Новая редакция ст. 59 Конституции Украины с Комментариями.

Каждый имеет право на профессиональную юридическую помощь. В случаях, предусмотренных законом, эта помощь предоставляется бесплатно. Каждый свободен в выборе защитника своих прав.

Для обеспечения права на защиту от обвинения и предоставления правовой помощи при решении дел в судах и других государственных органах в Украине действует адвокатура.

Комментарий к ст. 59 Конституции Украины

Правовая защита человека и гражданина составляет важную часть функционирования и развития правовой системы любого современного демократического, правового и социального государства и одновременно есть одной из важнейших гарантий конституционно правового статуса человека. Как один из предметов регулирования современного конституционного права Украины, он имеет сложную структуру и включает несколько элементов, одним из которых является правовая (юридическая) помощь. Правовая помощь является многоаспектной, различной по содержанию, объему и формам и может включать консультации, разъяснения, составление исков и обращений, справок, заявлений, жалоб, осуществление представительства, в частности в судах и других государственных органах, защита от обвинения и тому подобное. На собственно доктринальном уровне, институт правовой помощи предстает одновременно и как неотъемлемое право человека и гражданина, органично входит в общую систему прав человека (в таком случае речь идет о праве на правовую помощь), и как гарантия конституционно правового статуса человека и гражданина. Довольно часто акцент делается лишь на одном из указанных аспектов института правовой помощи. Впрочем, его адекватное научно-теоретическое и практическое понимание возможно только если данный институт толкуется как не неразрывное единство двух указанных факторов.

На доктринальном уровне конституционно правовые гарантии прав и свобод человека и гражданина принято характеризовать как систему условий и средств, юридических механизмов обеспечения надлежащей реализации определенных Конституцией и законами Украины прав и свобод человека и гражданина или же как «систему определенных Конституцией и законами Украины способов и юридических механизмов обеспечения надлежащей реализации гражданских, политических, экономических, социальных, культурных и других, закрепленных в Основном Законе прав и свобод человека». То есть по своему характеру указанные гарантии являются юридическими нормами, которые дают возможность реализовать права и свободы человека и гражданина в жизни. Одновременно это условия, которые обязано создать государство для реализации конституционных прав и свобод граждан, система мер, направленная на реализацию соответствующих прав и свобод.

Сейчас во втором разделе Основного Закона Украины закреплено не только основные права и свободы человека и гражданина, но и предусмотрены соответствующие конституционно правовые гарантии их соблюдения и защиты, в частности запрет отмены конституционных прав и свобод (ч. 2 ст. 22), невозможность ограничения конституционных прав и свобод человека и гражданина, кроме ограничений определенных прав и свобод в условиях военного или чрезвычайного положения (ст. 64), обеспечения каждому судебной защиты его прав и свобод, в том числе гарантирования обращение в суд непосредственно на основании Конституции Украины, и при этом возможности использования любых других не запрещенных законом средств защиты своих прав и свобод от нарушений и противоправных посягательств (ч. 3 ст. 8, части 2 и 5 ст. 55). Как было отмечено в решении Конституционного Суда Украины по делу по конституционному обращению гражданина Голованя И. В. относительно официального толкования положений статьи 59 Конституции Украины (дело о праве на правовую помощь) № 23 рп/2009 от 30 сентября 2009 года, важную роль в обеспечении реализации, защиты и охраны прав и свобод человека и гражданина в Украине как демократическом, правовом государстве отведено праву лица на правовую помощь, закрепленному в статье 59 Конституции Украины. Это право является одним из конституционных, неотъемлемых прав человека и имеет общий характер. В контексте ч. 1 этой статьи «каждый имеет право на правовую помощь», понятие «каждый» охватывает всех без исключения лиц – граждан Украины, иностранцев и лиц без гражданства, находящихся на территории Украины.

Осуществления права на правовую помощь основано на соблюдении принципов равенства всех перед законом и отсутствие дискриминации по признакам расы, цвета кожи, политических, религиозных и других убеждений, социального происхождения, имущественного состояния, местожительства, за языковыми или другими признаками (ст. 21,части 1, 2ст. 24 Конституции Украины). Кроме того, реализация каждым права на правовую помощь не может зависеть от статуса лица и характера его правоотношений с другими субъектами права. Конституционное право каждого на правовую помощь по своей сути является гарантией реализации, защиты и охраны других прав и свобод человека и гражданина и в этом заключается его социальная значимость. Среди функций такого права в обществе следует отдельно отметить превентивную, которая не только способствует правомерному осуществлению лицом своих прав и свобод, но и, прежде всего, направлена на предупреждение возможных нарушений или незаконных ограничений прав и свобод человека и гражданина со стороны органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных и служебных лиц. Выбор формы и субъекта предоставления такой помощи зависит от воли лица, желающего ее получить. При этом в предусмотренных законом случаях, в частности, для защиты прав и свобод детей, несовершеннолетних родителей и для защиты от обвинения, соответствующие государственные органы, их должностные и служебные лица во время осуществления своих полномочий обязаны обеспечить предоставление указанным лицам необходимой правовой помощи.

В вышеупомянутом Решении Конституционный Суд Украины четко отметил, что гарантирование каждому права на правовую помощь возлагает на государство соответствующие обязанности по обеспечению лица правовой помощи надлежащего уровня. Такие обязанности обуславливают необходимость определения в законах Украины, других правовых актах порядка, условий и способов оказания этой помощи. По смыслу ст. 64 Конституции Украины конституционное право каждого на правовую помощь ни в коем случае не может быть ограничено. Согласно Основному Закону Украины положение «каждый имеет право на правовую помощь» (ч. 1 ст. 59) является нормой прямого действия (ч. 3 ст. 8), и даже при условии, если это право не предусмотрено соответствующими законами Украины или иными правовыми актами, лицо не может быть ограничено в его реализации.

Таким образом, право на правовую помощь имеет двойную природу, которая отражает его содержание и конституционное назначение. С одной стороны, это одно из фундаментальных прав человека, которое каждый человек получает как участник и субъект правоотношений, в которые он вступает в своей общественной жизни, с другой – это одна из ключевых конституционных гарантий прав и свобод человека, а также ее конституционно правового статуса, что позволяет обеспечивать и реализовывать определенные Конституцией Украины права и свободы человека и гражданина.

Учитывая свою теоретическую и практическую значимость, как одно из фундаментальных прав человека и одновременно как гарантия конституционно правового статуса человека и гражданина, право на правовую помощь получило своего отражения в действующем международном праве. В частности, Конвенция о защите прав человека и основных свобод, ратифицированная Верховной Радой Украины 17 июля 1997 г., предусматривает право каждого обвиняемого защищать себя лично или использовать правовую помощь защитника, выбранного им по собственному усмотрению (ст. 6). В Международном пакте о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г., ратифицированном Указом Президиума Верховной Рады Украинской ССР от 19 октября 1973 г., указано, что государство должно гарантировать каждому, чьи права и свободы нарушены, эффективное средство правовой защиты, и такое право должно устанавливаться судебным или любым другим компетентным органом, предусмотренным правовой системой государства (ст. 2), и гарантировать возможность свободного выбора обвиняемым защитника (п. 3 ст. 14). Основные принципы, касающиеся роли юристов, принятые восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями 27 августа – 7 сентября 1990 г., предполагают, что каждый человек имеет право обратиться к любому юристу за помощью для защиты и отстаивания своих прав и защиты их на всех стадиях уголовного судопроизводства (принцип 1); ни один суд или административный орган, в котором признается право на адвоката, не отказывается признавать права юриста отстаивать в суде интересы своего клиента, за исключением тех случаев, когда юристу было отказано в праве выполнять свои профессиональные обязанности согласно национального права и практики и этих принципов (принцип 19). Таким образом, приведенные международно-правовые акты предусматривают неотъемлемое право человека защищать себя лично или через свободно избранного по своему усмотрению защитника среди юристов, которые могут предоставить эффективную правовую защиту. Эти положения международно-правовых актов относительно права физического лица на защиту от обвинения воспроизведены в положениях ч. 1 ст. 59 Конституции Украины, которые закрепляют право каждого физического лица на правовую помощь и право свободного выбора защитника с целью защиты от обвинения.

Как было указано в Решении Конституционного Суда Украины в деле по конституционному обращению гражданина Солдатова Г. И. относительно официального толкования положений статьи 59 Конституции Украины, статьи 44 Уголовно-процессуального кодекса Украины, статей 268, 271 Кодекса Украины об административных правонарушениях (дело о праве свободного выбора защитника) № 13 рп/2000 от 16 ноября 2000 г., с целью обеспечения реализации закрепленных прав и свобод человека и гражданина Конституция Украины устанавливает соответствующие правовые гарантии. В частности, в части первой статьи 59 Конституции Украины закреплено право каждого на правовую помощь Право на правовую помощь – это гарантированная Конституцией Украины возможность физического лица получить юридические (правовые) услуги.

Таким образом, государство в лице соответствующих органов определяет определенный круг субъектов предоставления правовой помощи и их полномочия. Анализ действующего законодательства Украины по этому вопросу дает основания определить, в частности, такие виды субъектов предоставления правовой помощи: а) государственные органы Украины, в компетенцию которых входит предоставление правовой помощи (Министерство юстиции Украины, Министерство труда и социальной политики Украины, нотариат и т. п); б) адвокатура Украины как специально уполномоченный негосударственный профессиональный правозащитный институт, одной из функций которого является защита лица от обвинения и предоставления правовой помощи при решении дел в судах и других государственных органах; в) субъекты предпринимательской деятельности, которые оказывают правовую помощь клиентам в порядке, определенном законодательством Украины; г) объединения граждан для осуществления и защиты своих прав и свобод (ч. 1 ст. 36 Конституции Украины).

Фактически положения ч. 1 ст. 59 Конституции Украины гарантирует каждому право на свободный выбор защитника своих прав. Определение понятия «защитник» в действующем законодательстве Украины отсутствует. В Конституции Украины это понятие употребляется в ч. 4 ст. 29, положения которой гарантируют каждому арестованному или задержанному возможность пользоваться правовой помощью защитника. Закрепив право любого физического лица на правовую помощь, конституционное предписание «каждый является свободным в выборе защитника своих прав» по своему содержанию является общим и касается не только подозреваемого, обвиняемого или подсудимого, но и других физических лиц, которым гарантируется право свободного выбора защитника с целью защиты своих прав и законных интересов, возникающих из гражданских, трудовых, семейных, административных и других правоотношений, а не только по уголовным. Право на защиту, в частности, может быть реализовано физическим лицом в гражданском, арбитражном, административном и уголовном судопроизводстве. При этом, как было указано в вышеупомянутом Решении Конституционного Суда Украины, положение части первой статьи 59 Конституции Украины о том, что каждый является свободным в выборе защитника своих прав, следует понимать как конституционное право подозреваемого, обвиняемого и подсудимого при защите от обвинения и лица, привлекаемого к административной ответственности, с целью получения правовой помощи выбрать защитником своих прав лицо, являющееся специалистом в области права и по закону имеет право на предоставление правовой помощи лично или по поручению юридического лица.

Одновременно судом было указано, что положение части второй статьи 59 Конституции Украины о том, что для обеспечения права на защиту от обвинения в Украине действует адвокатура, надо понимать как одну из конституционных гарантий, которая предоставляет подозреваемому, обвиняемому и подсудимому возможность реализовать свое право свободно выбирать защитником в уголовном судопроизводстве адвоката, то есть лицо, которое имеет право на занятие адвокатской деятельностью. Таким образом государство берет на себя обязанность обеспечить реальную возможность оказания лицам квалифицированной защиты от обвинения, если этого требуют интересы правосудия. При этом допуск частно практикующего юриста, который занимается предоставлением правовой помощи лично или по поручению юридического лица, как защитника никак не нарушает право подозреваемого, обвиняемого или подсудимого на защиту.

Согласно Закону Украины «Об адвокатуре» от 19 декабря 1992 г. адвокатура является добровольным профессиональным общественным объединением, призванным согласно Конституции Украины содействовать защите прав, свобод и представлять законные интересы граждан Украины, иностранцев, лиц без гражданства, юридических лиц во всех органах, предприятиях, учреждениях и организациях (статьи 1, 6). Адвокатура Украины осуществляет свою деятельность на принципах верховенства закона, независимости, демократизма, гуманизма и конфиденциальности.

Адвокатом может быть лицо, которое имеет высшее юридическое образование, подтвержденное дипломом Украины или согласно международных договоров Украины дипломом другой страны, стаж работы в отрасли права не менее двух лет, владеет государственным языком, сдало квалификационные экзамены, получило в Украине свидетельство о праве на занятие адвокатской деятельностью и принявшее Присягу адвоката Украины. Адвокат не может работать в суде, прокуратуре, нотариате, органах внутренних дел, службы безопасности, государственного управления. Адвокатом не может быть лицо, имеющее судимость. Адвокат имеет право заниматься адвокатской деятельностью индивидуально, открыть свое адвокатское бюро, объединяться с другими адвокатами в коллегии, адвокатские фирмы, конторы и другие адвокатские объединения, которые действуют в соответствии с законом и уставами адвокатских объединений. Адвокатские объединения действуют на основе добровольности, самоуправления, коллегиальности и гласности. Регистрация адвокатских объединений производится в Министерстве юстиции Украины в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины. Порядок образования, деятельности, реорганизации и ликвидации адвокатских объединений, структура, штаты, функции, порядок расходования средств, права и обязанности руководящих органов, порядок их избрания и другие вопросы, относящиеся к их деятельности, регулируются уставом соответствующего объединения.

Адвокаты дают консультации и разъяснения по юридическим вопросам, устные и письменные справки по законодательству; составляют заявления, жалобы и другие документы правового характера; удостоверяют копии документов по делам, которые они ведут; осуществляют представительство в суде, других государственных органах, перед гражданами и юридическими лицами; предоставляют юридическую помощь предприятиям, учреждениям, организациям; осуществляют правовое обеспечение предпринимательской и внешнеэкономической деятельности граждан и юридических лиц, выполняют свои обязанности в соответствии с уголовно процессуальным законодательством в процессе дознания и предварительного следствия. Адвокат может осуществлять и другие виды юридической помощи, предусмотренные законодательством. При осуществлении профессиональной деятельности адвокат имеет право: представлять и защищать права и интересы граждан и юридических лиц по их поручению во всех органах, предприятиях, учреждениях и организациях, в компетенцию которых входит решение соответствующих вопросов; собирать сведения о фактах, которые могут быть использованы как доказательства в гражданских, хозяйственных, уголовных делах и делах об административных правонарушениях, в частности: запрашивать и получать документы или их копии от предприятий, учреждений, организаций, объединений, а от граждан – с их согласия; знакомиться на предприятиях, в учреждениях и организациях с необходимыми для выполнения поручения документами и материалами, за исключением тех, тайна которых охраняется законом; получать письменные заключения специалистов по вопросам, требующим специальных знаний, опрашивать граждан; применять научно-технические средства в соответствии с действующим законодательством; докладывать ходатайства и жалобы на приеме у должностных лиц и соответственно закону получать от них письменные мотивированные ответы на эти ходатайства и жалобы; присутствовать при рассмотрении своих ходатайств и жалоб на заседаниях коллегиальных органов и давать объяснения относительно сути ходатайств и жалоб; выполнять другие действия, предусмотренные законодательством. При осуществлении своих профессиональных обязанностей адвокат обязан неуклонно соблюдать требования действующего законодательства, использовать все предусмотренные законом средства защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц и не имеет права использовать свои полномочия на вред лицу, в интересах которого принял поручение, и отказаться от принятого на себя защиты подозреваемого, обвиняемого, подсудимого. Адвокат не имеет права принять поручение о представлении юридической помощи в случаях, когда он в данном деле подает или раньше подавал юридическую помощь лицам, интересы которых противоречат интересам лица, обратившегося с просьбой о ведении дела, или принимал участие как следователь, лицо, производившего дознание, прокурор, судья, секретарь судебного заседания, эксперт, специалист, представитель пострадавшего, гражданский истец, гражданский ответчик, свидетель, переводчик, понятой, в случаях, когда он является родственником лица, производящего дознание, следователя, прокурора, кого-то из состава суда, потерпевшего, гражданского истца, а также в других случаях, предусмотренных ст. 61 Уголовно-процессуального кодекса Украины (далее – УПК Украины).

Профессиональные права, честь и достоинство адвоката охраняются законом. Запрещается любое вмешательство в адвокатскую деятельность, вымогательство от адвоката, его помощника, должностных лиц и технических работников адвокатских объединений сведений, составляющих адвокатскую тайну. По этим вопросам они не могут быть допрошены как свидетели. Документы, связанные с выполнением адвокатом поручения, не подлежат досмотру, разглашению или изъятию без его согласия. Запрещается прослушивание телефонных разговоров адвокатов в связи с оперативно розыскной деятельностью без санкции Генерального прокурора Украины, его заместителей, прокуроров Автономной Республики Крым, области, города Киева. Не может быть внесено представление органом дознания, следователем, прокурором, а также вынесено частное определение суда относительно правовой позиции адвоката в деле. Адвокату гарантируется равенство прав с другими участниками процесса. Уголовное дело против адвоката может быть возбуждено только Генеральным прокурором Украины, его заместителями, прокурорами Автономной Республики Крым, области, города Киева. Адвоката нельзя привлечь к уголовной, материальной и другой ответственности или угрожать ее применением в связи с подачей юридической помощи гражданам и организациям согласно закону.

Таким образом, благодаря конституционным гарантиям функционирования института адвокатуры, государство берет на себя обязанность обеспечивать возможность предоставления квалифицированной правовой помощи лицам в правоотношениях с государственными органами. Указанное не исключает права на получение лицом такой помощи от других субъектов, если законами Украины относительно этого не установлено ограничений. Вместе с тем факт обращения за правовой помощью не может толковаться как признак недостаточного уровня правовой осведомленности гражданина или недостатка правовой культуры личности. Наоборот, активное применение разнообразных средств, механизмов и форм правовой помощи удостоверяет высокий уровень правовой культуры, развитость общественного и индивидуального правового сознания, качество правовой жизни общества.

Другой комментарий к статье 59 Конституции Украины

Каждое лицо имеет право на юридическую помощь. Это право гарантируется государством, которое направляет на его реализацию правоохранительную систему страны, действуя тем самым в соответствии с международно-правовых требований, в частности Международного пакта о гражданских и политических правах.

Правовая помощь может находить свое выражение в предоставлении консультаций и разъяснений по юридическим вопросам, устных и письменных справок относительно законодательства; составлении заявлений, жалоб и других документов правового характера; удостоверении копий соответствующих документов; осуществлении представительства в суде, других государственных органах перед гражданами и юридическими лицами; > правовом обеспечении предпринимательской и внешнеэкономической деятельности граждан; исполнении обязанностей согласно уголовно-процессуального 1 и гражданско-процессуального законодательства и тому подобное.

Никто не имеет права оказывать какое-либо влияние на человека в выборе им защитника, форм и методов осуществления защиты своих прав. Законом предусмотрено, и что в досудебном производстве уголовного дела 1 как защитник допускается только адвокат, а в судебном рассмотрении такого дела с согласия подсудимого как защитники могут быть допущены близкие родственники, опекуны или попечители. Случаи предоставления бесплатной помощи предусматривает закон.

Предоставлением правовой помощи на профессиональном уровне занимаются адвокаты, деятельность которых регламентируется Законом Украины “Об адвокатуре” от 19 декабря 1992 г. Адвокатура является добровольное профессиональное общественное объединение, призванное способствовать защите прав, свобод и представлять законные интересы граждан Украины, иностранных граждан, лиц без гражданства, юридических лиц, оказывать им другую юридическую помощь. Адвокатом может быть гражданин Украины, и который имеет высшее юридическое образование, стаж работы по 1 специальности юриста или помощника адвоката не меньшее двух лет, сдал квалификационные экзамены, получил свидетельство о праве на занятие адвокатской деятельностью и принял присягу адвоката Украины.

Адвокат имеет право заниматься адвокатской деятельностью индивидуально, открыть адвокатское бюро,; объединяться с другими адвокатами в коллегии, адвокатские фирмы, конторы и другие адвокатские объединения, которые действуют в соответствии с действующим законодательством и уставами адвокатских объединений.

Оплата труда адвоката осуществляется на основании соглашения между гражданином или юридическим лицом и адвокатским объединением или адвокатом. В случае участия адвоката в уголовном деле по назначению и при освобождении подсудимого от оплаты юридической помощи в силу его малообеспеченности оплата труда адвоката осуществляется за счет государства в порядке, установленном законом.

В своей профессиональной деятельности адвокат может представлять и защищать права и интересы граждан и юридических лиц по их поручению во всех органах, предприятиях, учреждениях и организациях, в компетенцию которых входит решение соответствующих вопросов; собирать сведения о фактах, которые могут быть использованы как доказательства в гражданских, хозяйственных, уголовных делах и делах об административных право нарушениях.

Адвокат обязан неуклонно соблюдать требования законодательства, использовать предусмотренные законом средства защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц и не может использо-вать свои полномочия на вред лицу, в интересах которого действует, и отказаться от принятого на себя защиты подозреваемого, обвиняемого, подсудимого.

Адвокат допускается к участию в уголовном деле с момента предъявления обвинения, а в случае задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, или применения меры пресечения в виде взятия под стражу – с момента оглашения ему протокола о задержании или постановления о применении меры пресечения, но не позднее двадцати четырех часов с момента задержания.

По делам об общественно опасных деяниях, совершенные лицом в состоянии невменяемости, а также о преступлениях лиц, заболевших душевной болезнью после совершения преступления, защитник допускается к участию в деле с момента получения доказательств о душевном заболевании лица. В случае, когда дознание или предварительное следствие не проводилось, защитник допускается к участию в деле после предания обвиняемого к суду.

По делам об общественно опасные деяния, совершенные несовершеннолетними, которые не достигли возраста, с которого законом установлена уголовная ответственность, защитник допускается к участию с момента ознакомления несовершеннолетнего и его родителей или лиц, их заменяющих, с постановлением о закрытии дела и с материалами дела, а в случае помещения несовершеннолетнего в приемник-распределитель – не позднее двадцати четырех часов с момента такого помещения.