Новая редакция ст. 88 Конституции Украины с Комментариями.
Верховная Рада Украины избирает из своего состава Председателя Верховной Рады Украины, Первого заместителя и заместителя Председателя Верховной Рады Украины и отзывает их с этих должностей.
Председатель Верховной Рады Украины:
1) ведет заседания Верховной Рады Украины;
2) организует работу Верховной Рады Украины, координирует деятельность ее органов;
3) подписывает акты, принятые Верховной Радой Украины;
4) представляет Верховную Раду Украины в отношениях с другими органами государственной власти Украины и органами власти других государств;
5) организует работу аппарата Верховной Рады Украины.
Председатель Верховной Рады Украины осуществляет полномочия, предусмотренные настоящей Конституцией, в порядке, установленом Регламентом Верховной Рады Украины.
Комментарий к ст. 88 Конституции Украины
Чтобы обеспечить бесперебойность своей деятельности, парламенты большинства государств мира учредили руководящие органы, создали собственные административные службы и отстояли право на независимую организацию. У1376 г. (в архивах английского парламента это событие датируется 1377 г.) члены английской Палаты общин признали необходимость назначить из своего состава депутата, который бы выступал от их имени. Так появилась должность спикера (от англ, speaker – буквально оратор). Со временем обязанности этого должностного лица постепенно эволюционировали, претерпев много изменений. В настоящее время руководители палат (однопалатного парламента) относятся к высших должностных лиц государства и нередко занимают второе третье место в иерархии после главы государства. Председатель парламента следит за соблюдением регламента парламента, поддерживает порядок во время его работы. Нередко на него возлагаются и другие задачи, например, руководство работой аппарата парламента, толкование некоторых процедурных правил, если они четко не прописаны в регламенте.
Палаты парламентов обычно возглавляются главами. В государствах, воспринявших Вестминстерскую модель парламентаризма, – Австралии, Канаде, Новой Зеландии, Ирландии, Индии и др., а также у села, председатель нижней палаты именуется спикером. Вся компетенция в отношении руководства палатой сосредотачивается в руках этого должностного лица. Если парламент однопалатный, то руководитель палаты именуется председателем парламента. В большинстве государств для руководства палатами (однопалатным парламентом) образуется коллегия лиц (разная по численности), которая помогает председателю палаты (парламента) в выполнении вышеуказанных функций.
Часть 1 комментируемой статьи Конституции Украины определяет должностных лиц, относящихся к руководящему составу Верховной Рады Украины, Председатель Верховной Рады Украины, Первый заместитель и заместитель Председателя Верховной Рады Украины. Четкое конституционное закрепление перечня этих должностных лиц является юридической гарантией от необоснованного расширения состава руководства Верховной Радой Украины. Не менее важное значение имеет закрепленный здесь принцип выборности руководства парламента. В Конституции определен круг лиц, которые могут претендовать на эти должности, – они должны быть народными депутатами Украины.
Согласно статьям 74 и 75 Регламента Верховной Рады Украины процедура избрания руководства парламента состоит из нескольких этапов. На первом этапе происходит выдвижение кандидатур на эту должность. Предложения по кандидатурам вносятся на пленарном заседании Верховной Рады депутатскими фракциями, народными депутатами. Возможно и самовыдвижение. После завершения этого этапа Верховная Рада принимает решение о переходе к обсуждению этих кандидатур и может делать перерыв в пленарном заседании на определенный ею срок для предварительного обсуждения предложенных кандидатур в депутатских фракциях. До начала обсуждения выдвинутых кандидатур в депутатских фракциях аппарат Верховной Рады предоставляет народным депутатам сведения о них (данные об образовании, специальность, принадлежность к политической партии, выписку из трудовой книжки о трудовой деятельности; автобиографию; декларацию о доходах и своем имущественном состоянии и членов своей семьи за предыдущий год; сведения о вхождении в состав руководящего органа или наблюдательного совета предприятия или организации, что имеет в виду получение прибыли). Сведения должны быть собственноручно подписаны кандидатом на должность. Верховная Рада может принять процедурное решение о включении в сведения и другие данные о кандидатах на должность.
Следующий этап-выступления кандидатов на пленарном заседании Верховной Рады с докладами о программах будущей деятельности и их обсуждения. Они выступают на пленарном заседании в порядке внесения их кандидатур с докладами о программах своей будущей деятельности – до 20 минут. После этого проводится обсуждение кандидатур. Общее время для обсуждения кандидатур определяется Верховной Радой, но должно составлять не меньше одного часа. Все кандидатуры на должность Председателя Верховной Рады Украины обсуждаются одновременно. Народные депутаты имеют право задавать вопросы кандидатам на должность Председателя Верховной Рады Украины, высказывать мнение относительно их программ, политических, деловых и личных качеств, агитировать за или против каждого из них. Председательствующий на пленарном заседании с соблюдением очередности записи на выступление предоставляет равные возможности ораторам для выступления в поддержку того или иного кандидата на эту должность. Каждый кандидат в любое время может заявить о самоотводе.
На заключительном этапе происходит голосование по кандидатурам на должность Председателя Верховной Рады Украины. Оно является тайным и происходит путем подачи бюллетеней.
Избранным Председателем Верховной Рады Украины считается кандидат на должность, который получил большинство голосов народных депутатов от конституционного состава Верховной Рады (не менее 226), если бюллетени для тайного голосования получили не менее двух третей народных депутатов от их фактической численности. Об избрании Председателя Верховной Рады Украины оформляется соответствующее постановление Верховной Рады, которую подписывает избранный Председатель Верховной Рады Украины.
В Регламенте (ст. 79) конкретизируется также процедура избрания Первого заместителя и заместителя Председателя Верховной Рады Украины. Они избираются на срок ее полномочий из числа народных депутатов. Кандидатуры вносятся в порядке, предусмотренном для внесения кандидатуры на должность Председателя Верховной Рады Украины. Предложенные кандидатуры предварительно обсуждаются в депутатских фракциях, а затем – на пленарном заседании. Предварительная подготовка и обсуждение кандидатур на должность осуществляются в порядке, предусмотренном для обсуждения кандидатуры на должность Председателя Верховной Рады Украины: по каждой кандидатуре отдельно или вместе. Решение об их избрании принимаются открытым поименным голосованием большинством народных депутатов от конституционного состава Верховной Рады и оформляются соответствующими постановлениями.
Председатель Верховной Рады Украины может быть в любое время отозван с должности Верховной Радой по его просьбе, а также в связи с неудовлетворительной работой на этой должности, в том числе в случае отстранения от ведения пленарных заседаний три и более раз в течение одной очередной сессии Верховной Рады, или через другие обстоятельства, которые делают невозможным выполнение им своих обязанностей. Предложения об отзыве Верховной Радой Председателя с должности (кроме отзыва по его личному письменному заявлению) могут вноситься: 1) депутатами на основании заключения комитета, к предмету ведения которого относятся вопросы регламента, в случае отстранения Председателя Верховной Рады Украины от ведения пленарных заседаний три и более раз в течение одной очередной сессии; 2) не менее чем одной третью народных депутатов от конституционного состава Верховной Рады за их подписями.
Председательствует на таком пленарном заседании один из заместителей Председателя Верховной Рады Украины или избранный Верховной Радой по процедуре (ad hoc) председательствующий на пленарном заседании из числа народных депутатов, который не подписал предложение об отзыве Председателя Верховной Рады Украины.
Решение о включении в повестку дня сессии Верховной Рады вопроса об отзыве с должности Председателя Верховной Рады Украины принимается на пленарном заседании, следующем за днем внесения такого предложения. Одновременно Верховная Рада дает поручение Счетной палате провести финансовую проверку исполнения сметы Верховной Рады в текущем году. Председатель Верховной Рады Украины готовит письменный отчет о своей работе и о выполнении сметы Верховной Рады в текущем году. Этот отчет и заключение Счетной палаты предоставляются народным депутатам не позднее чем за два дня до рассмотрения вопроса на пленарном заседании. В случае необходимости для сбора и проверки информации, что касается вопроса отзыве с должности Председателя парламента, Верховная Рада создает временную следственную комиссию.
Рассмотрение вопроса об отзыве Председателя Верховной Рады Украины с должности по решению большинства народных депутатов от конституционного состава Верховного Совета включается в повестку дня сессии Верховной Рады в определенный ею день, но не позднее чем на десятый день после включения этого вопроса в повестку дня сессии.
Верховная Рада заслушивает доклад представителя народных депутатов, которые инициировали отзыве Председателя Верховной Рады Украины с должности, и ответы докладчика на вопросы; отчет Председателя парламента о его деятельности на этом посту и его ответы на вопросы. Народные депутаты имеют право задавать вопросы и участвовать в обсуждении вопроса. С учетом очередности записи на выступление предоставляются равные возможности для ораторов, выступающих как за, так и против лица, являющегося Председателем Верховной Рады Украины. Решение Верховной Рады об отзыве Председателя Верховной рады Украины с должности принимается тайным голосованием путем подачи бюллетеней и оформляется постановлением Верховной Рады. Голосование считается состоявшимся, если бюллетени для тайного голосования получили не менее двух третей народных депутатов от их фактической численности.
В случае, если личное заявление Председателя Верховной Рады Украины о его отзыве с должности не удовлетворяется Верховной Радой, он имеет право прекратить исполнение должностных обязанностей Председателя Верховной Рады Украины через 15 дней после дня рассмотрения этого вопроса Верховной Радой.
Первый заместитель и заместитель Председателя Верховной Рады Украины могут быть в любое время отозваны с должностей по решению Верховной Рады в порядке, предусмотренном для отзыва Верховной Радой с должности Председателя Верховной Рады Украины. В то же время переизбрание Председателя Верховной Рады Украины не является основанием для обязательного пересмотра вопроса о пребывании на должностях Первого заместителя и заместителя Председателя Верховной Рады Украины.
Практика зарубежного парламентаризма демонстрирует определенное постоянство в осуществлении руководства парламентом. Примером может служить опыт парламента Франции, где за 30 лет 5 й республики изменились пять глав Национальной ассамблеи. Однако Ж. Шабан Дельмас занимал эту должность в пяти легислатурах (1958 1969 г., 1978 г.) и был избран в шестой раз в 1986 г. Для сравнения: в Украине с 1990 г. по настоящее время 10 раз менялись председателя Верховной Рады Украины, 9 раз – первые заместители и 7 раз заместители Председателя Верховной Рады.
Часть 2 комментируемой статьи регулирует правовой статус Председателя Верховной Рады Украины. Прежде всего в п. 1 ч. 2 комментируемой статьи закрепляются права и обязанности Председателя Верховной Рады относительно ведения пленарных заседаний парламента, ведь именно этот участок работы является приоритетной в его деятельности. В теории конституционного права под заседанием парламента понимают собрание членов парламента, созванное в установленном порядке для осуществления своих полномочий. Необходимым требованием для придания законности заседанию является наличии кворума, то есть определенного количества народных депутатов, за наличием которой заседание органа считается правомочным для принятия решений, входящих в его компетенцию. Поскольку для принятия законов и других нормативных актов требуется большинство от конституционного состава – 226 и более голосов народных депутатов, и кворум Верховной Рады в целом приравнивается к этой цифре. Обязательными элементами заседания Верховной Рады является установление повестки дня, обсуждение рассматриваемых вопросов (дебаты) и голосование по поводу них, чаще всего по поводу законопроектов. Названные три элемента всегда регулируются Регламентом. Согласно его предписаний пленарные заседания Верховной Рады открывает, ведет и закрывает Председатель Верховной Рады Украины, а в случае его отсутствия – Первый заместитель или заместитель Председателя Верховной Рады. Для осуществления этого полномочия председательствующий наделяется соответствующими правами, как: внесение предложений по процедурным вопросам; объединение обсуждения нескольких связанных между собой вопросов повестки дня; проведение итогов обсуждаемых вопросов, объявления сообщений; объявление перерыва; предоставление распоряжений аппарата Верховной Рады; проведение рейтинговых голосований и тому подобное. В то же время Закон возлагает ряд обязанностей на председательствующего: придерживаться норм Конституции и Регламента; сообщать результаты регистрации народных депутатов; предупреждать присутствующих на закрытом заседании о процедуре проведения пленарного заседания; объявлять название документов и инициаторов внесения проектов законов, постановлений; объявлять о записи выступлений с места; предоставлять слово для выступления и доклады; создавать равные возможности депутатам для участия в дебатах; воздерживаться от комментариев и оценок; принимать меры для поддержания порядка на заседании; организовывать рассмотрение вопросам; оглашать результаты голосования; объявлять официальные сообщения и запросы народных депутатов; осуществлять другие полномочия в соответствии с положениями Регламента.
В пункте 2 ч. 2 комментируемой статьи установлены полномочия председателя Верховной Рады Украины по организации подготовки вопросов к рассмотрению на заседаниях Верховной Рады Украины. Содержание этого полномочия раскрывается в правах и обязанностях Председателя Верховной Рады, определенных в Регламенте, по организации разработки годового и перспективного планов законопроектных работ Верховной Рады Украины, созыва и проведения совещаний с председателями комитетов, представителями депутатских групп и фракций, Согласительного совета депутатских групп и фракций для согласования позиций народных депутатов относительно планирования работы Верховной Рады Украины, проектов повестки дня сессии, расписания пленарных заседаний, вопросов о направлении законопроектов на рассмотрение в комитеты, депутатские группы и фракции, на научную, юридическую и иную экспертизу, о готовности законопроектов к рассмотрению в пленарном режиме.
Достаточно важным является закрепленное в п. 3 ч. 2 комментируемой статьи полномочия Председателя Верховной Рады относительно подписания актов, принятых Верховной Радой Украины, поскольку этим удостоверяется соответствие содержания актов принятым парламентом решением. Указанное полномочия дополняется установленной в регламенте обязанностью председателя парламента по обеспечению обнародования актов Верховной Рады, которые не требуют дальнейшего подписания Президентом Украины. В развитие нормативных положений Конституции Регламент в статьях 46 и 138 устанавливает виды актов Верховной Рады, которыми являются законы, постановления, резолюции, декларации, обращения и заявления. Из тех, что подписываются и обнародуются Председателем Верховной Рады, наиболее распространенными являются ее постановления, которые принимаются по конкретным вопросам с целью осуществления учредительной, организационной, контрольной и других функций. Они вступают в силу со дня их принятия, если иное не предусмотрено самим постановлением.
Пункт 4 ч. 2 комментируемой статьи закрепляет представительские полномочия Председателя Верховной Рады Украины в сношениях с другими органами государственной власти Украины и органами власти других государств. В статье 78 Регламента к этому перечню добавляется еще один субъект – международные организации. Это полномочия не регламентируется должным образом в законодательстве. Практика организации взаимодействия Верховной Рады с другими органами государственной власти значительно опережает ее нормативное регулирование. Во внешнеполитической сфере не нашли соответствующей регламентации сотрудничества Верховной Рады Украины с парламентами других государств. Между тем международные парламентские связи предусматривают многочисленные официальные встречи руководителя украинского парламента с иностранными политическими и общественными деятелями, послами государств, дают возможность обмениваться парламентскими делегациями, опытом работы и информацией. Поэтому этот вопрос требует скорейшего урегулирования.
Пункт 5 ч. 2 комментируемой статьи закрепляет полномочия председателя Верховной Рады Украины по организации работы аппарата Верховной Рады Украины. На аппарат Верховной Рады Украины возложена функция объединения интеллектуальных и материальных ресурсов, которые есть в распоряжении парламента. Аппарат Верховной Рады Украины является органом, который осуществляет правовое, научное, организационное, документальное, информационное, кадровое, финансово-хозяйственное, материально-техническое, социально-бытовое и другое обеспечение деятельности Верховной Рады Украины, народных депутатов Украины. В его состав входят следующие структурные подразделения: главные управления, управления, отделы, секретариаты Председателя Верховной Рады Украины и его заместителей, секретариаты комитетов Верховной
Рады Украины, секретариата зарегистрированных депутатских фракций и групп и другие структурные подразделения. Сегодня его численность составляет 1135 штатных единиц. Кроме того, создан Институт законодательства Верховной Рады Украины как самостоятельную научно исследовательскую и прикладную государственное учреждение в структуре аппарата с численностью работников 70 штатных единиц. Председатель Верховной Рады определяет численный состав структурных подразделений парламентского аппарата в пределах расходов, предусмотренных сметой Верховной Рады Украины, обеспечивает соблюдение аппаратом распорядка работы и контролирует его деятельность, вносит представления Верховной Раде Украины о назначении и увольнении с должности руководителя аппарата, а также представление руководителю аппарата о назначении и освобождении заместителей руководителя аппарата, утверждает положение об аппарате Верховной Рады Украины и документооборот в Верховной Раде, дает поручение руководителю и работникам парламентского аппарата.
Другой комментарий к статье 88 Конституции Украины
Статья устанавливает состав руководства Верховной И Совета, который включает: Председателя Верховной Рады Украины; Первого заместителя Председателя Верховной Рады Украины; заместителя Председателя Верховной Рады Украины.
Эти должностные лица избираются из состава депутатов Верховной Рады и отзываются ней.
Полномочия Председателя Верховной Рады, которые закрепляются в данной статье, касаются вопросов, связанных исключительно с обеспечением организации и осуществления деятельности Верховной Рады. В отношениях с другими органами государственной власти Украины и органами власти других государств Председатель Верховной Рады выступает исключительно как представитель Верховной Рады Украины.
Конкретный порядок осуществления Председателем Верховной Рады Украины предусмотренных Конституцией полномочий, его взаимоотношения с Первым заместителем и заместителем, как и полномочия последних конституционно не урегулированы. Скорее всего эти вопросы в соответствии с ч. З ст. 88 Конституции Украины должны быть урегулированы законом о регламенте Верховной Рады Украины.