Новая редакция ст. 130 Конституции Украины с Комментариями.

Государство обеспечивает финансирование и надлежащие условия для функционирования судов и деятельности судей. В Государственном бюджете Украины отдельно определяются расходы на содержание судов с учетом предложений Высшего совета правосудия.

Размер вознаграждения судьи устанавливается законом о судоустройстве.

Комментарий к ст. 130 Конституции Украины

Согласно п. 7 Основных принципов независимости судебных органов, одобренных резолюциями 40/32 и 40/146 Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября и 13 декабря 1985 г.) на каждое государство члена ООН возлагается обязательство предоставлять необходимые средства, которые давали бы возможность судебным органам надлежащим образом выполнять свои функции. Особый порядок финансирования и организационного обеспечения судов, надлежащее материальное и социальное обеспечение судей, функционирование органов судейского самоуправления являются финансовыми, организационными и материальными гарантиями независимости деятельности носителей судебной власти. Самостоятельность и независимость судебных органов от влияния законодательной и исполнительной власти во многом обеспечивается именно в процессе реализации названной статьи.

Безусловно, на этом пути встречаются соответствующие препятствия, которые делают невозможным качественное отправление правосудия. Отсутствие или диверсификация источников финансирования судебной власти – прямой путь к развитию коррупционных отношений, формирования источников криминального влияния на суды. Именно этом Конституционный Суд Украины в п. 2 мотивировочной части решения от 24 июня 1999 г. № 6 рп/99 по делу по конституционному представлению Верховного Суда Украины относительно соответствия Конституции Украины (конституционности) положений статей 19, 42 Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 1999 год» (дело о финансировании судов) отметил: «Одной из конституционных гарантий независимости судей является особый порядок финансирования судов. Важным механизмом обеспечения такой гарантии является установленный частью первой статьи 130 Конституции обязанность государства обеспечивать финансирование и надлежащие условия для функционирования судов и деятельности судей путем отдельного определения в Государственном бюджете Украины расходов на содержание судов. Централизованный порядок финансирования судебных органов из Государственного бюджета Украины в объемах, которые должны обеспечивать надлежащие экономические условия для полного и независимого осуществления правосудия, финансирование потребностей судов (расходы на рассмотрение судебных дел, коммунальные услуги, ремонт и охрану судебных помещений, приобретение оргтехники, почтовые расходы и пр.) должно ограничить любое влияние на суд и направлен на обеспечение судебной деятельности на основе принципов и предписаний Конституции Украины».

Качество и справедливость осуществления правосудия являются инструментами укрепления демократических отношений в обществе. К сожалению, в организационных моментах на этом пути существовало значительное количество препятствий. Так, в решении VIII внеочередного Съезда судей «О состоянии выполнения в государстве Конституции и законов Украины относительно обеспечения самостоятельности судов и независимости судей» от 26 июня 2007 г. было особо отмечено, что в то время имели место «попытки вмешательства в разрешение конкретных судебных дел, в организацию деятельности судов при формировании судейского корпуса… вмешательство, воспрепятствование осуществлению судами правосудия, давления на судей путем угроз, шантажа и иного противоправного воздействия, в том числе в форме принятия незаконных нормативно правовых актов и правовых актов индивидуального действия, неправомерного использования субъектами власти предоставленных им полномочий».

Недаром позже Президент Украины Виктор Янукович в своей речи перед судьями 17 сентября 2010 г. отметил: «Государственная судебная администрация, на которую возложено представительство судов в отношениях с органами исполнительной и законодательной власти в вопросах финансирования и материально-технического обеспечения судов, выводится из системы органов исполнительной власти и подчиняется органам судейского самоуправления. Суды не должны останавливать работу из-за отсутствия средств на отправку почтовой корреспонденции – это позор для государства».

Следовательно, соответствующими гарантиями независимости судебной деятельности, указанные в ст. 130 Конституции, являются установленные законами Украины:

– отдельный порядок финансирования и организационного обеспечения деятельности судов;

– надлежащее материальное и социальное обеспечение судей;

– функционирование органов судейского самоуправления для решения вопросов внутренней деятельности судов.

Меры материального, информационного, организационного, технического и финансового характера, которые направлены на обеспечение независимого осуществления правосудия, определяются непосредственно законодательством Украины. Так, согласно Закону Украины «О судоустройстве и статусе судей» финансирование и надлежащие условия для функционирования судов и деятельности судей обеспечиваются государством. Это предполагает определение в Государственном бюджете Украины расходов на финансирование судов не ниже уровня, обеспечивающего возможность полного и независимого осуществления правосудия; обеспечение своевременного и полного финансирования судов. Причем функции главного распорядителя средств Государственного бюджета Украины относительно финансового обеспечения деятельности судов осуществляют суды общей юрисдикции и Конституционный Суд Украины. Государственная судебная администрация Украины осуществляет функции главного распорядителя средств Государственного бюджета Украины относительно финансового обеспечения деятельности Высшей квалификационной комиссии судей Украины, органов судейского самоуправления, Национальной школы судей Украины. Законодательство Украины устанавливает определенные гарантии надлежащего финансирования судебной системы, согласно которому расходы на содержание судов в Государственном бюджете Украины не могут быть сокращены в текущем финансовом году.

Государственная судебная администрация Украины осуществляет организационное обеспечение деятельности органов судебной власти. В рамках своей компетенции она обеспечивает надлежащие условия деятельности судов общей юрисдикции, Высшей квалификационной комиссии судей Украины, Национальной школы судей Украины и органов судейского самоуправления в пределах полномочий, определенных законодательством Украины; организует компьютеризацию судов для осуществления делопроизводства, самого процесса судопроизводства, информационно-нормативного обеспечения судебной деятельности и обеспечения функционирования автоматизированной системы документооборота в судах; в пределах средств, предусмотренных в Государственном бюджете Украины на финансирование соответствующих судов, обеспечивает суды необходимыми техническими средствами фиксирования судебного процесса. Организационное обеспечение деятельности Верховного Суда Украины, высших специализированных судов осуществляется аппаратом соответствующего суда. Порядок организационного обеспечения деятельности Конституционного Суда Украины устанавливается Законом Украины «О Конституционный Суд Украины» и другими законами. Для обеспечения судов нормативно-правовыми актами, специальной научной литературой, материалами судебной практики в каждом суде должна быть создана библиотека суда. Фонды библиотеки формируют печатные издания и компьютерные базы данных.

Для обеспечения надлежащих материальных и социальных условий жизни и деятельности судей в развитие конституционных положений законами Украины «О судоустройстве и статусе судей» и «О Конституционный Суд Украины» установлено, что судейское вознаграждение состоит из должностного оклада и других доплат, и не может определяться другими нормативно правовыми актами.

Профессиональному судье, который нуждается в улучшении жилищных условий, предоставляется служебное жилье по месту нахождения суда Он также обеспечивается отдельным кабинетом, рабочим местом и необходимыми для работы средствами за счет средств Государственного бюджета Украины.

Значимым фактором на пути обеспечения независимости судей судейское самоуправление, что способствует организации нормальной деятельности судов и обеспечивает защиту судей от вмешательства в их деятельность. Согласно закону задачами судейского самоуправления является:

– обеспечение организационного единства судов;

– укрепление независимости судей, защита от вмешательства в их деятельность;

– совместно с органами Государственной судебной администрации, Высшей квалификационной комиссией судей и другими участие в определении потребностей кадрового, финансового, организационного обеспечения судов;

– контроль за соблюдением нормативов кадрового, финансового, организационного, материально-технического обеспечения;

– организация назначения судей на административные должности;

– назначение судей Конституционного Суда Украины.

Организационными формами судейского самоуправления является собрание судей, совет судей, конференции судей, съезд судей Украины. На собрании судей местных, апелляционных, высших специализированных судов и Верховного Суда Украины обсуждаются вопросы специализации деятельности судей и внутренней деятельности соответствующего суда, работы конкретных судей или работников аппарата судов, заслушивают отчеты судей, занимающих административные должности в данном суде, и отчет руководителя аппарата суда. Следует отметить, что действующее законодательство предоставляет возможность собранию судей обращаться с предложениями по вопросам деятельности суда до органов государственной власти и органов местного самоуправления, которые обязаны рассмотреть эти предложения и дать ответ по существу.

Согласно системы судов в Украине не реже одного раза в год проводятся конференция судей общих судов, конференция судей хозяйственных судов и конференция судей административных судов. На этих собраниях представители судебной власти решают организационные вопросы, связанные с деятельностью органов судейского самоуправления, решают вопросы финансирования и обеспечения системы судов. В период между конференциями судей функции судейского самоуправления выполняет совет судей общих судов, совет судей хозяйственных судов украины, совет судей административных судов.

Высшим органом судейского самоуправления является съезд судей Украины, в пределах компетенции, как правило, один раз в два года принимает решения, которые являются обязательными для всех органов судейского самоуправления и всех судей. Съезд судей Украины: заслушивает отчеты Совета судей Украины и советов судей о выполнении задач органов судейского самоуправления по обеспечению независимости судов и судей, состояние финансирования и организационного обеспечения деятельности судов; информацию Высшей квалификационной комиссии судей Украины и председателя Государственной судебной администрации Украины об их деятельности; обращается с предложениями по решению вопросов деятельности судов в органы государственной власти и их должностных лиц; назначает и освобождает судей Конституционного Суда Украины согласно Конституции и законов Украины; назначает членов Высшего совета юстиции и принимает решение о прекращении их полномочий; назначает членов Высшей квалификационной комиссии судей Украины; избирает Совет судей Украины.

В период между съездами судей Украины высшим органом судейского самоуправления является Совет судей Украины, которая избирается съездом судей Украины в составе одиннадцати судей. Она организует исполнение решений съезда судей и контроль за их выполнением. Совет судей Украины в пределах своей компетенции:

– разрабатывает и организует выполнение мероприятий по обеспечению независимости судов и судей, улучшению состояния организационного обеспечения деятельности судов;

– рассматривает вопросы правовой защиты судей, социальной защиты судей и их семей, принимает соответствующие решения по этим вопросам;

– назначает и освобождает Председателя Государственной судебной администрации Украины и его заместителей;

– осуществляет контроль за организацией деятельности судов;

– обращается с предложениями по вопросам деятельности судов в органы государственной власти и органов местного самоуправления.

Решение Совета судей Украины, принятые в пределах ее полномочий, являются обязательными для всех органов судейского самоуправления. Решение Совета судей Украины может быть отменено Съездом судей Украины.

Другой комментарий к статье 130 Конституции Украины

Судебная деятельность является сугубо государственным делом. Поэтому государство берет на себя все расходы, связанные с зависимой деятельностью судебной системы. Положения статьи о том, что государство обеспечивает финансирование деятельности судов, следует рассматривать как указание на непосредственное финансирование судебной системы из государственного бюджета, а не через Министерство юстиции, как это было раньше.

Норма о государственном обеспечении надлежащих условий для функционирования судов и деятельности судей обязывает государство ввести комплекс соответствующих мер. Во-первых, это решение проблемы разме-щения судов и создания условий для надлежащего отправления правосудия. Во-вторых, это обеспечение ведения судебных процессов в соответствии с достижениями современной технологии фиксации, информативности и сохранность судебных дел и документов. Такой умозаключение корреспондирует с п. 7 ч. со ст. 129 Конституции о полном фиксировании техническими средствами судебного процесса. В-третьих, это создание информационной сети о кодификационный состояние действующего законодательства и судебную практику применения законов в соответствующих правоотношениях. В-четвертых, внедрение надлежащей системы обучения судей и повышения их квалификации. В-пятых, создание государственной службы исполнения судебных решений, которая бы имела совсем другой статус и возможности, чем судебные исполнители сегодня. Такая служба должна быть способна выполнить решение суда по любой сложности реализации, поскольку от этого зависит авторитет власти и государства. Другие государственные органы должны предоставлять максимальную помощь в деле исполнения судебных решений. В-шестых, материальное содержание судьи, защита его лица, семьи и имущества должна соответствовать высокому уровню этой должности в обществе.

Часть 2 этой статьи конституционно закрепила уже действующий институт судебного самоуправления, который был определен еще Законом Украины “Об органах судейского самоуправления” от 2 февраля 1994 г. Вместе с тем конституционная норма направляет дальнейшее развитие законодательства в отношении этого института, ибо она определяет направления функциональной деятельности судейского самоуправления, которые касаются вопросов его внутренней деятельности. Круг этой деятельности будет определять соответствующий орган судейского самоуправления.