Новая редакция ст. 57 Конституции Украины с Комментариями.

Каждому гарантируется право знать свои права и обязанности.

Законы и другие нормативно-правовые акты, определяющие права и обязанности граждан, должны быть доведены до сведения населения в порядке, установленном законом.

Законы и другие нормативно-правовые акты, определяющие права и обязанности граждан, не доведенные до сведения населения в порядке, установленном законом, являются недействительными.



Комментарий к ст. 57 Конституции Украины

Конституционную норму, провозглашающую право каждого знать свои права и обязанности, целесообразно рассматривать в связи с такими общими принципами Конституции как принцип правового государства (ст. 1) и верховенство права (ст. 8).

Так, в условиях существования правового государства, действия верховенства права правовые нормы и их источники должны соответствовать принципу правовой определенности. Согласно этому принципу, который отталкивается от идеи предсказуемости, люди должны иметь возможность планировать свои действия с уверенностью, что знают о их правовые последствия. Он требует, в частности, чтобы правовые акты заранее обнародовались, действовали на будущее (так называемая материальная доступность права), были ясными, простыми, точными, четкими и непротиворечивыми (так называемая интеллектуальная доступность права). Такая предсказуемость увеличивает автономию лица в отношении государства и в конце концов обеспечивает его свободу. Поэтому право на определенность правовых норм, которое вне всякого сомнения включает право знать свои права и обязанности, нередко характеризуют как одно из самых неотъемлемых прав человеческой личности, какое только себе можно представить.

Следует заметить, что право знать свои права и обязанности может быть рассмотрен также в контексте ч. 2 ст. 34 Конституции Украины, которая гарантирует каждому право свободно собирать, хранить, использовать и распространять информацию. В данном случае речь идет о правовой информации, свободное получение и распространение которой является крайне важным для формирования у людей знаний о своих правах и обязанностях. Кроме того, право знать свои права и обязанности находится в идейном связи со ст. 59 Конституции, которая гарантирует каждому право на правовую помощь.

Существование конституционной нормы, закрепляющей право каждого знать свои права и обязанности, создает соответствующие обязательства государственных властных органов. Часть 2 ст. 57 Конституции содержит указание лишь на одно из них – обязанность доведения до сведения населения законов и других нормативно правовых актов, определяющих права и обязанности граждан. Это объясняется тем, что требование об обязательном доведении до сведения нормативно правовых актов имеет ключевое значение в обеспечении знания гражданами норм права. Другое обязательство, которое гарантирует право каждого знать свои права и обязанности, установленное в ст. 58 Конституции и связано с запретом обратного действия нормативно правовых актов во времени.

Конституционный предписание об обязанности доведения актов до сведения населения находится в логической связи со ст. 94 Конституции, которая регламентирует процедуру вступления в силу законов и требует их официального обнародования. Благодаря системному толкованию ч. 2 ст. 57 Конституции можно прийти к выводу, что доведение до сведения акта следует понимать как его официальное обнародование.

Акцент на доведении до сведения населения именно законов и других нормативно правовых актов обусловливается тем, что нормативно правовой акт рассматривается как основной источник, который содержит подавляющее большинство норм отечественного права. Однако это не означает, что государство не должно прилагать усилия по доведению до сведения населения других источников, из которых граждане могут узнать о своих правах и обязанностях. Например, государство гарантирует право на доступ к судебным решениям благодаря официальному обнародованию судебных решений на официальном веб-портале судебной власти Украины. Следовательно, обязанность обеспечить доступ к судебных решений следует понимать как гарантию права лица знать свои права и обязанности, закрепленного ч. 1 ст. 57 Конституции Украины.

Необходимо также обратить внимание на то, что ст. 57 Конституции требует обязательного обнародования только тех нормативно правовых актов, которые определяют права и обязанности граждан (термин «граждане» в данном случае следует понимать в широком смысле, которое охватывает любых физических лиц). Из этого следует, что другие нормативно правовые акты, то есть те, что не определяют права и обязанности граждан, могут не доводиться до сведения населения. Это легитимирует практику издания актов с ограниченным доступом.

Статья 57 Конституции содержит прямое указание на необходимость принятия закона, который бы определял порядок доведения до сведения населения законов и других нормативно правовых актов. Прежде всего необходимо констатировать, что на сегодняшний день в Украине нет специального закона, который был принят на основании ст. 57 Конституции, хотя необходимость и целесообразность его принятия не вызывает никаких сомнений. В условиях законодательной лакуны Президентом Украины был принят Указ от 10 июня 1997 г. № 503/97 «О порядке официального обнародования нормативно правовых актов и вступления ими в силу», который признается практикой актом praeter legem. Следует также заметить, что порядок обнародования отдельных видов нормативно правовых актов все же нормированный на уровне законов (хотя и не всегда в полной мере). Например, порядок обнародования законов и постановлений Верховной Рады Украины определен ст. 94 Конституции Украины и гл. 25 Регламента Верховной Рады Украины, утвержденного Законом Украины от 10 февраля 2010 г., актов Кабинета Министров Украины – ст. 52 Закона Украины от 7 октября 2010 г. «О Кабинете Министров Украины», актов местного самоуправления – ст. 59 Закона Украины от 21 мая 1997 г. «О местном самоуправлении в Украине».

В свою очередь, ч. 3 ст. 57 Конституции содержит своеобразную санкцию за нарушение обязанности официального обнародования нормативно правовых актов. Она провозглашает недействительными не доведены до сведения населения законы и другие нормативно правовые акты, определяющие права и обязанности граждан. Это означает, что такой неопубликованное нормативно правовой акт не является обязательным, его предписания не порождают юридических последствий. Поэтому граждане не могут быть привлечены к юридической ответственности за несоблюдение его предписаний, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, их должностные лица не имеют права руководствоваться этим актом в своей деятельности.

Другой комментарий к статье 57 Конституции Украины

Основные права и свободы человека и гражданина и Украины закреплены и гарантированы Конституцией. Она исходит из того, что только их знание позволяет человеку иметь, пользоваться и распоряжаться материальными, политическими, культурными и социальными благами и ценностями, основными свободами.

В то же время каждый человек должен знать и добросовестно выполнять свои обязанности, уважать права и законные интересы других лиц, поскольку это является требованием общества, быть непримиримой к анти-общественных поступков и всячески способствовать охране общественного порядка и соблюдению трудовой дисциплины.

Знание каждым гражданином Украины, другими лицами, находящимися на его территории, всей совокупности прав и свобод, которые она может использовать, и обязанностей, которые должна выполнять, является важной предпосылкой правомерного поведения и развития общественной активности.

Конституция в этой статье впервые закрепила важный обязанность государства по обеспечению доведения законов и других нормативно-правовых актов, определяющих права и обязанности граждан до сведения населения.

При этом ставится требование к государству осуществить это в установленном законом порядке. Если закон или иной (подзаконный) нормативно-правовой акт не будет доведен до населения или будет нарушен порядок такого доказательства, то он не считается введенным в действие, не является действующим и не порождает: каких-либо юридических последствий.

Официально законы Украины обнародуются в изданиях Верховной Рады “Ведомости Верховной Рады Украины” и газете “Голос Украины”. Для обеспечения учреждений, организаций и предприятий, а также граждан законодательными актами Институт законодательства Верховной Рады Украины осуществляет многотомное издание сборника “Законы Украины”. Данное издание “Комментария к Конституции Украины” имеет целью разъяснение содержания нового Основного Закона государства для широких слоев населения.

Реализация обязанности государства по правовому информированию населения должно обеспечиваться по инициативе, под контролем и при финансовой поддержке со стороны государства при широком использовании средств массовой информации, пропагандистской и воспитательной работой среди различных слоев населения, в частности в учебных заведениях всех уровней. Именно этого требует “Всемирный план действий по воспитанию в духе международного взаимопонимания, сотрудничества, мира и в духе уважения прав и основных свобод”, принятый в 1993 г. с участием нашего государства.