Новая редакция ст. 46 Конституции Украины с Комментариями.

Граждане имеют право на социальную защиту, которая включает право на обеспечение их в случае полной, частичной или временной потери трудоспособности, потери кормильца, безработицы по независящим от них обстоятельствам, а также в старости и в других случаях, предусмотренных законом.

Это право гарантируется общеобязательным государственным социальным страхованием за счет страховых взносов граждан, предприятий, учреждений и организаций, а также бюджетных и других источников социального обеспечения; созданием сети государственных, коммунальных, частных учреждений для ухода за нетрудоспособными.

Пенсии, другие виды социальных выплат и пособий, являющиеся основным источником существования, должны обеспечивать уровень жизни не ниже прожиточного минимума, установленного законом.

Комментарий к ст. 46 Конституции Украины

Провозглашение Украины социальным государством, конституционное признание человека, его прав и свобод высшей ценностью выдвигают особые требования к правовому регулированию социальной защиты граждан, его качества и эффективности. Эта сфера деятельности государства имеет исключительное значение для благосостояния ее граждан, их семей и всего общества в целом. Право на социальную защиту занимает важное место среди иных социально-экономических прав человека и является одним из средств достижения согласия. Содействуя социальному миру, участия в жизни общества всех социальных групп населения, оно является неотъемлемой частью социальной политики государства, играет важную роль в недопущении снижения уровня жизни населения. В демократических обществах с социально ориентированной рыночной экономикой в основе государственной политики лежит приоритет человеческих ценностей, который определяется через понятие «благосостояние людей».

В современных условиях государство является основным субъектом социальной политики, а потому, определяя направления этой политики, она должна: обеспечивать реализацию прав граждан на социальную защиту; проводить единую политику в социальной сфере; обеспечивать принятие законов и других нормативно правовых актов, регулирующих вопросы социальной защиты; определять организационно правовые формы социального обеспечения и создавать условия для их эффективного функционирования; в законодательном порядке определять условия, порядок предоставления и размеры пенсий, пособий, льгот, социального обслуживания и других видов социального обеспечения; устанавливать размеры обязательных страховых взносов, направляемых в соответствующий фонд общеобязательного государственного социального страхования; определять бюджеты общеобязательных страховых фондов; устанавливать обязательные требования относительно создания страховых резервов с целью обеспечения своевременности и полноты социальных выплат; просматривать виды и размеры социальных выплат с целью улучшения материального обеспечения граждан; определять условия и обеспечивать дотации соответствующем фонда социального страхования из государственного бюджета; оказывать социальную поддержку отдельным категориям нетрудоспособных граждан за счет государственного и местных бюджетов; устанавливать основные виды социальных стандартов; обеспечивать соблюдение субъектами права социального обеспечения требований законодательства; осуществлять в установленных формах надзор и контроль за соблюдением законодательства о социальной защите населения.

Социальная защита в современном демократически организованном обществе – это сфера пересечения жизненно важных интересов граждан, которая касается отношений собственности, правовых приемов и способов их регулирования, социальной политики государства и социально-экономических прав человека. Это сфера отражения таких общечеловеческих ценностей, как равенство, социальная справедливость, гуманизм, моральные устои цивилизованного общества. Надлежащая реализация права на социальную защиту помогает укреплению чувства человеческого достоинства, достижению равенства и социальной справедливости. имеет большое значение для политической и правовой интеграции в международное сообщество, повышение индивидуального статуса человека и развития демократических основ общества.

В условиях рыночных преобразований, когда каждый индивид самостоятельно принимает решение о форме участия в экономическом процессе и в основном лично отвечает за свое благополучие, социальной защиты населения принадлежит особое место. И хотя роль государства в этих условиях меняется, социальная защита населения Украины остается одной из важнейших ее функций.

Система социальной защиты населения должна строиться таким образом, чтобы не порождать так называемой «уравниловки» и иждивенческих настроений при распределении и потреблении жизненных благ, а, наоборот, усиливать мотивацию к труду, создавать условия для его полного обнаружения. Организация социальной защиты, а значит, и развитие законодательства в этой области должны охватывать такие принципы:

– социальная защита в полном объеме граждан, работающих по найму, членов их семей и нетрудоспособных лиц. На граждан, самостоятельно обеспечивающих себя работой, включая предпринимателей, лиц, занятых творческой деятельностью, членов кооперативов, фермеров, распространяются только те виды социальной защиты, в финансировании которых они участвуют согласно с действующим законодательством Украины;

– дифференцированный подход к различным социально демографическим группам населения в зависимости от степени их экономической самостоятельности, работоспособности, возможностей повышения уровня материального благосостояния, а также условий труда, географически климатических и экологических факторов;

– установление связи между результатами труда каждого работающего и определению размеров пенсий и уровнем медицинских и социальных услуг при сохранении гарантированного государственного минимума тем, кто их требует;

– эффективный труд, трудовая активность и предпринимательская инициатива, что в условиях рыночной экономики должны стать источником повышения благосостояния граждан. Для нетрудоспособных граждан гарантируется материальное обеспечение и социальное обслуживание за счет выплат из Государственного и местных бюджетов на уровне не ниже определенных государством социальных стандартов;

за счет бюджетных средств государство должно обеспечивать только минимально гарантированный уровень медицинской социальной защиты населения, прежде всего наименее социально защищенных граждан. работодатели и лица, которые самостоятельно обеспечивают себя работой, участвуют в финансировании социальной защиты на основании общеобязательного и добровольного социального страхования;

– определение уровня социальных гарантий на основании социальных нормативов. Важнейшие нормативы (уровень прожиточного минимума, минимальные размеры заработной платы и пенсий и др.) утверждаются Верховной Радой Украины;

– соответствие уровня социальной защиты населения, уровню экономического развития и финансовым возможностям государства.

Одним из механизмов реализации конституционного права на социальную защиту является общеобязательное государственное социальное страхование. Оно является системой мероприятий по социальному обеспечению граждан по условиям и видам, установленным законодательством, за счет страховых взносов, уплачиваемых работодателями и гражданами в соответствующий фонд общеобязательного социального страхования.

В зависимости от страхового случая предусмотрены следующие виды страхования: пенсионное; в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными погребением; медицинское; от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, которые повлекли потерю трудоспособности; на случай безработицы. Отношения с каждого вида общеобязательного государственного социального страхования, регулируются отдельными законами.

Введение общеобязательного государственного социального страхования дало возможность каждому гражданину реализовать свое конституционное право на социальную защиту. Концепция общеобязательного государственного социального страхования отражает принцип солидарности работников, согласно которому каждый должен делать вклад для поддержки коллег по работе в случае несчастного случая на производстве, безработицы, потери заработка, трудоспособности, финансируя систему в интересах обеих сторон производства – работника и работодателя при активном участии государства.

Введение общеобязательного государственного социального страхования является од ним из главных элементов социального реформирования в Украине и одним из наиболее значительных достижений сотрудничества Кабинета Министров Украины, Верховной Рады Украины и социальных партнеров. Система социального страхования сыграла положительную роль в повышении уровня социальной защиты граждан в случае полной, частичной или временной потери трудоспособности, потери кормильца, безработицы по независящим от них обстоятельствам, а также старости.

Каждое государство, претворяя в жизнь эту организационно правовую форму, выбирала свой путь развития с учетом национальных особенностей. Существуют различия между системами обязательного социального страхования. Однако можно выделить следующие основные признаки социального страхования:

а) финансирование за счет обязательных страховых взносов, которые солидарно уплачивают работодатели и работники, при возможном участии государства в форме дополнительных страховых взносов или дотаций за счет общих налогов;

б) обязательное участие всех граждан (за некоторым исключением);

в) аккумулирование взносов в специальных фондах, за счет которых выплачиваются пособия и осуществляется поддержка;

г) обеспечения трудящихся во всех случаях утраты ими трудоспособности или в случае потери заработка в период безработицы;

д) излишки в фонде обязательного социального страхования, не использованные на уплату пособий, инвестируются для развития экономики и получения дополнительного дохода;

е) личные права на социальное обеспечение и получение помощи, которые определены законодательством, гарантируются наличием учета страховых взносов без проверки доходов или потребности застрахованного лица;

есть) размер взносов и помощи часто зависит от того, сколько застрахованный работник зарабатывает или зарабатывал;

ж) страхование от трудового увечья, а также профессионального заболевания финансируется полностью за счет работодателя при возможном участии государства за счет налогов;

с) управление системой обязательного социального страхования осуществляется на основании социального партнерства;

ы) предоставление государством повышенных социальных гарантий застрахованным лицам в системе социального страхования.

Эта организационно правовая форма системы имеет значительные преимущества по сравнению с негосударственными формами страхования. Такое страхование является более надежным, имеет более широкое страховое поле, охватывает широкий круг лиц, более приемлемое в случае колебаний страховых случаев, дешевле, не является капиталоемким, включает особо опасные случаи, которые остаются за пределами коммерческого страхования. При обязательном социальном страховании государством устанавливаются условия, определяющие выплаты, которые могут изменяться и улучшаться. Кроме того, государство за счет Государственного бюджета покрывает дефицит средств социального страхования, а поэтому размеры выплат при солидарном механизме финансирования зависят не только от взносов застрахованных.

Общеобязательное государственное социальное страхование осуществляется на следующих принципах: а) обязательности социального страхования всех работающих по найму; б) обеспечение лиц, которые работают самостоятельно, только теми его видами, в финансировании которых они принимают участие; в) предоставление возможности дополнительного добровольного страхования в системе общеобязательного социального страхования с целью получения дополнительного материального обеспечения; г) равноправие всех застрахованных лиц относительно обязательств по финансированию расходов и получаемых в результате этого прав и гарантий; д) государственная гарантированность выплат.

Основы правового регулирования социального страхования составляют: Основы законодательства Украины об общеобязательном государственном социальном страховании, законы Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», «Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, которые повлекли потерю трудоспособности», «Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы», «Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными погребением».

Государственное обеспечение является еще одной организационно правовой формой социального обеспечения, которая заключается в предоставлении социальных выплат и других социальных услуг отдельным гражданам за счет Государственного бюджета. Эта форма имеет централизованный характер, который находит свое выражение в том, что круг обеспечиваемых лиц, а также виды социального обеспечения устанавливаются исключительно законами Украины, а объемы его финансирования четко закрепляются ежегодно в Государственном бюджете Украины.

Специфика круга обеспечиваемых за счет бюджетных средств лиц заключается в том, что государственным обеспечением охватываются лица, получающие обеспечение в связи с определенной общественно полезной деятельностью, во время которой они могли и не подлежать общеобязательному государственному социальному страхованию, при наступлении обстоятельств, признаваемых социально уважительными. Это во первых. Во вторых, все население страны обеспечивается определенными видами социального обеспечения без какой либо связи с трудом.

Социальная помощь – это установленные законодательством виды материального обеспечения, которые предоставляются гражданам при определенных обстоятельствах и в определенных размерах за счет Государственного бюджета. Она предоставляется: на воспитание детей; при рождении ребенка и по уходу за ребенком до достижения им 3 летнего возраста; на детей одиноким матерям; родителям, занятым уходом за ребенком инвалидом; инвалидам и гражданам пожилого возраста, которые по уважительным причинам не приобрели права на пенсию или другие виды помощи нетрудоспособным малообеспеченным гражданам; как социальная поддержка граждан пожилого возраста и инвалидов; как социальное обслуживание детей сирот, пенсионеров, инвалидов, одиноких лиц; как социальное обслуживание пожилых людей и инвалидов в домах интернатах и др.

Социальная поддержка (попечительство) – это система мероприятий по материальному обеспечению за счет Государственного или местного бюджетов или других источников финансирования граждан, которые по разным причинам не приобрели юридического права на пенсии или другие виды пособий, но требуют социальной помощи и не могут самостоятельно выйти из затруднительного положения. Под последним следует понимать обстоятельства, которые объективно нарушают жизнедеятельность лица и которые она не может преодолеть самостоятельно. Социальная поддержка предоставляется в виде материальной помощи, социального обслуживания или разнообразных льгот наименее защищенным категориям населения в индивидуальном порядке после проверки наличия у них средств для существования. Вид, форма и размер социальной поддержки зависит от особенностей каждого отдельного случая.

Оказание социальной поддержки осуществляется на таких принципах, как адресность ее предоставления, доступность получения, гуманность при определении критериев помощи, целевое использование полученных средств социальной поддержки, предоставления ее на основании установленных законом социальных стандартов, необратимость социальной поддержки.

Система социальной поддержки охватывает такие основные виды: пособие семьям на воспитание детей; помощь нетрудоспособным гражданам; оказание социально-бытовой и медицинской помощи одиноким нетрудоспособным гражданам и инвалидам; социальное обслуживание отдельных категорий граждан (одиноких лиц, детей сирот и прочее); помощь беженцам и др. Органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные виды социальной помощи за счет бюджетных и внебюджетных средств.

Цель государственной политики в сфере социальной поддержки населения на данный период: 1) смягчение негативных последствий бедности, снижение социального неравенства и предотвращение социального иждивенчества; 2) повышение эффективности социальных пособий и предоставление других форм помощи малоимущим семьям на основе принципа адресности; 3) расширение рынка социальных услуг и повышение их качества с целью обеспечения гражданам, пользующихся бесплатными или субсидируемыми социальными услугами, свободы их выбора; 4) расширение свободы выбора соответствующими органами тех граждан, которые действительно нуждаются в бесплатных или субсидируемых социальных услуг.

Видами социального обеспечения являются определенные материальные блага, которые предоставляются лицам в рамках определенной организационно правовой формы. Все виды социального обеспечения можно разделить на три группы.

К первой группе относятся денежные выплаты. Они выдаются во всех случаях, как разовых, такие периодических, в виде денежных выплат. К ним относятся пенсии, пособия в случае временной нетрудоспособности, при беременности и родах, помощи малообеспеченным семьям, инвалидам, семьям с детьми, денежные надбавки для ухода за больными, одинокими лицами пожилого возраста, малолетними детьми, помощь на захоронение и тому подобное. Ценность денежных выплат заключается в том, что они создают все возможности удовлетворить за деньги разнообразные потребности.

Второй вид социального обеспечения – натуральные виды пособий. Эти пособия предоставляются в виде протезирования, предоставление инвалидам средств передвижения (автомобили с ручным или иным специальным управлением, различные коляски). Эти виды пособий предназначены для удовлетворения специфических потребностей пожилых людей или инвалидов. Они часто предоставляются дополнительно, сверх денежные суммы, а иногда частично, на их замену.

До натуральных видов пособий следует также отнести обеспечение инвалидов, находящихся в домашних условиях, продуктами питания, овощами, другими необходимыми предметами. Инвалидов обеспечивают и другими предметами первой необходимости – лекарствами, средствами личной гигиены, одеждой, обувью, средствами ухода за людьми. Особое внимание государство предоставляет протезированию и оказанию иной помощи лицам, пострадавшим в результате производственных травм и профессиональных заболеваний.

К техническим средствам реабилитации, которыми потерпевших обеспечивают отделение исполнительной дирекции Фонда социального страхования от несчастных случаев ков на производстве и профессиональных заболеваний Украины, относятся: протезы верхних и нижних конечностей и приспособления к ним; чехлы на культи; кожаные перчатки на протезы верхних конечностей; ортопедические аппараты; корсеты; туторы; бандажные изделия; обтураторы; реклинаторы; протезы молочных желез с лифом для их крепления; отводные приспособления при врожденных вывихах бедра; ортопедические брюки; ортопедическая обувь; обувь на протезы; коляски для передвижения; кресла коляски с электрическим приводом; трости и костыли; другие индивидуальные устройства для компенсации утраченных функций опорно двигательного аппарата или пользование с лечебно профилактической целью.

Третья группа видов социального обеспечения предусматривает оказание социальных услуг. Социальные услуги – это комплекс правовых, экономических, психологических, образовательных, медицинских, реабилитационных и других мероприятий, направленных на отдельные социальные группы или индивидов, которые находятся в сложных жизненных обстоятельствах и нуждаются в посторонней помощи с целью улучшения или воспроизведения их жизнедеятельности, социальной адаптации и возвращения к полноценной жизни.

Все виды социального обеспечения, несмотря на их разницу, условия предоставления, имеют общее: они являются составляющими социально экономических мер, направленных на социальную реабилитацию лиц, утративших трудоспособность. Государство берет на себя заботу о лицах, которые потеряли возможность проживать в семьях и нуждаются в постоянной посторонней помощи. Эта деятельность государства приобретает все большее значение.

Конституция Украины гарантирует всем гражданам, для которых пенсии, другие виды социальных выплат и пособий является основным источником существования, должен быть обеспечен уровень жизни, не низший от прожиточного минимума, установленного законом. При этом, что принципиально важно, применяя понятие «прожиточный минимум», Основной Закон не дает его определения. Понятие, применяемое во многих нормативно правовых актах, нашло свое определение только в Законе Украины “О прожиточном минимуме”, а также имеет официальное толкование в Законе Украины ” О государственных социальных стандартах и государственных социальных гарантиях», в соответствии с которыми прожиточный минимум – это стоимостная величина достаточного для обеспечения нормального функционирования организма человека, сохранения его здоровья набора продуктов питания, а также минимального набора непродовольственных товаров и минимального набора услуг, необходимых для удовлетворения основных социальных и культурных потребностей личности.

Прожиточный минимум определяется нормативным методом в расчете на месяц на одно лицо, а также отдельно для тех, кто относится к основным социальным и демографическим групп населения:

– детей в возрасте до 6 лет;

– детей в возрасте от 6 до 18 лет;

– трудоспособных лиц. К ним относятся лица, не достигшие установленного законом пенсионного возраста;

– лиц, утративших трудоспособность. К ним относятся лица, которые достигли установленного законом пенсионного возраста, лица, достигшие пенсионного возраста, дающего право на назначение пенсии на льготных условиях, и неработающие лица, признанные инвалидами в установленном порядке.

Прожиточный минимум устанавливается Кабинетом Министров Украины после проведения научно-общественной экспертизы сформированных набора продуктов питания, набора непродовольственных товаров и набора услуг. Научно общественная экспертиза набора продуктов питания, набора непродовольственных товаров и набора услуг для установления прожиточного минимума заключается в определении с участием социальных партнеров научной обоснованности норм и нормативов потребления, надлежащего соблюдения принципов формирования этих наборов.

Прожиточный минимум на одно лицо, а также отдельно для тех, кто относится к основным социальным и демографическим группам населения, ежегодно утверждается Верховной Радой Украины в законе о Государственном бюджете Украины на соответствующий год и публикуется в общегосударственных официальных изданиях.

Другой комментарий к статье 46 Конституции Украины

Конституция закрепляет право граждан на социальную защиту и устанавливает виды социального обеспечения. В частности, закрепляется право на обеспечение в старости, при потере кормильца, в случае утраты полной или частичной трудоспособности (переход на инвалидность), при временной потере трудоспособности, а также в случае безработицы, что произошло по независящим от гражданина причинам. Основные из них предусматривает Закон Украины “О пенсионном обеспечении” от 5 ноября 1991 г.: пенсии по возрасту, по инвалидности, в связи с потерей кормильца, за выслугу лет, а также социальные пенсии, которые назначаются и выплачиваются нетрудоспособным гражданам при отсутствии у них права на трудовую пенсию.

Закон Украины “О занятости населения” от 1 марта 1991 г. определяет правовые, экономические и организации*^ основы защиты населения Украины от безработицы. Безработными признаются трудоспособные граждане, которые по независящим от них причинам не имеют заработка или других доходов за отсутствия подходящей работы, зарегистрированные в государственной службе занятости, действительно ищут работу и способны ее выполнять.

Гражданам Украины гарантируется право на материальное обеспечение при временные потере трудоспособности, пособие по беременности и родам, при рождении ребенка и по уходу за ребенком, пособие на погребение. Социальная защита нетрудоспособных граждан также осуществляется путем создания специальных государственных учреждений по уходу за нетрудоспособными (дома-интернаты для одиноких граждан, территориальные центры социального обслуживания пенсионеров и инвалидов и тому подобное).

Что касается защиты граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы, то он осуществляется путем пенсионного обеспечения и предоставления им соответствующих компенсаций и льгот (Закон Украины “О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы” от 28 февраля 1991 г.).

Социальные права граждан Украины обеспечиваются системой общеобязательного государственного социального страхования. Источником средств социального страхования является главным образом ассигнования из государственного бюджета, страховые взносы граждан, предприятий, учреждений и организаций.

Реализация и финансирование действующей системы социального обеспечения населения Украины опирается преимущественно на государственное обеспечение и управление.

Вместе с тем углубление экономической реформы, и свобода предпринимательства, свободный выбор вида занятости. либерализация цен. регулирование оплаты труда через тарифные соглашения обусловливают необходимость выработки соответствующего механизма социального обеспечения населения. Концепция социального обеспечения населения Украины, одобренной постановлением Верховной Рады Украины от 21 декабря 1993 г., исходит из того, что социальное обеспечение распространяется на граждан, работающих по найму, членов их семей и нетрудоспособных лиц. На граждан, самостоятельно обеспечивающих себя работой, включая предпринимателей, лиц, занятых творческой деятельностью, членов кооперативов, фермеров, распространяются только те социальные гарантии, в финансировании которых они принимают участие

Согласно этой Концепции социальное страхование является основным источником материального обеспечения граждан. Вводятся такие самостоятельные виды социального страхования: страхование на случай безработицы – создается фонд содействия занятости населения за счет страховых взносов предприятий, граждан и поступлений из государственного и местных бюджетов; медицинское страхование – создается фонд медицинского страхования за счет взносов предприятий, граждан и благотворительных взносов граждан и предприятий, других источников, не запрещенных законом. Медицинское страхование призвано обеспечить право работающих граждан и членов их семей на квалифицированное медицинское обслуживание, материальное обеспечение в случае временной нетрудоспособности в связи с болезнью, на помощь по беременности и родам, помощь при рождении ребенка, по уходу за больным ребенком, по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста, санаторно-курортное лечение и отдых, пособие на погребение (кроме погребения пенсионеров, осуществляется за счет пенсионного фонда); страхование от несчастных случаев на производстве – фонд создается за счет страховых взносов предприятий и направляется на выплату пенсий по инвалидности, наступившей в связи с несчастным случаем на производстве, профессиональным заболеваниям, и помощи в случае временной нетрудоспособности по тем же причинам, возмещение убытков, причиненных увечьем на производстве, и других выплат работникам и членам их семей, связанных с несчастными случаями на производстве; пенсионное страхование – фонд создается за счет страховых взносов предприятий и граждан и направляется на выплаты трудовых пенсий по возрасту, за выслугу лет, по инвалидности и в случае потери кормильца (кроме связанных с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием, выплачиваются за счет фонда страхования от несчастных случаев), пособия на погребение пенсионеров.

Кроме социального страхования Концепция предусматривает выплату социальной помощи нетрудоспособным, малообеспеченным гражданам и наименее защищенным категориям населения за счет средств государственного и местного бюджетов. Это выплата социальной пенсии лицам, не имеющим права на трудовую пенсию, предоставления помощи и льгот семьям, воспитывающим детей, обслуживание пенсионеров, инвалидов, одиноких нетрудоспособных граждан в домах-интернатах и помощи на дому, оказание натуральной помощи малообеспеченным гражданам путем обеспечения бесплатными обедами, одеждой, топливом, льготами по квартирной плате и тому подобное.

Одним из видов материального обеспечения граждан являются компенсации и льготы гражданам, пострадавшим от техногенно-экологических и природных катастроф. Специальный фонд создается главным образом за счет поступлений из государственного и местных бюджетов и используется на возмещение пострадавшим гражданам вреда, причиненного их здоровью и предоставлении им льгот, предусмотренных законодательством.

Внедрение указанной системы социального страхования осуществляется постепенно путем введения отдельных его элементов при соблюдении необходимой преемственности. Сначала создаются предпосылки реформирования системы социальной защиты, совершенствуется управление страховыми фондами, начинается частное страхование на коммерческой основе. По достижении стабилизации в экономию страны будут приняты соответствующие акты, закрепляющие осуществление реформ социального страхования.

Пенсии, а также другие виды социальной помощи, которые являются основным источником существования, должны обеспечивать уровень жизни не ниже прожиточного минимума, устанавливаемого законодательством (см. комментарий к ст. 48 Конституции).