Новая редакция ст. 12 Конституции Украины с Комментариями.

Украина заботится об удовлетворении национально-культурных и языковых потребностей украинской, проживающих за пределами государства.

Комментарий к ст. 12 Конституции Украины

Забота об удовлетворении духовно культурных потребностей соотечественников, постоянно проживающих или временно находящихся за границей, является характерным признаком и одним из главных направлений внешнеполитической деятельности многих демократических государств.

В разделе VІІІ Декларации о государственном суверенитете Украины от 16 июля 1990 г. отмечается, что Украина проявляет заботу об удовлетворении национально-культурных, духовных и языковых потребностей украинцев, проживающих за пределами Республики».

Государство берет на себя обязательства по удовлетворению национально-культурных и языковых потребностей украинцев, проживающих за ее пределами, во первых, из гуманистических соображений, вовторых, с целью популяризации украинской культуры в мире, в-третьих, для распространения осведомленности широкой общественности в разных странах мира о национально культурные достижения украинцев, в четвертых, с целью создания благоприятной почвы для дальнейшего развития взаимовыгодного сотрудничества Украины с другими государствами, в пятых, с целью привлечения опыта зарубежных украинцев, полученного ими в экономической, научно технической, образовательной, культурной и других сферах в зарубежных государствах, для реформирования соответствующих отраслей украинской экономики и других сфер жизнедеятельности украинского общества, по шестое, с целью поощрения иностранных украинцев к осуществлению благотворительной деятельности в Украине. Государство заботится об удовлетворении национально-культурных и языковых потребностей украинцев, проживающих за ее пределами, путем содействия проведению различных форумов, съездов, конференций, конкурсов (например, Всемирного конгресса украинцев, Всемирного форума украинцев), поддержки деятельности международных и региональных национально-культурных обществ украинцев, распространение украинских изданий, учебников, пособий, печатных средств массовой информации, поддержки библиотек украинской книги, пополнение библиотечных фондов книгами и периодикой, которые издаются на украинском языке, подготовки педагогических кадров для украинских образовательных заведений за границей.

К основным принципам внешней политики Украины на законодательном уровне отнесено «создание благоприятных внешнеполитических условий для развития украинской нации, ее экономического потенциала, исторического сознания, национального достоинства украинцев, а также этнической, культурной, языковой, религиозной самобытности граждан Украины всех национальностей», создание «благоприятных условий для удовлетворения национально-культурных и языковых потребностей украинцев, которые проживают за пределами Украины, поддержание с ними постоянных связей» (ст. 11 Закона «Об основах внутренней и внешней политики Украины» от 1 июля 2010 г.).

4 марта 2004 г. Верховная Рада Украины приняла Закон «О правовом статусе зарубежных украинцев». Зарубежный украинец – это лицо, которое является гражданином другого государства или лицом без гражданства, а также имеет украинское этническое происхождение или является происхождением из Украины. Украинское этническое происхождение – это принадлежность лица или его предков к украинской нации и признание им Украины родиной своего этнического происхождения.

Условиями предоставления лицу статуса заграничного украинца являются: 1) украинская самоидентификация; 2) украинское этническое происхождение или происхождение из Украины; 3) письменное обращение относительно желания иметь статус зарубежного украинца; 4) достижение лицом 16 летнего возраста; 5) отсутствие гражданства Украины. Украинское этническое происхождение или происхождение из Украины заявитель может подтвердить соответствующими документами или свидетельствами граждан Украины, заграничных украинцев или общественных организаций зарубежных украинцев. Лицо, желающее получить статус заграничного украинца, подает письменное заявление о предоставлении статуса зарубежного украинца: на территории Украины – в Министерство иностранных дел Украины, а за рубежом – в дипломатические учреждения Украины. Удостоверение заграничного украинца выдается на 10 лет с последующей его перерегистрацией. Указанное удостоверение является документом, удостоверяющим статус зарубежного украинца, но не может заменять паспорт или паспортный документ.

Основные особенности правового статуса зарубежного украинца заключаются в порядке въезда и пребывания на территории Украины, а также упрощенной процедуре иммиграции в Украину. Зарубежный украинец имеет право на бесплатное оформление многоразовой визы для посещения Украины без представления соответствующего приглашения сроком на 5 лет на основе удостоверения заграничного украинца, если заграничный украинец является гражданином государства, с которой Украина имеет визовый режим. К тому же зарубежный украинец может иммигрировать в Украину для постоянного проживания при условии получения в установленном порядке решения на иммиграцию для постоянного проживания вне пределов квот на иммиграцию. Это правило распространяется не только на самого зарубежного украинца, но и на его супругов и детей в случае их общего и!’езду и пребывание на территории Украины. Указанное положение существенно облегчает иммиграцию в Украину этнических украинцев, которые получили статус зарубежного украинца, ведь обычно квоты на иммиграцию в Украину не являются значительными.

Вместе с тем Украина заботится как о тех украинцев, которые являются гражданами других государств и получили статус зарубежного украинца, так и тех соотечественников, которые такого статуса не получили, а также тех выходцев из Украины, которые прибыли в других государств с целью трудоустройства или временно находятся за пределами Украины.

С целью удовлетворения национально-культурных и языковых потребностей украинцев, которые проживают или временно находятся за пределами Украины, государство: 1) во время заключения международных договоров предусматривает обеспечение прав украинских меньшинств за рубежом, создание оптимальных условий и возможностей для удовлетворения их социальных, культурно образовательных, информационных и других потребностей; 2) способствует заключению международных договоров о сотрудничестве в областях культуры, образования, социальной защиты, информационного обеспечения с учетом интересов организаций зарубежных украинцев; 3) оказывает организационную, методическую, техническую и другую помощь украинским культурно-информационным центрам в местах компактного проживания украинцев за рубежом; 4) создает условия для радиовещания и телевизионной трансляции программ из Украины на территорию компактного проживания украинцев за рубежом на основании международных соглашений, в частности через спутниковую связь и другие средства коммуникаций.

Украинское государство в течение нескольких лет выделяло бюджетные средства для: обеспечения проведения совместных культурно просветительных и научно практических мероприятий (с привлечением представителей национально-культурных обществ иностранных украинцев); издание в Украине публицистической, научно исследовательской, информационно аналитической и справочной литературы, касающейся жизни и деятельности иностранных украинцев; изучение социально-культурных потребностей зарубежных украинцев в Российской Федерации, Румынии, Словацкой Республике, Республике Польша, Венгрии и других государствах; оказание поддержки Интернет изданиям и печатным средствам массовой информации зарубежных украинцев.

Значительную работу в этом направлении осуществляют совместные двусторонние комиссии, правовую основу деятельности которых составляют соответствующие межгосударственные соглашения. Так, при участии Кабинета Министров Украины создан ряд межправительственных комиссий: Российско Словацкой комиссии по вопросам национальных меньшинств, образования и культуры; Украинско Венгерскую комиссию по вопросам обеспечения прав национальных меньшинств; Смешанную межправительственную Украинско Румынскую комиссию по вопросам обеспечения прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, и тому подобное.

10 июня 1993 г. между Правительством Украины и Правительством Федеративной Республики Германии подписано Соглашение о сотрудничестве по делам депортированных лиц немецкой национальности и взаимное обеспечение прав национальных меньшинств.

1 февраля 1994 г. между Украиной и Республикой Польша заключено Соглашение о принципах сотрудничества по обеспечению прав национальных меньшинств.

23 марта 1995 г. Кабинет Министров Украины своим постановлением № 212 утвердил Положение об украинской части двусторонней украинско словацкой комиссии по вопросам национальных меньшинств, образования и культуры, в п. 2 которого отмечается, что «комиссия координирует деятельность министерств и ведомств Украины, других органов государственной исполнительной власти по обеспечению прав лиц, относящихся к Словацкому национальному меньшинству в Украине и украинскому национальному меньшинству в Словацкой Республике, а также относительно сотрудничества между Украиной и Словацкой Республикой в области образования и культуры».

23 июля 1999 г. между Украиной и Республикой Беларусь заключено Соглашение о сотрудничестве в обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам. Согласно ст. 9 данного Соглашения обе Стороны взяли на себя обязательство принимать «меры для сохранения, изучения и приумножения культурного наследия национальных меньшинств», в том числе обеспечивать хранение и охрану памятников их истории и культуры, находящихся на территории каждой Стороны», а также поощрять деятельность информационно-культурных центров другой Стороны на своей территории» и способствовать организации их работы.

17 декабря 2009 г. между Украиной и Республикой Молдова заключено Соглашение о сотрудничестве в обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам. Согласно ст. 12 данного Соглашения Стороны договорились о «создании Смешанной межправительственной украинско молдовской комиссии по вопросам обеспечения прав национальных меньшинств для подготовки и рассмотрения совместных программ и мероприятий, которые будут осуществляться в сфере обеспечения прав украинского национального меньшинства в Республике Молдова и молдавского национального меньшинства в Украине согласно данного Соглашения».

Другой комментарий к статье 12 Конституции Украины

Еще в Декларации о государственном суверенитете Украины от 16 июля 1990 г. провозглашено, что государство проявляет заботу об удовлетворении национально-культурных, духовных и языковых потребностей украинцев по этническому происхождению, проживающих за пределами государства и не являются гражданами Украины. С принятием Конституции это положение наполняется новым содержанием, ибо оно открывает широкие возможности к сотрудничеству с украинцами зарубежья на правовой основе Им созданы объективные предпосылки объединения мирового украинства вокруг национальной идеи и духовно-культурных ценностей, приобретенных одним из крупнейших в Европе народов на протяжении его многовековой истории.

Украинскую диаспору, то есть украинцев, которые живут за пределами государства, условно можно поделить на западную и восточную. К восточной, как правило, относят тех украинцев, которые проживают на территории бывшего СССР, в западной – всех остальных. Такое разделение обусловлено не географическими факторами, а особенностью исторических обстоятельствах, предшествовавших расселению, существенными различиями условий проживания и тому подобное. По разного типа неофициальным данным западная диаспора насчитывает около 4 млн. восточная – около 7 млн. украинцев. Самая большая украинская диаспора на западе в США и Канаде (соответственно 2 млн. и 1 млн. человек), на востоке – в России и Казахстане (4.3 млн. и 900 тыс. человек).

Заботясь об удовлетворении национально-культурных и языковых потребностей украинской диаспоры, государство способствует развитию национальной идеи, которая должна объединить всех украинцев, где бы они не жили.

Представители украинской диаспоры занимают далеко не последние места в странах проживания. Например, в Литве украинцам принадлежит второе место среди представителей национальных меньшинств по количеству лиц с высшим образованием, первое – по средним специальным. Они составляют значительный потенциал трудовых ресурсов. В Российской Федерации, в которой местами компактного проживания украинцев в последние десятилетия стали современные промышленные центры, где добывают нефть, газ. золото, серебро, алмазы, уголь, а также лесозаготовительные и сельскохозяйственные районы, возникли общественно-культурные объединения, есть немало энтузиастов, которые сплотили украинские общины с целью пропаганды правдивой национальной истории, культуры, возрождение обычаев и традиций своего народа.

В статье говорится о взаимное обогащение достижениями духовной и материальной культуры, сочетание интересов украинцев в своем государстве и вне ее, вовлечение этнических украинцев к развитию и укреплению связей с Украиной – своей этнической родиной.

Правовой основой такой работы является заключение преимущественно двусторонних межгосударственных соглашений относительно взаимного обеспечения на паритетных началах образовательных, научных, культурных, информационных потребностей этнических украинцев в других государствах и таких же потребностей национальных меньшинств, этнической родиной которых является соответствующая договаривающаяся сторона, в Украине.

Поэтому провозглашение на конституционном уровне помощи украинской диаспоре одновременно является политической акцией, которой наша государство подчеркивает свое родительское отношение к всех украинцев – граждан других государств.