Новая редакция ст. 93 Конституции Украины с Комментариями.

Право законодательной инициативы в Верховной Раде Украины принадлежит Президенту Украины, народным депутатам Украины и Кабинета Министров Украины.

Законопроекты, определенные Президентом Украины как неотложные, рассматриваются Верховной Радой Украины вне очереди.

Комментарий к ст. 93 Конституции Украины

Комментируемая статья определяет круг субъектов законодательной инициативы в парламенте Украины.

Право законодательной инициативы – это право на представление к Верховной Рады Украины на обязательное рассмотрение ею проекта закона, постановления, предложения или поправки к законопроекту. Процедура осуществления этого права устанавливается прежде всего Регламентом Верховной Рады Украины (гл. 18).

Кабинет Министров Украины имеет исключительное право на внесение проекта закона о Государственном бюджете Украины.

Проект закона о предоставлении согласия на обязательность международных договоров Украины вносит Президент Украины или Кабинет Министров Украины.

Проекты резолюций, деклараций, обращений, заявлений вносят народные депутаты.

Право законодательной инициативы осуществляется путем внесения в Верховную Раду: 1) проектов законов, постановлений; 2) проектов других актов Верховной Рады; 3) предложений к законопроектам; 4) поправок к законопроектам.

Предложением является внесение изменений в текст законопроекта (статей, их частей, пунктов, предложений), изменения порядка размещения, объединение разделов, глав, статей, их частей и пунктов, а также выделение тех или иных положений в отдельные разделы, главы, статьи; поправкой – внесение исправлений, уточнений, устранению ошибок, противоречий в тексте законопроекта.

Предложения вносятся письменно в законопроект, который готовится ко второму чтению, в редакции, предусматривающей конкретное изменение, дополнение или исключение определенных положений из текста законопроекта.

Предложение относительно структурных частей законопроекта должна содержать последовательно изложены названия разделов, глав, а в случае необходимости – статей, частей или пунктов законопроекта.

Поправка может быть внесена письменно к законопроекту, который готовится ко второму и третьему чтениям, а также устно во время рассмотрения законопроекта во втором чтении на пленарном заседании Верховной Рады. Законопроект, проект другого акта должен быть оформлен в соответствии с требованиями закона, настоящего Регламента и иных принятых в соответствии с ним нормативно правовых актов.

Законопроект, проект другого акта подается в Верховную Раду за подписью лица, имеющего право законодательной инициативы или представляющего орган, наделенный таким правом.

Если законопроект, проект другого акта инициировано несколькими народными депутатами, инициатором его внесения считается народный депутат, фамилия (подпись) которого на нем указано первым. В случае если указанный народный депутат отзывает свою подпись, инициатором считается тот, чья фамилия является следующим.

Инициатор внесения или представитель субъекта права законодательной инициативы имеет право на доклад законопроекта, проекта другого акта на пленарном заседании Верховной Рады и на заседании главного комитета или временной специальной комиссии по этому вопросу.

Законопроект, по которому Верховной Радой принималось решение относительно требований к его основным положениям, принципам или критериям, должен соответствовать этим требованиям.

Законопроект, в котором предлагается внести изменения в закон (законы), не может сочетаться с изменениями в Конституцию Украины. Законопроект может предусматривать внесение изменений только в текст первичного законодательного акта (закона, кодекса, основ законодательства и т. п), а не к закону о внесении изменений к этого законодательного акта.

Каждый законопроект должен содержать положения о порядке вступления его в силу.

Если дня реализации положений представленного законопроекта после его принятия необходимы изменения в другие законы, такие изменения должны излагаться в разделе «Переходные положения» этого законопроекта или в одновременно внесенном его инициатором отдельном законопроекте.

К законопроекту прилагается перечень законов и иных нормативных актов, принятие или пересмотр которых необходимо осуществить для реализации положений законопроекта в случае его принятия.

Законопроект, проект другого акта вносится на регистрацию вместе с проектом постановления, которое предлагается Верховной Раде принять по результатам его рассмотрения, списком авторов законопроекта, предложением по кандидатуре докладчика на пленарном заседании и пояснительной запиской, которая должна содержать:

1) обоснование необходимости принятия законопроекта, целей, задач и основных его положений и места в системе законодательства;

2) обоснование ожидаемых социально-экономических, правовых и других последствий применения закона после его принятия;

3) другие сведения, необходимые для рассмотрения законопроекта.

В случае внесения законопроекта, проекта другого акта, реализация которого влияет на расходную и/или доходную часть государственного или местных бюджетов, к нему прилагаются финансово-экономическое обоснование (расчет размера расходов) и предложение относительно покрытия этих расходов.

В случае внесения законопроекта, окончательное принятие решения относительно которого возможно только по результатам референдума, это обстоятельство должно быть указано в пояснительной записке.

К законопроекту о внесении изменений в законы прилагается сравнительная таблица, содержащая редакцию соответствующих положений (статей, частей, пунктов, абзацев и т. п) действующего закона и новую его редакцию с учетом предложенных изменений.

Если законопроект, проект другого акта вносится по согласованию с соответствующими органами исполнительной или судебной власти, к нему добавляется такое согласование.

Председатель Верховной Рады Украины или в соответствии с распределением обязанностей Первый заместитель, заместитель Председателя Верховной Рады Украины при наличии предусмотренных настоящей статьей оснований по предложению главного комитета или временной специальной комиссии или Согласительного совета возвращает внесенный законопроект, проект другого акта субъекту права законодательной инициативы без его включения в повестку дня сессии и рассмотрения на пленарном заседании Верховной Рады. Основаниями для возвращения законопроекта, проекта другого акта без его включения в повестку дня и рассмотрения на пленарном заседании:

1) заключение комитета, к компетенции которого относятся вопросы конституционного права, о том, что законопроект противоречит положениям Конституции Украины, кроме случаев, когда он касается внесения изменений в Конституцию Украины;

2) заключение комитета, к компетенции которого относятся вопросы регламента, о том, что внесенный законопроект, проект другого акта оформлен и/ или зарегистрирован без соблюдения требований закона, настоящего Регламента и принятых в соответствии с ним нормативно правовых актов;

3) отсутствие финансово-экономического обоснования законопроекта, проекта другого акта, если главный комитет или соответствующая временная специальная комиссия не считают возможным рассматривать его без такого обоснования;

4) наличие принятого в первом чтении законопроекта, относительно которого внесенный проект является альтернативным;

5) отклонения на текущей сессии Верховной Рады законопроекта, положения которого дословно или по сути повторяют поданный законопроект.

Возвращение законопроекта, проекта другого акта субъекту права законодательной инициативы осуществляется в 15 дневный срок после получения заключения главного комитета или соответствующей временной специальной комиссии с уведомлением о причине возврата.

Возвращенные законопроекты, проекты других актов могут быть повторно внесены на рассмотрение Верховной Рады при условии устранения недостатков, ставших основанием для их возврата.

Законопроекты, не принятые Верховной Радой предыдущего созыва в первом чтении за основу, считаются снятыми с рассмотрения и не рассматриваются Верховной Радой нового созыва. Верховная Рада своим решением может снять законопроект с рассмотрения, если вследствие принятия других законодательных актов или по другим причинам законопроект утратил свою актуальность.

В случае принятия Верховной Радой за основу одного из альтернативных законопроектов другие альтернативные законопроекты снимаются с рассмотрения без принятия об этом отдельного решения.

Снятыми с рассмотрения считаются также отозванные и отклоненные законопроекты.

Законодательное предложение или законопроект могут быть отозваны их инициатором, если вопрос об их рассмотрении еще не включено в повестку дня сессии Верховной Рады, а после того – только по согласию Верховной Рады.

На пленарном заседании Верховной Рады, за исключением случая, предусмотренного частью четвертой этой статьи, рассматриваются лишь законопроекты, включенные в повестку дня сессии Верховной Рады.

Вопрос о включении законопроекта в повестку дня сессии рассматривается Верховной Радой в течение 30 дней после принятия заключения головного комитета либо временной специальной комиссии.

Если главный комитет в определенный Регламентом срок (ч. 3 ст. 93 Регламента) не примет выводу относительно включения соответствующего законопроекта в повестку дня сессии, Верховная Рада в 15 дневный срок после письменного обращения субъекта права законодательной инициативы рассматривает вопрос относительно законопроекта на пленарном заседании и принимает решение о включении его в повестку дня сессии Верховной Рады или о предоставлении главному комитету дополнительного времени для подготовки заключения по нему.

По процедурному решению Верховной Рады для безотлагательного рассмотрения может быть включен в повестку дня пленарного заседания (без дополнительного включения в повестку дня сессии) законопроект, если он был подготовлен для срочного рассмотрения на исполнение соответствующего поручения Верховной Рады.

Неотложными являются законопроекты, определенные такими Президентом Украины или решением Верховной Рады.

Верховная Рада может принять решение об определении законопроекта безотлагательным после включения его в повестку дня сессии Верховной Рады или в ходе его следующего рассмотрения.

Верховная Рада может принять решение относительно законопроектов, определенных как неотложные, об однократном отклонении (ad hoc) от процедуры рассмотрения, предусмотренной настоящим Регламентом, и сократить сроки внесения альтернативных законопроектов, внесения предложений и поправок, а также сроки предоставления законопроекта народным депутатам до его рассмотрения в том или ином чтении. Не допускается сокращение указанных сроков более чем наполовину.

Законопроект определен как неотложный, после завершения его предварительного рассмотрения или доработки включается в повестку дня ближайшего пленарного заседания Верховной Рады и рассматривается вне очереди.

Законопроект может быть отозван субъектом права законодательной инициативы, который его внес, до включения такого законопроекта в повестку дня сессии Верховной Рады.

Законопроект, включенный в повестку дня сессии Верховной Рады, до его принятия Верховной Радой в первом чтении за основу может быть отозван по решению Рады и снят с рассмотрения.

Возбуждение вопроса об отзыве законопроекта осуществляется путем подачи письменного заявления инициатором внесения субъектом права законодательной инициативы на имя Председателя Верховной Рады Украины.

Отозван законопроект снимается с рассмотрения с соответствующим указанием об этом в базе данных законопроектов электронной компьютерной сети веб-сайта Верховной Рады.

Законопроекты, внесенные и не принятые до окончания срока полномочий Верховной Рады соответствующего созыва в первом чтении, считаются отозванными.

Законопроект считается отозванным, если до его принятия в первом чтении полномочия народного депутата – инициатора его внесения досрочно прекращено.

Законопроект, внесенный Президентом Украины или Кабинетом Министров Украины, считается отозванным, если до его принятия в первом чтении за основу полномочия Президента Украины или Кабинета Министров Украины были прекращены. Такой законопроект снимается с рассмотрения с соответствующим указанием об этом в базе данных законопроектов электронной компьютерной сети веб-сайта Верховной Рады.

Другой комментарий к статье 93 Конституции Украины

Право законодательной инициативы-это возможность вносить в законодательный орган законопроекты, то есть предыдущие тексты законов. Этому праву корреспондирует обязанность законодательного органа обсудить вопрос о принятии таких законопроектов к рассмотрению. Поскольку законодательный орган не способен рассматривать как закон в проекты и предложения об усовершенствовании законодательства, которые могут поступать от разных лиц, круг которых вообще трудно определить. Конституция, опираясь на мировой опыт, четко определила в данной статье перечень субъектов, которые наделяются правом законодательной инициативы. Только эти субъекты имеют право вносить законопроекты на рассмотрение законодательного органа, ибо они непосредственно связаны с решением важнейших общегосударственных вопросов.

Это прежде всего Президент Украины – гарант государственного суверенитета, территориальной целостности Украины, соблюдения Конституции Украины, прав и свобод человека и гражданина, народные депутаты Украины, представляющие интересы народа. Право законодательной инициативы предоставлено также КМ Украины-высшему органу в системе исполнительной власти га Национальному банку Украины-одному из важнейших хозяйствующих субъектов.

В части второй ст. 93 Конституции предусмотрено, что законопроекты, которые вносятся Президентом Украины в порядке законодательной инициативы в Верховную Раду и признаются им как неотложные, рассматриваются вне очереди.

Право законодательной инициативы признается начальной стадией законодательного процесса не только в Конституции, но и в конституциях других стран мира. Круг субъектов этого права связано с формой государственного правления, принятой в той или иной стране. Так, в государствах с парламентарними формами правления, а также “смешанных” форм республик круг субъектов этого права является более широким, чем в президентских республиках. Практически во всех странах Восточной Европы и тех, что образовались на территории бывшего СССР, это право принадлежит президентам. В Швейцарии соответствующим правом наделены субъекты федерации, а в Португалии и Узбекистане – представительные органы автономии. В Австрии, Эстонии, Латвии, Сло-ваччині, Венгрии и Японии субъектами права законодательной инициативы комиссии парламентов, в Эстонии и Португалии – парламентские фракции, в Чехии – представительные органы местного самоуправления,

В президентских республиках субъектами права законодательной инициативы признаны лишь парламентарии. Так, например, в палатах Конгресса США запрещено коллективную законодательную инициативу, хотя никто не может помешать нескольким конгрессменам или сенаторам предложить аналогичные законопроекты. Представители же исполнительной власти в этих государствах такого права формально лишены, что толкуется как реализация принципа разделения властей.