Новая редакция ст. 142 Конституции Украины с Комментариями.

Материальной и финансовой основой местного самоуправления является движимое и недвижимое имущество, доходы местных бюджетов, другие средства, земля, природные ресурсы, находящиеся в собственности территориальных громад сел, поселков, городов, районов в городах, а также объекты их общей собственности, находятся в управлении районных и областных советов.

Территориальные общины сел, поселков и городов могут объединять на договорных началах объекты коммунальной собственности, а также средства бюджетов для выполнения совместных проектов или для совместного финансирования (содержания) коммунальных предприятий, организаций и учреждений, создавать для этого соответствующие органы и службы.

Государство принимает участие в формировании доходов бюджетов местного самоуправления, финансово поддерживает местное самоуправление. Расходы органов местного самоуправления, возникшие вследствие решений органов государственной власти, компенсируются государством.

Комментарий к ст. 142 Конституции Украины

Комментируемая статья содержит положения, определяющие материальную и финансовую основы местного самоуправления в Украине. В частности, это движимое и недвижимое имущество.

Согласно ст. 181 Гражданского кодекса Украины подвижными вещами являются вещи, которые можно свободно перемещать в пространстве (Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. // Відом. Вер. Рады Украины. – 2003. – № 40-44. – Ст. 356). Более детальное определение закреплено в ст. 2 Закона Украины «Об обеспечении требований кредиторов и регистрации обременений» от 18 ноября 2003 г. № 1255 IV: «движимое имущество – отдельная движимая вещь, совокупность движимых вещей, деньги, валютные ценности, ценные бумаги, а также имущественные права и обязанности (Об обеспечении требований кредиторов и регистрации отягощений : Закон Украины от 18.11.2003 г. // Відом. Вер. Рады Украины. – 2004. – № 11. – Ст. 140).

Термин «недвижимое имущество» на законодательном уровне закреплялся неоднократно, например в Законе Украины «Об ипотеке», под недвижимым имуществом (недвижимость) понимают: земельные участки, а также объекты, расположенные на земельном участке и неотъемлемо связанные с ней, перемещение которых является невозможным без их обесценивания и изменения их назначения. Правовой режим недвижимого имущества распространяется на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты ( Об ипотеке: Закон Украины // Відом. Вер. Рады Украины. – 2003. – № 38. – Ст. 313). Подобное определение закреплено и в ст. 181 Гражданского кодекса Украины, разница заключается лишь в том, что согласно Кодексу режим недвижимой вещи может быть распространен законом не только на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты, а также и на другие вещи, права на которые подлежат государственной регистрации. Согласно ч. 3 ст. 66 Хозяйственного кодекса Украины целостный имущественный комплекс предприятия признается недвижимостью и может быть объектом купли-продажи и других сделок (Хозяйственный кодекс Украины от 16.01.2003 г. // Відом. Вер. Рады Украины. – 2003. – № 18-22. – Ст. 144). В Законе Украины «О передаче объектов права государственной и коммунальной собственности» указывается, что недвижимое имущество – это здания, сооружения, в том числе объекты незавершенного строительства, помещения (О передаче объектов права государственной и коммунальной собственности: Закон Украины// Відом. Вер. Рады Украины. – 1998. – № 34. – Ст. 228).

Приведенные определения «движимого и недвижимого имущества» можно применять и д ля характеристики материально-финансовой основы местного самоуправления, однако необходимо учитывать, что часто сроки не имеют универсального характера, а применяются только для целей отдельных законов. Поэтому необходимо в законе о собственность закрепить определение сроков движимого и недвижимого имущества, которые бы применялись для регулирования отношений в сфере местного самоуправления.

Материальной основой местного самоуправления является земля, которая есть в собственности территориальных общин сел, поселков, городов, районов в городах. Общественные отношения относительно владения, пользования и распоряжения землей регулируются Земельным кодексом Украины (Земельный кодекс Украины от 25.10.2001 г.// Відом. Вер. Рады Украины. – 2002. – № 3-4. – Ст. 27). В коммунальной собственности находятся все земли в границах населенных пунктов, кроме земель частной и государственной собственности, а также земельные участки за их пределами, на которых расположены объекты коммунальной собственности. В коммунальной собственности могут быть земли сельскохозяйственного, резервного, природно-заповедного, лесного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения, водного фонда, промышленности, транспорта, связи, энергетической системы, обороны. Основаниями возникновения права коммунальной собственности на землю могут быть: а) приобретение территориальными общинами земельных участков по гражданско-правовым соглашениям; б) передача земель государственной собственности в коммунальную собственность; в) принудительное отчуждение земельных участков у собственников по мотивам общественной необходимости и для общественных нужд; г) искусственное создание земельного участка на территории населенного пункта; д) иные основания, предусмотренные действующим законодательством Украины.

Материальной основой местного самоуправления являются также природные ресурсы. Согласно с действующим законодательством Украины ресурсы подразделяются на следующие виды: а) минеральные и другие неживые ресурсы морского дна и его недр (О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву 1982 года и Соглашения об имплементации Части XI Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву 1982 года: Закон Украины от 03.06.99 г. // Відом. Вер. Рады Украины. – 1999. – № 31. – Ст. 254); б) природные растительные ресурсы (О растительном мире : Закон Украины от 09.04.99 г. //Відом. Вер. Рады Украины. -1999. – № 22,23. – Ст. 198); в) природные энергетические ресурсы; г) биологические ресурсы; д) рекреационные ресурсы (Об утверждении Общегосударственной программы охраны и воссоздания окружающей среды Азовского и Черного морей: Закон Украины от 22.03.2001 г. // Відом. Вер. Рады Украины. – 2001. – № 28. – Ст. 135); е) ресурсы полезных ископаемых и компонентов, объекты животного мира (О животном мире : Закон Украины № 2894 III от 13.12.2001 г. // Відом. Вер. Рады Украины. – 2002. – № 14. – Ст. 97). Природные ресурсы Украины является собственностью народа Украины, от его имени в пределах, определенных Конституцией права собственника осуществляют органы государственной власти и органы местного самоуправления, а это, в свою очередь, является основанием для их деления на два вида – общегосударственного и местного значения. Определение природных ресурсов местного значения законодателем осуществляется преимущественно по остаточному принципу, то есть это все природные ресурсы, не отнесенные законодательством Украины к природным ресурсам общегосударственного значения.

Для примера, к природных растительных ресурсов местного значения относятся дикорастущие и другие несельскохозяйственного назначения сосудистые растения, мохообразные, водоросли, лишайники, а также грибы, не отнесенные к природных растительных ресурсов общегосударственного значения.

Согласно ч. 3 ст. 39 Закона Украины «Об охране окружающей природной среды» к природным ресурсам местного значения относятся природные ресурсы, не отнесенные законодательством Украины к природным ресурсам общегосударственного значения (Об охране окружающей природной среды: Закон Украины от 25.06.91 г. // Відом. Вер. Рады Украины. – 1991. – № 41. – Ст. 546). Отсутствие четкого разделения природных ресурсов на общегосударственные и местные сдерживает развитие материальной основы местного самоуправления.

Финансовую основу местного самоуправления в соответствии с Конституцией Украины составляют доходы местных бюджетов и другие средства, находящиеся в собственности территориальных общин. Согласно ст. 63 Закона «О местном самоуправлении в Украине» доходы местных бюджетов формируются за счет собственных, определенных законом источников и закрепленных в установленном законом порядке общегосударственных налогов, сборов и других обязательных платежей. При этом доходы местных бюджетов согласно Бюджетного кодекса Украины состоят из налоговых, неналоговых поступлений, доходов от операций с капиталом и трансферты. Налоговыми поступлениями признаются предусмотренные действующим законодательством Украины общегосударственные и местные налоги, сборы и другие обязательные платежи. К неналоговым поступлениям относятся доходы от собственности и предпринимательской деятельности, административные сборы и платежи, доходы от некоммерческой и побочной продажи, поступления от штрафов и финансовых санкций, другие неналоговые поступления. Трансферты – это средства, полученные от других органов публичной власти, других государств или международных организаций на безвозмездной и безвозвратной основе.

Доходы, которые формируются за счет собственных источников, зачисляются в местный бюджет на основании решения соответствующего совета и не требуют предварительного или дополнительного утверждения органом власти высшего уровня. Согласно ст. 69 Бюджетного кодекса Украины к доходам общего фонда местных бюджетов, которые не учитываются при определении объема межбюджетных трансфертов, принадлежат: 1) фиксированный налог на доходы от предпринимательской деятельности, зачисляемый в местные бюджеты в порядке, определенном действующим законодательством; 2) налог на прибыль предприятий и финансовых учреждений коммунальной собственности; 3) плата за пользование недрами для добычи полезных ископаемых местного значения; плата за пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых; сбор за специальное использование воды водных объектов местного значения; сбор за специальное использование лесных ресурсов (кроме сбора за специальное использование лесных ресурсов в части древесины, заготовленной в порядке рубок главного пользования). Такие платежи зачисляются в бюджеты местного самоуправления по месту расположения) соответствующих природных ресурсов, а относительно водных объектов – по месту налоговой регистрации плательщика сбора; 4) плата за землю, который зачисляется в бюджеты местного самоуправления; 5) местные налоги и сборы (кроме единого налога), которые зачисляются в бюджеты местного самоуправления, включая налог на недвижимое имущество, отличное от земельного участка сбор за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности (кроме сбора в части осуществления торговой деятельности нефтепродуктами, сжиженным и сжатым газом на стационарных, малогабаритных и передвижных автозаправочных станциях, заправочных пунктах); 6) фиксированный сельскохозяйственный налог в части, зачисляемой в бюджеты местного самоуправления; 7) часть чистой прибыли (дохода) коммунальных унитарных предприятий и их объединений, которая изымается в бюджет, в порядке, определенном соответствующими местными советами; 8) плата за размещение временно свободных средств местных бюджетов (кроме средств, полученных высшими и профессионально-техническими учебными заведениями от размещения на депозитах временно свободных бюджетных средств, полученных за предоставление платных услуг, если таким заведениям законом предоставлено соответствующее право); 9) штрафные санкции за нарушение законодательства о патентовании; 10) административные штрафы, налагаемые местными органами исполнительной власти и исполнительными органами местных советов или образованными ими в установленном порядке административными комиссиями; 11) штрафные санкции в результате невыполнения заключенных распорядителем бюджетных средств договоров с субъектами хозяйствования на приобретение товаров, работ и услуг за счет средств местных бюджетов; 12) поступления от арендной платы за пользование имущественным комплексом и другим имуществом, находящимся в коммунальной собственности; 13) плата за предоставленные в аренду водные объекты местного значения; 14) концессионные платежи относительно объектов коммунальной собственности; 15) средства, полученные от предоставления участниками процедуры закупок обеспечения их предложения конкурсных торгов, которые не подлежат возврату этим участникам, в случаях, предусмотренных Законом Украины «Об осуществлении государственных закупок», в части осуществления закупок за счет средств местных бюджетов; 16) средства, полученные от участника – победителя процедуры закупки во время заключения договора о закупке как обеспечения выполнения этого договора, которые не подлежат возврату участнику победителю, в части осуществления закупок за счет средств местных бюджетов; 17) 80 процентов средств, полученных предприятиями, учреждениями и организациями, содержащимися за счет местных бюджетов, за сданные в виде лома и отходов золото, платину, металлы платиновой группы, драгоценные камни, и 50 процентов средств, полученных этими предприятиями, учреждениями и организациями за сданное в виде лома и отходов серебро; 18) средства от реализации бесхозного имущества (в том числе такого, от которого отказался владелец или получатель), находок, наследственного имущества (в случае отсутствия наследников по завещанию и по закону, устранения их от права на наследование, непринятия ими наследства, а также отказа от его принятия), имущества, полученного территориальной общиной в порядке наследования или дарения, а также валютных ценностей и денежных средств, владельцы которых неизвестны; 19) прочие доходы общего фонда местных бюджетов, которые определяются законом о Государственном бюджете Украины.

Важное значение для местного самоуправления имеют поступления специального фонда местных бюджетов. Это, в частности: а) концессионные платежи по объектам коммунальной собственности (которые имеют целевое направление согласно закону); б) 70% денежных взысканий за ущерб, причиненный нарушением законодательства об охране окружающей природной среды вследствие хозяйственной и другой деятельности, в том числе: в сельские, поселковые, городские бюджеты – 50%, областные бюджеты 20%, бюджеты городов Киева и Севастополя – 70 %; в) отчисления 10 % стоимости питьевой воды субъектами предпринимательской деятельности, осуществляющими реализацию питьевой воды через системы централизованного водоснабжения с отклонением от соответствующих стандартов, зачисляемых в бюджеты городов, поселков и сел; г) собственные поступления бюджетных учреждений, содержащихся за счет соответствующего местного бюджета; д) 70 % сбора за загрязнение окружающей природной среды (кроме сбора, взимаемого за образование радиоактивных от ходов (включая уже накопленные) и временное хранение радиоактивных отходов их производителями), в том числе: в сельских, поселковых, городских бюджетов – 50 %, областные бюджеты – 20 %, бюджеты городов Киева и Севастополя – 70 %; е) целевые и добровольные взносы предприятий, учреждений, организаций и граждан в местных фондов охраны окружающей природной среды; е) поступления целевых фондов, образуемых местными советами; ж) возврат кредитов, предоставленных из местных бюджетов индивидуальным сельским застройщикам, молодым семьям и одиноким молодым гражданам на строительство (реконструкцию) и приобретение жилья, а также пеня и проценты за пользование ими, а также другие поступления, определенные законом о Государственном бюджете Украины; с) дивиденды (доход), начисленные на акции (доли, паи) хозяйственных обществ, в уставных капиталах которых есть коммунальная собственность и другие виды поступлений установлены Бюджетным кодексом Украины.

Поскольку сегодня законодательно не предусмотрено функционирование областных и районных территориальных общин, а районные и областные советы определены как органы местного самоуправления, которые представляют общие интересы территориальных общин сел, поселков и городов, конституционно закреплено, что в управлении районных и областных советов могут находиться только объекты совместной собственности сельских, поселковых, городских территориальных общин. Для обеспечения реализации общих социально-экономических и культурных программ территориальных общин к доходам областных бюджетов, которые учитываются при определении объема межбюджетных трансфертов в соответствии со ст. 66 Бюджетного кодекса Украины, относятся: 1) 25 % налога на доходы физических лиц, уплачивается (перечисляется) согласно Налоговому кодексу Украины на соответствующей территории; 2) 50% сбора за специальное использование лесных ресурсов в части древесины, заготовленной в порядке рубок главного пользования; 3) 50% сбора за специальное использование воды (кроме сбора за специальное использование воды водных объектов местного значения), которые зачисляются в областные бюджеты пользователями воды по месту ее забора; 4) 50% платы за пользование недрами для добычи полезных ископаемых общегосударственного значения (кроме платы за пользование недрами в пределах континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны); 5) плата за использование других природных ресурсов; 6) плата за лицензии на определенные виды хозяйственной деятельности и сертификаты, которые выдаются областными государственными администрациями; 7) плата за лицензии и сертификаты, которая зачисляется в областные бюджеты лицензиатами по месту осуществления деятельности; 8) плата за лицензии на производство спирта этилового, коньячного и плодового, спирта этилового ректифицированного виноградного, спирта этилового ректифицированного плодового, спирта сырца виноградного, спирта-сырца плодового, алкогольных напитков и табачных изделий, что на уровне областных бюджетов лицензиатами по месту осуществления деятельности; 9) плата за лицензии на право экспорта, импорта и оптовой торговли спиртом этиловым, коньячным и плодовым, спиртом этиловым ректифицированным виноградным, спиртом этиловым ректифицированным плодовым, спиртом сырцом виноградным, спиртом сырцом плодовым, которая засчитывается в областные бюджеты лицензиатами по месту осуществления деятельности; 10) плата за лицензии на право экспорта, импорта алкогольных напитков и табачных изделий, что на уровне областных бюджетов лицензиатами по месту осуществления деятельности; 11) плата за государственную регистрацию (кроме регистрационного сбора за проведение государственной регистрации юридических лиц и физических лиц – предпринимателей); 12) плата за лицензии на право оптовой торговли алкогольными напитками и табачными изделиями, что засчитывается в бюджет Автономной Республики Крым и областных бюджетов лицензиатами по месту осуществления деятельности; 13) плата за лицензии на право розничной торговли алкогольными напитками и табачными изделиями, что засчитывается в бюджет Автономной Республики Крым и областных бюджетов лицензиатами по месту осуществления деятельности; 14) плата за предоставленные в аренду пруды, находящиеся в бассейнах рек общегосударственного значения.

Для обеспечения реализации общих социально-экономических и культурных программ территориальных общин к доходам районных бюджетов, которые учитываются при определении объема межбюджетных трансфертов, принадлежат: а) 50 % налога на доходы физических лиц, уплачивается (перечисляется) согласно Налоговому кодексу Украины на территории сел, их объединений, поселков, городов районного значения; б) плата за лицензии на определенные виды хозяйственной деятельности и сертификаты, выдаваемые районными государственными администрациями; в) регистрационный сбор за проведение государственной регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей, взимаемый соответствующими районными государственными администрациями.

Принципиальным является конституционное положение, согласно которому условием для отнесения любого объекта в материальной или финансовой основы местного самоуправления является нахождение его в собственности территориальных громад сел, поселков, городов, районов в городах или в совместной собственности указанных субъектов. Таким образом, Конституция исчерпывающе определила первичных субъектов права коммунальной собственности сельских, поселковых, городских, районных в городах территориальных общин. Закрепление права собственности территориальных общин на материальные и финансовые ресурсы являются залогом и гарантией реального обеспечения права органов местного самоуправления самостоятельно, в пределах Конституции и законов Украины, реализовывать интересы населения соответствующих территорий.

Часть вторая комментируемой статьи предоставляет право сельским, поселковым, городским территориальным общинам объединять объекты коммунальной собственности и средства местных бюджетов. Конституционно закрепляются и условия такого объединения. Во первых, указанная процедура может осуществляться только на договорных началах. Во вторых, четко определена цель объединения этих объектов: выполнение общих для нескольких территориальных общин проектов или совместное финансирование (содержание) коммунальных предприятий, учреждений, организаций. При этом, реализуя право на такое объединение, территориальные общины могут, но не обязаны передавать в управление районных, областных советов объекты коммунальной собственности, поскольку Конституция определяет, что территориальные общины могут создавать для этого соответствующие органы и службы.

В части второй комментируемой статьи Конституция использует термин «коммунальная собственность», не раскрывая его содержание. В Законе «О местном самоуправлении в Украине» понятие права коммунальной собственности определены как право территориальной громады владеть, целесообразно, экономно, эффективно пользоваться и распоряжаться по своему усмотрению и в своих интересах имуществом, что положено ей, как непосредственно, так и через органы местного самоуправления. Следовательно, основываясь на положениях части первой комментируемой статьи и на законодательном определении права коммунальной собственности, можно сделать вывод о том, что Конституция не предусматривает образования коммунальной собственности на уровне районов и областей.

Следует заметить, что ч. 3 ст. 60 Закона «О местном самоуправлении в Украине» развивает конституционное положение, закрепляя, что объединение на договорных началах объектов права коммунальной собственности или средств местных бюджетов может осуществляться не только территориальными общинами сел, поселков, городов, но и территориальными общинами районов в городах. К тому же отмечается, что решать этот вопрос территориальная община может как непосредственно, так и через органы местного самоуправления.

Часть третья комментируемой статьи содержит важное конституционное положение об участии государства в формировании доходов местных бюджетов и финансовую поддержку местного самоуправления. Таким образом, государство гарантирует органам местного самоуправления доходную базу, достаточную для реализации собственных и делегированных государством функций и полномочий и обеспечения населения услугами на уровне минимальных социальных потребностей. Государство принимает участие в формировании доходов местных бюджетов путем закрепления за ними на стабильной основе части общегосударственных налогов, сборов и других обязательных платежей (налог на доходы физических лиц, сборы за специальное использование лесных ресурсов, воды, налог на прибыль предприятий и финансовых учреждений коммунальной собственности и тому подобное).

Государственная финансовая поддержка местного самоуправления осуществляется путем предоставления местным бюджетам из Государственного бюджета трансфертов в виде дотаций и субвенций. Такие дотации безвозмездно и безвозвратно предоставляемые для выравнивания доходной возможности соответствующего местного бюджета, который его получает. Дотации предоставляются в случаях, когда средств, поступающих из собственных источников и закрепленных доходов недостаточно для формирования минимального размера местного бюджета, необходимого для осуществления полномочий местного самоуправления на уровне минимальных социальных потребностей (услуг), гарантированных государством. Он определяется на основе нормативов бюджетной обеспеченности на одного жителя с учетом экономического, социального, природного и экологического состояния соответствующих территорий, исходя из уровня минимальных социальных потребностей, установленного законом. Бюджетный кодекс Украины предусматривает возможность предоставления дотаций на выравнивание областным, районным бюджетам, бюджетам городов Киева и Севастополя, бюджетов городов республиканского, Автономной Республики Крым и городов областного значения. Субвенции предоставляются местным бюджетам для осуществления определенной цели, программы, например, программы социальной защиты, инвестиционного проекта, для компенсации потерь доходов бюджетов местного самоуправления на выполнение собственных полномочий вследствие предоставления льгот, установленных государством, и др.

Комментируемая статья также содержит положение о компенсации государством расходов органов местного самоуправления, возникающих вследствие решений органов государственной власти. На законодательном уровне закреплена обязанность государства в полном объеме финансировать осуществления органами местного самоуправления делегированных законом полномочий органов исполнительной власти.

Такие средства ежегодно предусматриваются в Законе «О Государственном бюджете Украины». Кроме того, государственные органы могут принимать решения, приводящие к дополнительным расходам органов местного самоуправления. В таком случае необходимы финансовые ресурсы также должны быть предоставлены органам местного самоуправления, то есть такие расходы обязательно должны быть компенсированы государством.

Другой комментарий к статье 142 Конституции Украины

Статья 142 определяет принципиальные основы формирования и структуру материальной и финансовой основы местного самоуправления в Украине. Это обусловлено прежде всего тем, что эффективное функционирование системы местного самоуправления в значительной мере зависит не столько от объема полномочий, которыми наделены территориальные общины и образуемые ими органы, сколько от наличия в их владении и свободном распоряжении материальных, финансовых и других ресурсов, необходимых для выполнения возложенных на них задач.

Согласно ч. 1 данной статьи материальную и финансовую основу местного самоуправления в Украине составляет, с одной стороны, движимое и недвижимое имущество, доходы местных бюджетов, другие средства, земля, природные ресурсы, которые являются собственностью территориальных общин сел, поселков, городов, районов в городах, а с другой стороны, объекты их общей собственности, находящиеся в управлении районных и областных советов.

Таким образом, данная норма, в отличие от предыдущего законодательства, которое действовало до принятия новой Конституции, первичными субъектами коммунальной собственности не признает административно-территориальные единицы в лице областных, районных, городских, поселковых и сельских советов, а соответствующие территориальные общины: население сел, поселков, городов, районов в городах. Этим же Конституция последовательно проводит мнение, что коммунальная собственность является разновидностью публичной собственности, которая не принадлежит государству.

Поскольку районные и областные советы выступают как органы местного самоуправления, которые представляют общие интересы территориальных общин, то Конституция не предусматривает образования коммунальной собственности на уровне районов и областей.

На районном и областном уровнях предусматривается функционирование объектов общей собственности территориальных общин, сел, поселков, городов, находящихся в управлении районных и областных советов.

В отдельных случаях, когда необходимо решить ту или иную проблему местного значения, в решении которой заинтересованы несколько территориальных общин, последние могут в соответствии с ч. 2 данной статьи объединять на договорных началах объекты коммунальной собственности, а также средства бюджетов для выполнения совместных проектов или совместного финансирования (содержания) коммунальных предприятий, организаций и учреждений.

Характерной особенностью такого объединения является то, что оно не предусматривает передачи объединенного имущества в управление районным и областным советам. Объединившиеся территориальные общины могут создавать и автономные от районных и областных советов органы службы по управлению этим имуществом.

Согласно действующего законодательства к коммунальной собственности относится имущество, которое передается государством, а также другими субъектами собственности, имущество, которое создается или приобретается органами местного самоуправления за счет собственных средств, а также имущество, перечень которого установлен Законом “О собственности”. и

Территориальные общины и создаваемые ими органы имеют право совершать в отношении этого имущества любые действия, не противоречащие закону. Они могут передавать объекты коммунальной собственности во временное или постоянное пользование, сдавать в аренду, продавать в соответствии с законами о приватизации, а также перераспределять на конкурсной основе между собственными предприятиями, организациями и учреждениями.

Структура коммунальной собственности не является постоянной. Она может меняться по мере развития рыночных отношений, свободного предпринимательства и приватизации.

Составной частью материально-финансовой основы местного самоуправления являются доходы местных бюджетов и другие средства, которыми могут распоряжаться органы самоуправления в соответствии с предоставленными Конституцией и законами полномочий.

Самостоятельность местных бюджетов обеспечивается наличием собственных доходных источников и правом определения направлений их использования. Другим органам и организациям запрещено вмешиваться в составление, утверждение и исполнение местного бюджета, кроме исключений, установленных законами Украины.

Сегодня согласно действующей Конституции и законодательства о бюджетной системе Украины доходы местных бюджетов делятся на закрепленные и регулируемые.

Закрепленными считаются доходы, которые полностью или частично (в процентном отношении) зачисляется в соответствующие местные бюджеты без утверждения их ежегодными решениями советов высшего уровня.

Согласно действующего законодательства к закрепленным доходам городских, поселковых и сельских бюджетов относятся, в частности, налог на прибыль предприятий и организаций коммунальной собственности; местные налоги и сборы, которые устанавливаются органами местного самоуправления в соответствии с законом; плата за землю, равной 60 процентам от ставки, предусмотренной законодательством; поступления от аренды целостных имущественных комплексов, находящихся в коммунальной собственности и тому подобное.

Регулируемыми считаются доходы, которые зачисляются в местные бюджеты в процентном отношении от общегосударственных налогов и сборов по нормативам, устанавливаемыми ежегодно советом высшего уровня. Это правило по сути закреплено в ч. 2 л. 143 Конституции, согласно которой районные и областные зады утверждают районные и областные бюджеты, которые формируются из средств государственного бюджета для их соответствующего распределения между территориальными общинами.

В регулируемых доходов, которые зачисляются в местные бюджеты, относятся налог на прибыль предприятий и организаций всех форм собственности (кроме коммунальной); подоходный налог с граждан; часть доходов от приватизации государственного имущества;

отчисления дотации и субвенции, полученные из бюджетов высшего уровня.

Разграничение этих налогов производится с учетом экономического, социального, экологического,’ естественного состояния соответствующих районов и населенных И пунктов.

До других средств, составляющих финансовую основу местного самоуправления, относятся, в частности, внебюджетные фонды, которые могут быть образованы за счет поступлений от необязательных платежей, добровольных взносов физических и юридических лиц, ДРУГИХ внебюджетных источников.

Районные и областные советы утверждают также районные и областные бюджеты и контролируют их выполнение. Они состоят из средств государственного бюджета для их соответствующего распределения между территориальными громадами или для выполнения совместных проектов, а также из средств, привлеченных на договорных началах из местных: бюджетов для реализации совместных социально-экономических и культурных программ.

В подавляющем большинстве стран государство финансово поддерживает местное самоуправление. Согласно ч. Из данной статьи Конституции Украины государство принимает участие в формировании доходов местного самоуправления не только установлением процентных отчислений в местные бюджеты от общегосударственных доходных источников, но и путем дотации, субвенций и тому подобное. Она в полном объеме финансирует осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий, предоставленных законом. Это правило в полной мере распространяется и на ситуации, когда государственные органы принимают решения, которые не связаны с предоставлением органам местного самоуправления дополнительных полномочий государственной исполнительной власти, но косвенно вынуждают их проводить незапланированные дополнительные расходы за счет местных бюджетов. В таком случае согласно ч. 4 данной статьи эти расходы должны быть компенсированы государством.