Новая редакция ст. 156 Конституции Украины с Комментариями.

Законопроект о внесении изменений в раздел I “Общие положения”, раздела III “Выборы. Референдум” и раздела XIII “Внесение изменений в Конституцию Украины” подается в Верховную Раду Украины Президентом Украины или не менее чем двумя третями от конституционного состава Верховной Рады Украины и, при условии его принятия не менее чем двумя третями от конституционного состава Верховной Рады Украины, утверждается всеукраинским референдумом, который назначается Президентом Украины.

Повторное представление законопроекта о внесении изменений в разделы I, III и XIII этой Конституции по одному и тому же вопросу возможно только в Верховную Раду Украины следующего созыва.

Комментарий к ст. 156 Конституции Украины

Комментируемая статья посвящена регулированию порядка внесения изменений в разд. И «Общие принципы», разд. III «Выборы. Референдум» и разд. XIII «Внесение изменений в Конституцию Украины». В ней устанавливается более сложный порядок внесения изменений в эти разделы, по сравнению с предусмотренным ст. 155 Конституции порядком изменения норм других глав Основного Закона. Существенное усложнение этого порядок рассчитано на то, чтобы сделать эти разделы наиболее стабильными в Конституции Украины. Необходимость обеспечения их максимальной стабильности обуславливается их содержанием. В разделе i «Общие положения» закреплены исходные, фундаментальные принципы организации и функционирования государства и общества, содержание которых детализируется и развивается в других разделах Конституции. Раздел III «Выборы. Референдум» имеет чрезвычайно важное значение для обеспечения народовластия в Украине. Именно исходя из значения указанных разделов для становления Украины как демократического, правового государства, законодатель прибегнул к применения юридических средств для обеспечения исключительной стабильности изложенных в них положений. Логичным шагом на пути обеспечения стабильности Конституции Украины следует считать и распространение предусмотренного настоящей статьей порядка внесения изменений и раздел XIII «Внесение изменений в Конституцию Украины».

Этот порядок включает четыре этапа. Сложным является первый этап, который предусматривает представление на рассмотрение Верховной Рады Украины законопроекта о внесении изменений в разделы i, III, XIII. Субъектами, которые имеют право внести такой законопроект, признаются только Президент Украины или не менее чем две трети от конституционного состава Верховной Рады Украины, то есть не менее 300 народных депутатов Украины. Регламент Верховной Рады Украины (п. 7 ст. 138) предусматривает, что представление в Верховную Раду законопроекта о внесении изменений в разделы I, III, XIII Конституции Украины сопровождается одновременным представлением и законопроекта, которым предусматривается выделение средств из Государственного бюджета Украины на проведение всеукраинского референдума относительно изменений к Конституции Украины.

Второй этап предусматривает получение Верховной Радой Украины заключения о соответствии законопроекта статьям 157 и 158 Конституции. Заключение должно быть предоставлено после внесения законопроекта в Верховную Раду Украины, но до его рассмотрения Верховной Радой на пленарных заседаниях. Как и в случае со ст. 155 Конституции законопроект, который по заключению Конституционного Суда Украины соответствует требованиям статей 157 и 158 Конституции Украины и в который были внесены поправки во время рассмотрения на пленарном заседании Верховной Рады Украины, подлежит также проверке Конституционным Судом Украины относительно соответствия этого законопроекта требованиям указанных статей Конституции Украины перед принятием его как закона о внесении изменений к Конституции Украины (Решение Конституционного Суда Украины от 9 июня 1998 г. № 8 рп/98 и Решения от 30 сентября 2010 г. № 20 рп/2010).

Если в случае прекращения полномочий Верховной Рады ею не рассмотрен вопрос о принятии в соответствии с частью первой этой статьи законопроекта о внесении изменений в Конституцию Украины, относительно которого есть не рассмотрен Верховной Радой вывод Конституционного Суда Украины, вопрос о рассмотрении указанного законопроекта включается в повестку дня первой сессии новоизбранной Верховной Рады без голосования.

На третьем этапе законопроект о внесении изменений в разделы I, III, XIII обсуждается и принимается Верховной Радой Украины не менее как двумя третям от ее конституционного состава с соблюдением требований, предусмотренных Регламентом Верховной Рады.

Особенным является и четвертый этап порядка. Его введение означает, что принятие законопроекта квалифицированным большинством от конституционного состава парламента оказывается недостаточным для его вступления в силу. Законопроект требует окончательного утверждения всеукраинским референдумом, который согласно п. 6 ст. 106 Конституции назначается Президентом Украины. Всеукраинский референдум по вопросам внесения изменений в Конституцию Украины проводится согласно Закону Украины от 3 июля 1991 г. «О всеукраинском и местных референдумах».

Весь этот сложный порядок свидетельствует о том, что внесение изменений в разделы I, III, XIII Конституции Украины возможно только в исключительных случаях.

Следует отметить, что Украина в вопросе определения порядка внесения изменений в фундаментальных разделов Конституции не пошла путем России (см. ст. 135 Конституции Российской Федерации), которая вообще запретила просмотр главы i «Основы конституционного строя», главы II «Права и свободы человека и гражданина», главы IX «Конституционные поправки и пересмотр Конституции» и связала необходимость внесения изменений в них с разработкой и принятием новой Конституции. Такой подход хотя и имеет аналоги в зарубежной конституционной практике, например, в ФРГ, Франции, Италии, Греции, однако не является общепризнанным.

Другой комментарий к статье 156 Конституции Украины

Конституция Украины устанавливает еще более сложный порядок для внесения изменений в те разделы, которые составляют ее фундаментальную основу, что должно предотвратить любым попыткам изменить саму ее суть. Для внесения изменений в г. И “Общие принципы”, г. III “Выборы, референдум” и г. XIII “Внесение изменений в Конституцию Украины” необходимо представление в Верховную Раду Украины законопроекта о внесении изменений в Конституцию Президентом Украины или не менее как двумя третями народных депутатов от конституционного состава парламента, и принятие законопроекта квалифицированным большинством – двумя третями от конституционного состава парламента. Принятие законопроекта парламентом еще не означает признания его действующим законом. Следующий шаг – он должен быть утвержден всеукраинским референдумом и только после этого вступает в силу.

Право назначать референдум по вопросам изменения Конституции в соответствии с принятым парламентом законом принадлежит исключительно Президенту Украины. По ст. 106, п. 6 Конституции Президент назначает всеукраинский референдум по изменению Конституции Украины в соответствии со ст. 156 этой Конституции. Такой порядок обеспечивает привлечение к ответственному процессу изменения Конституции обоих избранных народом субъектов государственной власти.

Обсуждение законопроекта и принятие Верховной Радой закона о внесении изменений в Конституцию проводится в соответствии с Регламентом Верховной Рады Украины. Проведение всеукраинского референдума по вопросам изменения Конституции происходит в соответствии с Законом Украины “О всеукраинском и местных референдумах” от С июля 1991 г. с последующими изменениями.

Граждане Украины участвуют в референдуме непосредственно и на равных началах. Закон гарантирует демократические основы подготовки и проведения референдума. Закон о внесении изменений в Конституцию Украины, утвержденный всеукраинским референдумом, вводится в действие с момента его опубликования, если иное не определено в самом законе. В случае неутверждения всеукраинским референдумом предложенного на рассмотрение народа закон Конституция Украины не меняется.

Конституция запрещает повторное представление законопроекта о внесении изменений в разделы І, III и XIII настоящей Конституции по одному и тому же вопросу на рассмотрение Верховной Рады Украины того же созыва. Такая возможность предусматривается только для Верховной Рады следующего созыва. Этой конституционной нормой гарантируется постоянство конституционного правопорядка в стране, а также в оптимальной степени учитывается мнение народа по поводу изменения Конституции, поскольку результаты выборов в Верховную Раду следующего созыва, состав ее депутатов будет зависеть и от оценки гражданами внесенного ранее законопроекта предложенных изменений в принципиальных основ Конституции Украины.