Новая редакция ст. 49 Конституции Украины с Комментариями.

Каждый имеет право на охрану здоровья, медицинскую помощь и медицинское страхование.

Охрана здоровья обеспечивается государственным финансированием соответствующих социально-экономических, медико-санитарных и оздоровительно-профилактических программ.

Государство создает условия для эффективного и доступного для всех граждан медицинского обслуживания. В государственных и коммунальных учреждениях здравоохранения медицинская помощь предоставляется бесплатно; существующая сеть таких учреждений не может быть сокращена. Государство способствует развитию лечебных учреждений всех форм собственности.

Государство заботится о развитии физической культуры и спорта, обеспечивает санитарно-эпидемическое благополучие.

Комментарий к ст. 49 Конституции Украины

Комментируемая статья устанавливает такое очень важное в жизни каждого человека социальное право, как право на здравоохранение, медицинскую помощь и медицинское страхование. Во всем мире, пожалуй, невозможно найти хотя бы одного человека, который бы никогда не болела и не нуждалась в медицинской помощи. Следовательно, любой человек, то есть гражданин Украины, иностранец, лицо без гражданства, постоянно или временно находится на территории Украины, является субъектом указанного права. Государство пытается обеспечить надлежащую реализацию этого права путем финансирования соответствующих социально-экономических, медико-санитарных и оздоровительно-профилактических программ, создает условия для эффективного и доступного для всех граждан медицинского обслуживания. Кроме того, государство взяло на себя обязанность создавать условия для эффективного и доступного для всех без исключения граждан медицинского обслуживания, в государственных и коммунальных заведениях здравоохранения оказывается бесплатно. В то же время право человека на охрану здоровья может быть обеспечено с помощью системы страховой медицины, которая в будущем сможет решить вопрос эффективности и гарантированности предоставления качественных медицинских услуг, а также поможет привлечь дополнительные финансовые поступления на развитие сферы здравоохранения.

Положения комментируемой статье более предметно детализируются в Основах законодательства Украины об охране здоровья, в преамбуле которых указывается, что каждый человек имеет естественное неотъемлемое и незыблемое право на здравоохранение. Общество и государство ответственны перед современным и будущими поколениями за уровень здоровья и сохранение генофонда народа Украины, обеспечивают приоритетность здравоохранения в деятельности государства, улучшение условий труда, обучения, быта и отдыха населения, решение экологических проблем, усовершенствование медицинской помощи и внедрение здорового образа жизни.

С целью реализации определенных в Конституции приоритетов в сфере охраны здоровья населения Основы законодательства Украины об охране здоровья углубляют установленные в комментируемой статье положение и закрепляют такие права в области охраны здоровья: а) жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и социальное обслуживание и обеспечение, который является необходимым для поддержания здоровья человека; б) безопасную для жизни и здоровья окружающую природную среду; в) санитарно-эпидемическое благополучие территории и населенного пункта, где лицо проживает; г) на безопасные и здоровые условия труда, обучения, быта и отдыха; д) на квалифицированную медико санитарную помощь, включая свободный выбор врача, выбор методов лечения в соответствии с его рекомендациями и учреждением здравоохранения; е) на достоверную и своевременную информацию о состоянии своего здоровья и здоровья населения, включая существующие и возможные факторы риска и их степень; е) на участие в обсуждении проектов законодательных актов и внесении предложений по формированию государственной политики в; ж) участие в управлении охраной здоровья и проведении общественной экспертизы по этим вопросам в порядке, предусмотренном законодательством; с) на объединения в общественные организации с целью содействия здравоохранению; и) правовая защита от любых незаконных форм дискриминации, связанных с состоянием здоровья; и) на возмещение причиненного здоровью вреда; м) на обжалование неправомерных решений и действий работников, заведений и органов здравоохранения; и) на проведение независимой медицинской экспертизы в случае несогласия и гражданина с выводами государственной медицинской экспертизы, применения к нему мероприятий принудительного лечения и в других случаях, когда действиями работников здравоохранения могут быть ущемлены общепризнанные права человека и гражданина; к) право пациента, находящегося на стационарном лечении в заведении здравоохранения, на допуск к нему других медицинских работников, членов семьи, опекуна, попечителя, нотариуса и адвоката, а также священнослужителя для отправления богослужения и религиозного обряда. Необходимо подчеркнуть, что приведенный перечень прав в области охраны здоровья не является исчерпывающим, действующее законодательство по вопросам социального обеспечения населения в Украине предусматривает возможность установления других прав в области охраны здоровья.

Государство гарантирует всем гражданам реализацию их прав в области охраны здоровья путем создания разветвленной сети учреждений здравоохранения; организации и проведения системы государственных и общественных мероприятий по охране и укреплению здоровья; представление всем гражданам гарантированного уровня медико-санитарной помощи в объеме, устанавливаемом Кабинетом Министров Украины; осуществление государственного и возможности общественного контроля и надзора в области здравоохранения; организации государственной системы сбора, обработки и анализа социальной, экологической и специальной медицинской статистической информации; установление ответственности за нарушение прав и законных интересов граждан в области охраны здоровья. В то же время гражданам Украины, находящимся за границей, гарантируется право на здравоохранение в формах и объеме, предусмотренных международными договорами, в которых принимает участие Украина.

В Украине создана широкая сеть государственных и коммунальных медицинских учреждений, которые финансируются преимущественно за счет средств государственного бюджета. Главным (ведущим) органом в системе центральных органов исполнительной власти из обеспечения реализации государственной политики в сферах здравоохранения, санитарного и эпидемического благополучия населения, создание, производства, контроля качества и реализации лекарственных средств и изделий медицинского назначения выступает Министерство охраны здоровья Украины (МОЗ Украины). Основными задачами МИНЗДРАВА Украины являются: обеспечение реализации государственной политики в сферах здравоохранения, санитарного и эпидемического благополучия населения, создание, производства, контроля качества и реализации лекарственных средств и изделий медицинского назначения; разработка, координация и контроль за выполнением государственных программ развития здравоохранения, в частности профилактики заболеваний, предоставления медпомощи, развития медицинской и микробиологической промышленности; организация предоставления государственными и коммунальными учреждениями здравоохранения бесплатной медицинской помощи населению; организация оказания медицинской помощи в неотложных и экстремальных ситуациях, осуществление в пределах своей компетенции мероприятий, связанных с преодолением последствий Чернобыльской катастрофы; разработка мероприятий по профилактике и снижению заболеваемости, инвалидности и смертности населения; организация совместно с Национальной академией наук Украины, Академией медицинских наук Украины научных исследований по приоритетным направлениям развития медицинской науки.

В соответствии с возложенными на МИНЗДРАВ Украины задач этот государственный орган непосредственно обеспечивает в пределах своей компетенции соблюдения учреждениями здравоохранения, учреждениями и заведениями государственной санитарно эпидемиологической службы Министерства, другими предприятиями, учреждениями и организациями права граждан на охрану здоровья; участвует в разработке проектов Государственной программы экономического и социального развития Украины, Государственного бюджета Украины, Программы деятельности Кабинета Министров Украины; готовит предложения относительно определения приоритетных направлений развития здравоохранения, разрабатывает и организует реализацию государственных комплексных и целевых программ здравоохранения; участвует в формировании и реализации инвестиционной политики в сфере охраны здоровья; осуществляет межведомственную координацию по борьбе с заболеванием СПИД; осуществляет в соответствии с законодательством Украины функции по управлению объектами государственной собственности, которые принадлежат к сфере его управления; участвует в формировании и реализации антимонопольной политики в сфере охраны здоровья; организует и осуществляет в соответствии с законодательством государственную аккредитацию учреждений здравоохранения; осуществляет координацию деятельности учреждений здравоохранения, органов, учреждений и заведений государственной санитарно эпидемиологической службы, научно-исследовательских учреждений независимо от их подчинения и формы собственности по вопросам диагностики, лечения и профилактики заболеваний, формирования здорового образа жизни; осуществляет меры по развитию предпринимательства в сфере здравоохранения; осуществляет контроль и надзор за соблюдением санитарного законодательства, государственных стандартов, критериев и требований, направленных на обеспечение санитарного и эпидемического благополучия населения; обеспечивает в соответствии с законодательством проведения государственной санитарно гигиенической экспертизы; изучает, анализирует и прогнозирует показатели состояния здоровья населения в зависимости от состояния среды жизнедеятельности человека; участвует в разработке мер, направленных на недопущение вредного влияния факторов окружающей среды на здоровье человека; принимает участие в определении мер и проведении совместно с центральными и местными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления работы по предотвращение болезней, а также снижение заболеваемости, инвалидности и смертности населения; готовит предложения относительно обеспечения санитарного и эпидемического благополучия населения, предотвращения занесения и распространения на территории Украины особо опасных (в том числе карантинных) и опасных инфекционных болезней; осуществляет контроль за устранением причин и условий возникновения и распространения инфекционных болезней, массовых неинфекционных заболеваний, отравлений и радиационных поражений людей; участвует в разработке государственных социальных нормативов в сфере здравоохранения, утверждает соответствующие нормы и нормативы в этой сфере; утверждает в соответствии с законодательством государственные санитарные нормы, правила, гигиенические нормативы; устанавливает в пределах своей компетенции государственные стандарты качества лекарственных средств, иммунобиологических препаратов, питьевой воды, медицинской техники и изделий медицинского назначения; участвует в разработке и вводе в действие экологических нормативов и норм радиационной безопасности; согласовывает в установленном законодательством порядке все государственные стандарты, технические условия, промышленные образцы, другую нормативно техническую документацию объектов, которые могут иметь вредное влияние на здоровье населения; утверждает перечни тяжелых работ, работ с вредными и опасными условиями труда, на которых запрещается применение труда женщин и несовершеннолетних, а также подъем и перемещении ими тяжестей; участвует в подготовке предложений к спискам № 1 и № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию по возрасту на льготных условиях; обеспечивает проведение медико социальной экспертизы потери трудоспособности и оказания реабилитационной помощи населению; осуществляет организационно методическое руководство и координацию работы государственной службы медицины катастроф; в пределах своей компетенции регулирует деятельность, связанную с трансплантацией органов и других анатомических материалов человеку; организует совместно с соответствующими центральными и местными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления систематическое медицинское обследование (диспансеризацию) и определение уровня доз облучения лиц, которые пострадали вследствие Чернобыльской катастрофы; разрабатывает в соответствии с законодательством рекомендации по установлению для граждан, которые пострадали вследствие Чернобыльской катастрофы, дополнительных норм рационального питания в специализированных лечебных, лечебно-санаторных и курортных учреждениях, устанавливает медицинские и физиологические нормы питания для указанной категории лиц; участвует совместно с соответствующими центральными и местными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления в осуществлении государственного регулирования радиационной безопасности, в составлении экспертных заключений относительно определения категорий зон радиоактивного загрязнения территорий; организует научно-методическое обеспечение судебно медицинской и судебно психиатрической экспертной деятельности учреждений здравоохранения; обеспечивает осуществление в соответствии с законодательством государственной регистрации и контроля за производством, надлежащим режимом хранения и реализации, качеством лекарственных средств, иммунобиологических препаратов, медицинской техники и изделий медицинского назначения, поддерживает обязательный ассортимент, в том числе необходимый запас на случай стихийного бедствия, катастроф, эпидемических заболеваний; организовывает обеспечение населения лекарственными средствами, информирует работников учреждений здравоохранения и населения о лекарственных средствах и иммунобиологические препараты, разрешенные к применению; обеспечивает соблюдение установленного порядка предоставления льгот по отпуску гражданам бесплатно или на льготных условиях медикаментов и иммунобиологических препаратов; обеспечивает в пределах своей компетенции развитие медицинской науки, внедрение в практику здравоохранения результатов научных исследований; реализует государственную политику занятости работников в сферах здравоохранения, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, создания, производства, контроля качества и реализации лекарственных средств и изделий медицинского назначения; определяет требования к профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации медицинских и фармацевтических работников, утверждает номенклатуру медицинских и фармацевтических специальностей и должностей; устанавливает единые квалификационные требования к лицам, занимающимся медицинской и фармацевтической деятельностью в Украине; обеспечивает в соответствии с законодательством выполнение задач мобилизационной подготовки и мобилизационной готовности государства; обеспечивает в пределах своей компетенции реализацию государственной политики относительно государственной тайны, контроль за ее сохранением в центральном аппарате Министерства, на предприятиях, в учреждениях и организациях, которые принадлежат к сфере его управления; выполняет другие функции, вытекающие из возложенных на него задач.

Обеспечением и контролем государственных мероприятий в сфере здравоохранения на областном и городском уровнях и в городах Киеве и Севастополе занимаются управления здравоохранения областных, Севастопольской городской государственной администрации и Главное управление здравоохранения Киевской городской государственной администрации, а на территории Автономной Республики Крым Министерство здравоохранения Автономной Республики Крым. Данные органы осуществляют свою деятельность в соответствии с собственными положениями, которые разработаны на основе Типового положения об управлении здравоохранения областной, Севастопольской городской государственной администрации и Главное управление здравоохранения Киевской городской государственной администрации, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 20 декабря 2000 г. № 1845. Непосредственно охраной здоровья населения занимаются санитарно профилактические, лечебно профилактические, физкультурно оздоровительные, санаторно-курортные, аптечные, научно-медицинские и другие заведения здравоохранения.

Указанные учреждения здравоохранения могут предоставлять такие виды лечебно профилактической помощи: а) первичная лечебно-профилактическая помощь; б) специализированная (вторичная) лечебно-профилактическая помощь, в) высокоспециализированная (третичная) лечебно-профилактическая помощь, г) медицинская помощь в неотложных и экстремальных ситуациях, д) медицинская помощь гражданам, страдающим социально опасные заболевания, е) медицинская помощь больному в критическом для жизни состоянии, является) обеспечение лекарственными и протезными средствами, ж) санаторно курортное лечение.

Государство гарантирует представление доступной социально приемлемой первичной лечебно-профилактической помощи как основной части медико-санитарной помощи населению, предусматривающий консультацию врача, простую диагностику и лечение основных распространенных заболеваний, травм и отравлений, профилактические меры, направление пациента для оказания специализированной и высокоспециализированной помощи. Первичная лечебно-профилактическая помощь оказывается преимущественно по территориальному признаку семейными врачами или другими врачами общей практики. Специализированная (вторичная) лечебно-профилактическая помощь оказывается врачами, которые имеют соответствующую специализацию и могут обеспечить более квалифицированное консультирование, диагностику, профилактику и лечение, чем врачи общей практики. Высокоспециализированная (третичная) лечебно-профилактическая помощь оказывается врачом или группой врачей, имеющих соответствующую подготовку в области сложных для диагностики и лечения заболеваний, в случае лечения болезней, требующих специальных методов диагностики и лечения, а также с целью установления диагноза и проведения лечения заболеваний, редко встречаются. Также медицинские работники обязаны оказывать первую неотложную помощь при несчастных случаях и острых заболеваниях. Медицинская помощь обеспечивается службой скорой медицинской помощи или ближайшими лечебно-профилактическими учреждениями независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности с последующим возмещением расходов. Представление бесплатной помощи гражданам в экстремальных ситуациях (стихийное бедствие, катастрофы, аварии, массовые отравления, эпидемии, эпизоотии, радиационное, бактериологическое и химическое загрязнение и тому подобное) возлагается прежде всего на специализированные бригады постоянной готовности службы экстренной медицинской помощи с возмещением необходимых расходов местных учреждений здравоохранения в полном объеме за счет централизованных фондов. С целью охраны здоровья населения органы и учреждения здравоохранения обязаны осуществлять специальные меры профилактики и лечения социально опасных заболеваний (туберкулез, психические, венерические заболевания, СПИД, лепра, хронический алкоголизм, наркомания), а также карантинных заболеваний. Порядок осуществления госпитализации и лечения таких больных, в том числе и в принудительном порядке, устанавливается законодательными актами Украины. Медицинские работники обязаны подавать медицинскую помощь в полном объеме больному, который находится в критическом для жизни состоянии. Такая помощь может оказываться специально созданными учреждениями здравоохранения, пользуются льготами со стороны государства. Активные мероприятия по поддержанию жизни больного прекращаются в том случае, когда состояние человека определяется как необратимая смерть. Порядок прекращения таких мероприятий, понятие и критерии смерти определяются Министерством здравоохранения Украины согласно современным международным требованиям.

С целью реализации права граждан Украины на здравоохранение государство обеспечивает доступность самых необходимых лекарственных средств, защиту граждан в случае причинения вреда их здоровью в результате применения лекарственных средств по медицинскому назначению, а также устанавливает льготы и гарантии отдельным группам населения и категориям граждан по обеспечению их лекарственными средствами в случае заболевания.

Санаторно-курортное лечение является одним из важнейших видов медицинского обслуживания, целью которого является восстановление и укрепление здоровья населения. Потребность в санаторно курортном лечении определяется врачом по состоянию здоровья больного и оформляется медицинскими документами в соответствии с установленным Министерством здравоохранения Украины образца. Порядок обеспечения застрахованных лиц и членов их семей путевками на санаторно-курортное лечение закреплен Инструкцией о порядке обеспечения застрахованных лиц и членов их семей путевками на санаторно-курортное лечение, которые приобретены за счет средств Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности.

Согласно содержанию комментируемой статьи государство взяло на себя обязанность создавать условия для эффективного и доступного для всех без исключения граждан медицинского обслуживания, в государственных и коммунальных заведениях здравоохранения оказывается бесплатно. В современных кризисных условиях для экономики нашей страны гарантирована государством бесплатность медицинского обслуживания приобретает относительного значения, поскольку расходы из государственного бюджета на развитие отрасли здравоохранения не в состоянии перекрыть ее растущие потребности. В таких условиях становится практически невозможным оказывать бесплатную и еще и качественную медицинскую помощь. В то же время по поводу закрепленной в комментируемой статье бесплатности медицинской помощи в 2002 г. уже имел место судебный прецедент по результатам обращения 53 народных депутатов Украины в Конституционный Суд Украины по поводу официального толкования положения статьи 49 Конституции Украины «в государственных и коммунальных заведениях здравоохранения медицинская помощь предоставляется безвозмездно». Практическую необходимость в официальной интерпретации указанного положения народные депутаты Украины обосновывали тем, что сегодня граждане Украины фактически не могут получить медицинскую помощь в государственных и коммунальных учреждениях здравоохранения, не уплатив собственные средства зачеты, питание и «необходимые расходные материалы». Значительная часть населения не способна возместить такие расходы, и поэтому многие граждане вынуждены отказываться от посещения заведений здравоохранения. Конституционное право граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь, по мнению народных депутатов Украины, фактически не реализуется, а бесплатность такой помощи состоит в отсутствии прямого расчета пациента за медицинскую помощь в момент ее предоставления. В результате рассмотрение материалов дела Конституционный Суд Украины решил, что положение части третьей статьи 49 Конституции Украины «в государственных и коммунальных заведениях здравоохранения медицинская помощь предоставляется безвозмездно» надо понимать так, что в государственных и коммунальных заведениях здравоохранения медицинская помощь предоставляется всем гражданам независимо от ее объема и без предварительного, текущего или последующего их расчета за предоставление такой помощи. Следовательно, оказание медицинской помощи государственными и коммунальными заведениями здравоохранения в нашей стране остается пока бесплатным.

В части 3 комментируемой статьи отмечается, что государство способствует развитию лечебных учреждений всех форм собственности. В связи с этим учреждения здравоохранения могут создаваться предприятиями, учреждениями и организациями с различными формами собственности, а также частными лицами при наличии необходимой материально-технической базы и квалифицированных специалистов. Порядок и условия создания учреждений здравоохранения, государственной регистрации и аккредитации этих учреждений, а также порядок лицензирования медицинской практики, производства лекарственных средств, оптовой, розничной торговли лекарственными средствами определяются действующим законодательством Украины. Учреждения здравоохранения осуществляют свою деятельность на основании Устава, утверждаемого собственником или уполномоченным им органом. Независимо от юридического статуса учреждения здравоохранения руководство им может осуществлять только лицо, которое отвечает установленным государством единым квалификационным требованиям. Кабинет Министров Украины и уполномоченные им органы, а также в пределах своих полномочий органы местного самоуправления имеют право прекратить деятельность любого учреждения здравоохранения в случае нарушения им законодательства об охране здоровья, невыполнения государственных требований по качеству медицинской помощи и другой деятельности в области здравоохранения или совершения действий, противоречащих его уставу.

Таким образом, возможно с уверенностью утверждать, что в нашей государстве существует разветвленная система органов государственной власти и медицинских учреждений, а также довольно развитая система нормативно правовых актов социальной направленности, которые призваны гарантировать надлежащую и эффективную реализацию гражданами прав в сфере охраны здоровья.

Другой комментарий к статье 49 Конституции Украины

Согласно статье 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах каждый человек имеет право на медицинскую помощь и медицинский уход в случае болезни. Это неотъемлемое право человека нашло отражение в части первой ст. 49 Конституции, которая провозгласила, что каждый имеет право на охрану здоровья, медицинскую помощь и медицинское страхование.

Содержание права граждан на охрану здоровья определяется ст. 6 Основ законодательства Украины об охране здоровья. Это право, в частности, предусматривает. жизненный уровень, включая еду, одежду, жилье, медицинский уход и социальное обслуживание и обеспечение. который необходим для поддержания здоровья и человека; безопасная для жизни и здоровья окружающая природная среда; Безопасные и здоровые условия труда, обучения, быта и отдыха; квалифицированную медико-санитарную помощь, включая свободный выбор врача и учреждения здравоохранения; правовая защита от любых незаконных форм дискриминации, связанных с состоянием здоровья; возмещение причиненного здоровью вреда и другие права граждан в области охраны здоровья. Следует заметить, что такими же правами пользуются иностранные граждане и лица без гражданства, которые постоянно проживают на.территории Украины, если иное не предусмотрено международным договором или законодательством Украины (Н Основ законодательства о здравоохранении).

Целевой комплексный подход к решению проблем охраны здоровья в Украине обеспечивают соответствующие социально-экономические, медико-санитарных и оздоровительно-профилактические программы, которые финансируются государством. Такие общегосударственные программы разрабатываются и осуществляются Кабинетом Министров Украины, а местные программы, отражающие специфические погреба охраны здоровья населения, проживающего на соответствующих территориях, формируемых Верховной Радой Автономной Республики Крым и органами местного самоуправления.

Составной частью механизма финансирования здравоохранения является медицинское страхование – система мероприятий по созданию специального денежного страхового фонда, из средств которого возмещаются расходы на медицинские услуги, содержание больных в лечебно-профилактических учреждениях и иная материальная жалко, связанная с нарушением здоровья, трудоспособности и социальной активности человека. Государство обеспечивает создание и функционирование системы медицинского страхования населения. Страхование граждан осуществляется за счет Государственного бюджета Украины, средств предприятий, учреждений и организаций и собственных средств граждан. Вопросы организации медицинского страхования и использования страховых средств определяются соответствующим законодательством (ст. 18 Основ законодательства Украины об охране здоровья).

Важным направлением здравоохранения е предоставление гражданам медицинских услуг. их эффективность и доступность обеспечивается государством путем содействия развитию лечебных учреждений всех форм собственности, предоставления бесплатной медицинской помощи в государственных и коммунальных учреждениях здравоохранения, существующую сеть которых запрещено сокращать, охват населения всеми видами медицинских услуг: профилактическими, лечебно-диагностическими, реабилитационными, протезно-ортопедическими и зубопротезними, а также уходом за больными, нетрудоспособными и инвалидами.

В комплексе мероприятий здравоохранения особое место занимает государственное обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия. Оно осуществляется путем внедрения и обеспечения соблюдения санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил и норм, осуществления комплекса специальных санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических мероприятий иа организации государственного санитарного надзора. 1 Порядок обеспечения санитарного и эпидемиологического благополучия населения определяется Законом Украины “Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения” от 24 февраля 1994 г.

С охраной здоровья непосредственно связана И физическая культура, направленная на укрепление здоровья, развитие физических, морально-волевых и интеллектуальных способностей людей. Государственная политика в этой области определяется Законом Украины “О физической культуре и спорте” от 24 декабря 1993 г.