Новая редакция ст. 159 Конституции Украины с Комментариями.

Законопроект о внесении изменений в Конституцию Украины рассматривается Верховной Радой Украины при наличии заключения Конституционного Суда Украины о соответствии законопроекта требованиям статей 157 и 158 настоящей Конституции.

Комментарий к ст. 159 Конституции Украины

Несмотря на тот факт, что Верховная Рада является общенациональным представительным органом, в Основном Законе установлены механизмы защиты конституционного строя даже от действий и решений такой весомой институты представительной демократии.

Речь идет об осуществлении Конституционным Судом Украины контроля за соблюдением Верховной Радой Украины Конституции Украины, в том числе и при внесении в нее изменений. Полагаться только на самоконтроль парламента в таком важном вопросе нельзя. Реализуя функцию конституционного контроля, Суд обеспечивает нерушимость и стабильность принципиальных, основополагающих начал развития украинского общества и государства, закрепленных в Основном Законе Украины, принятом Верховной Радой Украины от имени Украинского народа в 1996 г.

Конституцией Украины предусмотрено, что обязательным условием внесения изменений к Основному Закону является предварительная проверка законопроекта о внесении изменений в Конституцию органом конституционной юрисдикции. Принципиальным является то, что в заключении Суда должна содержаться его позиция относительно соответствия (или несоответствия) законопроекта требованиям статей 157 и 158 Конституции Украины.

Таким образом, в этой статье закреплено положение о соответствии законопроекта О внесении изменений в Конституцию только двум ее статьям-157 и 158, а не Конституции Украины в целом.

Положения ст. 159 Конституции Украины о том, что законопроект о внесении изменений в Конституцию рассматривается Верховной Радой Украины только при наличии заключения Конституционного Суда Украины о его соответствии требованиям статей 157 и 158 Основного Закона, является конституционной гарантией стабильности конституционного строя, формой защиты основных конституционных ценностей.

Осуществляя конституционный контроль на стадии подготовки в парламенте окончательного текста законопроекта о внесении изменений в Конституцию Украины, который сводится к даче заключения относительно соответствия законопроекта требованиям статей 157 и 158 Конституции, Конституционный Суд тем самым становится участником законодательного процесса. Однако такая его деятельность не является политической. Она сводится к юридической оценке законопроекта и только в пределах и в порядке, определенных Конституцией и законами Украины.

Конституционному контролю подлежат законопроекты о внесении изменений в Конституцию, поданные в Верховную Раду Украины согласно статьям 154, 155 и 156 Конституции Украины. Субъектом права на конституционное представление по вопросам дачи заключения Конституционным Судом относительно соответствия законопроекта о внесении изменений в Конституцию Украины требованиям статей 157 и 158 Основного Закона является Верховная Рада Украины. Именно ее представление и является основанием для открытия конституционного производства по делу. Такие дела рассматриваются Судом безотлагательно, в течение одного месяца со дня принятия процессуального определения об открытии конституционного производства по делу.

Резолютивная часть заключения Конституционного Суда Украины по данным делам должно содержать положения законопроекта о внесении изменений в Конституцию Украины, которые отвечают требованиям статей 157 и 158 Конституции Украины, и положения, которые не соответствуют этим требованиям.

По статье 157 Конституции Украины, Конституция не может быть изменена, если изменения предусматривают отмену или ограничение прав и свобод человека и гражданина.

Согласно Основному Закону Украины (ст. 21) права и свободы человека являются неотчуждаемыми и нерушимыми. Они являются ее естественными правами и свободами, закрепленными прежде всего в Конституции Украины. Именно их юридическое оформление в конституционных правовых актах придает им статуса неотчуждаемости и нерушимости, приоритетности перед всеми иными социальными нормами. Именно правам и свободам человека должна подчиняться деятельность каких субъектов публичной власти. По Конституции Украины, содержание и направленность деятельности государства определяют права и свободы человека и их гарантии, а утверждение и обеспечение прав и свобод человека является главной обязанностью государства. Данное положение является одним из проявлений действия принципа верховенства права в Украине, предусмотренного в ст. 8 Основного Закона.

Конституция Украины закрепляет конкретные права и свободы человека и гражданина, не считая их исчерпывающими. Учитывая это законопроектами о внесении изменений в Конституцию может дополняться их перечень, но при условии, что новые права и свободы не будут отменять или ограничивать существующие, которые гарантированы государством на конституционном уровне.

Согласно Конституции Украина является независимым государством (ст. 1), а ее территория в пределах существующей границы является целостной и неприкосновенной (ст. 2). Защита территориальной целостности Украины является одной из важнейших функций государства, делом всего Украинского народа (ст. 17), защита территориальной целостности и неприкосновенности Украины возлагается на соответствующие воинские формирования и правоохранительные органы государства (ст. 17). Защита Отечества, независимости и территориальной целостности Украины является обязанностью граждан Украины (ст. 65).

Вопрос об изменении территории Украины решаются исключительно всеукраинским референдумом (ст. 73), который назначается Верховной Радой Украины (ст. 85). Исключительно законами Украины определяется территориальное устройство Украины (ст. 92).

Гарантом территориальной целостности Украины является Президент Украины (ст. 102). Текст присяги, которую провозглашает Президент Украины при вступлении на пост, содержащий положения о его обязанности защищать независимость Украины (ст. 104), обеспечивать государственную независимость (ст. 106).

Таковы основополагающие конституционные основы независимости и территориальной целостности Украины. Поэтому законопроект о внесении изменений в Конституцию Украины не должен содержать положений, которые прямо или косвенно могли бы быть направлены на ликвидацию независимости или на нарушение территориальной целостности Украины.

Бесспорно, изменило приведенных выше положений Конституции могут вноситься при условии, что они направлены на укрепление независимости и территориальной целостности Украины.

Законопроект о внесении изменений в Конституцию Украины должен соответствовать требованиям части второй ст. 157 Конституции Украины, о том, что Конституция не может быть изменена в условиях военного или чрезвычайного состояния. Это связано с тем, что в условиях действия такого государственно правового режима органы власти приобретают дополнительных полномочий, в том числе в части ограничения реализации отдельных конституционных прав и свобод, за исключением тех, ограничение которых запрещено ч. 2 ст. 64 Конституции.

Итак, законопроект о внесении изменений к Конституции должно оцениваться Конституционным Судом с учетом положений статей 64 и 83 Основного Закона. Верховная Рада Украины как единый законодательный орган действует в условиях военного или чрезвычайного положения и осуществляет свои полномочия согласно Конституции Украины. Учитывая это, парламент может изменять Конституцию Украины в условиях военного или чрезвычайного положения, за исключением тех положений Основного Закона, которые предусмотрены ст. 64 Конституции Украины.

По статье 159 Конституции Украины законопроект о внесении изменений в Основной Закон рассматривается Верховной Радой Украины при наличии заключения Конституционного Суда Украины о его соответствии требованиям ст. 158 Конституции.

Статья 158 предусматривает, что законопроект о внесении изменений в Конституцию Украины, который уже рассматривался Верховной Радой Украины, и закон не был принят, может быть подан в парламент не ранее чем через год со дня принятия решения относительно этого законопроекта.

В связи с этим следует подчеркнуть, что в данной статье речь идет о законопроекте, который уже есть соответствующее заключение Конституционного Суда Украины, который дал право Верховной Раде Украины рассматривать его по существу в отношении принятия, но закон о внесении изменений в Основной Закон не был принят.

При таких условиях законопроект о внесении изменений в Конституцию Украины может быть повторно, без повторного заключения Конституционного Суда Украины, поданный на рассмотрение Верховной Рады Украины, но не ранее чем через год со дня принятия парламентом решения относительно этого законопроекта.

Статья 159 Конституции Украины не дает права Верховной Раде Украины в течение срока своих полномочий дважды изменять одни и те же положения Конституции Украины. Однако Верховная Рада может направить в Конституционный Суд Украины представление дать заключение относительно соответствия законопроекта о внесении изменений до тех положений Конституции Украины, по которым уже принято решение законодательным органом, но в течение срока своих полномочий не может принять его к рассмотрению и принимать новый закон. Его рассмотрения, при условии положительного заключения Конституционного Суда Украины, – это уже дело новоизбранного парламента.

Для более четкого понимания содержания положений ст. 159 Конституции Украины важное значение имеет Решение Конституционного Суда Украины от 9 июня 1998 г. № 8 рп/98 (дело о внесении изменений в Конституцию Украины).

Согласно Решению Конституционного Суда Украины положения ст. 159 Конституции Украины надо понимать так, что законопроект о внесении изменений к Конституции Украины в соответствии со статьями 154 и 156 Конституции Украины может рассматриваться Верховной Радой Украины только при наличии заключения Конституционного Суда Украины о том, что законопроект соответствует требованиям статей 157 и 158 Конституции Украины.

В случае внесения в процессе рассмотрения в Верховной Раде Украины поправок к законопроекту он принимается Верховной Радой Украины при наличии заключения Конституционного Суда Украины о том, что законопроект с внесенными в него поправками соответствует требованиям статей 157 и 158 Конституции Украины. Субъектом конституционного представления по этим вопросам является Верховная Рада Украины.

Итак, если к законопроекту о внесении изменений в Конституцию Украины, который рассматривается парламентом при наличии предварительного заключения Конституционного Суда Украины, добавлено хотя бы одно слово или знак препинания, то такой законопроект в его обновленном виде должен быть подан в Конституционный Суд Украины для предоставления соответствующего заключения, в соответствии со ст. 159 Конституции Украины.

Другой комментарий к статье 159 Конституции Украины

Поданный в Верховную Раду законопроект о внесении изменений в Конституцию перед его рассмотрением обязательно требует заключения Конституционного Суда Украины относительно соответствия законопроекта требованиям ст. 157 и ст. 158 Конституции. Поскольку эти статьи определяют, какие именно положения при любых обстоятельствах не могут быть изменены, а также определенные условия (военное или чрезвычайное положение), при наличии которых запрещена смена Конституции, и гарантируют обязательность соблюдения Верховной Радой процессуального порядка внесения изменений в Конституцию, то возникает потребность толкования законопроекта еще до того, как он стал законом, компетентным органом. Таким органом является Конституционный Суд, и именно он решает вопросы о соответствии Конституции внесенного законопроекта, дает официальное ее толкование (см. ст. 147).

Предварительный вывод Конституционного Суда относительно конституционности законопроекта является крайне необходимым, так как гарантирует неизменность ее основных положений. Так, например, Конституция не допускает при принятии новых законов или внесении изменений в действующие законы сужения содержания и объема существующих прав и свобод (ст. 22). Но вопрос, действительно ли законопроект о внесении изменений к Конституции сужает эти права и свободы, требует исследования специалистами высочайшего уровня и должен осуществляться Конституционным Судом. Вывод Конституционного Суда относительно конституционности законопроекта является важной юридической гарантией против возможности нарушения Основного Закона. Без этого вывода Верховная Рада не может принять законопроект к своему рассмотрению. Наличие положительного заключения Конституционного Суда еще не определяет судьбу законопроекта. Он может быть принят или отклонен Верховной Радой, а принятый закон может быть не утвержден всеукраинским референдумом.