Новая редакция ст. 64 Конституции Украины с Комментариями.

Конституционные права и свободы человека и гражданина не могут быть ограничены, кроме случаев, предусмотренных Конституцией Украины.

В условиях военного или чрезвычайного положения могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием срока действия этих ограничений. Не могут быть ограничены права и свободы, предусмотренные статьями 24, 25, 27, 28, 29, 40, 47, 51, 52, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63 настоящей Конституции.

Комментарий к ст. 64 Конституции Украины

Подтверждая общую идею неотчуждаемости прав человека, ст. 64 указывает на различие естественных прав человека, которые являются абсолютными и не могут подлежать ограничению со стороны государства, и других прав человека. Сейчас конституционное законодательство всех государств мира, включая Украину, предусматривает возможность ограничения прав и свобод человека на вполне легитимных основаниях. При этом, конституционно правовое регулирование ограничения прав человека имеет исчерпывающие правовые параметры, которые не могут расширяться в произвольном порядке и имеют дискретный характер. Ограничение прав человека может быть: 1) общим; 2) конкретно индивидуальным. В первом случае ограничения прав человека является следствием наступления определенного правового режима или состояния, связанного с потребностями защиты национальной безопасности и обороны. Так, в условиях военного или чрезвычайного положения могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием срока действия этих ограничений. Порядок, сроки и процедура ограничения прав человека в этом случае определяются законами Украины от 16 марта 2000 г. «О правовом режиме чрезвычайного положения», от 6 апреля 2000 г. «О правовом режиме военного состояния» и другими нормативно-правовыми актами в сфере национальной безопасности и обороны.

В частности, в ст. 1 Закона Украины «О правовом режиме чрезвычайного положения» отмечается, что чрезвычайное положение – это особый правовой режим, который может временно вводиться в Украине или в отдельных ее местностях при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного или природного характера не ниже общегосударственного уровня, которые привели или могут привести к человеческим и материальным потерям, создают угрозу жизни и здоровью граждан, или при попытке захвата государственной власти или изменения конституционного строя Украины путем насилия и предусматривает предоставление соответствующим органам государственной власти, военному командованию и органам местного самоуправления в соответствии с настоящего Закона полномочий, необходимых для предотвращения угрозы и обеспечения безопасности и здоровья граждан, нормального функционирования национальной экономики, органов государственной власти и органов местного самоуправления, защиты конституционного строя, а также допускает временное, обусловленное угрозой, ограничение в осуществлении конституционных прав и свобод человека и гражданина и прав и законных интересов юридических лиц с указанием срока действия этих ограничений. Учитывая это, Указом Президента Украины о введении чрезвычайного положения в интересах национальной безопасности и общественного порядка с целью предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья населения или защиты прав и свобод других людей на период чрезвычайного положения могут вводиться такие меры: 1) установление особого режима въезда и выезда, а также ограничение свободы передвижения по территории, где вводится чрезвычайное положение; 2) ограничение движения транспортных средств и их досмотр; 3) усиление охраны общественного порядка и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и народного хозяйства; 4) запрет проведения массовых мероприятий, кроме мероприятий, запрет на проведение которых устанавливается судом; 5) запрет забастовок. В то же время может быть предусмотрено применение дополнительных мер режима чрезвычайного положения в связи с чрезвычайными ситуациями техногенного или природного характера, к которым относятся: 1) временная или безвозвратная эвакуация людей из мест, опасных для проживания, с обязательным предоставлением им стационарных или временных жилых помещений; 2) установление для юридических лиц квартирной повинности для временного размещения эвакуированного или временно переселенного населения, аварийно спасательных формирований и военных подразделений, вовлеченных в преодоление чрезвычайных ситуаций; 3) временное запрещение строительства новых, расширения действующих предприятий и других объектов, деятельность которых не связана с ликвидацией чрезвычайной ситуации или обеспечением жизнедеятельности населения и аварийно спасательных формирований; 4) установление карантина и проведение других обязательных санитарных и противоэпидемических мероприятий; 5) введение особого порядка распределения продуктов питания и предметов первой необходимости; 6) мобилизация и использование ресурсов предприятий, учреждений и организаций, независимо от формы собственности, для предотвращения опасности и ликвидации чрезвычайных ситуаций с обязательной компенсацией понесенных потерь; 7) изменение режима работы предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности, переориентация их на производство необходимой в условиях чрезвычайного положения продукции, иные изменения производственной деятельности, необходимые для проведения аварийно спасательных и восстановительных работ; 8) отстранение от работы на период чрезвычайного положения, в случае ненадлежащего исполнения своих обязанностей, руководителей государственных предприятий, учреждений и организаций, от деятельности которых зависит нормализация обстановки в районе чрезвычайного положения и возложении временного исполнения обязанностей указанных руководителей на других лиц. При этом, как отмечается в ст. 24 вышеупомянутого Закона, введение чрезвычайного положения не может быть основанием для применения пыток, жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания, для любых ограничений права на жизнь, на свободу мысли, совести, религии в понимании этих прав и свобод, принятом в Международном пакте о гражданских и политических правах и законах Украины. Таким образом, любые попытки использовать введение чрезвычайного положения для захвата власти или злоупотребления ею влекут за собой ответственность по закону.

В то же время, согласно Закону Украины «О правовом режиме чрезвычайного положения» (ст. 15), в Украине или в отдельных ее местностях, где введено военное положение, военному командованию предоставляется право совместно с органами исполнительной власти, Советом министров Автономной Республики Крым и органами местного самоуправления, а если это невозможно, самостоятельно вводить и осуществлять такие меры правового режима военного положения: 1) вводить трудовую повинность для трудоспособных лиц, не привлеченных к работе в оборонной сфере и сфере обеспечения жизнедеятельности населения и не забронированных за предприятиями, учреждениями и организациями на период мобилизации и военного времени с целью выполнения работ, имеющих оборонный характер, а также ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и военного характера, возникших в период действия военного положения, и их последствий, и привлекать их в условиях военного положения к общественно полезным работам, которые выполняются для удовлетворения потребностей Вооруженных Сил Украины, других военных формирований и сил гражданской защиты, обеспечения функционирования национальной экономики и системы обеспечения жизнедеятельности населения и не нуждаются, как правило, специальной профессиональной подготовки лиц. Работникам, привлеченным к выполнению общественно полезных работ, по окончании таких работ предоставляется предыдущая работа (должность), а при ее отсутствии – другая равноценная работа (должность) на том же или, с согласия работника, на другом предприятии, в учреждении, организации. Порядок привлечения трудоспособных лиц в условиях военного положения к общественно полезным работам с определением ориентировочного перечня таких работ и механизма предоставления компенсации (вознаграждения) за их выполнение устанавливается Кабинетом Министров Украины; 2) использовать мощности и трудовые ресурсы предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности для нужд обороны, изменять режим их работы, проводить другие изменения производственной деятельности, а также условий труда в соответствии с законодательством о труде; 3) изымать для временного использования необходимое для нужд обороны имущество министерств, других центральных и местных органов исполнительной власти, территориальных общин, предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности и граждан, в том числе, в соответствии с Положением о военно-транспортный обязанность, транспортные средства, сооружения, машины, механизмы, оборудование и другие объекты, связанные с обслуживанием транспорта, и выдавать об этом соответствующие документы установленного образца; 4) устанавливать охрану важных объектов национальной экономики Украины, которые обеспечивают жизнедеятельность населения; 5) вводить комендантский час (запрет пребывания в определенный период суток на улицах и в других общественных местах без специально выданных пропусков и удостоверений), а также устанавливать специальный режим светомаскировки; 6) устанавливать особый режим въезда и выезда, ограничивать свободу передвижения граждан, иностранцев и лиц без гражданства, а также движение транспортных средств; 7) проверять документы у граждан, а в случае необходимости проводить осмотр вещей, транспортных средств, багажа и грузов, служебных помещений и жилья граждан, за исключением ограничений, установленных Конституцией Украины; 8) в порядке, определенном Конституцией и законами Украины, поднимать вопрос о запрете деятельности политических партий, общественных организаций, если она угрожает суверенитету, национальной безопасности Украины, ее государственной независимости и территориальной целостности, жизни граждан; 9) осуществлять контроль за работой предприятий связи, полиграфических предприятий, издательств, телерадиоорганизаций, театральных, концертно-зрелищных и других предприятий, учреждений и организаций культуры, использовать местные радиостанции, телевизионные центры и типографии для военных нужд и проведения разъяснительной работы среди войск и населения; регулировать работу гражданских телерадиоцентров, запрещать работу любительских приемопередающих радиостанций личного и коллективного пользования и передачу информации через компьютерные сети; 10) в случае нарушения требований или невыполнение мер правового режима военного положения изымать у предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности, отдельных граждан радиопередающее оборудование, телевизионную, видео-и аудио-аппаратуру, компьютеры, а также в случае необходимости другие технические средства связи; 11) запрещать торговлю оружием, сильнодействующими химическими и ядовитыми веществами, а также алкогольными напитками и веществами, произведенными на спиртовой основе; 12) изымать у граждан огнестрельное оружие и боеприпасы, холодное оружие, а у предприятий, учреждений и организаций также учебную и боевую технику, взрывчатые, радиоактивные вещества и материалы, сильнодействующие химические и ядовитые вещества; 13) запрещать призывникам и военнообязанным менять место проживания без ведома военного командования; 14) устанавливать для физических и юридических лиц военно-квартирную повинность с расквартирования военнослужащих и размещения воинских частей, подразделений и учреждений; 15) устанавливать порядок использования хранилищ, сооружений и других объектов для защиты населения, а также для удовлетворения нужд обороны; 16) проводить эвакуацию населения из мест и районов, опасных для проживания, а также предприятий, учреждений, организаций и материальных ценностей, имеющих важное государственное, хозяйственное и культурное значение; 17) вводить в случае необходимости нормированное обеспечение населения основными продовольственными и непродовольственными товарами, лекарствами; 18) отстранять от должностей руководителей государственных предприятий, учреждений и организаций за ненадлежащее выполнение ими своих обязанностей, назначать исполняющих обязанности руководителей указанных предприятий, учреждений и организаций.

Впрочем, как указано в ч. 2 ст. 20 этого Закона, в условиях военного положения не могут быть ограничены права и свободы человека и гражданина, предусмотренные ч. 2 ст. 64 Конституции Украины. В процессе трудовой деятельности лиц, относительно которых внедрена трудовая повинность, обеспечивается соблюдение таких стандартов, как минимальная заработная плата, минимальный срок отпуска и время отдыха между сменами, максимальное рабочее время, учет состояния здоровья лица и тому подобное. На время привлечения работающего человека к выполнению трудовой повинности вне места его работы по трудовому договору за ним по окончании выполнения таких работ сохраняется соответствующая работа (должность).

В отличие от только что проанализированного типа правоограничений, ограничения прав человека может иметь конкретно индивидуальный характер. Целью ответных ограничительных мер в отношении того или иного человека является обеспечение конституционных прав и свобод других людей. К тому же, конкретно индивидуальные ограничения прав человека могут стать следствием применения к человеку процессуальных действий уголовного, административного или дисциплинарного характера.

Следовательно, ограничения прав и свобод человека – это предусмотренный Конституцией и законами Украины режим временного общего или конкретно индивидуального остановки или сужение объема определенных и гарантированных Основным Законом прав и свобод в интересах обеспечения прав других людей, а также обеспечение национальной безопасности и обороны Украины.

Как видим из содержания ст. 64 Конституции Украины, ограничения конституционных прав и свобод человека не может быть абсолютным и имеет свои хронологические, процедурные и наконец предметные границы. Во первых, ограничения прав человека всегда имеет временный характер и является вынужденной мерой или мерой, что применяются в исключительных случаях; во-вторых, ограничения конституционных прав и свобод осуществляется только в четко определенном порядке установленным кругом субъектов, любые другие попытки ограничить права человека являются незаконными и влекут за собой юридическую ответственность; в-третьих, Конституция Украины предусматривает исчерпывающий перечень прав человека, которые не могут быть ограничены ни при каких обстоятельствах. Так, не могут быть ограничены права и свободы, предусмотренные такими статьями Конституции Украины: ст. 24 – равенство конституционных прав и свобод граждан и их равенство перед законом; ст. 25 – право на гражданство; ст. 27 – право на жизнь, право на защиту своей жизни и здоровья, жизни и здоровья других людей от противоправных посягательств; ст. 28 – право на уважение к достоинству; ст. 29 – право на свободу и личную неприкосновенность; ст. 40 – право направлять индивидуальные или коллективные письменные обращения или лично обращаться к органам государственной власти, органов местного самоуправления и должностных и служебных лиц этих органов; ст. 47 – право на жилье; ст. 51 – право на брак при свободном согласии женщины и мужчины; ст. 52 – право на равенство детей в своих правах независимо от происхождения; ст. 55 – право на защиту прав и свобод в судебном порядке; ст. 56 – право на возмещение за счет государства или органов местного самоуправления материального и морального вреда, причиненного незаконными решениями, действиями или бездеятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных и служебных лиц при осуществлении ими своих полномочий; ст. 57 – право знать свои права и обязанности; ст. 58 – право не отвечать за деяния, которые на время их совершения не признавались законом как правонарушения; ст. 59 – право на правовую помощь; ст. 60 – право на невыполнение явно преступного распоряжения или приказа; ст. 61 – право не быть дважды привлеченным к юридической ответственности одного вида за одно и то же правонарушение; ст. 62 – презумпция невиновности; ст. 63 – право не давать показания или объяснения относительно себя, членов семьи или близких родственников, круг которых определяется законом, право подозреваемого, обвиняемого или подсудимого на защиту.

Вместе с тем Конституцией и законами Украины предусматривается возможность временного ограничения отдельных конституционных прав и свобод человека и гражданина из мотивов и оснований, определенных Конституцией Украины. Так, в случаях, определенных статьями 30, 31, 32 Конституции Украины, во время проведения оперативно розыскной деятельности, дознания и досудебного следствия допускается ограничение конституционных прав на неприкосновенность жилища, на тайну переписки, телефонных разговоров, телеграфной и другой корреспонденции, на невмешательство в личную и семейную жизнь. Основания и порядок осуществления мер, связанных с временным ограничением конституционных прав и свобод человека и гражданина, определенные УПК Украины, законами Украины «Об оперативно розыскной деятельности», «О милиции», «О контрразведывательной деятельности», «Об организационно правовых основах борьбы с организованной преступностью». В случаях, установленных законом, может быть ограничено право на свободу передвижения, свободный выбор места проживания для тех, кто на законных основаниях находится на территории Украины, право свободно покидать территорию Украины (ст. 33 Конституции Украины). Такие ограничения определяются, в частности, законами Украины «О свободу передвижения и свободный выбор места проживания в Украине», «О порядке выезда из Украины и въезда в Украину граждан Украины» и др.

В интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка с целью предотвращения беспорядков или преступлений, для здравоохранения населения, для защиты репутации или прав других людей, для предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или для поддержания авторитета и непредвзятости правосудия законом могут быть ограничены права на свободу мысли и слова, на свободное выражение своих взглядов и убеждений, осуществление права свободно собирать, хранить, использовать и распространять информацию устно, письменно либо иным способом – по своему выбору (ст. 34 Конституции Украины). Исключительно в интересах охраны общественного порядка, здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других людей может быть ограничено законом осуществление права на свободу мировоззрения и вероисповедания (ст. 35 Конституции Украины). В интересах национальной безопасности и общественного порядка, охраны здоровья населения или защиты прав и свобод других людей законом могут быть установлены ограничения права граждан Украины на свободу объединения в политические партии и общественные организации для осуществления и защиты своих прав и свобод и удовлетворения политических, экономических, социальных, культурных и других интересов (ст. 36 Конституции Украины). Судом в соответствии с законом и только в интересах национальной безопасности и общественного порядка с целью предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья населения или защиты прав и свобод других людей может устанавливаться ограничения относительно реализации права граждан собираться мирно, без оружия и проводить сборы, митинги, походы и демонстрации (ст. 39 Конституции Украины). Статьей 41 Конституции Украины также допускается как исключение по мотивам общественной необходимости, на основании и в порядке, установленных законом, ограничения права каждого владеть, пользоваться и распоряжаться своей собственностью. Законом ограничивается право на предпринимательскую деятельность депутатов, должностных и служебных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления (ст. 42 Конституции Украины). На основании закона допускается ограничение права тех, кто работает, на забастовку для защиты своих экономических и социальных интересов (ст. 44 Конституции Украины).

Необходимо отметить, что действующая ныне система прав и свобод человека и гражданина, гарантируемых Конституцией Украины, разработана с учетом соответствующих международных правовых актов: общей декларации прав человека 1948 г., Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г., Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Европейской конвенции о правах и основополагающих свободах человека 1950 г. Поэтому приведенные случаи возможного ограничения конституционных прав и свобод граждан Украины полностью отвечают требованиям указанных международно-правовых документов и, соответственно, являются легитимными. Зато, ограничение других конституционных прав человека по непредвиденным Конституцией Украины мотивам и основаниям является не легитимным. Любой субъект конституционного права, причастен к неконституционного ограничения прав человека, несет юридическую ответственность за соответствующую деятельность или поведение.

Другой комментарий к статье 64 Конституции Украины

Неотчуждаемость, незыблемость закрепленных Конституцией прав и свобод человека и гражданина и недопустимости их сужение (ст. 21) подтверждается данной статьей, которая в то же время, учитывая реальные объективные обстоятельства, которые могут возникнуть в государстве и обществе, допускает возможность их ограничения. Конституция устанавливает жесткие требования относительно этих ограничений: они могут вводиться только в условиях чрезвычайного или военного положения временно, на определенный законом срок; могут временно ограничиваться только те конституционные права и свободы, которые определены в этой статье.

Поскольку существует лишь гипотетическая возможность применения военного положения, рассмотрим некоторые аспекты введения и регулирования чрезвычайного положения.

Согласно Закону Украины “О чрезвычайном 1 положении” от 26 июня 1992 г. чрезвычайное положение – это предусмотренный Конституцией особый правовой режим деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, который временно допускает установленные данным законом ограничения в осуществлении конституционных прав и свобод, а также прав юридических лиц, и возлагает на них дополнительные обязанности. Он направлен на обеспечение безопасности граждан в случае стихийного бедствия, аварий и катастроф, эпидемий и эпизоотий; на защиту конституционного строя при массовых нарушениях правопорядка, создающих угрозу жизни и здоровью граждан или при попытке захвата государственной власти путем насилия.

Введение чрезвычайного состояния в Украине или в отдельных ее местностях регулируется ст. 85 и 106 Конституции (см. комментарий к этим статьям).

На период чрезвычайного положения можугь вводиться определенные меры: особый режим въезда и выезда; ограничение свободы перемещения по территории, на которой введено чрезвычайное положение; усиление охраны общественного порядка и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения; запрещение проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, а также любых массовых мероприятий; запрещение забастовок; ограничение движения транспортных средств и их досмотр.

В случае необходимости также могут быть введены комендантский час; ограничение свободы печатных изданий, средств массовой информации путем введения предварительной цензуры и другими мероприятиями; приостановление после соответствующего предупреждения деятельности политических партий и общественных организаций; проверка документов в определенных местностях и местах, а при соответствующих условиях – и личный обыск, обыск вещей и транспортных средств; ограничение или запрет на распространение отдельных видов товаров, веществ, напитков и тому подобное.

Но даже в этих условиях незаконные действия и превышение должностными лицами своих полномочий, включая нарушение гарантий прав граждан, установленных законом, влечет за собой ответственность, предусмотренную законом.

Вторая часть этой статьи предусматривает невозможность даже в условиях военного или чрезвычайного положения остановки перечисленных в ней прав.

Речь идет о праве на равенство граждан перед законом (ст. 24); гражданство и его изменение (ст. 25); жизнь (ст. 27); уважение достоинства человека (ст. 28); свободу и неприкосновенность (ст. 29); обращение в органы государственной власти (ст. 40); жилище (ст. 47); брак (ст. 51); равенство детей в их правах (ст. 52); защиту прав и свобод (ст. 55); возмещение за счет государства материального и морального вреда (ст. 56); знание своих прав и обязанностей (ст. 57); необратимости действия законов и других нормативных актов (ст. 58); юридическую помощь (ст. 59); обязательность выполнения явно преступных распоряжений или приказов (ст. 60); невозможность двойного привлечения к юридической ответственности (ст 61); считаться невиновным в совершении преступления (ст 62); несоответствие за отказ давать показания в отношении себя, членов семьи и близких родственников (ст. 63).