Новая редакция ст. 124 Конституции Украины с Комментариями.

Правосудие в Украине осуществляют исключительно суды.

Делегирование функций судов, а также присвоение этих функций другими органами или должностными лицами не допускаются.

Юрисдикция судов распространяется на любой юридический спор и любое уголовное обвинение. В предусмотренных законом случаях суды рассматривают и другие дела.

Законом может быть определен обязательный досудебный порядок урегулирования спора.

Народ непосредственно принимает участие в осуществлении правосудия через присяжных.

Украина может признать юрисдикцию Международного уголовного суда на условиях, определенных Римским статутом Международного уголовного суда.

Комментарий к ст. 124 Конституции Украины

Нормы, содержащиеся в комментируемой статье, являются определяющими в раскрытии функций судебной власти, органов, субъектов и форм реализации судебной власти. Они являются законодательным закреплением таких характерных черт судебной власти, как самостоятельность, исключительность, полнота юрисдикции.

Термины “судебная власть» и “правосудие”, закрепленные в ст. 6 Конституции Украины, не являются тождественными. Правосудие является содержательной и организационной стороной судебной власти. Первая показывает, каким образом реализуется судебная власть, вторая – через какие структурные образования. Именно поэтому ст. 124 Основного Закона, с которой начинается раздел VIII «Правосудие», содержит принципиальную норму: «Правосудие в Украине осуществляется исключительно судами».

Отличие судебной власти от других ветвей государственной власти определяется именно ч. 1 комментируемой статьи – это наделение судебной власти функцией осуществления правосудия. Эта функция не может быть делегирована или присвоена другими органами или должностными лицами. Осуществление функции правосудия другими органами не только противоречило бы принципу разделения властей и прямому запрету, предусмотренному ч. 1 ст. 124 Конституции, но и нарушало бы право на доступ к правосудию и судебную защиту, которое ограничению не подлежит (см. статьи 8, 22, 29, 32, 55 Конституции). В то же время на суды не могут возлагаться любые иные полномочия, которые противоречат правовой природе правосудия и несовместимые с принципом разделения властей. По своему содержанию и форме средство осуществления судебной власти существенно отличается от законотворческой деятельности и от правоприменительной и правоохранительной деятельности органов исполнительной власти.

Правосудие – это деятельность органов судебной власти в разрешении конфликтов в обществе, имеющих правовое содержание. Конституционный Суд Украины в мотивировочной части Решения от 30 января 2003 года № 3 рп/2003 подчеркивал: «Правосудие по своей сути признается таковым лишь при условии, что оно отвечает требованиям справедливости и обеспечивает эффективное восстановление в правах. Общей декларацией прав человека 1948 года предусмотрено, что каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом (ст. 8). Право на эффективное средство защиты закреплено также в Международном пакте о гражданских и политических правах (ст. 2) и в Конвенции о защите прав человека и основных свобод (ст. 13)».

Суд, осуществляя правосудие на принципах верховенства права, обеспечивает защиту гарантированных Конституцией Украины и законами Украины прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов юридических лиц, интересов общества и государства. Специфика деятельности судов заключается в том, что применение ими закона в рассмотрении конкретных дел осуществляется в определенных процессуальных формах, определенных законодательно, а именно: в форме гражданского, хозяйственного, административного, криминального, а также конституционного судопроизводства.

В процессе отправления правосудия суды разрешают противоречия, возникающие в обществе, и поэтому их деятельность выполняет интегрирующую и стабилизирующую функции.

Положена в основу Конституции Украины концепция правосудия определяет судебную власть не просто инструментом в решении названных противоречий, хотя и очень важным, но и равноправным партнером законодательной и исполнительной власти в урегулировании общественных процессов.

Для обеспечения судебной защиты Конституция Украины в ч. 1 комментируемой статьи установила принципы осуществления правосудия исключительно судами, недопустимости делегирование функций судов и их присвоение другими органами или должностными лицами и определила юрисдикцию судов. Никакой другой орган государства, кроме суда, созданного не в праве взять на себя функцию правосудия. Указанные принципы обеспечивают осуществление конституционного права на судебную защиту, которое не может быть ограничено даже в условиях военного или чрезвычайного положения (ст. 64 Конституции Украины). То есть не допускается создание внесудебных органов, наделенных судебной властью. Принцип, согласно которому правосудие в Украине осуществляется исключительно судами, создает важнейшую гарантию гражданского мира, соблюдения конституционных прав и свобод человека и гражданина. Только при условии в силу этого организационно правового принципа суд способен выполнять свои полномочия по защите прав и свобод, а также обеспечивать в пределах своих полномочий реализацию принципов верховенства права и непреклонность конституционного строя в Украине. Следовательно, разделение государственной власти с определенной автономией органов отправления правосудия является очень важным признаком демократического, правового государства.

Согласно ч. 2 ст. 124 Конституции юрисдикция судов распространяется на все правоотношения, возникающие в государстве. Это означает, что в демократическом правовом государстве суд решает практически все социально значимые конфликты между субъектами права, а также решение вопросов, которые имеют правовой, а не политический, характер. В некотором роде аксиомой является тезис о том, что чем большее количество конфликтов в обществе решается судом, а не органами исполнительной или законодательной власти, тем больше оснований считать это общество демократическим, а государство – правовым. Поэтому в Конституции Украины вполне обоснованно определен объем полномочий судебной власти по решению всего спектра социальных конфликтов, в основе которых есть спор о праве или существует другая проблема в применении права.

Из содержания ч. 2 ст. 124 Конституции Украины следует, что каждый из субъектов правоотношений в случае возникновения спора может обратиться в суд за его решением. Субъектами таких правоотношений могут быть граждане, иностранцы, лица без гражданства, юридические лица и другие субъекты этих правоотношений.

Судебное разбирательство согласно Конституции Украины должно стать обязательным и универсальным методом решения таких конфликтов. Концептуальное содержание конституционных принципов заключается в том, чтобы суды должным образом выполняли функцию защиты общества от проявлений произвола или рецидива тоталитаризма. Суды могут стать гарантом гражданского мира, прав и свобод человека и гражданина лишь при условии, когда их юрисдикция распространяется на все правоотношения, которые возникают или могут возникнуть в государстве. Поэтому Конституцией Украины установлены границы полномочий судебной власти в соответствии с ее институционального назначения. С другой стороны, указанный в комментируемой статье правовое поле деятельности судебной власти позволяет с максимальной точностью определить ее роль в системе координат «сдержек и противовесов» государственной власти в Украине. Судебный контроль по широкому кругу вопросов общественной жизни является неотъемлемым элементом равновесия политико правового механизма, поскольку он закрепляет оптимальный баланс распределения полномочий между ветвями триединой системы государственной власти.

В части 3 комментируемой статьи определяются общие принципы судоустройства и осуществления правосудия в Украине.

Судопроизводство осуществляется Конституционным Судом Украины и судами общей юрисдикции. Итак, судебная система Украины состоит из Конституционного Суда Украины, который является единственным органом конституционной юрисдикции в Украине, и судов общей юрисдикции, которые рассматривают остальных дел: гражданских, хозяйственных, уголовных, административных – в пределах полномочий судебной власти. Поэтому подавляющее большинство всех судебных дел рассматривается судами общей юрисдикции.

В комментируемой статье наряду с понятием «правосудие» употребляется понятие «судопроизводство». Это отражает реальные и теоретические особенности, которые касаются деятельности самого суда по осуществлению правосудия, а также связанных с рассмотрением дел в суде процедур, основанных на активном участии в судопроизводстве не лишь суда, но и других заинтересованных либо уполномоченных субъектов. их состав, характер их спора, правоотношения, которые существуют между ними, а также обусловленные в связи с этим специфика и особенности процессуальной деятельности объективно обосновывают признание и закрепление Законом Украины «О судоустройстве и статусе судей» разных видов судопроизводства, посредством которых осуществляется судебная власть.

Закон определяет пять видов судопроизводства в Украине: конституционное, гражданское, хозяйственное, административное и уголовное. Каждый вид судопроизводства предполагает осуществление процессуальных прав и обязанностей участниками, а также непосредственно судами, в установленном Законом порядке. Этот порядок определен для конституционного судопроизводства в Законе о Конституционном Суде Украины; для гражданского, хозяйственного, административного и уголовного судопроизводства – в соответствии в ГПК, ХПК, КАСУ и УПК Украины.

Правосудие осуществляется в форме гражданского, хозяйственного, административного, криминального, а также конституционного судопроизводства.

Суд осуществляет правосудие в форме рассмотрения и разрешения дела в судебном заседании на основании непосредственного, всестороннего, полного, объективного исследования обстоятельств дела в условиях гласности и усності судебного разбирательства, состязательности и равноправия сторон. В судебном разбирательстве реализуется вся система принципов правосудия гарантируются права участников процесса, непосредственно исследуются доказательства. Это обеспечивает наибольшие возможности именно для суда по установлению обстоятельств каждого дела.

Отправление правосудия является особым видом осуществления государственной власти. Применяя общие правовые предписания (норму права) к конкретным обстоятельствам дела, судья дает собственное толкование нормы, принимает решение в пределах предоставленной ему свободы усмотрения (точки зрения) и собственного убеждения.

Закрепление правил конституционного судопроизводства в законе прямо предусмотрено ст. 153 Конституции Украины, согласно которой порядок организации и деятельности Конституционного Суда Украины, процедура рассмотрения им дел определяются законом.

Согласно ст. 5 Конституции носителем суверенитета и единственным источником власти в Украине является народ. Народ как суверен осуществляет власть разными путями: через выборы, референдумы, всенародное обсуждение и другие формы. Одной из таких форм является закрепленный в ч. 4 комментируемой статьи принцип непосредственного участия народа в осуществлении правосудия через народных заседателей и присяжных. Этот принцип является конкретным проявлением демократизма нашего государства и состоит в привлечении к отправлению правосудия не только профессиональных судей, но и представителей народа.

Народные заседатели и присяжные привлечены для осуществления правосудия, как и профессиональные судьи являются носителями судебной власти в Украине. Во время участия в осуществлении правосудия они независимы и подчиняются только Конституции и закону, а также пользуются всеми правами судьи.

Суд с участием народных заседателей известен в теории организации суда под названием «шефенський суд». Такая форма участия народа в осуществлении правосудия существует в отечественном законодательстве более восьмидесяти лет. Народные заседатели вместе с судьей решают все вопросы, возникающие при рассмотрении дела и принятии судебного решения.

Суд присяжных хорошо известный из иностранного опыта и опыта судопроизводства досоветского периода Украины. Присяжные образуют отдельную коллегию, которая решает вопрос о виновности подсудимого по уголовному делу либо обоснованность требований истца по гражданскому делу. Все другие вопросы согласно вердикту присяжных решает профессиональный судья – председательствующий по делу. Но возможны и другие формы участия присяжных в осуществлении правосудия.

Суд присяжных призван обеспечить реализацию конституционных принципов судопроизводства: независимости судей, состязательности, гласности и тому подобное. Суд присяжных положительно влиять на качество досудебного следствия, улучшение работы прокуроров в судебных заседаниях должны уметь проводить допросы подсудимых, потерпевших, свидетелей, анализировать доказательства, выступать в прениях.

Присяжный – это серьезный контроллер деятельности профессионального судьи при рассмотрении конкретного дела.

Категории дел, к рассмотрению которых будет привлекаться присяжные, процессуальным законом не определен. Предполагается, что суды присяжных будут создаваться для рассмотрения уголовных дел об особо тяжких преступлениях, за совершение которых уголовным законом предусмотрена возможность назначения наказания в виде пожизненного лишения свободы, если обвиняемый заявил ходатайство о рассмотрении дела судом присяжных.

Все формы привлечения представителей народа к отправлению правосудия является воплощением принципов коллегиального рассмотрения судебных дел, что имеет целью гарантировать беспристрастность и справедливость правосудия для всех.

В части 5 комментируемой статьи предусмотрено, что только суд наделен полномочиями по принятию судебного решения. Вынесения судебного решения, которым заканчивается рассмотрение дела в суде, именем государства определяет особую роль суда как единственного органа государственной власти, который согласно Конституции осуществляет правосудие, и в акте от ее имени реализует право государства на решение правовых конфликтов в гражданских, хозяйственных и административных правоотношений, на уголовное наказание лиц, нарушивших уголовно-правовой запрет и совершили преступление.

Обязательный характер судебного решения, постановленного именем государства, подчеркивает авторитет судебной власти, субъектом которой является суд, и способствует образованию в государстве режима законности.

Обязательность судебных решений, вступивших в законную силу, придает им свойства закона в деле, в котором они приняты. Поэтому они являются обязательными для выполнения на всей территории Украины всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными и служебными лицами, объединениями граждан и другими организациями, гражданами и юридическими лицами. Условия и порядок исполнения на территории Украины судебных решений определяются Законом Украины «Об исполнительном производстве», а на территориях других государств – международными договорами Украины, на началах взаимности.

За неисполнение судебного решения может наступить уголовная, административная или дисциплинарная ответственность.

Другой комментарий к статье 124 Конституции Украины

Согласно ст. 6 Конституции государственная власть в Украине осуществляется на началах ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Судебная власть, как и другие ветви государственной власти, осуществляет свои полномочия в установленных Конституцией пределах и в соответствии с законами Украины.

В данном разделе определяются основные принципы правосудия как особой функции государственной власти. Целью правосудия является защита конституционного строя, прав и свобод граждан, прав и законных интересов предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности.

Правосудие вправе осуществлять только суды, созданные в соответствии с Конституцией. Никакой другой государственный орган или должностное лицо не вправе принимать на себя исполнение полномочий суда – признавать лицо виновным в совершении преступления, назначать за него меру наказания, выполнять другие функции сулу.

Согласно ст. 55 Конституции все права и свободы человека и гражданина защищаются судом. В этом плане принципиальное значение имеет положение ст. 124 о том, что юрисдикция судов распространяется на все правоотношения, возникающие в государстве и обществе. Это означает, что все общественные отношения, урегулированные нормами права, в случае возникновения спора могут быть предметом судебного рассмотрения.

Конституционный Суд является единственным органом конституционной юрисдикции. Он решает вопросы о соответствии законов и других правовых актов Конституции и дает официальное толкование Конституции и законов Украины. Конституционный Суд призван обеспечить конституционный правопорядок в государстве. Полномочия, порядок организации и деятельности, процедура рассмотрения дел Конституционным Судом определяются разделом XII Конституции и законом о Конституционном Суде.

Судами общей юрисдикции являются действующие районные (городские) суды, военные суды гарнизонов, Верховный суд Автономной Республики Крым, областные, межобластной, Киевский и Севастопольский городские суды, военные суды регионов и Военно-морских Сил, арбитражные суды областей. Автономной Республики Крым, городов Киева и Севастополя, Высший арбитражный суд. Верховный Суд и все остальные суды, которые должны быть образованы в соответствии с Конституцией Украины по принципам территориальности и специализации. Эти суды рассматривают все уголовные, гражданские, хозяйственные и административные дела, отнесенные законом к их компетенции.

Исходя из конституционного положения о том, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Украине является народ, ст.124 закрепляет форму его участия в осуществлении правосудия через народных заседателей и присяжных. Порядок избрания народных заседателей, формирования суда присяжных, их полномочия и порядок деятельности и категории дел, в рассмотрении которых они будут участвовать, должны определяться законодательством.

Принятие судебных решений именем государства обусловлено их значением как общеобязательных решений органа судебной власти, поднимает их авторитет как акта государственной власти. Судебные решения, которые набрали законной силы, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, организаций, учреждений, должностных лиц, отдельных граждан и их объединений и подлежат исполнению на всей территории Украины. Учитывая особое значение судебных решений как актов правосудия, законодательством за невыполнение судебных решений установлена уголовная, имущественная и административная ответственность.