Новая редакция ст. 154 Конституции Украины с Комментариями.

Законопроект о внесении изменений в Конституцию Украины может быть представлен в Верховную Раду Украины Президентом Украины или не менее чем третью народных депутатов Украины от конституционного состава Верховной Рады Украины.

Комментарий к ст. 154 Конституции Украины

Раздел XIII в целом регламентирует порядок внесения изменений к Конституции, призванный обеспечить стабильность конституционного строя и вместе с тем обеспечить динамику его развития в соответствии с потребностями общественного развития.

Анализ этой статьи, как и остальных статей разд. XIII Конституции, свидетельствует о том, что Конституция Украины справедливо может быть отнесена к категории «жестких» по способу изменения. Это проявляется прежде всего в механизме внесения в нее изменений и ограничении количества субъектов права постановки вопроса о новелізацію текста Основного Закона Украины: только Президенту как главе государства и одной трети народных депутатов Украины от конституционного состава парламента Украины предоставлено право законодательной инициативы по внесению в Верховную Раду Украины проекта закона о внесении изменений к Конституции Украины.

Одним из элементов такого механизма является ограничение круга субъектов, пользующихся правом законодательной инициативы, реализации права подавать в парламент законопроекты о внесении изменений в конституцию.

Современная теория и практика конституционализма имеет различные подходы к решению вопроса относительно определения круга субъектов конституционной инициативы по внесению изменений в конституцию. Как такие субъекты могут выступать государственные органы (парламент в целом, палаты парламента, президент, правительство, конституционный суд), группы парламентариев и избиратели. В последних двух случаях конституции государств четко устанавливают минимальную численность таких групп и избирателей. Так, если в конституции таких стран, как Бельгия, Греция, Ирландия, Люксембург, Португалия предоставляют право инициировать пересмотр Основного Закона государства исключительно органа законодательной власти, то подавляющее большинство конституций других европейских государств наделяют правом внесения в парламент такого законопроекта и других субъектов права. Например, Конституция Испании предоставляет это право правительству и обеим палатам парламента; Конституция Дании – парламенту и королю как главе государства; Конституция Франции – Президенту, который действует по предложению премьер-министра, и членам парламента; Конституция Эстонии – не менее чем одной пятой членов парламента и Президенту; Конституция Болгарии – одной четвертой депутатов парламента и Президенту; Конституция Хорватии – одной пятой членов парламента, Президента и правительства; Конституция Российской Федерации – Президенту, обеим палатам парламента, правительству, законодательным (представительным) органам субъектов федерации и не менее чем одной пятой членов каждой из палат; Конституция Литвы – не менее чем одной четвертой всех членов парламента или не менее чем 300 тысячам избирателей.

По Конституции Украины право вносить на рассмотрение парламента законопроект о внесении изменений к Конституции принадлежит исключительно Президенту и не менее чем трети (150) народных депутатов Украины от конституционного состава Верховной Рады. Эта норма в целом соответствует требованиям современной конституционной теории и практики. Вместе с этим, по сравнению с другими странами Европы, в Украине установлен более высокий процент (одна треть от конституционного состава Верховной Рады народных депутатов как условие приобретения ими права подать законопроект о внесении изменений в Конституцию. Этот шаг следует расценивать как дополнительную конституционную гарантию стабильности Основного Закона.

Конституционная инициатива Президента Украины и группы народных депутатов оформляется в виде законопроекта о внесении изменений в Конституцию Украины. В последнем случае он должен быть подписан не менее чем третью народных депутатов от конституционного состава Верховной Рады Украины.

Предложения о пересмотре содержания Конституции должны быть оформлены согласно требований, определенных законодательством Украины. Согласно ст. 86 Регламента законопроект вносится на регистрацию вместе с пояснительной запиской, которая кроме общих положений (обоснование необходимости принятия законопроекта, целей, задач и основных его положений и места в системе законодательства; обоснование ожидаемых социально-экономических, правовых и других последствий применения закона после его принятия; другие сведения, необходимые для рассмотрения законопроекта), предусмотренных ст. 86 Регламента Верховной Рады Украины, должна освещать также вопросы, указанные в пп. 2-10, 14 части второй ст. 140 Регламента. Законопроект о внесении изменений в Конституцию Украины должен содержать положения о сроке вступления в силу как закона.

Другой комментарий к статье 154 Конституции Украины

Конституция предоставляет право представления Верховной Раде Украины законопроекта о внесении изменений в Конституцию Украины только Президенту Украины и не менее трети народных депутатов Украины от конституционного состава Верховной Рады. То есть законопроект О внесении изменений в Конституцию может быть внесен в Верховную Раду или лично Президентом, или не менее 150 народными депутатами.

Для внесения обычного законопроекта круг субъект законодательной инициативы является более широким и включает Президента Украины, народных депутатов, Кабинет Министров и Национальный банк (ст. 93 Конституции). Ограничение круга субъектов законодательной инициативы по вопросам внесения изменений в Конституцию и предоставлении этого права лишь Президенту как главе государства и не менее чем трети народных депутатов является существенной конституционной гарантией стабильности Конституции и обоснованности требований внесения в нее изменений.