Новая редакция ст. 137 Конституции Украины с Комментариями.

Автономная Республика Крым осуществляет нормативное регулирование по вопросам:

1) сельского хозяйства и лесов;

2) мелиорации и карьеров;

3) общественных работ, ремесел и промыслов; благотворительности;

4) градостроительства и жилищного хозяйства;

5) туризма, гостиничного дела, ярмарок;

6) музеев, библиотек, театров, других учреждений культуры, историко-культурных заповедников;

7) транспорта общего пользования, автомобильных дорог, водопроводов;

8) охоты, рыболовства;

9) санитарной и лечебной служб.

По мотивам несоответствия нормативно-правовых актов Верховной Рады Автономной Республики Крым Конституции Украины и законам Украины Президент Украины может приостановить действие этих нормативно-правовых актов Верховной Рады Автономной Республики Крым с одновременным обращением в Конституционный Суд Украины относительно их конституционности.

Комментарий к ст. 137 Конституции Украины

Свидетельством особого статуса АРК как территориального субъекта является установление законодателем границ и объема нормативного регулирования, осуществляемого в этом образовании.

Особенно важным для понимания природы АРК является способ закрепления нормативной компетенции АРК. Украинский законодатель четко определил перечень вопросов, подлежащих нормативному регулированию. Принцип остаточности, характерный для конструкций такого рода полномочий в сложных государственных образованиях и отдающий в сферу нормативного регулирования территориального субъекта вопросы, не урегулированные общегосударственным законодательством в Украине, не применяется. Этот факт лишний раз свидетельствует о специфичности АРК, но как территориального субъекта именно унитарного государства.

Как видно из перечня вопросов нормативного регулирования АРК, их объем не выходит за пределы регулирования органов местного самоуправления. Такой подход обусловлен тем, что АРК не является суверенным субъектом, а его природа принципиально отличается от природы подобных образований в федерациях.

Часть вторая комментируемой статьи устанавливает особый механизм контроля за нормативно-правовыми актами Верховной Рады АРК. Из содержания этой нормы можно сделать несколько очень важных выводов. Прежде всего, относительно места нормативно-правовых актов Верховной Рады АРК в иерархии нормативно правовых актов Украины. Учитывая тот факт, что законодатель четко определяет соответствие актов представительного органа автономии Конституции и законам Украины, их место в системе нормативно правовых актов Украины можно, со всей уверенностью отнести к подзаконным актам. То есть в иерархии: конституция – законы – подзаконные акты они занимают последний уровень. Это указывает на то, что законодатель таким образом гарантировал принцип унитарного государства, создав единую систему нормативно правовых актов, разместив акты Верховной Рады АРК в группе подзаконных актов. Этим отрицается любая возможность трактовать статус АРК как самостоятельную территориальную единицу с собственным суверенитетом. Ведь известно, что субъекты федераций имеют собственную систему нормативно правовых актов, а следовательно – собственную правовую систему.

Другой аспект этой нормы заключается в том, что раскрывается смысл понятия, зафиксированного в. 102 Конституции, которой Президент признается гарантом государственного суверенитета и территориальной целостности, в контексте соответствующих гарантий. Для реализации этой функции Президент наделяется рядом конкретных полномочий, среди которых приостановление действия актов АРК с одновременным обращением в Конституционный Суд Украины. Следует заметить, что глава государства в Украине согласно Конституции и профильному закону является субъектом запроса в единый орган конституционной юрисдикции. Однако эта норма констатирует особый случай обращения, специфицируя таким образом статус главы государства в таком качестве. При этом следует помнить, что, кроме главы государства, согласно Закону «О Конституционный Суд Украины», субъектами запроса есть также группа народных депутатов Украины (не менее 45), Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека. Этот факт позволяет им обращаться в Конституционный Суд с аналогичным запросам. Впрочем только Президент Украины наделен правом останавливать действие актов Верховной Рады АРК. При этом Конституция выделяет и закрепляет именно за Президентом возможность реагировать таким образом на нормотворческую деятельность Верховной Рады АРК.

Лишним свидетельством стремления законодателя обеспечить единство системы нормативно правовых актов Украины есть право Президента Украины отменять акты Совета министров АРК. Это полномочия указывает на то, что ни о каком суверенитете публичной власти в АРК речь не идет, поскольку законодатель обеспечил прямой и непосредственный контроль главы государства над актами исполнительного органа АРК.

Процедура реализации этого полномочия также имеет определенные особенности. Учитывая тот факт, что процесс предполагает определенную последовательность действий, разделенных во времени, есть смысл выделить отдельные этапы реализации этого полномочия главы государства. Первый этап предусматривает приостановление действия нормативно правового акта Верховной Рады АРК, второй, в свою очередь – одновременное обращение к Конституционному Суду Украины. Термин «одновременное» использован законодателем абсолютно адекватно, что позволяет обезопаситься от евентуальної угрозы со стороны главы государства, останавливать акты представительного органа автономии, не обращаясь определенное время к Конституционного Суда Украины, останавливая их действие, однако не рассматривая их конституционность и законность.

Другой комментарий к статье 137 Конституции Украины

Как уже отмечалось, Автономная Республика Крым (далее – АРК) имеет право локального нормотворчества, границы которой теперь четко определенные этой Конституцией.

Нормативное регулирование, которое самостоятельно осуществляет АРК, касается вопросов, решение которых непосредственно связано с жизненными интересами местного населения: рациональное использование земель, природных ресурсов (сельское хозяйство и леса, мелиорация и карьеры, охота, рыболовство); реализация социально-экономических прав граждан (общественные работы, ремесла и промыслы, градостроительство и жилищное хозяйство, транспорт общего пользования, автодороги, водопроводы, санитарная и врачебная службы); удовлетворение культурных потребностей граждан (музеи, библиотеки, театры, историко-культурные заповедники и др.), а также учета специфических условий Крыма (туризм, гостиничное дело).

По сравнению с предыдущей Конституцией Украины существенно изменен и порядок признания нормативно-правовых актов Верховного Совета АРК не отвечают Конституции и законам Украины, а также приостановления их действия или отмены.

Ранее это право было исключительной компетенцией Верховной Рады Украины, и она уже его применяла в отношении АРК, которая в 1994-1995 гг. своими актами и действиями пыталась выйти за пределы конституционного поля Украины. Как следствие была отменена Конституция автономии в редакции от 6 мая 1992 г. и поручено Верховной Рады АРК принять и подать на утверждение Верховной Рады Украины новую Конституцию АРК

Теперь указанное выше право принадлежит Президенту Украины как гаранту государственного суверенитета, территориальной целостности Украины, соблюдения Конституции Украины, прав и свобод человека и гражданина и Конституционному Суду Украины. При этом Президент Украины имеет право лишь приостанавливать действие нормативно-правовых актов Верховной Рады АРК с одновременным (что особенно важно) обращением в Конституционный Суд Украины относительно их конституционности. Поскольку Президент Украины останавливает действие соответствующих нормативно-правовых актов, то в случае признания Конституционным Судом Украины такими, что противоречат Конституции Украины, они подлежат обязательной отмене Верховной Радой АРК.

Вопрос о конституционности нормативно-правовых актов АРК рассматриваются Конституционным Судом Украины также по обращениям не менее сорока пяти народных депутатов Украины, Верховного Суда Украины, Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека <п. 1 ст. 150). Во всех этих случаях решение Конституционного Суда Украины является окончательным и обязательным для исполнения.Верховная Рада Украины может досрочно прекратить полномочия Верховной Рады АРК при наличии заключения Конституционного Суда Украины о нарушении ею Конституции Украины или законов Украины (п. 28 ст. 85). В таком случае она и назначает внеочередные выборы.В свою очередь согласно п. 1 ст. 150 Конституции Украины Верховная Рада АРК также может обратиться в Конституционный Суд Украины по вопросу признания недействительными на ее территории законодательных актов Украины, актов Президента Украины, актов Кабинета Министров Украины в случае нарушения ими полномочий АРК.Решение Конституционного Суда Украины о конституционности или неконституционности этих актов является окончательным и не могут быть обжалованы.Что касается актов Совета министров АРК, то право их отмены принадлежит Президенту Украины (п. 16 ст 106) Это право является гарантией конституционной законности в деятельности высшего исполнительного органа автономии.