Новая редакция ст. 50 Конституции Украины с Комментариями.

Каждый имеет право на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду и на возмещение причиненного нарушением этого права вреда.

Каждому гарантируется право свободного доступа к информации о состоянии окружающей среды, о качестве пищевых продуктов и предметов быта, а также право на ее распространение. Такая информация никем не может быть засекречена.

Комментарий к ст. 50 Конституции Украины

Для раскрытия сущности конституционного права на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду важное значение прежде всего имеют два вопроса: а) что означает термин «окружающая среда»; б) какое окружающей среды является безопасным для жизни и здоровья человека.

Относительно первого вопроса следует отметить, что термину «окружающая среда» корреспондирует более применяемый в нашем экологическом законодательстве термин «окружающая природная среда». Согласно Закона Украины от 25 июня 1991 г. «Об охране окружающей природной среды» под окружающей средой понимается «.. .совокупность природных и природно-социальных условий и процессов» (ст. 5). Иными словами, окружающая природная среда, а следовательно и окружающая среда, – это совокупность природных и естественно антропогенных условий и процессов, которые окружают человека и являются сферой его жизни и деятельности. Эти условия и процессы оказывают как положительное, так и отрицательное влияние на жизнь и здоровье человека, то есть характеризуют окружающей среды с точки зрения его качества.

Теперь по второму вопросу. В самом общем значении безопасной является окружающая среда, которая негативно не влияет на здоровье людей. Более конкретизированное определение данной дефиниции связано с критериями безопасности окружающей среды для жизни и здоровья человека. Такими критериями являются установленные в законодательном порядке экологические нормативы. К ним, в частности, относятся нормативы экологической безопасности (предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ в окружающей среде, предельно допустимые уровни акустического, электромагнитного, радиационного и другого вредного физического влияния на окружающую среду, гранично-допустимый содержание вредных веществ в продуктах питания; предельно допустимые выбросы и сбросы в окружающую среду загрязняющих химических веществ, уровни вредного влияния физических и биологических факторов (ст. 33 Закона Украины «Об охране окружающей природной среды»)). Законодательством Украины могут устанавливаться и другие экологические нормативы. Соответствие окружающей среды указанным нормативам свидетельствует о безопасном, а несоответствие – о опасное качество окружающей среды для жизни и здоровья человека. Следовательно, право гражданина на безопасную для его жизни и здоровья окружающей среды – это, по сути, его право требовать от соответствующих субъектов соблюдения установленных эколого правовых нормативов.

Несоблюдение этих нормативов является основанием для возмещения предусмотренной ч. 1 ст. 50 Конституции Украины вреда, причиненного нарушением права на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду, по нормам Гражданского кодекса Украины. Могут также применяться меры административной и уголовной ответственности. Первые из них предусмотрены нормами Кодекса об административных правонарушениях Украины (глава «Административные правонарушения в отрасли охраны природы, использования природных ресурсов, охраны памятников истории и культуры»), а вторые – нормами Уголовного кодекса Украины (раздел «Преступления против окружающей среды»).

Кроме того, право на безопасное для жизнь и здоровье окружающей среды обеспечивается у нас комплексом взаимосвязанных политических, экономических, технических, организационных, правовых и других мер.

Особое значение имеет информация о состоянии окружающей среды. Часть 2 комментируемой статьи закрепляет и гарантирует, во-первых, право свободного доступа граждан к информации о состоянии окружающей среды, а также о качестве пищевых продуктов и предметов быта, во вторых – право на распространение соответствующей информации. Источниками такой информации являются документы и другие носители информации, а также сообщения средств массовой информации, публичные выступления и прочее. Свободный доступ к этим источникам означает возможность ознакомления с ними граждан без каких-либо специальных разрешений, так как эта информация по Конституции Украины не может быть отнесена к секретной.

Порядок получения, использования, распространения и хранения экологической информации, как и всех других видов информации, регулируется законами Украины «Об информации» и «О доступе к публичной информации». Государство обязывает органы государственной власти и органы местного самоуправления информировать о своей деятельности и принятые решения, создавать в государственных органах специальные информационные службы или системы, которые в установленном порядке обеспечивали бы доступ к экологической информации. На Министерство экологии и природных ресурсов Украины, его органы на местах и другие специально уполномоченные государственные органы возложена обязанность по подготовке и представлению ежегодно Верховной Раде Украины Национального доклада о состоянии окружающей среды в стране, а также обеспечение граждан и юридических лиц информацией экологического характера.

К гарантий закрепленного в ч. 2 комментируемой статьи права свободного доступа к экологической информации относятся также государственный контроль за соблюдением соответствующего законодательства, а также юридическая ответственность (гражданско правовая, административная и уголовная). Государственный контроль, в частности, осуществляет Государственная экологическая инспекция Украины и другие инспекционные органы. А по ст. 238 УК Украины уголовно наказуемыми признаются сокрытие или умышленное искажение служебным лицом сведений об экологическом, в том числе радиационный, состояние, которое связано с загрязнением земель, водных ресурсов, атмосферного воздуха, пищевых продуктов и продовольственного сырья и отрицательно влияет на здоровье людей, растительный и животный мир, а также о состоянии заболеваемости населения в районах с повышенной экологической опасностью.

Другой комментарий к статье 50 Конституции Украины

Безопасное для жизни и здоровья людей окружающей среды является такое состояние окружающей природной среды, при котором обеспечивается предотвращение ухудшения экологической обстановки и возникновения опасности для жизнедеятельности населения.

Критерии безопасного состояния окружающей среды определяются экологическими стандартами и нормативами и техническими, санитарно-гигиеническими, строительными и другими нормами и правилами, содержащими требования по охране окружающей природной среды. В соответствии с ним осуществляется: размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в действие и эксплуатация предприятий, сооружений и других объектов, применение средств защиты растений, минеральных удобрений, токсичных химических веществ, эксплуатация и обслуживание автомобильного транспорта, решение вопросов охраны окружающей среды от акустического, электромагнитного, ионизирующего и другого вредного. воздействия физических факторов и от загрязнения радиоактивными, производственными, бытовыми. ДРУГИМИ ВІДХ0дами а также при внедрении открытий, изобретений, применении новой техники, импортного оборудования, технологий и систем.

Осуществление мероприятий по охране окружающей среды обеспечивается: финансированием их за счет государственного и местных бюджетов, внебюджетных фондов охраны окружающей природной среды и собственных средств предприятий; экономическим стимулированием деятельности, которая способствует улучшению качества окружающей среды; функционированием системы сбора, обработки, сохранения и анализа информации о состоянии окружающей среды (экологический мониторинг); проведением экологической экспертизы проектов хозяйственной и иной деятельности; государственным контролем за соблюдением экологических стандартов, нормативов и правил и применения к их нарушителям мер административной, уголовной и гражданской ответственности.

Широкие полномочия в области охраны окружающей среды предоставлены гражданам. Они в порядке, который определен законодательством, имеют право принимать участие в обсуждении материалов относительно размещения, строительства и реконструкции экологически опасных объектов и вносить предложения в государственные и хозяйственные органы по этим вопросам, а также в проведении общественной экологической экспертизы, вносить предложения об организации территорий и объектов природно-заповедного фонда, выполнять функции общественных инспекторов охраны окружающей природной среды.

Конституционное закрепление получили две важнейшие составляющие экологических прав граждан: право на возмещение ущерба, причиненного ухудшением состояния окружающей среды, и право на получение и использование экологической информации.

Каждый гражданин имеет право на представление в суд исков о возмещении вреда вследствие негативного влияния на окружающую среду деятельности предприятий, учреждений, организаций и отдельных граждан. Такой вред в соответствии со ст. 69 Закона Украины “Об охране окружающей природной среды” от 25 июня 1991 г. подлежит компенсации, как правило, в полном объеме. В соответствующих случаях учитываются затраты на лечение и восстановление здоровья и расходы, связанные со сменой места жительства, профессии, а также неполученные доходы за время, необходимое для восстановления здоровья, качества окружающей природной среды, воспроизводства природных ресурсов до состояния, пригодного для использования по целевому назначению и иные расходы и неполученные доходы граждан, связанных с ухудшением состояния окружающей среды.

Конституция признает экологическую информацию открытой, запрещает ее засекречивать, гарантирует свободный доступ к получению данных о состоянии окружающей среды и (объемы, состав химических токсических веществ, источники загрязнения на соответствующей территории, уровней радиационного загрязнения) и о качестве пищевых продуктов и предметов быта, а также признает право граждан на ее распространение. Порядок реализации гражданами права на информационно, включая экологическую, определяется Законом Украины “Об информации”, принятом 2 октября 1992 г.