Новая редакция ст. 76 Конституции Украины с Комментариями.

Комментарий к ст. 76 Конституции Украины

В комментируемой статье предусматривается, что Верховная Рада Украины состоит из 450 народных депутатов Украины. Можно утверждать, что конституционный состав Верховной Рады Украины, который определен в четыреста пятьдесят народных депутатов Украины, является верхним пределом количественного состава Верховной Рады Украины, но это не исключает, что реальное число избранных и полномочных народных депутатов Украины через различные обстоятельства по результатам выборов может оказаться меньшей. Впрочем Верховная Рада Украины является полномочной при условии избрания не менее как двух третей от ее конституционного состава.

Комментируя ч. 1 ст. 76 Конституции Украины необходимо обратить внимание и на принципы избрания народных депутатов Украины, которые в ней изложены. Они детализированы в Законе Украины от 25 марта 2004 г. «О выборах народных депутатов Украины».

Предполагается, что выборы депутатов являются общими, а право голоса на выборах депутатов имеют граждане Украины, которым на день выборов исполнилось восемнадцать лет. Основанием реализации избирателем своего права голоса на выборах является его включение в списки избирателей на избирательном участке. К тому же указываются документы, подтверждающие личность и гражданство Украины. Предполагается, что не имеет права голоса гражданин, признанный судом недееспособным.

Выборы депутатов равны, то есть граждане Украины принимают участие в выборах депутатов на равных началах. Каждый избиратель на выборах депутатов имеет один голос. Избиратель может использовать свой голос только на одном избирательном участке, где он включен в список избирателей. Достаточно детально перечисляются гарантии обеспечения равенства.

Предусматривается принцип прямого избирательного права, который в данном случае означает, что граждане Украины избирают депутатов непосредственно путем голосования за кандидатов в депутаты, включенных к избирательного партии (блока).

Указывается на принцип тайного голосования, согласно которым голосование на выборах депутатов является тайным, а следовательно контроль за волеизъявлением избирателей запрещается. К тому же членам избирательных комиссий, другим лицам запрещается совершать любые действия или разглашать сведения, которые дают возможность установить содержание волеизъявления конкретного избирателя.

Следует заметить, что Законом Украины от 1 февраля 2011 г. «О внесении изменений в Конституцию Украины относительно проведения очередных выборов народных депутатов Украины, Президента Украины, депутатов Верховной Рады Автономной Республики Крым, местных советов и сельских, поселковых, городских голов» срок полномочий Верховной Рады Украины был увеличен до 5 лет.

В части 2 ст. 76 Конституции Украины предусматриваются условия избрания народным депутатом Украины, а именно речь идет о том, что:

– во-первых, народным депутатом Украины может быть гражданин Украины;

– во-вторых, народным депутатом Украины может быть гражданин Украины, который на день выборов достиг двадцати одного года.

Достижения двадцати одного года предопределяется необходимостью приобретения соответствующего жизненного опыта, осознанием важности избрания на эту должность;

– в-третьих, народным депутатом Украины может быть гражданин Украины, который на день выборов достиг двадцати одного года, имеющий право голоса. Наличие права голоса свидетельствует, что это дееспособное лицо, обладающее активным избирательным правом;

– в четвертых, народным депутатом Украины может быть гражданин Украины, который на день выборов достиг двадцати одного года, имеющий право голоса и проживающий в Украине в течение последних пяти лет. Проживание в Украине в течение последних пяти лет является необходимым для глубокого осознания сущности политического, экономического, социального, духовного и другой жизни в Украине, тех общественных и государственных процессов, которые в ней происходят, четкого определения собственного отношения к ним, возможных перспектив их совершенствования.

Уместно отметить, что это последнее требование конкретизируется в ч. 2 ст. 9 Закона Украины от 25 марта 2004 г. «О выборах народных депутатов Украины» в редакции от 7 июля 2005 г. В частности, отмечается, что «проживание в Украине по настоящему Закону означает:

1) проживание на территории в пределах государственной границы Украины;

2) нахождение на судне, находящемся в плавании под Государственным Флагом Украины;

3) пребывания граждан Украины в установленном законодательством порядке в командировке за пределами Украины, в дипломатических и других официальных представительствах и консульских учреждениях Украины, международных организациях и их органах;

4) пребывание на полярной станции Украины; 5) пребывание в составе формирования Вооруженных Сил Украины, дислоцированного за пределами Украины».

При этом важно отметить, что для избрания народным депутатом Украины должны присутствовать все из вышеперечисленных условий.

В части 3 ст. 76 Конституции Украины утверждается, что «не может быть избранным в Верховную Раду Украины гражданин, имеющий судимость за совершение умышленного преступления, если эта судимость не погашена и не снята в установленном законом порядке». А поэтому для выяснения и разъяснения этой части статьи есть смысл обратить внимание на такие ее составляющие.

Во первых, не может быть избранным в Верховную Раду Украины гражданин, имеющий судимость. Статьей 88 УК Украины предусматривается, что «лицо признается имеющим судимость со дня вступления в законную силу обвинительного приговора и до погашения или снятия судимости. Судимость имеет правовое значение в случае совершения нового преступления, а также в других случаях, предусмотренных законами Украины».

Во вторых, в этой части ст. 76 Конституции Украины говорится о судимость за совершение именно умышленного преступления. Уголовное законодательство предусматривает два вида умысла: прямой и косвенный. Предполагается, что прямым является умысел, если лицо осознавало общественно опасный характер своего деяния (действия или бездеятельности), предусматривала его общественно опасные последствия и желало их наступления, а косвенным – если лицо сознавало общественно опасный характер своего деяния (действия или бездеятельности), предусматривала его общественно опасные последствия и хотя не желало, но сознательно допускала их наступления.

В-третьих, положения, не может быть избранным в Верховную Раду Украины гражданин, имеющий судимость за совершение умышленного преступления, не касается тех граждан Украины, судимость которых погашена и снята в установленном законом порядке. По поводу этого хотелось бы обратить внимание на ч. 3 ст. 88 УК Украины, в которой регламентируется, что лица, осужденные по приговору суда без назначения наказания или освобожденные от наказания или отбывшие наказание за деяния, преступность и наказуемость которого устранена законом, признаются не имеющими судимости. Лица, которые были реабилитированы, признаются не имеющими судимости.

Для полноценного понимания ч. 3 ст. 76 Конституции Украины следует обратить внимание на статьи 89 и 90 УК Украины, в которых соответственно устанавливается, что в том случае если лицо после отбытия наказания в виде ограничения свободы или лишения свободы образцовым поведением и добросовестным отношением к труду доказала свое исправление, то суд может снять с него судимость до окончания сроков, указанных в ст. 89 этого Кодекса. Снятие судимости допускается только после окончания не менее половины срока погашения судимости, указанного в ст. 89 этого Кодекса. Порядок снятия судимости устанавливается КПК Украины.

В части 4 ст. 76 Конституции Украины устанавливается, что полномочия народных депутатов Украины определяются Конституцией и законами Украины, а поэтому для выяснения конституционно правового статуса народных депутатов Украины, составным элементом которого является их полномочия, необходимо прежде всего обратить внимание на статьи 77, 78, 79, 80, 81, 86, 87, 88, 93 Конституции Украины.

К тому же полномочия народных депутатов Украины определяются Законом Украины от 17 ноября 1992 г. «О статусе народного депутата Украины» в редакции от 22 марта 2001 г. В преамбуле этого Закона указано, что он определяет статус (права, обязанности и ответственность) народного депутата Украины в Верховной Раде Украины и за ее пределами, устанавливает правовые и социальные гарантии осуществления народным депутатом Украины своих депутатских полномочий.

Народный депутат Украины является избранный в соответствии с Законом Украины «О выборах народных депутатов Украины» представитель Украинского народа в Верховной Раде Украины и уполномоченный им в течение срока депутатских полномочий осуществлять полномочия, предусмотренные Конституцией Украины и законами Украины.

Согласно ст. 6 Закона Украины «О статусе народного депутата Украины» народный депутат в порядке, установленном законом: 1) участвует в заседаниях Верховной Рады Украины; 2) принимает участие в работе депутатских фракций (групп); 3) участвует в работе комитетов, временных специальных комиссий, временных следственных комиссий, образованных Верховной Радой Украины; 4) выполняет поручения Верховной Рады Украины и ее органов; 5) принимает участие в работе над законопроектами, другими актами Верховной Рады Украины; 6) принимает участие в парламентских слушаниях; 7) обращается с депутатским запросом или депутатским обращением к Президенту Украины, органам Верховной Рады Украины, Кабинета Министров Украины, руководителей других органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также к руководителям предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории Украины, независимо от их подчинения и форм собственности в порядке, предусмотренном законодательством.

Он обязан постоянно поддерживать связи с избирателями в порядке, установленном законом, придерживаться общепризнанных норм морали; всегда сохранять собственное достоинство, уважать честь и достоинство других народных депутатов, служебных и должностных лиц и граждан; воздерживаться от действий, заявлений и поступков, компрометирующих его самого, избирателей, Верховную Раду Украины, государство.

Народный депутат Украины имеет следующие права: решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым на заседаниях Верховной Рады Украины и ее органов, в состав которых он избран; принимать участие в работе любого органа Верховной Рады Украины; проработка и принятие законопроектов, постановлений и других актов Верховной Рады Украины поправок, предложений и замечаний; избирать и быть избранным на должности Председателя Верховной Рады Украины, Первого заместителя и заместителя Председателя Верховной Рады Украины; избирать и быть избранным в органы Верховной Рады Украины; предлагать вопросы для рассмотрения Верховной Радой Украины или ее органами; выступать с законодательной инициативой в Верховной Раде Украины; обращаться с депутатскими запросами, требовать ответа на них; принимать участие в дебатах, ставить вопрос докладчикам, председательствующему на заседании; высказывать свое мнение по каждому вопросу, который рассматривается на заседании; высказывать мнение относительно кандидатов, которые избираются или назначаются на должности, освобождаются от должностей Верховной Радой Украины, а также относительно которых Верховная Рада Украины дает согласие на назначение и увольнение из должностей; ставить вопрос о замене председательствующего на пленарном заседании Верховной Рады Украины; ставить вопрос о доверии составу органов, образованных Верховной Радой Украины, а также должностным лицам, которые избраны, назначены на должности или о назначении на должности которых Верховной Радой Украины дано согласие в случаях, предусмотренных Конституцией Украины; возбуждать вопрос о проверке деятельности предприятий, учреждений, организаций, расположенных на территории Украины и относительно которых есть данные о нарушении ими законодательства Украины, о создании с этой целью временных следственных комиссий; передавать для внесения в протокол и стенографического бюллетеня заседания текст своего выступления, особого мнения, заявления, предложения и замечания по вопросам, которые рассматриваются Верховной Радой Украины; законодательной инициативы; депутатский запрос и депутатское обращение.

Статья 24 Закона Украины «О статусе народного депутата Украины» предусматривает обязанности народного депутата Украины: заботиться о благе Украины и благосостоянии Украинского народа, защищать интересы избирателей и государства; соблюдать требования Конституции и законодательства Украины, присяги народного депутата Украины; присутствовать и лично принимать участие в заседаниях Верховной Рады Украины и ее органов, в состав которых он избран; лично участвовать в голосовании по вопросам, рассматриваемым Верховной Радой Украины и ее органами; выполнять поручения Верховной Рады Украины, соответствующего комитета, депутатской фракции (группы), временной специальной или временной следственной комиссии Верховной Рады Украины, в состав которых он избран; информировать Верховную Раду Украины и ее органы, в состав которых он избран, о выполнении поручений Верховной Рады Украины и ее органов; соблюдать требования трудовой дисциплины и норм депутатской этики; заблаговременно уведомлять о невозможности присутствовать на заседании Верховной Рады Украины или ее органов руководителей этих органов; постоянно поддерживать связи с избирателями, изучать общественное мнение, нужды и запросы населения, а в случае необходимости уведомлять о них Верховную Раду Украины и ее органы, вносить предложения и принимать в пределах своих полномочий меры по их учету в работе органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций; информировать избирателей о своей депутатской деятельности через средства массовой информации, на собраниях избирателей периодически, но не реже двух раз в год; рассматривать обращения избирателей в соответствии с требованиями и в порядке, установленном законодательством Украины; проводить личный прием граждан в дни, определенные Верховной Радой Украины для работы с избирателями.

Другой комментарий к статье 76 Конституции Украины

В данной статье определяется общий состав Верховной Рады Украины, устанавливается срок ее полномочий. Законодательством предусматривается, что избирательный процесс в Украине осуществляется на началах свободного и равноправного выдвижения кандидатов в депутаты, гласности и открытости, равенства возможностей для всех кандидатов в проведении избирательной кампании, непредвзятости к кандидатам со стороны государственных органов, учреждений и организаций, органов местного самоуправления и свободы агитации.

Гарантируя права граждан на участие в управлении делами государства. Конституция предусматривает проведение общих, равных и прямых выборов в высший представительский орган государственной власти (см. комментарий к р. III).

Депутатом может быть только полностью дееспособное лицо, которое является гражданином Украины и владеет активным избирательным правом. Для депутатов устанавливается ценз непрерывного проживания на территории Украины не менее 5 лет на момент избрания. Этим предполагается наличие более глубокого понимания и осознания депутатом экономических, политических, социальных проблем государственного и общественного развития Украины и соответственно этому более компетентного выполнения своих обязанностей.

Установление возрастного ценза для депутатов (не менее 21 года) вызвано необходимостью приобретения определенного жизненного опыта, который нужен при решении сложных государственных вопросов во время работы в высшем представительном органе государства.

Не погашена и не снята в установленном законом порядке судимость за совершение умышленного преступления является препятствием для избрания народным депутатом. Под умышленным преступлением понимают такое правонарушение, субъект которого осознавал общественно опасный характер деяния (действия или бездействия), предвидел его общественно опасные последствия и желал или сознательно допускал их наступления.

Основания, сроки и порядок погашения и снятия судимости определяются Уголовным кодексом Украины.

Полномочия народных депутатов Украины определяются в следующих статьях этого раздела Конституции и детализируются в Законе “О статусе народного депутата Украины” от 17 ноября 1992 г. Но в связи с принятием Конституции последний следует пересмотреть на предмет его соответствия Конституции.