Новая редакция ст. 150 Конституции Украины с Комментариями.

К полномочиям Конституционного Суда Украины относится:

1) решение вопросов о соответствии Конституции Украины (конституционности):

законов и других правовых актов Верховной Рады Украины;

актов Президента Украины;

актов Кабинета Министров Украины;

правовых актов Верховной Рады Автономной Республики Крым.

2) официальное толкование Конституции Украины;

3) осуществление иных полномочий, предусмотренных Конституцией Украины.

Вопросы, предусмотренные пунктами 1, 2 части первой настоящей статьи, рассматриваются по конституционным представлениям: Президента Украины; не менее сорока пяти народных депутатов Украины; Верховного Суда; Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека; Верховной Рады Автономной Республики Крым.

Комментарий к ст. 150 Конституции Украины

Нормы комментируемой статьи определяют основные функции и полномочия Конституционного Суда Украины (пп. 1, 2 ч. 1), круг субъектов, имеющих право обращаться в Конституционный Суд Украины, инициировать рассмотрение конституционно правовых дел (абз. 2 ч. 1), форму и характер актов, которые принимает Конституционный Суд Украины относительно соответствия Конституции Украины (конституционности) законов и других правовых актов и официального толкования Конституции Украины и законов Украины (ч. 2).

В комментируемой статье предусмотрено две группы полномочий Конституционного Суда Украины, а именно: 1) решение вопросов о соответствии Конституции Украины (конституционности) законов и других правовых актов (конституционный судебный контроль Конституционного Суда Украины) (п. 1 ч. 1); 2) официальное толкование Конституции Украины и законов Украины (правотлумачна, право разъяснительная, интерпретационная деятельность Конституционного Суда Украины) (п. 2 ч. 1).

Согласно комментируемым статье объектами конституционного контроля Конституционного Суда Украины (решение вопросов о соответствии Конституции Украины (конституционности) являются: 1) законы и другие правовые акты Верховной Рады Украины; 2) акты Президента Украины; 3) акты Кабинета Министров Украины; 4) правовые акты Верховной Рады Автономной Республики Крым.

Приведенный перечень объектов конституционного контроля является исчерпывающим (закрытым).

Понятие законов и других правовых актов Верховной Рады Украины, актов Президента Украины, актов Кабинета Министров Украины и правовых актов Верховной Рады Автономной Республики Крым содержатся соответственно в ст. 91, частях 3 и 4 ст. 106, статьях 117,135, 137 Конституции Украины.

Конституционный Суд Украины не имеет права проверять конституционность положений действующей Конституции Украины.

Проверке соответствия Конституции Украины (конституционности) подлежат только те законы и иные правовые акты, которые вступили в силу, то есть оценка законов и других правовых актов осуществляется Конституционным Судом Украины только в порядке последующего конституционного судебного контроля.

Не могут быть объектами конституционного контроля Конституционного Суда Украины проекты правовых актов, кроме согласно ст. 159 Конституции Украины законопроектов о внесении изменений к Конституции Украины. Исходя из принципа разделения властей (ст. 6 Конституции Украины), полномочия Конституционного Суда Украины не позволяют ему вмешиваться в стадии правотворческого (законодательного) процесса, осуществлять предварительный контроль.

По смыслу статей 150 и 152 Конституции Украины объектом конституционного контроля Конституционного Суда Украины могут быть только законы и другие правовые акты, которые не утратили силу.

Согласно комментируемым статье в ее системной связи с ч. 2 ст. 147 и ч. 1 ст. 152 Конституции Украины объектом конституционного контроля являются только правовые акты, то есть те, которые влекут за собой юридические последствия. Следовательно, не могут быть объектом контроля Конституционного Суда Украины такие акты, как обращения, заявления, акты политического характера, которые не имеют юридического значения, не порождают никаких юридических последствий.

К полномочиям Конституционного Суда Украины не относятся вопросы о законности подзаконных актов: 1) Верховной Рады Украины; 2) Президента Украины; 3) Кабинет Министров Украины; 4) Верховной Рады Автономной Республики Крым.

Конституционный Суд Украины также не уполномочен решать вопросы конституционности, так и законности актов органов власти, не указанных в п. 1 ч. 1 комментируемой статьи. Это решение органов местного самоуправления (ст. 144 Конституции Украины), акты министерств и других центральных органов исполнительной власти, местных государственных администраций, акты органов прокуратуры Украины, акты судов общей юрисдикции и тому подобное.

Конституционный Суд Украины решает вопросы о соответствии Конституции Украины (конституционности) в виде абстрактного конституционного контроля, т. е. такого, который не связан с применением правового акта.

Конституционный Суд проверяет соответствие законов и других правовых актов действующей Конституции Украины и не уполномочен проверять соответствие правовых актов прежней Конституции Украины.

Конституционный Суд Украины решает вопросы о соответствии Конституции Украины (конституционности) законов и других правовых актов с точки зрения как материальной, то есть содержательной, их проверки, так и формальной, то есть проверки соответствия установленной Конституцией Украины процедуры их рассмотрения, принятия или вступления их в силу и соблюдение конституционных полномочий при их принятии (ч. 2 ст. 152 Конституции Украины, ст. 15 Закона Украины «О Конституционный Суд Украины»).

Рассмотрение и решение вопросов о соответствии Конституции Украины (конституционности) законов и других правовых актов Конституционный Суд Украины осуществляет не по собственной инициативе, а по обращениям (конституционными представлениями) определенных субъектов, предусмотренных абз. 2 ч. 1 комментируемой статьи.

Конституционное обращение (представление) является поводом для рассмотрения дела Конституционным Судом Украины, то есть обязывает Конституционный Суд Украины принять ее к рассмотрению.

Основанием для конституционного представления и соответственно рассмотрения дела Конституционным Судом Украины о неконституционности закона или другого правового акта является наличие спора относительно его (акта) неконституционности. Наличие основания для рассмотрения дела обязывает Конституционный Суд Украины рассмотреть ее по существу в судебном заседании и вынести по ней мотивированное решение.

Субъектами права на обращение (конституционное представление) в Конституционный Суд Украины о соответствии Конституции Украины (конституционности) законов и других нормативных актов являются: Президент Украины; не менее сорока пяти депутатов Верховной Рады Украины (то есть десятая часть общего состава Верховной Рады Украины, установленного ч. 1 ст. 76 Конституции Украины); Верховный Суд Украины; Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека; Верховная Рада Автономной Республики Крым.

Объектом официального толкования Конституционного Суда Украины являются действующие Конституция Украины и законы Украины, принятые как до, так и после вступления в силу Конституции Украины. Законы, которые не вступили в силу, и законы, утратившие силу, официальному толкованию Конституционным Судом Украины не подлежат. Но объектом официального толкования Конституционного Суда Украины могут быть законы или их отдельные положения, которые применяются в связи с их переживаючою (ультраактивною) силой.

Официальному толкованию Конституционного Суда Украины подлежат законы, соответствующие Конституции Украины. Поэтому официальному толкованию законов Украины предшествует выяснения вопроса их соответствия Конституции Украины (конституционности). Если окажется, что закон не соответствует Конституции, противоречит ей, он признается неконституционным со всеми вытекающими из этого.

Если возможны различные интерпретации тех или иных положений Конституции Украины или законов Украины и эти толкования не противоречат Конституции Украины, решать такие вопросы, конкретизировать такие положения должен парламент. Иначе, своим толкованием указанных положений Конституции или законов Украины Конституционный Суд Украины ограничивал бы полномочия Верховной Рады Украины.

Деятельность относительно официального толкования Конституции Украины и законов Украины Конституционный Суд Украины осуществляет по обращениям определенных субъектов по установленной законом процедуре и выражает в особой форме – в интерпретационных актах – в решениях, которые влекут за собой соответствующие правовые последствия.

Конституция Украины, в частности комментируемая статья, не определила круг субъектов, которые могут обращаться в Конституционный Суд Украины за официальным толкованием Конституции и законов Украины, оставив этот вопрос на усмотрение законодателя.

Согласно Закону Украины «О Конституционный Суд Украины» право на обращение в Конституционный Суд Украины о необходимости официального толкования Конституции Украины и законов Украины имеют такие субъекты: 1) в форме конституционного представления – Президент Украины, не менее как сорок пять народных депутатов Украины. Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека, Верховный Суд Украины. Кабинет Министров Украины, другие органы государственной власти, Верховная Рада Автономной Республики Крым, органы местного самоуправления (абз. 4 ст. 41); 2) в форме конституционного обращения – граждане Украины, иностранцы, лица без гражданства и юридические лица (ст. 43). Основаниями для обращения в Конституционный Суд Украины за официальным толкованием Конституции и законов Украины в формах конституционного представления и конституционного обращения является соответственно: практическая необходимость в выяснении или разъяснении, официальной интерпретации положений Конституции Украины и законов Украины (ч. 1 ст. 93 Закона «О Конституционный Суд Украины») или наличие неоднозначного применения положений Конституции Украины или законов Украины судами Украины, другими органами государственной власти, если субъект права на конституционное обращение считает, что это привело или может привести к нарушению его конституционных прав и свобод (ст. 94 Закона Украины «О Конституционный Суд Украины).

Основанием для официального толкования Конституции Украины или законов Украины по конституционным обращениям физических и юридических лиц являются только те положения этих правовых актов, которые применены или подлежат применению в отношении субъекта конституционного обращения в конкретном деле, и это привело или может привести к нарушению его конкретного конституционного права. Субъект конституционного обращения должен указать конкретные факты и обстоятельства, которые бы свидетельствовали об этом.

На практике случаются такие ситуации, когда те или иные положения Конституции Украины или законов Украины применяются хотя и однозначно, но неправильно, и это нарушает конституционные права и свободы или создает возможность их нарушения. Конституционный Суд Украины в этих случаях также рассматривает дела по обращениям физических или юридических лиц и принимает по ним соответствующие решения.

Конституционный Суд Украины по результатам рассмотрения на пленарных заседанием дел относительно конституционности законов и других правовых актов и относительно официального толкования Конституции Украины и законов Украины принимает решение.

Решение Конституционного Суда Украины по вопросам о соответствии Конституции Украины (конституционности) законов и других правовых актов и об официальном толковании Конституции Украины и законов Украины являются обязательными к выполнению всеми органами государственной власти, в том числе и самим Конституционным Судом Украины, органами местного самоуправления, их должностными лицами, объединениями граждан и другими организациями, гражданами и юридическими лицами на всей территории Украины. Невыполнение решений Конституционного Суда Украины влечет за собой предусмотренную законом ответственность.

Решения Конституционного Суда действуют непосредственно и не требуют подтверждений со стороны любых органов государственной власти, должностных и служебных лиц.

Решение Конституционного Суда Украины относительно соответствия Конституции Украины (конституционности) законов или других правовых актов и относительно официального толкования Конституции Украины и законов Украины являются окончательными. Это означает, что они вступают в силу с момента принятия (провозглашения) и никто, в том числе и Конституционный Суд Украины, отменить или изменить их не может.

Решение Конституционного Суда Украины не могут быть обжалованы. Вместе с тем согласно ч. 4 ст. 55 Конституции Украины, если лицом использованы все национальные средства правовой защиты, она имеет право обращаться за защитой своих прав и свобод к соответствующим международным судебным учреждениям или к соответствующим органам международных организаций, членом или участником которых является Украина, а значит и обжаловать в них решение Конституционного Суда Украины. Но независимо от результатов рассмотрения такой жалобы межгосударственные органы ни в коем случае не имеют права отменять решение суда того или иного государства.

В решении Конституционного Суда Украины относительно соответствия Конституции Украины (конституционности) правовых актов они признаются недействительными на будущее.

В случае если эти акты или их отдельные положения признаются не соответствующими Конституции Украины (являются неконституционными), они объявляются недействующими и теряют силу со дня принятия Конституционным Судом Украины решения об их неконституционности (ч. 2 ст. 152 Конституции Украины, ст. 73 Закона Украины «О Конституционный Суд Украины»), Эти акты фактически отменяются и не имеют юридической силы с момента принятия Конституционным Судом Украины решения об их неконституционности. И именно с этого времени законы, другие правовые акты или их отдельные положения, решениями Конституционного Суда Украины признаны неконституционными, не подлежат исполнению (применению) как такие, что утратили силу на основании решения Конституционного Суда Украины.

Юридическую силу решение Конституционного Суда Украины о признании правового акта неконституционным не можно преодолеть повторным принятием этого же акта.

Решение Конституционного Суда Украины, которым законы, иные нормативно правовые акты или их отдельные положения признаны неконституционными, имеют силу нормативно правового акта. Признавая тот или иной нормативно правовой акт неконституционным и тем самым отменяя его, Конституционный Суд Украины выполняет функцию «негативного» правотворца.

Решение Конституционного Суда Украины о признании закона или иного правового акта неконституционным лишает их обязательной силы. Но юридическая сила такого решения Конституционного Суда Украины не может быть приравнена к юридической силе обычных законов, поскольку для пересмотра положений этого решения необходимо внесение изменений в Конституцию Украины.

Решение Конституционного Суда Украины о несоответствии Конституции Украины (неконституционности) законов, других правовых актов или их отдельных положений имеют прямое и немедленное действие, а в случаях, предусмотренных Конституцией Украины, – и обратное действие. Согласно ст. 58 Конституции Украины решения Конституционного Суда Украины, которое отменяет или смягчает ответственность лица, имеет обратное действие.

Признание правового акта неконституционным является основанием для отмены иных правовых актов, воспроизводящие или конкретизируют его положения.

Правовая природа решений Конституционного Суда Украины об официальном толковании положений Конституции Украины и законов Украины производная от роли Конституционного Суда Украины в механизме государства. Правовая природа официального толкования Конституции Украины и законов Украины заключается в выяснении и разъяснении их норм, интерпретации, установлении действительного содержания, то есть в определенной констатации, а не в их поправках, изменениях или дополнениях.

Целью официального толкования Конституционным Судом Украины положений Конституции Украины и законов Украины является установления их однозначного и правильного понимания и применения на всей территории государства и предоставлении разъяснения относительно этого.

Содержанием официального толкования Конституционным Судом Украины положений Конституции Украины и законов Украины является их конкретизация, уточнение, детализация. Это определенные нормы, а именно – интерпретационные нормы, в которых даются предписания относительно того, как понимать тот или иной термин, выражение или правовую норму в целом, как ее применять. Они способствуют правильной реализации Конституции Украины и законов Украины и в этом аспекте выполняют вспомогательную регулятивную роль. их вспомогательный характер проявляется и в том, что они не могут применяться отдельно, самостоятельно, без положений Конституции Украины и законов Украины, которые толкуются. Они действуют только вместе с положениями, которые толковались, и не могут быть нормативной основой правоприменительных актов. При решении конкретных дел необходимо ссылаться на правовые нормы Конституции Украины и законов Украины как на юридические основания для решения и лишь дополнительно – на их официальные разъяснения Конституционным Судом Украины.

Функциональное назначение решений Конституционного Суда Украины об официальном толковании Конституции Украины и законов Украины – это юридическое средство обеспечения их правильного и однозначного понимания и применения, а следовательно, и одно из юридических средств укрепления конституционной законности, охраны Конституции Украины.

Юридическая сила официального толкования Конституционным Судом Украины положений Конституции Украины и законов Украины заключается в том, что оно (разъяснение) государственный общеобязательный характер, который по юридической силе приближает его к роз’яснюваних положений Конституции Украины и законов Украины.

Решение Конституционного Суда Украины об официальном толковании Конституции Украины и законов Украины как вспомогательный акт по своей юридической силе располагается по акту, что разъясняется, в такой последовательности: толкование положений Конституции – по Конституции, толкование законов – вслед за законами.

Сфера действия (территория, круг лиц и круг случаев) решений Конституционного Суда Украины об официальном толковании Конституции Украины и законов Украины совпадает со сферой действия последних и они являются нормативными.

Действие во времени официального толкования Конституционным Судом Украины Конституции и законов Украины определяется силой нормы права, которое истолковывается, оно разделяет их судьбу. Причем толкование той же нормы не может меняться в течение этого времени, если эта норма непосредственно или косвенно не менялась.

Официальное толкование Конституции Украины и законов Украины Конституционным Судом Украины имеет «обратную силу». Ее границы определяются моментом вступления в силу же положениями

Конституции Украины и законами Украины, которые интерпретируются. Ведь в процессе реализации правовой нормы, которая не менялась, ее смысл остается прежним (неизменным), и официальными толкованиями только устанавливается тот смысл, который вложил в нее законодатель. Поэтому нормы права всегда имеют тот смысл, который раскрыт официальными толкованиями, и они должны применяться согласно этого содержания. Если официальному толкованию Конституционного Суда Украины положений Конституции Украины или законов Украины не соответствуют акты их применения, последние подлежат отмене.

Другой комментарий к статье 150 Конституции Украины

По вопросам, предусмотренным этой статьей, Конституционный Суд Украины принимает решения, которые являются обязательными к выполнению на территории Украины, окончательными И не могут быть обжалованы.

Право обращения в Конституционный Суд Украины принадлежит заинтересованным в этом сторонам, которые считают, что их права или полномочия в той или иной степени ограничены соответствующим правовым актом или же нарушены требования Конституции Украины, закрепленные ею права и свободы гражданина, объединений граждан, политических партий, органов местного самоуправления. Обращение излагается в письменной форме с требованием признать закон или иной правовой акт или отдельные его положения неконституционными.

Субъектами права на обращение в Конституционный Суд является Президент Украины, не менее сорока пяти депутатов Верховной Рады Украины, Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека, Верховный Суд Украины, Верховная Рада Автономной Республики Крым. Перечень этот является исчерпывающим и расширенному толкованию не подлежит.

Право граждан на обращение в Конституционный Суд Украины прямо не оговорено, но осуществить его они могут путем обращения к Уполномоченному Верховной Рады Украины по правам человека или к Президенту Украины, который согласно статье 102 Конституции является гарантом прав и свобод человека и гражданина.

Компетенция Конституционного Суда определена в двух направлениях.

Соответствие законов и других правовых актов Конституции, т. е. решение вопросов об их конституционности, занимает центральное место в деятельности Конституционного Суда и поэтому закономерным следует считать, что именно этот вид его деятельности Конституция поставила на первое место среди полномочий суда. Цель такой деятельности заключается в том, чтобы своевременно обнаружить, не проигнорированы законодателем и другими органами закреплены в Конституции принципы, провозглашенные ею права и свободы граждан, а обнаружив такие факты – принять соответствующие меры к их устранению. Этим самым обеспечивается верховенство Основного Закона государства, устраняется попытки обойти требования Конституции, проигнорировать ее принципы. Осуществление таких полномочий будет способствовать предупреждению злоупотреблений властью, ликвидации конфликтов между исполнительной и законодательной властями, возникающие при осуществлении нормотворческих функций.

К полномочиям Конституционного Суда отнесено решение вопросов соответствия Конституции законов и других актов правового характера, издаваемых Верховной Радой Украины, Верховной Радой Автономной Республики Крым, а также актов Президента и Кабинета Министров. Конституционный Суд не может решать вопросы, которые входят в компетенцию судов общей юрисдикции, о соответствии Конституции актов других государственных органов, кроме указанных в этой статье, и актов органов местного самоуправления.

Другая группа полномочий заключается в предоставлении Конституции} н ом Суда права официального толкования Конституции и законов Украины. При практическом применении того или иного положения Конституции или иного закона иногда возникают затруднения с определением и уясненням содержания отдельных положений правовой нормы, в связи с чем необходимо руководствоваться официальным толкованием для правильного и единообразного его применения. Ранее толкование проводилось Верховной Радой Украины, но это не всегда воспринималось однозначно. Чтобы истолковать правовую норму, исходя из общих принципов права, и тем самым обеспечить правильность ее применения, необходим независимый от законодателя высококвалифицированный орган. Отныне толкования Конституции и законов Украины исключительная прерогатива единого органа – Конституционного Суда Украины. Толкование является обязательным для всех органов государственной власти и управления, должностных лиц всех уровней, а также для граждан.

Осуществляя толкование закона, Конституционный Суд Украины создает необходимые условия не только для точного, единообразного и неуклонного исполнения законов. Вместе с тем его решение должно соответствовать не только букве, но и духу закона, общим принципам права. Однако под видом толкования не должны; приниматься решения, которые по своему содержанию устанавливают новую правовую норму.

Правом обращения в Конституционный Суд по вопросам официального толкования Конституции пользуются указанные в п. 1 настоящей статьи субъекты.

Конституционный Суд, действуя согласно своей компетенции, принимает решения по вопросам, затронутым в и обращении к нему относительно соответствия или несоответствия правовых актов, которые рассматриваются. Конституции.

В случае, если в процессе рассмотрения дела выявлено несоответствие Конституции других правовых актов или отдельных их положений, чем те, относительно которых ведется производство по делу, но которые существенно влияют на принятие решения или дачи заключения по делу, Конституционный Суд вправе принять решение относительно] неконституционности и таких положений.

Решение Конституционного Суда, как и все судебные решения, обязательные к исполнению, но в отличие от последних они являются окончательными и обжалованию не подлежат. При необходимости Конституционный Суд может определить порядок и срок исполнения решения. За невыполнение решения наступает ответственность в установленном законом порядке.