Новая редакция ст. 53 Конституции Украины с Комментариями.

Каждый имеет право на образование.

Полное общее среднее образование является обязательным.

Государство обеспечивает доступность и бесплатность дошкольного, полного общего среднего, профессионально-технического, высшего образования в государственных и коммунальных учебных заведениях; развитие дошкольного, полного общего среднего, внешкольного, профессионально-технического, высшего и последипломного образования, разных форм обучения, предоставление государственных стипендий и льгот ученикам и студентам. {Официальное толкование положений части третьей статьи 53 см.. в Решении Конституционного Суда N 5-рп/2004 от 04.03.2004}

Граждане имеют право бесплатно получить высшее образование в государственных и коммунальных учебных заведениях на конкурсной основе.

Гражданам, принадлежащим к национальным меньшинствам, в соответствии с законом гарантируется право обучения на родном языке или на изучение родного языка в государственных и коммунальных учебных заведениях или через национальные культурные общества.

Комментарий к ст. 53 Конституции Украины

Часть 1 комментируемой статьи закрепляет право каждого на образование без ограничений по признакам расы, цвета кожи, политических, религиозных и других убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного состояния, местожительства, за языковыми или другими признаками.

Право на образование рассматривается как комплекс специфических прав, в который входит: право на обязательное и бесплатное начальное образование для всех; право на открытость и доступность среднего образования с постепенным введением бесплатного образования; право на одинаковую доступность для всех на конкурсной основе высшего образования; право на интенсификацию элементарного образования для тех, кто не проходил или не закончил полного курса начального образования; право на установление удовлетворительной системы стипендий; право ребенка на обучение; право родителей и законных опекунов выбирать для своих детей учреждены государством учебные заведения и частные заведения, которые отвечают требованиям для образования, который устанавливается государством; право родителей на обеспечение религиозного и нравственного обучения и воспитания своих детей согласно их собственным убеждениям; право национальных меньшинств на равный доступ к образованию всех уровней, на создании частных образовательных и учебных заведений, на изучение или, когда это возможно, преподавание на языке меньшинства; право детей с нарушениями здоровья (зрения, слуха и др.) на получение образования специальными средствами, право не быть произвольно исключен из учебного заведения и др.

Основной Закон формулирует позитивную ответственность государства в обеспечении: 1) доступной и бесплатного дошкольного, полного, общего среднего, профессионально технического, высшего образования в государственных и коммунальных учебных заведениях; 2) развития таких форм образования, а также внешкольного образования, последипломного образования, разных форм обучения; 3) предоставление государственных стипендий и льгот ученикам и студентам; 4) право бесплатно получить на конкурсной основе высшее образование в государственных и коммунальных учебных заведениях; 5) обучение на родном языке или его изучения в государственных и коммунальных учебных заведениях гражданами – представителями национальных меньшинств в Украине и др.

В своем решении по делу по конституционному представлению 50 народных депутатов Украины об официальном толковании положений части третьей статьи 53 Конституции Украины «государство обеспечивает доступность и бесплатность дошкольного, полного общего среднего, профессионально технического, высшего образования в государственных и коммунальных учебных заведениях» (дело о доступности и бесплатности образования) Конституционный Суд Украины так раскрыл смысл этих терминов: «доступность образования как конституционная гарантия реализации права на образование на принципах равенства, определенных статьей 24 Конституции Украины, означает, что никому не может быть отказано в праве на образование, государство должно создать возможности для реализации этого права, бесплатность образования как конституционная гарантия реализации права на образование означает возможность получения образования в государственных и коммунальных учебных заведениях без внесения платы в любой форме за образовательные услуги определенных законодательством уровня, содержания, объема и в пределах тех видов образования, бесплатность которых предусмотрена частью третьей статьи 53 Конституции Украины».

В Конституции различается «полное общее среднее образование» (которая является обязательной) и профессионально техническое, высшее образование в государственных и коммунальных заведениях (которую можно получить на конкурсной основе).

Исходя из положений частей 2 и 3 ст. 53 Конституции Украины, по которым полное общее среднее образование является обязательным и бесплатным, расходы на обеспечение учебно воспитательного процесса в государственных и коммунальных общеобразовательных учебных заведениях осуществляется на нормативной основе за счет средств соответствующих бюджетов в полном объеме.

Бесплатность высшего образования означает, что гражданин имеет право получить его в соответствии со стандартами высшего образования без внесения платы в государственных и коммунальных учебных заведениях на конкурсной основе (ч. 4 ст. 53 Конституции Украины) в пределах объема подготовки специалистов для общих нужд (государственного заказа). Конституция Украины не запрещает высшим учебным заведениям государственной и коммунальной форм собственности осуществлять подготовку специалистов с высшим образованием кроме государственного заказа и за счет других источников финансирования, если такая подготовка не запрещена законом, соответствует созданной в Украине системе непрерывного образования, обеспечена надлежащим количеством квалифицированных специалистов, соответствующей материально технической и производственной базой и др.

Право на образование включает четыре фундаментальных положения: 1) конкретное (субъективное) право на образование; 2) обучение; 3) образование 4) религиозные и философские убеждения (ст. 26 Всеобщей декларации прав человека 1948 г., ст. 2 Протокола к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. и др.).

Обучение является широким комплексом мероприятий, которые осуществляются при участии и под контролем государства, по предоставлению такого объема знаний, культурных навыков, профессиональной ориентации, который необходим в обществе на период подготовки человека для его нормальной жизнедеятельности. Образование является процессом приобретения установленных государством определенного уровня знаний, навыков и профессиональной ориентации. Субъект получения образования может: выбирать государственную, коммунальную, частную или конфессиональную форму получения образования, но с обязательным получением общего среднего образования; требовать признания полученного уровня образования, при условии полного усвоения установленных программ обучения; получить для получения образования такие средства получения знаний, культурных навыков, профессиональной ориентации, которые существуют в государстве на время изучения; требовать обучения на государственном языке и на языке национального меньшинства, представителем которой он является; добиваться, чтобы реализация права на образование не противоречила другим гарантированным субъекту правам, и др.

Уважение религиозных и философских убеждений в процессе реализации права на образование означает: уважение соответствующих убеждений родителей при получении образования ребенком, но с правом государства предоставлять в процессе обучения интегрированную информацию и плюралистические взгляды; предоставление и получение в процессе обучения таких знаний, навыков и ориентаций, которые соответствуют стандартам демократического общества, несовместимы с достоинством человека и не противоречат, собственно, праву на образование; предоставлять информацию общего характера, имеющую общественный интерес, на объективной, научной основе без пропагандистских устремлений и др.

Комментированную статью 53 следует толковать системно в первую очередь согласовано с такими статьями Конституции Украины, как: статья 3 (о права и свободы человека и их гарантии как содержание и направленность деятельности государства), статья 8 (о нормы Конституции как нормы прямого действия), статья 9 (действующие международные договоры), статья 10 (о государственный язык и язык меньшинств), статья 11 (о историческое сознание, традиции и культуру украинской нации, коренных народов и национальных меньшинств), статья 15 (о идеологическое многообразие), статья 19 (о запрете принуждать делать то, что не предусмотрено законодательством), статья 21 (о равенстве всех в своем достоинстве и правах), статья 22 (об гарантированность прав, невозможность их отмены или сужение содержания и объема), статья 23 (о свободное развитие личности), статья 24 (о запрете привилегий или ограничений по дискриминационным признакам), и др.

Право на образование обеспечивается разветвленной сетью учебных заведений, основанных на государственной и коммунальной формах собственности, научных учреждений, заведений последипломного образования; открытым характером образования, созданием условий для свободного выбора профиля обучения в соответствии с способностей и интересов гражданина; различными формами обучения – очной (дневной), вечерней, заочной (дистанционной), а также экстернатом и педагогическим патронажем. Развитие различных уровней образования и форм обучения осуществляется как через сеть государственных и коммунальных учебных заведений, так и через государственное финансирование и поддержка научных исследований в области образования, подготовку педагогических и научно-педагогических кадров для всех видов учебных заведений, издание учебников, изготовление наглядных и учебных пособий, материально техническое обеспечение учебных заведений на уровне установленных нормативов.

Для содействия в обеспечении конституционного права граждан на образование государство предоставляет стипендии отдельным категориям учащихся профессионально-технических и студентов высших учебных заведений. Определенная часть учащихся средних интернатных учреждений, профессионально-технических училищ находится на полном государственном содержании. Это прежде всего такие социально незащищенные категории, как дети сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, инвалиды и дети, которые по состоянию здоровья нуждаются в особых условиях обучения.

В развитие положений Конституции законодательство Украины определило необходимость создания при общеобразовательных учебных заведениях фонды всеобщего обязательного обучения для оказания материальной помощи учащимся, их оздоровления, проведения культурных мероприятий, других расходов. Особенно одаренным ученикам государство оказывает поддержку через сеть специализированных учебных заведений (гимназий, лицеев, училищ, коллегиумов и т. п.), а также в форме выделения стипендий, направления на обучение и стажировку в ведущие отечественные и зарубежные образовательные, культурные центры и тому подобное. Ученикам и студентам государство предоставляет ряд льгот, среди которых: бесплатное питание в начальных школах, бесплатный подвоз учащихся сельских школ к месту обучения, снижена оплата проезда в общественном и железнодорожном транспорте, льготная оплата за проживание в общежитиях.

Как уже отмечалось, право на образование в государственных заведениях реализуется через проведение конкурса при приеме в высшие учебные заведения всех уровней аккредитации, общие условия которого утверждаются Кабинетом Министров Украины и конкретизируются правилами приема в высшего учебного заведения. Условия приема на конкурсной основе предусматривают фактически единственный путь поступления в вуз. Льготы при зачислении в высшие учебные заведения существенно ограничены и касаются лишь отдельных категорий граждан, в частности выпускников школ из сельской местности, пострадавших вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, участников боевых действий, инвалидов, победителей всеукраинских ученических олимпиад.

Часть 5 комментируемой статьи гарантирует гражданам, принадлежащим к национальным меньшинствам, право на обучение на родном языке или на изучение родного языка в государственных и коммунальных учебных заведениях или через национальные культурные общества. Решением Конституционного Суда Украины от 14 декабря 1999 г. это правило толкуется в «негативном» понимании: «в учебном процессе могут применяться и изучаться языки национальных меньшинств».

Статья 53 Конституции Украины 1996 г. учла не только отечественную теорию и практику развития права на образование, но и положения международно правовых актов, которые Украина считает для себя обязательными. В первую очередь это Всеобщая декларация прав человека 1948 г. (ст. 26) и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. (ст. 13). В отличие от предыдущих советских конституций, она распространяет право на образование не только на граждан Украины, но и на иностранцев и лиц без гражданства. Ограничения для иностранцев и лиц без гражданства сохранены только в двух случаях: 1) бесплатно получать высшее образование в государственных и коммунальных учебных заведениях; 2) гарантированно получать в системе образования национальных меньшинств на обучение на родном языке или на изучение родного языка в государственных и коммунальных учебных заведениях или через национальные культурные общества, не будучи гражданином Украины и членом такого меньшинства.

Хартия основных прав Европейского Союза закрепляет право на образование как основоположное право системы свобод человека (ст. 14). Отсюда и компактный набор прав, свобод и обязательств, отражающих его содержание: право каждого на образование, доступ к профессионально техническому обучению, право на повышение квалификации, возможность получать бесплатное обязательное образование и обучение детей согласно своим религиозным, философским и педагогическим убеждениям, обязанность соблюдать национальные законы, регулирующие осуществление права на образование, и др.

Для Украины обязательными для выполнения являются ратифицированные ею конвенции трех категорий: двусторонние, регионального уровня (общеевропейского или в рамках СНГ) и универсальной сферы действия. Двусторонние конвенции Украины, как правило, предоставляют национальный режим в обеспечении права на образование. Региональные конвенции общеевропейского уровня не редко предоставляют режим менее благоприятный, чем предусмотрено украинским законодательством, и в таких случаях следует применять последнее, но опять же в случаях, когда оно устанавливает более благоприятный режим. Так, Европейская социальная хартия, ратифицированная Украиной 14 сентября 2006 г., предусматривает право на образование в несколько суженном контексте, чем это предоставляет наше законодательство, в частности, следующие права: «каждый человек имеет право на надлежащие условия для профессиональной ориентации, целью которой является помочь ему выбрать профессию в соответствии со своими личными способностями и интересами» (ч. и, п. 9); «каждый человек имеет право на надлежащие условия для профессиональной подготовки» (ч. и, п. 10); обязательства государства «обеспечивать надлежащую профессиональную ориентацию, подготовку и переквалификацию ч. II, СТ. 1, П. 4); установление минимального возраста приема на работу – 15 лет, за исключением детей, которым такая работа нанесет ущерб их образовании (ст. 7, п. 1); запрещение применения труда лиц, получающих обязательное образование, на работах, которые могут нарушить процесс их полного обучения (ст. 7, п. 3); ограничения продолжительности рабочего времени для лиц моложе 18 лет в соответствии с потребностями их профессиональной подготовки (ст. 7, п. 4); зачисление как рабочее время, затраченное подростками, с согласия работодателя на профессиональную подготовку (ст. 7, п. 4); бесплатная помощь подросткам, включая школьников, совершеннолетним лицам, включая инвалидов в решении проблем, связанных с выбором профессии и получением профессиональных навыков, с должным учетом способностей каждой личности и потребности в них на рынке труда (ст. 9, право на профессиональную ориентацию).

Как отдельное право Европейская социальная хартия предусматривает право на профессиональную подготовку (ст. 10). В ней, в частности, речь идет о: учреждении профессионально технической подготовки или содействии профессионально технической подготовке всех лиц, включая инвалидов; создании условий для доступа к высшему техническому и университетскому образованию исключительно на основе личных способностей; учреждении системы производственного обучения и других регулярных программ профессиональной подготовки подростков – ребят-из их различных профессий или содействии функционированию такой системы; начало или поощрения надлежащих и легкодоступных программ профессиональной подготовки взрослых трудящихся, специальных программ профессиональной переподготовки взрослых работников, необходимость в которых возникает вследствие технологического прогресса или новых тенденций в сфере занятости, а также специальных программ переподготовки и деінтеграції лиц, которые являются безработными в течение длительного времени; поощрения полного использования существующих программ путем принятия таких необходимых мер, как уменьшение или отмены каких-либо взносов или сборов; предоставление в соответствующих случаях финансовой помощи; зачисление в нормированных рабочих часов времени, потраченного работником по требованию его работодателя на дополнительную профессиональную подготовку без отрыва от производства; обеспечение посредством необходимого контроля, после консультаций с организациями работодателей и трудящихся, эффективной организации ученичества и любой другой системы подготовки молодых трудящихся, и в целом надлежащей защиты молодых трудящихся.

Кроме того, Европейская социальная хартия требует: для обеспечения права инвалидов на независимость, социальную интеграцию и участие в жизни общества – принять необходимые меры для обеспечения инвалидам ориентации, образования и профессиональной подготовки, когда это возможно, в рамках общих программ или, когда это представляется невозможным, в государственных или частных специализированных учреждениях; для обеспечения права детей и подростков на социальную, правовую и экономическую защиту – обеспечение детям и подросткам с учетом прав и обязанностей их родителей, ухода, помощи, образования и подготовки, в которых они нуждаются, в частности, путем создания или обеспечения функционирования учреждений и служб, достаточных и адекватных для достижения этой цели; обеспечение детям и подросткам бесплатного начального, среднего образования, а также поощрения регулярного посещения школы; для обеспечения права на равные возможности и равное отношение в решении вопросов трудоустройства и профессий без дискриминации по признаку пола – обеспечение профессиональной ориентации, подготовки, переподготовки и переквалификации; для обеспечения права работников с семейными обязанностями на равные возможности и равное отношение к ним – предоставление возможности устроиться на работу и работать, а также возвращаться к работе после отсутствия, обусловленной такими обязанностями, включая меры в области профессиональной ориентации и подготовки; для обеспечения прав на защиту от бедности и социального отчуждения – предоставление таким лицам и членам их семей, в том числе и эффективного доступа к профессиональной подготовки и образования и др.

Среди соглашений регионального уровня, кроме уже упоминавшейся Европейской социальной хартии (Пересмотренной), можно указать на: Протокол к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (ст. 2), Рамочную конвенцию о защите национальных меньшинств (статьи 6, 12, 13, 14), Европейскую хартию региональных языков или языков меньшинств (статьи 7, 8,10,11 и др.), Европейскую культурную конвенцию (ст. 2), Конвенцию о признании квалификаций высшего образования в европейском регионе (преамбула, статья 1.1) и др. Основные стандарты, касающиеся содержания права на образование в Европейском регионе, определены Европейским судом по правам человека в целом ряде дел, в частности: «дело о языках в Бельгии», «Костелло Робертс против Великобритании», «Валсамис против Греции», «Ефстратиу против Греции», «Кьелдсен, Буск Мадсен и Педерсен против Дании ” « “Кэмпбелл и Козанс против Великобритании”, и др. Из них можно сделать вывод о наличии таких прав: право доступа к существующих образовательных институтов, право на эффективное образование, право официального признания успешного завершения обучения, право получать образование в официально признанных частных учебных заведениях, право обучать детей в соответствии с убеждениями родителей и тому подобное.

На универсальном уровне, кроме указанных актов, Украина взяла на себя обязательство обеспечить право на образование согласно Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Конвенции о правах ребенка 1989 г., Конвенции о техническом и профессиональном образовании 1989 г., Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования 1960 г., Конвенции МОТ № 142 «О профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития человеческих ресурсов ” и др.

Другой комментарий к статье 53 Конституции Украины

Согласно статье 13 Международного пакта об экономических, социальные и культурные права Конституция признает право на образование за каждым человеком, независимо от его пола, расы, национальности, социального и имущественного состояния, рода и характера занятий, мировоззренческих убеждений, принадлежности к партиям, отношения к религии, состояния здоровья и других обстоятельств. Это право обеспечивается: разветвленной сетью учебных заведений, основанных на государственной и других формах собственности, научных учреждений, заведений последипломного образования; открытым характером учебных заведений, созданием условий для выбора профиля обучения и воспитания в соответствии с способностей и интересов гражданина; различными формами обучения – очной, вечерней, заочной, экстернатом, а также педагогическим патронажем.

Требования к содержанию, объему и уровню образовательной и профессиональной подготовки устанавливаются государственными стандартами образования. Они являются основой оценки образовательного и образовательно-квалификационного уровня граждан независимо от форм получения образования.

С целью обеспечения определенного уровня образования в Украине ст. 53 Конституции устанавливает требование относительно и обязательного получения полного общего среднего образования. Государство берет на себя обязанность по обеспечению доступности и бесплатности дошкольного, полного общего среднего и профессионального образования в государственных и коммунальных учебных заведениях. Это осуществляется путем создания различных типов дошкольных, средних общеобразовательных, профессионально-технических заведений, которые в зависимости от своего назначения предоставляют возможность получить образование всем детям независимо от возраста, физического и умственного состояния, жизненного уровня семьи, а также обеспечивают воспитание и обучение детей-сирот, детей и подростков, нуждающихся в социальной реабилитации. Особенно одаренным детям государство оказывает поддержку и поощрение (стипендии, направление на обучение и стажировку в ведущие отечественные и зарубежные образовательные, культурные центры и т. д.).

К конституционным обязанностям государства относится обеспечение развития высшего и последипломного образования. Высшие учебные заведения независимо от формы собственности подразделяются на четыре уровня аккредитации, каждый из которых дает возможность готовить специалистов определенного образовательно-квалификационного уровня. В государственных и коммунальных заведениях граждане согласно ст. 53 имеют право безвозмездно получить высшее образование. Прием граждан в эти заведения осуществляется на конкурсной основе в соответствии со способностями.

Ученики и студенты имеют право на обеспечение учебниками, материалами, стипендиями, общежитиями, интернатами в порядке, что устанавливается Кабинетом Министров.

Последипломное образование (получение новой квалификации, новой специальности и профессии на основе ранее полученного в учреждениях образования) осуществляется учреждениями последипломного образования (академии, институты, центры повышения квалификации и др.) на договорных началах с предприятиями и организациями с учетом государственного контракта (заказ).

Развивая демократические достижения, отраженные в действующем законодательстве. Конституция восприняла положения Декларации прав национальностей Украины от И ноября 1991 г., где гарантировалось создание условий для развития всех национальных языков и культур, право свободного пользования родными языками во всех сферах общественной жизни, включая образование, и закон “О национальных меньшинствах в Украине” от 25 июня 1992 года, ст. 6 которого гарантирует пользование и обучение на родном языке или изучение родного языка представителям национальных меньшинств в государственных учебных заведениях или через национальные культурные общества. То есть Конституцией установлено положение, которое можно расценить более демократическим по сравнению с международно-правовыми соглашениями, которые в основном содержат только требования по обеспечению права национальных меньшинств использовать свой язык в частной жизни. Порядок получения образования на национальном языке определяется законом “О языках в Украинской ССР” от 28 октября 1989 г. с изменениями от 28 февраля 1995 г.