Новая редакция ст. 36 Конституции Украины с Комментариями.

Граждане Украины имеют право на свободу объединения в политические партии и общественные организации для осуществления и защиты своих прав и свобод и удовлетворения политических, экономических, социальных, культурных и других интересов, за исключением ограничений, установленных законом в интересах национальной безопасности и общественного порядка, охраны здоровья населения или защиты прав и свобод других людей.

Политические партии в Украине содействуют формированию и выражению политической воли граждан, участвуют в выборах. Членами политических партий могут быть только граждане Украины. Ограничения относительно членства в политических партиях устанавливаются исключительно настоящей Конституцией и законами Украины.

Граждане имеют право на участие в профессиональных союзах с целью защиты своих трудовых и социально-экономических прав и интересов. Профессиональные союзы являются общественными организациями, которые объединяют граждан, связанных общими интересами по роду их профессиональной деятельности. Профессиональные союзы создаются без предварительного разрешения на основе свободного выбора их членов. Все профессиональные союзы имеют равные права. Ограничения относительно членства в профессиональных союзах устанавливаются исключительно настоящей Конституцией и законами Украины.

Никто не может быть принужден к вступлению в любое объединение граждан или ограничен в правах за принадлежность или непринадлежность к политическим партиям или общественным организациям.

Все объединения граждан равны перед законом.

Комментарий к ст. 36 Конституции Украины

Право на объединение является одним из неотъемлемых прав человека, что закреплено во многих международно-правовых документах – Всеобщей декларации прав человека 1948 г. (ст. 20), Конвенции о свободе ассоциации и защите права на организацию 1948 г. (статьи 2, 10), Конвенции о защите прав человека и основополагающих свобод 1950 г. (ст. 11), Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г. (ст. 22).

Конституция Украины, в соответствии с общепризнанными международными стандартами, гарантирует и защищает это право. Право на свободу объединения обеспечивает провозглашенную ст. 15 Конституции экономическую, политическую и идеологическую многообразие в общественной жизни и свободу политической деятельности. Свобода объединения означает, в частности, правовую и фактическую возможность добровольно, без принуждения или предварительного разрешения образовывать объединения граждан или вступать в них (см.: решение Конституционного Суда Украины от 13 декабря 2001 г. № 18 рп/2001). Мера свободы деятельности объединений граждан определяется характером их отношений с государством, его органами и должностными лицами. Согласно ст. 8 Закона Украины «Об объединении граждан» государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов объединений граждан, легализованных в установленном законом порядке. Вмешательство государств органов и должностных лиц в деятельность объединений граждан, равно как и вмешательство объединений граждан в деятельность государственных органов, должностных лиц, не допускается, кроме случаев, предусмотренных законом. Свобода деятельности общественных объединений заключается также в том, что им гарантируется возможность внутренне организационной деятельности: самостоятельно принимать свои уставы, избирать свои руководящие органы, осуществлять право собственности, составлять программы деятельности и осуществлять эту деятельность, право на реорганизацию и на самороспуск, приостановлении своей деятельности. Объединением граждан гарантируется право международных связей. Общественные организации, их союзы согласно своим уставам могут основывать или вступать в международные общественные (неправительственные) организации, образовывать международные союзы объединений граждан, поддерживать прямые международные контакты и связи, заключать соответствующие соглашения, а также участвовать в осуществлении мероприятий, не противоречащих международным обязательствам Украины.

Гарантией права на объединение служит также ответственность за нарушение этого права. Должностные лица легалізуючих органов объединений граждан и граждане за нарушение законодательства об объединении граждан несут дисциплинарную, гражданско правовую, административную или уголовную ответственность. В Уголовном кодексе Украины (ст. 170) установлена ответственность за препятствование законной деятельности профессиональных союзов, политических партий, общественных организаций.

Целью создания объединения граждан является осуществление, содействие в реализации, защите прав и свобод и удовлетворения политических, экономических, социальных, культурных и других интересов. Европейский суд по правам человека неоднократно подчеркивал, что деятельность ассоциаций также является коллективной реализацией свободы выражения взглядов. Объединения могут создаваться лишь на основе общности законных интересов, перечень которых в Конституции не является исчерпывающим. Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций в 1998 г., признав весомую роль групп и ассоциаций по содействию эффективному устранению всех нарушений прав человека и основных свобод, приняла Декларацию о праве и обязанности отдельных лиц, групп и организаций общества поощрять и защищать общепризнанные права человека и основные свободы (Декларация о правозащитниках), в которой закрепила право каждого человека на национальном и международном уровнях создавать негосударственные организации, ассоциации или группы, вступать в них и участвовать в их деятельности.

Действие комментируемой статьи Конституции распространяется на все негосударственные общественные объединения (организации) – так называемые институты гражданского общества, независимо от их организационно правовой формы. С целью создания они могут быть поделены на политические и неполитические, прибыльные и неприбыльные. К ним относятся, например, политические партии, общественные организации, религиозные организации, профессиональные союзы, благотворительные организации, кооперативы и тому подобное.

В тексте Конституции субъектами этой нормы указываются граждане Украины. Однако необходимо учитывать положения ст. 26 Конституции, которая предусматривает, что иностранцы и лица без гражданства, находящиеся в Украине на законных основаниях, пользуются теми самыми правами и свободами, а также несут такие же обязанности, как и граждане Украины, – за исключениями, установленными Конституцией, законами или международными договорами Украины. Закон Украины «О правовом статусе иностранцев и лиц без гражданства» (ст. 16) закрепляет, что иностранцы и лица без гражданства, которые постоянно проживают в Украине, имеют право поступать на общих с гражданами Украины основаниях в легализованных объединений граждан, если иное не предусмотрено законами Украины и если это предусмотрено уставами этих объединений. Иностранцы и лица без гражданства не могут быть членами политических партий Украины.

Право на объединение, закрепленное в Конституции Украины, детализируется в законодательстве. Верховная Рада Украины имеет право на основе Конституции Украины и международно-правовых актов, ратифицированных Украиной, дополнительно урегулировать правовой статус общественных объединений путем установления нормами Закона процедуры их создания, порядка государственной регистрации и контроля за их деятельностью, но при условии, если эти нормы не сужают объем конституционных прав на свободу объединения и не делают невозможным реализацию права каждого на проявление своей общественно-политической позиции.

Согласно п. 11 ст. 92 Конституции Украины основы создания и деятельности политических партий, других объединений граждан относятся к числу важнейших общественных отношений, которые определяются исключительно законами Украины. Следовательно, эти вопросы не могут регулироваться на подзаконном уровне. В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Украины (решение КСУ от 13 декабря 2001 г. №18) другие (что не является наиболее общим) вопросы реализации права на свободу объединения в гражданском обществе не подлежат государственному регулированию и должны решаться на свободное усмотрение его членов. Таким образом, эти вопросы регулируются внутри самой организации корпоративными нормами.

Законы Украины «Об объединении граждан» (ст. 13), «О политических партиях в Украине» (ст. 8), «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (ст. 14) и другие устанавливают требования к объединению принять соответствующие уставные документы и закрепляют общие требования к их содержанию, в частности о невозможности этих норм противоречить законодательству Украины. Правовая позиция Конституционного Суда, изложенная в решении от 13 декабря 2001 г. № 18, была изменена в решении от 12 июня 2007 г. № 2, согласно которому Суд признал конституционным установление регистрационного сбора из политических партий подзаконным нормативным актом – Постановлением Кабинета Министров Украины от 13 июля 2001 г. № 840.

Деятельность негосударственных общественных объединений регулируется многочисленными законами Украины, которые устанавливают особенности реализации этого права в отношении различных организационно правовых форм объединений. К таким законам относятся законы Украины «Об объединении граждан», «О молодежные и детские общественные организации», «О политических партиях в Украине», «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», «О благотворительности и благотворительных организациях», «О свободе совести и религиозных организациях», «О кооперации», «О профессиональных творческих работников и творческие союзы», «О третейских судах» и тому подобное.

Европейский суд по правам человека отметил, что одним из важных аспектов права на свободу объединения является возможность граждан создавать субъекты права для совместных действий в сфере общих интересов. Способ, которым национальное законодательство закрепляет эту свободу, и практика его применения властями показывают состояние демократии в каждой стране (решение от 5 октября 2006 г., дело Московского отделения армии спасения против России).

Наиболее распространенным видом некоммерческих объединений граждан являются общественные организации. По данным Министерства юстиции Украины, на начало 2011 г. прошло легализацию более 3 200 общественных организаций со всеукраинским и международным статусом и более 15 000 с местным. их правовой статус закреплен в законах Украины «Об объединении граждан», «О молодежные и детские общественные организации». Статья 1 Закона «Об объединениях граждан» определяет объединение граждан как добровольное общественное формирование, созданное на основе единства интересов для совместной реализации гражданами своих прав и свобод. Объединения граждан независимо от названия (движение, конгресс, ассоциация, фонд, союз и др), согласно этому Закону признается политической партией или общественной организацией. Общественной организацией Закон определяет объединение граждан, созданное для удовлетворения и защиты своих законных социальных, экономических, творческих, возрастных, национально-культурных, спортивных и других общих интересов.

Учредителями общественных организаций могут быть лица, достигшие 18 лет, а молодежных и детских организаций-15 летнего возраста. Членами общественных организаций могут быть лица, достигшие 14 лет, членами молодежных общественных организаций – лица в возрасте от 14 до 35 лет, членами детских общественных организаций – лица в возрасте от 6 до 18 лет.

Согласно ст. 14 Закона Украины «Об объединении граждан» легализация (официальное признание) объединений граждан является обязательной и осуществляется путем их регистрации или сообщение об учреждении. В случае регистрации объединение граждан приобретает статус юридического лица. Политические партии и международные общественные организации подлежат обязательной регистрации Министерством юстиции Украины. Общественные организации, их союзы могут легализировать свое учреждение путем письменного уведомления соответствующих органов государственной власти. Однако законодательная процедура регистрации объединений требует совершенствования. Европейский суд по правам человека отметил, что положения Закона «Об объединении граждан», которые закрепляют процесс регистрации организаций, не являются совершенными и дают возможность принятия властями произвольных решений об отказе в регистрации (решение от 3 апреля 2008 г. в деле Корецкий и др. против Украины).

Согласно ч. 1 комментируемой статьи ограничение права на объединение может быть установлено только Конституцией и законами Украины в интересах национальной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья населения или защиты прав и свобод других людей.

Этот подход согласуется с международно правовыми стандартами в области прав человека. Статья 22 Международного пакта о гражданских и политических правах предусматривает, что пользование правом на свободу ассоциации не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусматриваются законом и необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения, для защиты прав и свобод других лиц. Статья 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод также закрепляет, что осуществление этого права не подлежит никаким ограничениям, за исключением тех, что установлены законом и являются необходимыми в демократическом обществе в интересах национальной или общественной безопасности, для предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или для защиты прав и свобод других лиц.

Государство, которое вводит соответствующие ограничения, должна согласовать их с «Сиракузькими принципами толкования ограничений и отступлений от положений Международного пакта о гражданских и политических правах» (1984 г.), детализирующие требования Пакта, в частности, относительно содержания понятий «установленные законом», «национальная безопасность», «общественный порядок», «здоровье населения», «прав и свобод других людей», и практикой Европейского суда по правам человека, которая согласно Закону Украины «О выполнения решений и применение практики Европейского суда с прав человека» признана источником права.

Закон Украины «Об объединении граждан» (ст. 4) устанавливает общие ограничения на создание и деятельность объединений граждан. Не подлежат легализации, а деятельность легализованных объединений граждан запрещается в судебном порядке, когда их целью является: изменение путем насилия конституционного строя и в любой противозаконной форме территориальной целостности государства; подрыв безопасности государства в форме ведения деятельности в пользу иностранных государств; пропаганда войны, насилия или жестокости, фашизма и неофашизма; разжигание национальной и религиозной вражды; создание незаконных военизированных формирований; ограничение общепризнанных прав человека. Запрещается создание и деятельность политических партий, руководящие органы или структурные ячейки которых находятся за пределами Украины, а также любых структурных ячеек политических партий в органах исполнительной и судебной власти, в Вооруженных Силах и Государственной пограничной службе Украины, Государственной специальной службе транспорта, Государственной службе специальной связи и защиты информации Украины, на государственных предприятиях, в учреждениях и организациях, государственных учебных заведениях.

Закон Украины «О политических партиях в Украине» (ст. 5) предусматривает, что образование и деятельность политических партий запрещается, если их программные цели или действия направлены на: ликвидацию независимости Украины; изменение конституционного строя насильственным путем; нарушение суверенитета и территориальной целостности Украины; подрыв безопасности государства; незаконный захват государственной власти; пропаганду войны, насилия, разжигание межэтнической, расовой или религиозной вражды; посягательство на права и свободы человека; посягательство на здоровье населения. Политические партии не могут иметь военизированных формирований. Статья 14 указанного Закона накладывает дополнительные ограничения в источниках финансирования – не допускается финансирование политических партий: органами государственной власти и органами местного самоуправления, кроме случаев, указанных законом; государственными и коммунальными предприятиями, учреждениями и организациями, а также предприятиями, учреждениями и организациями, в имуществе которых есть доли (паи, акции), являющиеся государственной или коммунальной собственностью, или которые принадлежат нерезидентам; иностранными государствами и их гражданами, предприятиями, учреждениями, организациями; благотворительными и религиозными объединениями и организациями; анонимными лицами или под псевдонимом; политическими партиями, которые не входят в избирательный блок политических партий.

Некоторые из законодательных ограничений стали предметом рассмотрения Конституционного Суда Украины на предмет наличия нарушения права на объединение и соответствия Конституции Украины. Решением от 12 июня 2007 г. № 2 указанные нормы были признаны конституционными. В частности, Суд отметил, что установленные статьей 15 Закона ограничения, согласно которым не допускается финансирование политических партий органами государственной власти и местного самоуправления (кроме случаев, указанных законом), государственными и коммунальными предприятиями, анонимными лицами и другими субъектами, в первую очередь закладывают уровне предпосылки для деятельности всех политических партий, должны обеспечить защиту прав и свобод других людей, которые не являются членами этих политических объединений. Ограничения в финансировании политической деятельности иностранными государствами, их гражданами, предприятиями, учреждениями, организациями введено пунктом 3 статьи 15 Закона в интересах национальной безопасности.

Отдельные ограничения права на объединения с указанием срока их действия могут устанавливаться также в условиях военного или чрезвычайного положения в соответствии со ст. 64 Конституции и законов Украины «О правовом режиме чрезвычайного состояния» и «О правовом режиме военного положения».

Необходимо также отличать понятия «ограничения основных прав и свобод» от принятого в законотворческой практике понятие «фиксация границ самой сущности прав и свобод», которая происходит путем применения специальных юридических способов и приемов. Такая практика допустима, если дополнительное нормирование процесса создания общественных объединений специальным законодательством ставит целью не сузить объем прав и свобод, а уточнить содержание и регламентацию процедурных вопросов и очертить общие границы основополагающих прав.

Часть 2 комментируемой статьи посвящена одному из видов объединениям – политическим партиям. Главным их отличием от всех остальных объединений является политическая цель образования и деятельности. Согласно ст. 2 Закона Украины «О политических партиях в Украине» политическая партия – это зарегистрированное согласно закону добровольное объединение граждан – сторонников определенной общенациональной программы общественного развития, которое имеет своей целью содействие формированию и выражению политической воли граждан, участвует в выборах и других политических мероприятиях. Конституционный Суд Украины отмечает, что политические партии обеспечивают участие всех граждан Украины в политической жизни общества, влияют на государственную власть, участвуют в формировании органов власти и контроле за их деятельностью.

Провозглашение политического многообразия одной из общих основ конституционного строя означает признание активной роли политических партий в обществе, когда общие направления социального развития аккумулируются и формируются прежде всего в плоскости интересов гражданского общества на принципах свободной конкуренции политических взглядов и программ. В этих условиях политические партии выполняют функции по:

выявления и аккумуляции политических настроений;

представительства политических интересов различных социальных групп;

формирование политических программ относительно возможных направлений развития общества и государства;

повышение политической и правовой культуры населения;

обеспечение конкуренции политических взглядов;

подготовки кадров для политической деятельности;

участия в выборах в органы государственной власти;

реализации политических программ через общенациональные институты власти и управления;

политического овладения и контроля за осуществлением власти.

Обязанностью государства является установление такого правового режима деятельности политических партий, за которого они могут эффективно выполнять возложенные на них функции.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Украины, изложенной в решении от 12 июня 2007 г. № 2, конституционное предписание «политические партии… принимают участие в выборах» вместе с положениями ст. 24 Закона Украины «О политических партии в Украине» необходимо понимать как право политической партии, которое корреспондируется с обязанностью в течение установленного законом десятилетнего срока хотя бы один раз принять участие в выдвижении своих кандидатов по выборам Президента Украины и народных депутатов Украины.

Членом политической партии может быть лишь гражданин Украины, который согласно Конституции Украины имеет право голоса на выборах, то есть достиг 18 летнего возраста. Ограничение права иностранцев и лиц без гражданства быть членами политических партий является общепризнанным в мире и обусловлено интересами национальной безопасности. Гражданин Украины может находиться одновременно лишь в одной политической партии.

Ограничения относительно членства в политических партиях устанавливаются исключительно Конституцией и законами Украины. На конституционном уровне содержится лишь один запрет: ст. 127 устанавливает, что профессиональные судьи не могут принадлежать к политическим партиям, участвовать в политической деятельности. Согласно ст. 6 Закона

«О политических партиях в Украине» членами политических партий не могут быть: судьи; работники прокуратуры; сотрудники органов внутренних дел; сотрудники Службы безопасности Украины; военнослужащие; работники органов государственной налоговой службы; персонал Государственной уголовно-исполнительной службы Украины. Эти ограничения призваны деполитизировать работу судебных и правоохранительных органов, вооруженных сил государства, сделать их независимыми от любого влияния со стороны политических партий. Согласно ст. 112 Конституции Украины Президент Украины не может занимать должности в объединениях граждан. Указанная норма запрещает Президенту возглавлять любое объединение граждан, в том числе политическую партию, занимать любую другую должность в организации – заместителя председателя, члена коллегиального органа управления, руководителя структурного подразделения и тому подобное, но не запрещает быть членом организации.

Ограничение права на объединение, что предусматривает Конституция и законы Украины, согласуется с международно правовыми стандартами в области прав человека. Статья 22 Международного пакта о гражданских и политических правах предусматривает, что эта статья не препятствует введению законных ограничений пользования этим правом для лиц, входящих в состав вооруженных сил и полиции. Статья 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод также закрепляет, что эта статья не препятствует введению законных ограничений на осуществление этих прав лицами, входящими в состав вооруженных сил, полиции или административных органов государства.

Часть 3 комментируемой статьи посвящена правовому статусу и особенностям профессиональных союзов. Согласно Закону Украины «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» профессиональным союзом (профсоюзом) считается добровольная неприбыльная общественная организация, объединяющая граждан, связанных общими интересами за родом их профессиональной (трудовой) деятельности (обучения). Профессиональные союзы создаются с целью осуществления представительства и защиты трудовых, социально экономических прав и интересов членов профсоюза. Государство обеспечивает реализацию права граждан на объединение в профессиональные союзы и соблюдения прав и интересов профсоюзов. Государство признает профсоюзы полномочными представителями работников и защитниками их трудовых, социально экономических прав и интересов, сотрудничает с профсоюзами в их реализации, содействует профсоюзам в установлении деловых партнерских взаимоотношений с работодателями и их объединениями. Европейский суд по правам человека отметил, что внутреннее законодательство должно предоставлять профсоюзам возможность отстаивать интересы своих членов, но одновременно государство имеет свободу выбора средств достижения этой цели (решение от 27 октября 1975 г., дело Национального профсоюза полиции Бельгии против Бельгии).

Особенностью профсоюзов по сравнению с другими общественными объединениями является наличие специфических прав, закрепленных законодательством, благодаря которым они могут более эффективно защищать трудовые и социально экономические права работников.

Правовой статус профсоюзов устанавливается Законом Украины «Об объединении граждан», Законом Украины «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», Кодексом законов о труде Украины, международными договорами Украины. Общественные отношения с участием профсоюзов регулируются правом в той мере, в какой это необходимо для обеспечения представительства и защиты интересов трудящихся, успешного функционирования профсоюзов. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Украины, изложенной в решении от 18 октября 2000 г. №11, государство не может ограничивать право граждан Украины на свободу объединения в профессиональные союзы ни законодательством, ни на практике такими требованиями, которые исключают возможность образования профессионального союза как таковой, если этих условий (требований) объективно нельзя выполнить. Такая ситуация была бы фактически частичной запретом реализации права граждан на объединение в профессиональный союз. Указанным решением Суда были признаны неконституционными отдельные условия относительно создания профсоюзов, закрепленные в ст. 11 Закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».

Все профсоюзы равны перед законом и имеют равные права по осуществлению представительства и защиты прав и интересов членов профсоюза. В решении от 29 октября 1998 г. № 14 Конституционный Суд Украины отметил, что Конституция Украины не содержит ограничений по образованию профессиональных союзов гражданами, работающими на одном предприятии, в учреждении, организации. Таким образом, в пределах одной организации могут создаваться несколько профсоюзов. Все профессиональные союзы, действующие на одном и том же предприятии, в учреждении, организации, имеют равные права и являются равными перед законом.

Граждане Украины имеют право на основе свободного выбора без предварительного разрешения создавать профсоюзы, вступать в них и выходить из них на условиях и в порядке, определенных их уставами, принимать участие в работе профсоюзов. Законодатель не имеет права устанавливать такой порядок регистрации, который фактически был бы предварительным разрешением на создание. Конституционный Суд Украины в решении от 18 октября 2000 г. № 11 признал неконституционным порядок легализации, установленный предыдущей редакцией ст. 16 Закона Украины «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». Суд пришел к выводу, что положения статьи 16 Закона в части установления таких условий легализации профсоюзов, которые фактически связывают начало деятельности профсоюза с моментом ее регистрации в соответствующих органах, равнозначно требованию о предварительном разрешении на образование профсоюза и является ограничением права граждан на создание профсоюзов без предварительного разрешения на основе свободного выбора их членов. Кроме того, Конституционный Суд Украины отметил, что установление регистрации (с приобретением статуса юридического лица) как единственного способа легализации препятствует реализации права образовывать профессиональные союзы «на основе свободного выбора их членов», поскольку граждане могут признать нужным объединиться с целью защиты своих трудовых и социально экономических прав в такую профессиональную союз (как правило, немногочисленная), которая не обязательно должна иметь права юридического лица.

Граждане Украины свободно выбирают профсоюз, в который они желают вступить. Иностранные граждане и лица без гражданства не могут создавать профсоюзы, но могут вступать в профсоюзы, если это предусмотрено их уставами. Никто не может быть принужден вступать или не вступать в профсоюзы. Уставами (положениями) может быть предусмотрено ограничение только относительно двойного членства в профсоюзах. Принадлежность или непринадлежность к профсоюзам не тянет за собой любых ограничений трудовых, социально-экономических, политических, личных прав и свобод граждан, гарантированных Конституцией Украины, другими законами Украины. Запрещается любое ограничение прав или установление преимуществ при заключении, изменении или прекращении трудового договора в связи с принадлежностью или непринадлежностью к профсоюзам или определенному профсоюзу, вступлением в него или выходом из нее.

Членами профсоюзов могут быть лица, которые работают на предприятии, в учреждении или организации независимо от форм собственности и видов хозяйствования, у физического лица, использующего наемный труд, лица, обеспечивающие себя работой самостоятельно, лица, обучающиеся в учебном заведении. Уставом (положением) профсоюза может быть предусмотрено членство в профсоюзе лиц, занятых творческой деятельностью, членов крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц – субъектов предпринимательской деятельности, а также лиц, обучающихся в профессионально-технических или высших учебных заведениях, лиц, которые уволились с работы или службы в связи с выходом на пенсию или которые временно не работают.

Ограничения относительно членства в профессиональных союзах устанавливаются исключительно Конституцией и законами Украины. Конституция устанавливает лишь одно ограничение – согласно ст. 127 не могут быть членами профсоюзов профессиональные судьи. Согласно ст. 16 Закона Украины «О Конституционном Суде Украины» судьи Конституционного Суда Украины не могут принадлежать к профсоюзам. Закон Украины» О Вооруженных Силах Украины ” ограничивает в этом праве на период военной службы военнослужащих. Эти ограничения распространяются, в частности, на сотрудников Службы безопасности Украины, которые являются военнослужащими. В Законе Украины «О Службе безопасности Украины» как исключение разрешается членство в профессиональных союзах работников, работающих по трудовому договору.

Профсоюзы самостоятельно организуют свою деятельность, проводят собрания, конференции, съезды, заседания образованных ими органов, другие мероприятия, которые не противоречат законодательству. Работодатель обязан содействовать созданию надлежащих условий для деятельности профсоюзных организаций, действующих на предприятии, в учреждении или организации.

Профессиональные союзы, их объединения в своей деятельности независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления, работодателей, других общественных организаций, политических партий, им не подотчетны и не подконтрольны. Запрещается вмешательство органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, работодателей, их объединений в уставную деятельность профсоюзов, их организаций и объединений.

Деятельность профсоюзов строится на принципах законности и гласности, информация об их уставных и программных документов является общедоступной. Деятельность профсоюзов, их объединений, которая нарушает Конституцию Украины и законы Украины, может быть запрещена лишь по решению суда в Соответствии с Кодекса административного судопроизводства Украины к полномочиям административных судов относятся временная запрет (остановка) отдельных видов или всей деятельности объединения граждан и принудительный роспуск (ликвидация) объединения граждан.

Добровольность вступления или пребывания в любом общественном объединении гарантируется законом. Конституция предусматривает, что никто не может быть принужден к вступлению в любое объединение граждан или ограничен в правах за принадлежность или непринадлежность к политическим партиям или общественным организациям. Это право также предусматривает добровольность выхода из этих объединений. Всеобщая декларация прав человека (ч. 2 ст. 20) закрепляет, что никто не может быть принужден вступать в какую либо ассоциацию. Европейский суд по правам человека в ряде решений отметил, что несмотря на то, что в ст. 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод прямо не указан запрет от принудительного членства, «негативное право на свободу ассоциации» является частью содержания этой статьи и заключается в праве лица не вступать в организации и свободно выходить из нее (решение от 30 июля 1993 г. в деле Сигурура А. Сигурйонсона против Исландии, решение от 13 августа 1981 г. в деле Юнга, Джеймса и Уэбстера против Соединенного Королевства, решение от 29 апреля 1999 г. в деле Шассану и др. против Франции). В то же время в соответствии с п. 20 Основополагающих принципов статуса неправительственных организаций в Европе, принятых Комитетом министров Совета Европы, предусматривается возможность государства устанавливать в национальном законодательстве требование вступления в общественную организацию как условие для осуществления определенных видов профессиональной деятельности (например, для юристов или врачей).

Принадлежность или непринадлежность лица к любой политической партии или общественной организации не может быть основанием для ограничения ее прав и свобод. Это требование Конституции является составляющей принципа равенства граждан в своих правах и свободах и равенстве перед судом, который закреплен в ст. 24 Конституции Украины. Статья 14 Конвенции о защите прав человека и основных свобод устанавливает запрет дискриминации пользование правами и свободами, признанными в Конвенции, должно быть обеспечено без дискриминации по любому признаку – пола, расы, цвета кожи, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, принадлежности к национальным меньшинствам, имущественного положения, рождения или по другому признаку. Этот перечень не является исчерпывающим и соответственно членство в общественном объединении может рассматриваться как один из признаков, по которому также запрещается дискриминация. В отношении общественных объединений это означает, что членство или отсутствие членства в соответствующей организации не может определяться законодательством как основание предоставления определенных дополнительных прав или преимуществ или, наоборот, установление дополнительных обязанностей или обременений. Согласно ст. 7 Закона Украины «Об объединении граждан» требование об указании в официальных документах о членстве (участии) в том или ином объединении граждан не допускается, кроме случаев, предусмотренных законами Украины. Европейский суд по правам человека признал нарушением права на ассоциацию долг, установленный законом, согласно которому члены одной из легально существующих общественных организаций обязаны заявлять о своей принадлежности к организации при выдвижении на региональные административные должности (решение от 2 августа 2001 г. в деле Гранде Ориенте Д’Італіа Ди Палаццо Джустиниани» против Италии).

Часть 5 комментируемой статьи закрепляет, что все объединения равны перед законом. Это равенство заключается в равных правах и обязанностях одинаковых общественных объединений, равном защите их прав со стороны государства и равной ответственности за нарушение законодательства. Равноправие общественных объединений выражается равенством общих требований закона к уставам этих объединений и дополнительных требований к уставам их отдельных организационно правовых форм, их задач, структуры, территориальной сферы их деятельности, условий и порядка приема в их члены, а также выхода из их состава, порядка создания и полномочий руководящих органов, источников финансирования и имущества общественных объединений, к порядку их создания, регистрации, реорганизации, а также приостановления их деятельности и ликвидации. Равноправие общественных объединений распространяется также на их права и обязанности во взаимоотношениях с государством и другими объединениями, отношения с органами во время представительства и защиты интересов своих членов.

Государство не может устанавливать ни в законодательстве, ни в право применимой практике особого отношения к определенной организации. Конституционный Суд Украины в решении от 13 декабря 2001 г. № 18 признал неконституционными некоторые положения Закона Украины «О молодежные и детские общественные организации», которыми устанавливались дополнительные права отдельного союза общественных организаций.

Равенство всех объединений перед законом заключается также в равном защите их прав со стороны государства. Статья 170 Уголовного кодекса Украины, которая устанавливает ответственность за воспрепятствование законной деятельности профессиональных союзов, политических партий, общественных организаций, в соответствии с принципом равенства должна применяться ко всем общественных объединений, как существуют в Украине, а не только до трех организационно правовых форм, прямо указанных в тексте этой статьи.

Другой комментарий к статье 36 Конституции Украины

Данная статья развивает и конкретизирует положения статьи 20 Всеобщей декларации прав человека и статьи 22 Международного пакта о гражданских и политических правах относительно свободы ассоциации и предусматривает, что право на свободу объединения является неотъемлемым правом граждан Украины, которое гарантируется Конституцией Украины. Граждане объединяются в политические партии и общественные организации на основе единства интересов для общей реализации своих прав и свобод и выполнения обязанностей.

Согласно Закону Украины “Об объединении граждан” от 16 июня 1992 г. политической партией является объединение граждан – сторонников определенной общенациональной программы общественного развития, которые имеют главной целью участие в выработке государственной политики, формировании органов власти, местного и регионального самоуправления.

Общественная организация – это объединение граждан для удовлетворения и защиты своих законных социальных, экономических, творческих, возрастных, национально-культурных, спортивных и других общих интересов.

Общественные организации можугь иметь международный, всеукраинский или местный статус. Политические партии и общественные организации могут иметь название движение, конгресс, ассоциация, фонд, союз и прочее.

Характерной особенностью деятельности политических партий и общественных организаций является то, что они непосредственно не можугь заниматься коммерческой деятельностью. Исключение составляет лишь право продавать общественно-политическую литературу, изделия с собственной символикой, проводить фестивали, выставки и другие общественно-политические мероприятия.

Политические партии в Украине содействуют формированию и выявлению политической воли граждан, выдвигая своих кандидатов на выборах в органы государственной власти и местного самоуправления, которые должны проводить политику этих партий при получении ими соответствующего мандата. Членами политических партий могут быть только граждане Украины.

Граждане имеют право на участие в профессиональных союзах с целью защиты своих трудовых и социально-экономических прав и интересов.

Профессиональные союзы являются общественными организациями, объединяющими граждан, связанных общими интересами за родом их профессиональной деятельности и утверждаются без предварительного разрешения на основе свободного выбора их членов. Все профессиональные союзы имеют равные права. Профессиональные союзы-это наиболее массовые общественные организации. Они действуют в соответствии с уставами, которые они принимают, и не подлежащие регистрации в государственных органах.

Профессиональные союзы представляют интересы граждан в сферах производства, труда, быта, культуры и т.др. им предоставлено право осуществлять надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и правил по охране труда, они контролируют жилищно-бытовое обслуживание работников, содержат санатории, профилактории, дома отдыха, культурно-образовательные, туристические и спортивные учреждения и тому подобное.

Ограничения деятельности политических партий и общественных организаций закреплены в ст. 37 Конституции Украины (см. комментарий к этой статье). Ограничения, касающиеся членства в политических партиях и профессиональных союзах устанавливаются исключительно Конституцией и законами Украины. В частности, установлено, что членами политических партий не могут быть иностранцы, судьи, прокуроры и некоторые другие категории граждан. Кроме того, запрещается отказывать в принятии к политической партии или общественной организации или исключать из них лиц в связи с их полом, национальной принадлежностью и т.др.

Конституция предусматривает, что никто не может быть принужден к вступлению в любое объединение граждан или ограничен в правах и свободах за принадлежность или непринадлежность к политическим партиям или общественным организациям. Принадлежность или непринадлежность к какой-либо политической партии или общественной организации не может быть основанием для предоставления государством отдельных льгот и преимуществ.

Требование об указании в официальных документах членства в том или ином объединении граждан не допускается, кроме случаев, предусмотренных законами Украины.

Все объединения граждан равны перед законом. Любое вмешательство государственных органов и служебных лиц в их деятельность не допускается, кроме случаев, предусмотренных законом.