Новая редакция ст. 52 Конституции Украины с Комментариями.

Дети равны в своих правах независимо от происхождения, а также от того, рождены они в браке или вне его.

Любое насилие над ребенком и его эксплуатация преследуются по закону.

Содержание и воспитание детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, возлагается на государство. Государство поощряет и поддерживает благотворительную деятельность в отношении детей.



Комментарий к ст. 52 Конституции Украины

Правовой статус ребенка имеет лицо до достижения им совершеннолетия (ч. 1 ст. 6 СК Украины). В части 1 комментируемой статьи провозглашается основной принцип правового положения ребенка в современном мире – дети равны в своих правах независимо от происхождения, а также от того, рождены они в браке или вне его. Не имеет значения, в какой семье родился ребенок, расы, цвета кожи, политических, религиозных и других убеждений, возраста или имущественного положения являются ее родители, которым является этническое и социальное происхождение ребенка, язык или место проживания, имеет ли она полную семью и родственников лишена от рождения родительской опеки. Независимо от своего происхождения ребенок имеет равные права с другими детьми. Этот принцип предусматривает отсутствие незаконных привилегий или любой дискриминации детей в зависимости от их происхождения. На выполнение ст. 2 Конвенции о правах ребенка (Конвенция ратифицирована Постановлением Верховной Рады Украины № 789-XII от 27 февраля 1991 г.) Украина принимает все необходимые меры для обеспечения защиты ребенка от всех форм дискриминации или наказания на основе статуса, деятельности, высказываемых взглядов или убеждений ребенка, родителей ребенка, законных опекунов или иных членов семьи.

В части 1 комментируемой статьи указано, что дети также равны в своих правах независимо от того, рождены они в браке или вне его. Эта норма воспроизводится в ст. 141 СК Украины, в которой указано, что мать, отец имеют равные права и обязанности относительно ребенка, независимо от того, или находились они в браке между собой. Расторжение брака между родителями, проживание отдельно от ребенка не влияет на объем их прав и не освобождает от обязанностей относительно ребенка.

Украина ратифицировала Европейскую конвенцию о правовом статусе детей, рожденных вне брака (Закон Украины от 14 января 2009 г. № 826 VI) и обязуется привести свое законодательство в соответствие с положениями этой Конвенции. Внутреннее законодательство Украины предусматривает подробные правила относительно определения происхождения ребенка, рожденного как в браке, так и вне брака ее родителей. Согласно законодательству права и обязанности матери, отца и ребенка основываются на происхождении ребенка, удостоверенном в установленном законом порядке (ст. 121 СК Украины). Считается, что ребенок, который зачат и (или) рожден в браке, происходит от супругов. Если ребенок родился у супругов, жена записывается матерью, а мужчина – отцом ребенка. Лицо, записанное отцом ребенка, имеет право оспорить свое отцовство только в судебном порядке. Законом устанавливается особый порядок определения происхождения ребенка, рожденного в результате применения вспомогательных репродуктивных технологий (ст. 123 СК Украины).

Законодательство устанавливает порядок определения происхождения ребенка, родители которого не состоят в браке между собой. В этом вопросе законодательство Украины отвечает требованиям Европейской конвенции о правовом статусе детей, рожденных вне брака (статьи 2-4). Происхождение ребенка от родителей, не состоящих в браке между собой, определяется по заявлению матери и отца ребенка или по решению суда (ст. 125 СК Украины). Женщина, которая родила ребенка, и мужчина, который считает себя отцом этого ребенка, имеют право подать заявление в орган регистрации актов гражданского состояния как до, так и после рождения ребенка. Такое заявление может быть подано и несовершеннолетним лицом. В этом случае орган регистрации актов гражданского состояния должен уведомить родителей (опекуна, попечителя) несовершеннолетнего о записи его отцом ребенка.

При отсутствии совместного заявления отцовство в отношении ребенка может быть признано по решению суда. Основанием для признания отцовства являются любые сведения, удостоверяющие происхождение ребенка от определенного лица и собраны в соответствии с законодательством. Иск о признании отцовства может быть предъявлен матерью, опекуном, попечителем ребенка, лицом, которая удерживает и воспитывает ребенка, а также самим ребенком, достигшим совершеннолетия. Иск о признании отцовства может быть предъявлен лицом, которое считает себя отцом ребенка, если сведения об отце ребенка в Книге регистрации рождений записаны по указанию матери, а фамилия ребенка – по фамилии матери.

Закон предусматривает возможность признания материнства по решению суда. Лицо, которое считает себя матерью ребенка, может подать в суд заявление о признании своего материнства (ст. 131 СК Украины). Это возможно лишь в случае, если запись о матери и отце ребенка осуществлялся по заявлению родственников, других лиц или уполномоченного представителя учреждения здравоохранения, в котором родился ребенок, в случае смерти матери, а также при невозможности установить место ее проживания.

Часть 2 комментируемой статьи запрещает любое насилие над ребенком и его эксплуатацию. Это полностью соответствует положениям Конвенции о правах ребенка, ратифицированной Постановлением Верховной Рады Украины № 789-XII от 27 февраля 1991 г. В статьях 32, 34, 36 Конвенции установлена прямая запрет экономической, сексуальной и других видов эксплуатации ребенка. Законодательство Украины содержит немало норм, которые направлены на детализацию и определение способов реализации требований Конвенции о правах ребенка. Законодательство Украины определяет минимальный возраст для приема на работу; требования о продолжительности рабочего дня и условиях труда; меры в области образования с целью защиты детей от незаконного злоупотребления наркотическими средствами и психотропными веществами; необходимые меры по предотвращению примушуванню ребенка к любой незаконной сексуальной деятельности, использования детей в целях эксплуатации в проституции или в другой незаконной сексуальной практике. Законодательство Украины защищает ребенка от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для ее здоровья, быть препятствием в получении им образования либо наносить ущерб его здоровью, физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию.

Законодательство предусматривает средства для защиты от любого насилия над ребенком в семье. Закон Украины от 15 ноября 2001 г. «О предупреждении насилия в семье» устанавливает правовые и организационные основы предупреждения насилия в семье, включая предупреждение насилия над ребенком. Предупреждение насилия в семье определяется как система социальных и специальных мер, направленных на устранение причин и условий, способствующих совершению насилия в семье, пресечение насилия в семье, которое готовится или уже началось, привлечение к ответственности лиц, виновных в совершении насилия в семье, а также медико социальная реабилитация жертв насилия в семье. Закон определяет органы и учреждения, на которые возлагается осуществление мер по предупреждению насилия в семье.

Если родители жестоко обращаются с ребенком, применяют телесные наказания, приобщают ребенка к употреблению наркотических средств, прибегают к психическому насилию или к любых видов эксплуатации ребенка, принуждают ребенка к попрошайничеству и бродяжничеству, они могут в судебном порядке быть лишены родительских прав. В случае, когда пребывание ребенка с родителями является опасным для ее жизни, здоровья и морального воспитания, суд может постановить решение об отобрании ребенка без лишения родителей или одного из них родительских прав. Лишение родительских прав и отобрание ребенка без лишения родительских прав – это исключительные средства воздействия на родителей с целью всесторонней защиты ребенка. Если поведение лица, лишенного родительских прав, и обстоятельства, которые были основанием для лишения родительских прав, изменились, по решению суда родительские права могут быть восстановлены. Если отобрание ребенка было осуществлено без лишения родителей родительских прав, то в случае отпадения причин, которые препятствовали надлежащему воспитанию ребенка его родителями, суд по заявлению родителей может постановить решение о возвращении им ребенка.

При тех или иных обстоятельствах ребенок может потерять родительское попечение. В части 3 комментируемой статьи указано, что содержание и воспитание детей сирот и детей, лишенных родительской опеки, возлагается на государство. Правовые, организационные и социальные основы государственной поддержки детей сирот и детей, лишенных родительской опеки, определяются специальными законами. В статье 25 Закона Украины от 26 апреля 2001 г. «Об охране детства» установлено, что дети, которые вследствие смерти родителей, лишения родителей родительских прав, болезни родителей или по другим причинам остались без родительского попечения, имеют право на особую защиту и помощь со стороны государства.

Юридический статус особых категорий детей определяется Законом Украины от 13 января 2005 г. «Об обеспечении организационно правовых условий социальной защиты детей сирот и детей, лишенных родительской опеки». Согласно ст. 1 Закона ребенок сирота – это ребенок, у которого умерли или погибли родители. Дети, лишенные родительского попечения, – это дети, которые остались без попечения родителей по различным основаниям (в связи с лишением родителей родительских прав, отнятием у родителей без лишения родительских прав, признанием родителей безвестно отсутствующими или недееспособными, объявлением их умершими, отбыванием наказания в местах лишения свободы и пребыванием их под стражей на время следствия, длительной болезнью родителей, а также подброшенные дети, родители которых неизвестны, дети, от которых отказались родители, и беспризорные дети и т. д). Отсутствие одного или обоих родителей или родительской опеки определяет юридический статус ребенка и является основанием для получения такими детьми материального обеспечения и льгот, предусмотренных законодательством. Поскольку на полное государственное обеспечение имеют право дети сироты и дети, лишенные родительской опеки, имеющие этот статус, соответствующая служба по делам детей обязана в течение двух месяцев подготовить комплект документов, подтверждающий приобретение ребенком статуса ребенка сироты.

Закон устанавливает государственные социальные стандарты и нормативы: минимального материального обеспечения детей сирот и детей, лишенных родительской опеки (расходов нахарчування, одежда и обувь); жилищного обеспечения (на уровне не ниже установленных в жилом законе нормативы обеспечения детей после завершения их воспитания в разных формах устройства после достижения ими 18 летнего возраста, если они не имеют своего жилья соответственно к жилым нормативам или имеют жилье с характеристиками, низшими установленные жилищные нормативы); минимального стандарта обеспечения гарантированного первого рабочего места; разовой государственной финансовой помощи по окончании такими детьми воспитательного, учебного заведения или при истечении пребывания таких детей в разных формах устройства после достижения ими 18 летнего возраста; минимального стандарта ежемесячного содержания таких детей и лиц из их числа при условии обучения им в высших учебных заведениях до достижения ими 23 летнего возраста или до окончания соответствующих учебных заведений; медицинского обслуживания; минимального стандарта обеспечения ребенка до предоставления ему статуса ребенка-сироты или ребенка, лишенного родительской опеки.

В Украине поддерживаются и развиваются различные формы устройства детей, лишенных родительской опеки, в семье для воспитания. Некоторые из них базируются на материальной и организационной поддержке государства (детский дом семейного типа, приемная семья, патронат). Отношения в таких семьях основываются на договоре между родителями-воспитателями и органом, принявшим решение о создании детского дома семейного типа, приемной или патронатной семьи. Государство берет на себя обязанность предоставлять минимальный стандарт денежного обеспечения родителям воспитателям и приемным родителям.

Государственная помощь не может быть единственным источником поддержки детей сирот и детей, лишенных родительской опеки. Поэтому в ч. 3 комментируемой статьи указано, что государство поощряет и поддерживает благотворительную деятельность в отношении детей. В пункте 5 Указа Президента Украины от 4 мая 2007 г. «О дополнительных мерах по защите прав и законных интересов детей» отмечено, что органы местной власти должны обеспечивать всестороннюю поддержку семей, которые взяли на воспитание детей сирот и детей, лишенных родительской опеки, поощрять и поддерживать благотворительную деятельность в отношении детей.

Другой комментарий к статье 52 Конституции Украины

Этой статьей, основанной на положениях статьи 10 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, гарантируется равенство детей в общегражданских правах (на обучение, здравоохранение и др.). Что касается равенства прав детей, вытекающие из семейных отношений, то они регламентируются ст. 50, 57, 117 КЗпШС, ст. 529 Гражданского кодекса Украины. Так, дети, зачатые в браке, признанном недействительным, имеют те же права и обязанности, что и дети, рожденные в действительном браке. Дети, рожденные от родителей, не состоящих в браке между собой, если происхождение их установлено по общему заявлению родителей или по решению суда, имеют те же права и обязанности в отношении родителей и их родственников, что и дети, родившиеся от лиц, состоящих в браке. Усыновленные дети приравниваются в личных и имущественных правах и обязанностях к детям усыновителя по происхождению. В частности, все дети (в том числе усыновленные) имеют право на наследство по закону.

Закон строго наказывает за совершение любого насилия над ребенком и его эксплуатацию. Так, согласно ст. 41 Уголовного кодекса Украины совершение преступления в отношении малолетнего и підмовлення несовершеннолетнего к совершению преступления или привлечение несовершеннолетнего к участию в преступлении квалифицируются как обстоятельства, отягчающие ответственность за преступление. Уголовный кодекс содержит ряії статей, предусматривающих уголовную ответственность за преступления против детей (ст. 96 УК предусматривает уголовную ответственность за умышленное убийство матерью своего новорожденного ребенка ст. 111 – за оставление без помощи малолетнего, находящегося в опасном для жизни состоянии; иит.115 – за злоупотребление опекунскими правами и оставление подопечных детей без надзора и помощи; сп 117 – за изнасилование несовершеннолетней или малолетней; ст.120 – за половые сношения с лицом, не достигшим половой зрелости; ст. 121 – за развращение несовершеннолетних; ст. 122 – за мужеложство в отношении несовершеннолетних; ст. 124 – за похищение чужого ребенка; ст. 208 – за вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность, в пьянство, занятие попрошайничеством, проституцией, азартными играми, а также использование несовершеннолетних с целью паразитического существования; 6т. 208 – за доведение несовершеннолетнего до состояния Опьянение).

Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, создаются школы-интернаты, детские дома, в том числе семейного типа, с полным государственным содержанием.

Поощрение и поддержка благотворительной деятельности в отношении детей со стороны государства проявляется прежде всего в уменьшении балансовой прибыли, подлежащей налогообложению, на сумму денежных средств, материальных ценностей и нематериальных активов предприятий, перечисленных в соответствующих детских учреждений, учреждений; в освобождении средств, поступающих в виде пожертвований от юридических и физических лиц фондам, детским учреждениям и учреждениям, от налогообложения.