Новая редакция ст. 84 Конституции Украины с Комментариями.

Заседание Верховной Рады Украины проводятся открыто. Закрытое заседание проводится по решению большинства от конституционного состава Верховной Рады Украины.

Решение Верховной Рады Украины принимаются исключительно на ее пленарных заседаниях путем голосования.

Голосование на заседаниях Верховной Рады Украины осуществляется народным депутатом Украины лично.

Комментарий к ст. 84 Конституции Украины

Требование ч. 1 комментируемой статьи не является нововведением в конституционное законодательство и политико правовое мнение Украины. В Пактах и Конституции законов и вольностей Войска Запорожского речь шла о том, что «придерживаться похвального и полезного для публичного равновесия порядка, а именно… собирать частные и публичные совета, обдумывая общее благо родины» всегда считалось основополагающим в Войске Запорожском, что «он существовал… в давние времена по старому праву вольностей”» В проекте Правительственної Комиссии по выработке Конституции Украинского Государства «Основной государственный закон Украинской Народной Республики» ст. 73 закрепляла: «Заседание Государственного Сойма есть публичные. Они могут быть тайные только по желанию Председателя Государственного Сойма, представителя Правительства или не менее 10 членов Государственного Сойма, на основании отдельного постановления, которое принимается после того, как публика опустила салю совещаний». Проект Конституции (Основных государственных законов) Украинской Народной Республики закреплял, что «заседание обеих Палат Парламента как общее правило происходят прилюдно. Те случаи, когда для охраны государственных интересов или из соображений этического характера заседание Палаты должно происходить без присутствия посторонней публики, – определяются регуляміном, что нормирует порядок работы каждой Палаты. Указанное в первом уступе § 51 касается также Объединенного Собрания Палат Парламента ” » § 51).

В конституциях советского периода не регулировались вопросы о порядке заседаний Верховного Совета Украинской ССР. И лишь в Конституции УССР от 20 апреля 1978 г. едва ли не впервые косвенно упоминается, что «деятельность Советов народных депутатов строится на основе коллективного, свободного, делового обсуждения и решения вопросов, гласности…» (ст. 83). Но это не касалось заседаний Верховной Рады или других советов, поскольку ч. 2 этой статьи вводила другой порядок: «Советы народных депутатов и создаваемые ими органы систематически информируют население о своей работе и принятых решениях».

Статья 84 Конституции Украины посвящена организационным аспектам проведения заседаний Верховной Рады Украины. Настоящая открытость ее работы составляет непременное условие надлежащей реализации принципа гласности в ее деятельности. Эта открытость предполагает право присутствовать на заседаниях Верховной Рады представителей СМИ, различных государственных и негосударственных организаций, проводить трансляции работы сессий по радио и телевидению. Порядок освещения парламентских заседаний, их время и объем определяются самой Верховной Радой.

Реализация принципа гласности на уровне парламента осуществляется через открытые заседания, освещение его деятельности (в рамках установленных законом или постановлениями Верховной Рады) в СМИ; заключение договоров аппаратом законодательного органа с телерадиокомпаниями, другими средствами массовой информации об информировании общества о деятельности парламента; установление государственного заказа на предмет освещения его деятельности; открытые взаимоотношения с другими государственными органами, политическими партиями, профсоюзами, гражданами и юридическими лицами; обнародования на постоянной и периодической основе материалов о своей деятельности, деятельности комитетов, комиссий, фракций; публикации стенографических бюллетеней заседания Верховной Рады; открытый доступ к вебсайту парламента; доступ к парламентским заседаниям (как парламента в целом, так и его комитетов, комиссий) представителей общественности и зарубежных граждан и делегаций; участие в заседаниях аккредитованных журналистов и технических работников СМИ; подачу информации о работе Верховной Рады через парламентскую спутниково кабельный телеканал, газету «Голос Украины», журнал «Вече», Ведомости Верховной Рады Украины и другие издания.

Реализация принципа открытости и гласности работы Верховной Рады Украины на уровне народных депутатов Украины производится через их постоянную связь с избирателями, отчетов перед ними и выполнения запросов, привлечения к такого исполнения представителей других государственных органов, должностных лиц; освещение работы народных депутатов через СМИ и др.

Статья 84 Конституции предусматривает возможность проведение и закрытых заседаний Верховной Рады. Такие заседания происходят по решению большинства народных депутатов от конституционного состава Верховной Рады Украины, то есть если за такое решение проголосуют более 225 депутатов. Закрытые заседания происходят, когда обсуждаются вопросы, связанные с государственной тайной, или другие вопросы, рассмотрение которых по уважительным причинам требует закрытого режима. В таких заседаниях могут принимать участие Президент Украины, члены Кабинета Министров Украины, а также другие лица, если необходимость этого определена Верховной Радой или ее Председателем. Порядок распространения материалов закрытого заседания, их публикации определяется в решении парламента Украины.

Поскольку закрытые заседания это скорее исключение, чем правило в деятельности парламента, то порядок их проведения регламентируется четким определением всех факторов и условий осуществления. Регламент Верховной Рады Украины (ст. 4) устанавливает, что Президент Украины и Премьер министр Украины имеют право присутствовать на закрытых заседаниях. Все другие лица, присутствие которых признано парламентом необходимой, обязаны явиться на такие заседания. На председательствующего на закрытом заседании возложена обязанность проинформировать народных депутатов о всех, кого пригласили на заседание.

Лицам, участвующим в закрытом заседании , запрещено использовать кино , фото, видеотехнику, средства связи, звукозаписи и обработки информации (п. 4 ст. 4 регламента). По завершении закрытого заседания Верховная Рада принимает решение о необходимости публикации стенографического бюллетеня, результатов голосования, принятого решения по существу обсужденных вопросов на закрытом заседании.

Стенографирование, подготовка протокола закрытого заседания проводится представителями аппарата Верховной Рады Украины с обязательством не разглашать информацию, обнародованную на таком заседании.

Относительно принятия решений Верховной Рады в Основном Законе указывается, что они принимаются исключительно на пленарных заседаниях путем голосования, причем каждый депутат имеет один голос. Он должен принимать участие в голосовании лично и не может поручать голосовать от своего имени другим депутатам. Такое требование вытекает из того, что пленарные заседания являются основной формой деятельности Верховной Рады как единого органа законодательной власти в Украине. Чрезвычайная важность этой деятельности обусловливает ее детальную регламентацию в специальном правовом акте – Регламенте Верховной Рады Украины. Вопросы, которые выносятся на рассмотрение В пленарных заседаниях, должны обязательно включаться в повестку дня этих заседаний и предварительно тщательно готовиться к их рассмотрению.

Повестка дня очередной сессии Верховной Рады утверждается на каждую очередную сессию. Изменение или исключение вопросов из утвержденного порядка дня оформляется отдельным решением, которое после соответствующего обсуждения принимается не менее как двумя третями голосов депутатов от конституционного состава Верховной Рады. В случае, когда с указанного вопроса есть предложение согласительного совета депутатских фракций, групп, решение по нему может приниматься без обсуждения большинством голосов депутатов от конституционного состава.

Перед каждым пленарным заседанием происходит поименная регистрация народных депутате]!. Каждый из них получает проекты законов, постановлений и другие документы, которые будут рассматриваться на заседаниях сессии.

Решение Верховной Рады после тщательного обсуждения вопросов, рассматриваются, принимаются открытым голосованием с помощью электронной системы подсчета голосов, а по некоторым вопросам – тайным голосованием путем подачи бюллетеней. Голосование осуществляется депутатами лично в зале заседаний или в отведенном для тайного голосования бюллетенями месте возле зала заседаний. Порядок голосования относительно тех или иных вопросов деятельности Верховной Рады определяется Регламентом Верховной Рады Украины.

Другой комментарий к статье 84 Конституции Украины

Конституция Украины закрепляет важный принцип деятельности Верховной Рады Украины – принцип гласности, что является новым по сравнению с предыдущей Конституцией. Тем самым в парламентской деятельности последовательно реализуется, гарантированное каждому в. 57 право знать свои права и обязанности. Ведь открытый режим заседаний Верховной Рады дает возможность транслировать ход ее заседаний, на и которых принимаются законодательные акты, определяющие права и обязанности граждан, и поэтому знакомить каждого с содержанием этих актов еще на стадии их принятия. Время и объем трансляции определяет Верховная Рада.

Вместе с тем данная статья предусматривает возможность проведения закрытых заседаний Верховной Рады, если за такое решение проголосуют более 225 народных депутатов. По существующей практике такие решения принимаются после сокращенного обсуждения и лишь относительно рассмотрения конкретно определенных вопросов. В закрытом заседании Верховной Рады имеют право брать ‘ участие Президент Украины, члены Кабинета Министров Украины, другие лица, необходимость присутствия которых определена Верховной Радой или ее Председателем в связи с рассмотрением указанных вопросов. В конце закрытого заседания Верховная Рада может принять решение о публикации или порядка распространения материалов закрытого заседания.

В Конституции закреплена категорическое требование, согласно которой Верховная Рада принимает свои решения исключительно на ее пленарных заседаниях путем голосования. Это требование обусловлено тем, что именно пленарные заседания являются основной формой деятельности Верховной Рады как единого органа законодательной власти, регламентированной во всех своих основных моментах. Кроме пленарных заседаний Верховная Рада может собираться и на другие заседания (торжественные, совместные заседания комитетов), на которых народные депутаты не могут принимать обязательных решений по вопросам компетенции и Верховной Рады. Вопросы, рассматриваемые на пленарных заседаниях, обязательно включаются в повестку дня пленарного заседания, готовятся и 1 рассматриваются в специальном порядке.

Все решения Верховной Рады, как законодательного органа, принимаются путем голосования, которое осуществляется народными депутатами лично в зале заседаний Верховной Рады или в специально отведенном для тайного голосования месте возле зала для заседаний. По существующему порядку, решение Верховной Рады принимаются открытым нефиксированным, открытым фиксированным (поименным) голосованием с помощью электронной системы подсчета голосов или тайным голосованием путем подачи бюллетеней. Порядок голосования по тем или иным вопросам деятельности Верховной Рады должен определяться законом о регламенте Верховной Рады Украины.