховной Рады Украины Председателя Антимонопольного комитета Украины, Голову Фонда государственного имущества Украины, Председателя Государственного комитета телевидения и радиовещания Украины; создавать, реорганизовывать и ликвидировать министерства и другие центральные органы исполнительной власти; отменять акты Кабинета Министров Украины и акты Совета министров Автономной Республики Крым; назначать треть состава Конституционного Суда Украины; награждать государственными наградами; устанавливать президентские знаки отличия и награждать ими; осуществлять помилование. Указанный перечень ограничений является исчерпывающим.

Другой комментарий к статье 112 Конституции Украины

Данная статья содержит положения, согласно которым в случае, когда полномочия Президента Украины прекращаются досрочно в соответствии со ст. 108, 109, 110, 111 Конституции Украины, исполнение обязанностей Президента на период до избрания и вступления на пост нового Президента возлагается на Премьер-министра Украины. Последний в период временного исполнения им обязанностей Президента Украины не может осуществлять части тех полномочий Президента, предусмотренных ст. 106 Конституции, а именно: обращаться с посланием к народу и с ежегодным и внеочередным посланием к Верховной Раде Украины о внутреннем и внешнем положении Украины; назначать всеукраинский референдум относительно изменений Конституции Украины в соответствии со ст. 156 Конституции, провозглашать всеукраинский референдум по народной инициативе; прекращать полномочия Верховной Рады, если в течение тридцати дней одной очередной сессии пленарные заседания не могут начаться; назначать по представлению Премьер-министра Украины членов Кабинета Министров Украины, руководителей других центральных органов государственной исполнительной власти, а также председателей местных государственных администраций и прекращать их полномочия на этих должностях; назначать по согласию Верховной Рады на должность Генерального прокурора Украины и освобождать его от должности; назначать половину состава Совета Национального банка Украины; назначать на должности и освобождать от должностей с согласия Верховной Рады Председателя Антимонопольного комитета Украины, Голову Фонда государственного имущества Украины, Председателя Государственного комитета телевидения и радиовещания Украины; образовывать, реорганизовывать и ликвидировать по представлению Премьер-министра Украины министерства и другие центральные органы исполнительной власти, действуя в пределах средств, предусмотренных на содержание органов исполнительной власти; отменять акты Кабинета Министров Украины и акты Совета министров Автономной Республики Крым; назначать треть состава Конституционного Суда Украины; награждать государственными наградами, устанавливать президентские награды и награждать ими; совершать помилование.

Следует заметить, что конституции стран мира по-разному определяют порядок замещения должности президента, ставшую вакантной досрочно. В США прямым конституционным наследником президента является вице-президент, который избирается одновременно с президентом и на тот же срок. Последний не только замещает президента во время его временного отсутствия или недееспособности, но и занимает президентскую должность в случаях ее вакантности в случае отставки или смерти президента. Для США характерным является то, что в отличие от подавляющего большинства других стран, где замещение президента осуществляется временно до его досрочных выборов, эту должность преемник занимает до конца установленного срока полномочий. В Мексике и в ряде других президентских республик на таких же условиях занимает вакантную должность избранный парламентом временный президент.

В Болгарии и в Индии обязанности президента временно исполняет вице-президент, в Польше – глава нижней, а за ним и верхней палаты, в Италии, Румынии, Франции и Югославии – председатель верхней палаты, в Австрии, России, Словакии и Финляндии – глава правительства, в Ирландии и Исландии – специальная коллегия, в состав которой входят председатели палат (парламента), председатель верховного суда, а в Исландии – еще и глава правительства.