Новая редакция ст. 158 Конституции Украины с Комментариями.

Законопроект о внесении изменений в Конституцию Украины, который рассматривался Верховной Радой Украины, и закон не был принят, может быть представлен в Верховную Раду Украины не ранее чем через год со дня принятия решения по этому законопроекту.

Верховная Рада Украины в течение срока своих полномочий не может дважды изменять одни и те же положения Конституции Украины.

Комментарий к ст. 158 Конституции Украины

Комментируемая статья регулирует вопросы, связанные с установлением определенных ограничений относительно сроков повторного рассмотрения парламентом законопроекта о внесении изменений в Конституцию, а также частоты внесения изменений в тех же положений Основного Закона Украины.

Часть первая ст. 158 Конституции содержит норму, согласно которой тот самый законопроект о внесении изменений в Конституцию Украины может быть подан на рассмотрение Верховной Рады Украины ранее чем через год со дня принятия парламентом решения об его отклонении. Введения конституционного запрета направлено на обеспечение, с одной стороны, стабильности Конституции, конституционного строя Украины, а с другой – эффективной работы парламента.

Это конституционное требование касается законопроектов О внесении изменений в любую статью Основного закона, то есть в разделы, которые изменяются в порядке, предусмотренном как ст. 155, так и ст. 156 Конституции Украины.

Указанными статьями введен различный порядок принятия законопроектов о внесении изменений к Конституции Украины в зависимости от того, в какие разделы Конституции вносятся изменения. Как следствие, отсчет времени, истечение которого предоставляет Президенту Украины или предусмотренной Конституцией числа народных депутатов Украины право повторно подать в парламент законопроект о внесении изменений в Конституцию, который рассматривался Верховной Радой, и закон не был принят, также имеет отличие, обусловленную спецификой порядка внесения изменений в разных разделов Основного Закона (статьи 155, 156 Конституции Украины).

Законопроект о внесении изменений в Конституцию, кроме разделов I, III, XIII, не менее чем одной третью народных депутатов Украины от конституционного состава Верховной Рады Украины может быть внесен повторно на рассмотрение парламента не ранее чем через год со дня, когда он, принятый на предыдущей сессии большинством от конституционного состава Верховной Рады, был отклонен ею.

Процедура внесения изменений в разделы I, III, XIII Конституции Украины значительно сложнее. Поскольку указанные разделы, посвященные основам конституционного строя, в том числе формам непосредственной демократии и процедуре внесения изменений в Конституцию Украины, законопроект должен пройти две стадии его легитимизации – сначала его должен принять не менее как две трети от конституционного состава парламента, после чего он должен быть утвержден всеукраинским референдумом, который назначает Президент Украины. Кроме того, должна учитываться также и запрет относительно повторного представления законопроекта о внесении изменений в разделы i, III, XIII Конституции в Верховную Раду одного и того же созыва (часть вторая ст. 156 Конституции Украины) после завершения определенной частью первой ст. 156 Конституции Украины процедуры относительно соответствующего законопроекта.

Исходя из этого законопроект о внесении изменений в разделы I, III, XIII Конституции, который был подан в парламент с соблюдением требований ст. 156 Конституции, однако по результатам его рассмотрения закон не был принят, может быть повторно подан в Верховную Раду только следующего созыва, причем не ранее чем через год со дня принятия отрицательного решения по этому проекту.

Следует также отметить, что согласно части третьей ст. 149 Регламента Верховной Рады Украины, новоизбранная Верховная Рада не может рассматривать вопрос о принятии законопроекта о внесении изменений в Конституцию Украины, который согласно ст. 155 Конституции Украины был предварительно одобрен Верховной Радой предыдущего созыва, но голосование по принятию которого как закона не проводилось. В таком случае законопроект о внесении изменений в Конституцию Украины считается не принятым

Верховной Радой предыдущего созыва и к нему применяются требования части первой ст. 158 Конституции Украины.

В части второй указанной статьи содержится еще одна важная норма, которая запрещает Верховной Раде Украины дважды в течение срока своих полномочий, продолжается пять лет (ст. 76 Конституции Украины), менять те же положения Конституции. Согласно ст. 8 Конституция Украины имеет высшую юридическую силу. Соответственно законы и другие нормативно правовые акты принимаются на основе Конституции и должны соответствовать ей. Не только частые изменения тех же положений Конституции, но и даже попытки их осуществления способны в определенной степени дестабилизировать основы правового регулирования общественных отношений, причинять существенный вред имиджу государства, создавать проблемы для четкого и эффективного функционирования органов публичной власти, деятельность которых непосредственно связана с реализацией процедуры внесения изменений в Конституцию Украины, а именно: Верховной Рады Украины, Президента и Конституционного Суда Украины, а также других государственных органов, если такие изменения касаются порядка их организации или распределения полномочий.

Обе запрета требуют от Президента Украины и группы народных депутатов Украины, как субъектов представления законопроектов о внесении изменений в Конституцию Украины, а также Верховной Рады Украины как единственного органа законодательной власти государства, уполномоченный на принятие соответствующих изменений к Конституции, более требовательно и ответственно подходить к решению вопроса о внесении изменений в Основного Закона государства.

Другой комментарий к статье 158 Конституции Украины

Конституцией запрещено повторное представление в Верховную Раду одного и того же законопроекта о внесении изменений в нее, если он уже рассматривался Верховной Радой и был ею отклонен, ранее чем через год со дня принятия решения относительно этого законопроекта. Это конституционное положение направлено на сохранение стабильности Конституции и имеет целью обеспечение выполнения Верховной Радой своих конституционных полномочий повседневно в полном объеме, предотвращения превращению парламента в дискуссионный клуб.

Стабильности Конституции способствует и то, что Верховная Рада в течение срока своих полномочий, длится четыре года (ст. 76), не может дважды изменять одни и те же положения. То есть в течение четырех лет работы Верховной Рады возможно только однократное изменение той или иной статьи Конституции, отдельного его положения.