Новая редакция ст. 96 Конституции Украины с Комментариями.

Государственный бюджет Украины утверждается ежегодно Верховной Радой Украины на период с 1 января по 31 декабря, а при особых обстоятельствах – на иной период.

Кабинет Министров Украины не позднее 15 сентября каждого года представляет в Верховную Раду Украины проект закона о Государственном бюджете Украины на следующий год. Вместе с проектом закона представляется доклад о ходе исполнения Государственного бюджета Украины текущего года.

Комментарий к ст. 96 Конституции Украины

В комментируемой статье устанавливается процедура утверждения Государственного бюджета и контроля за его выполнением. Любой бюджет становится таким только после утверждения его представительным органом власти. Конституция Украины в п. 4 и в п. 22 ст. 92 определила, что Государственный бюджет Украины устанавливается исключительно законом и утверждается Верховной Радой Украины. Конституция Украины (ст. 143) наделила правом утверждать областные и районные бюджеты в соответствии областные и районные советы. Бюджет Автономной Республики Крым утверждается Верховной Радой.

Мировая практика свидетельствует, что бюджет каждого государства или органа местного самоуправления утверждается на один бюджетный (финансовый) год. С началом нового бюджетного года начинает действовать новый бюджет, утвержденный соответствующим органом представительной власти. Срок действия бюджета имеет название бюджетного периода. Его продолжительность устанавливается законодательством государства, в Украине – Конституции, которая закрепила, что бюджетный период – это время, в течение которого действует Государственный бюджет, утвержденный Верховной Радой Украины. Он длится с 1 января по 31 декабря. Таким образом, в Украине бюджетный период или финансовый год совпадает с календарным годом.

Государственные бюджеты утверждаются парламентами государств в форме законов на один бюджетный период. Бюджетные периоды в разных странах длятся год, но начинаются и заканчиваются в зависимости от сроков созыва бюджетных парламентских сессий. Так, в США бюджетный период длится с 1 октября до 30 сентября, в Великобритании – с 1 апреля по 31 марта, во Франции – с января по 31 декабря.

Бюджетный кодекс Украины (ст. 41) предусматривает возможность несвоевременного принятия закона о Государственном бюджете Украины. Но это не является основанием для установления нового бюджетного периода. Если к началу нового бюджетного периода не вступил в силу закон о Государственном бюджете Украины, Кабинет Министров Украины имеет право осуществлять ежемесячно расходы Государственного бюджета лишь на цели, которые были предусмотрены в прошлом году Законом о Государственном бюджете и предусмотрены проектом закона о Государственном бюджете, разработанным Кабинетом Министров Украины. Эти расходы не должны превышать одной двенадцатой объема расходов за прошлый год.

До принятия закона о Государственном бюджете на текущий год запрещается финансирование капитальных расходов, кроме расходов, связанных с введением военного или чрезвычайного состояния, объявлением отдельных местностей зонами чрезвычайной экологической ситуации. Не позднее двух месяцев со дня вступления в силу закона о Государственном бюджете Украины Министр финансов Украины информирует Верховную Раду Украины об осуществленных платежах, если бюджетные назначения в утвержденном Государственном бюджете отсутствуют. До принятия закона о Государственном бюджете на текущий бюджетный период заимствования могут осуществляться лишь с целью погашения основной суммы государственного долга.

Нормативно правовой акт о бюджете (закон или решение органа местного самоуправления) – особый акт, который сохраняет силу только в течение одного бюджетного периода – в Украине с 1 января по 31 декабря. В нем помещены обобщенные бюджетные показатели по доходам и расходам.

Согласно ст. 116 Конституции Украины Кабинет Министров наделен правом по составлению и исполнению бюджета Украины. Он имеет право мобилизовать в Государственный бюджет указанную в законе сумму доходов и обеспечивать расходы этих средств на мероприятия, предусмотренные в этом законе. Закон о Государственном бюджете содержит только обобщенные бюджетные показатели, которых необходимо достичь в течение бюджетного периода. Обязательные платежи (в виде налогов, сборов и тому подобное) мобилизуются на основании бюджетной классификации доходов и расходов. Им же определяются нормативы затрат на расходы, связанные с функционированием государства и его органов. При этом сумма доходов, которая должна собираться на территории государства, дается как минимальная, и чем большей она будет, тем лучше. И наоборот, ограниченность доходов заставляет Верховную Раду Украины устанавливать предельные суммы расходов и привлекать к ответственности распорядителей бюджетных средств в случаях превышения суммы расходов.

Согласно с Конституцией Украины бюджетный период для Государственного бюджета при особых обстоятельствах может быть другим. Бюджетный кодекс Украины (ст. 3) устанавливает, при каких обстоятельствах бюджетный период в Украине может быть другим, а именно: 1) введение военного положения; 2) объявление чрезвычайного состояния в Украине. В случае принятия Государственного бюджета Украины на иной, чем предусмотрено ст. 96 Конституции Украины, срок местные бюджеты могут быть принятые на такой же период.

Кабинет Министров Украины подает в установленный Конституцией Украины срок – не позднее 15 сентября каждого года в Верховную Раду проект закона о Государственном бюджете Украины на следующий год. Проекты законов подаются в Верховную Раду Украины субъектами права законодательной инициативы. Поскольку право законодательной инициативы – это право представления законопроекта и обязанность Верховной Рады Украины рассмотреть его, ст. 93 Конституции наделяет таким правом Президента Украины, народных депутатов Украины, Кабинет Министров Украины и Национальный банк Украины. Что же касается проекта закона о Государственном бюджете Украины, то правом на представление его проекта наделен только Кабинет Министров Украины. Это не исключает права других субъектов права законодательной инициативы подавать замечания, дополнения и изменения к разработанному Кабинетом Министров Украины проекта закона о Государственный бюджет в установленном законодательством порядке. В целом же проект закона о Государственном бюджете Украины к Верховной Рады подает только Кабинет Министров Украины.

Кабинет Министров Украины не только подает проект о Государственном бюджете в Верховную Раду. Пункт б ст. 116 Конституции Украины наделяет его полномочиями на разработку проекта о Государственном бюджете Украины, обеспечение выполнения утвержденного Верховной Радой Украины Государственного бюджета Украины и представление Верховной Раде Украины отчета о его выполнении.

Разработка проекта Государственного бюджета и проекта закона о государственный бюджет – очень сложная и длительная работа. Непосредственно составляет проект государственного бюджета, сводного бюджета и проект закона о государственном бюджете Министерство финансов Украины. Министр финансов на основании основных макропоказателей экономического и социального развития Украины на следующий бюджетный период и анализа выполнения бюджета в текущем бюджетном периода определяет общий уровень доходов и расходов бюджета и дает оценку объема финансирования бюджета для составления предложений проекта Государственного бюджета Украины.

На основании этих предложений составляется проект Основных направлений бюджетной политики на следующий бюджетный период, Кабинет Министров Украины подает Верховной Раде Украины для рассмотрения и одобрение или взятии к сведению (ст. 33 Бюджетного кодекса Украины). Кабинет Министров Украины организует работу, связанную с составлением проекта государственного бюджета Украины на каждый следующий год. Кабинет Министров Украины рассматривает проект Закона о Государственном бюджете Украины на следующий год, принимает решение о его одобрении и не позднее чем 15 сентября подает в Верховную Раду Украины. Конституция Украины (ст. 92 и п. 6 ст. 116) установила исключительное право Кабинета Министров Украины на разработку и представление проекта Закона Украины «О государственном бюджете Украины».

Вместе с проектом закона подается доклад о ходе выполнения государственного бюджета Украины текущего года. Это положение развивается в ст. 9.1.10 Регламента Верховной Рады Украины, где говорится о общий финансовый контроль за исполнением государственного бюджета, который осуществляет Верховная Рада Украины и ее Комитет по вопросам бюджета. На заседании Верховной Рады ход исполнения бюджета рассматривается дважды в год – в июле и декабре. Во время рассмотрения заслушивается доклад правительства (чаще этот доклад делает Министр финансов), принимается постановление об утверждении доклада правительства. Верховная Рада в случае утверждения доклада правительства может решить вопрос о его ответственности или его членов. По предложению Комитета Верховной Рады по вопросам бюджета Верховная Рада в этом случае может также рассмотреть и принять закон о внесении изменений и дополнений в закон о Государственном бюджете Украины. На заседаниях Комитета по вопросам бюджета Верховной Рады исполнении бюджета рассматривается четыре раза в течение срока его выполнения: в апреле, июле, октябре и январе. Комитет может одобрить бюджетную политику Правительство или инициировать рассмотрение Верховной Радой вопроса о недоверии Кабинету Министров Украины.

Другой комментарий к статье 96 Конституции Украины

Государственный бюджет как правовая форма сводного финансового плана государства, устанавливает обязанности государственных органов и соответственно органов местного самоуправления по мобилизации средств, обеспечению стабильности поступления доходов, их расходованию, и поэтому все финансовые отношения, возникающие в процессе бюджетной деятельности, имеют правовой характер и должны быть регламентированы специальным законом. Бюджетный закон учитывает изменения, которые произошли в экономической жизни страны, вносит изменения в бюджетный порядок, если они являются назревшими, учитывает новые нужны обществу и государству изменения в составе государственных доходов и расходов, что создает сбалансированную основу централизованного фонда денежных средств. и

Установленный государством период для пересмотра 1 бюджета (финансовый период) равен одному текущему году-с I января по 31 декабря. Процесс начала разработки проекта бюджета и утверждения отчета об исполнении утвержденного Верховной Радой Украины бюджета длится около 2 лет и составляет полный бюджетный цикл, во время которого организуется движение государственных финансов. Комитеты Верховной Рады и выполняют возложенные на них задачи по внесению предложений при разработке бюджета на следующий год. Регламент Верховной Рады определяет срок их представления и обобщения Комитетом по вопросам бюджета до 20 мая текущего года. Последний готовит проект Бюджетной резолюции, в общем виде очерчивает приоритеты бюджетной политики государства на следующий период. Верховная Рада не позднее 1 июля принимает бюджетную резолюцию) об основных направлениях бюджетной политики, но этому предшествует поступления отчета Кабинета Министров о состоянии выполнения бюджета текущего года и прогноза экономического развития страны.

Бюджетная резолюция и после утверждения Верховной Радой является ориентиром как для Кабинета Министров при разработке проекта бюджета, так и для самого парламента при рассмотрении этого проекта и законов, влияющих на доходы и расходы Государственного бюджета

Кабинет Министров организует составление проекта Государственного бюджета в соответствии с принципами государственного регулирования экономического и социального развития Украины, межгосударственных обязательств, состояния выполнения внутреннего и внешнего долгов, определенных Верховной Радой бюджетной резолюции.

Министерство финансов Украины, в структуре которого выполняет определенные нормативными актами задачи Государственное казначейство, после обобщения предложений органов исполнительной власти, судебных органов и других субъектов, которые финансируются из государственного бюджета, в частности органов местного самоуправления областного и районного уровня, докладывает проект бюджета на заседании Кабинета Министров. Министерство финансов является непосредственно ответственным органом, который обосновывает на этом заседании проект бюджетного плана, по которому принимается соответствующее решение. Важно подчеркнуть роль Премьер-министра Украины, который (по должности) единственный имеет право представлять и защищать проект Государственного бюджета перед Верховной Радой.

Рассмотрение проекта бюджета продолжается в Верховной Раде Украины, где решающее значение имеют выводы комитетов парламента, а окончательный итог по вопросам бюджетной сбалансированности доходов и расходов в соответствии с регламентом Верховной Рады Украины осуществляет комитет по вопросам бюджета рассматривает поправки и готовит доклад и таблицу о поддержаны поправки и перечень отклоненных поправок для рассмотрения на заседании Верховной Рады.

Согласно конституционной нормы Кабинет Министров Украины обязан не позднее 15 сентября каждого года подавать в Верховную Раду проект закона о Государственном бюджете на следующий год. Это обусловлено необходимостью дать возможность народным депутатам Украины, комитетам Верховной Рады разобраться, проанализировать и внести соответствующие предложения по увеличению доходов за счет других источников или сокращения расходов.

Конституция Украины предусматривает представление доклада Кабинета Министров Украины о ходе выполнения Государственного бюджета текущего года вместе с проектом Государственного бюджета, поскольку Верховная Рада только таким образом может проконтролировать финансовое состояние в государстве и оценить деятельность правительства. В случае неутверждения доклада Верховная Рада может решить вопрос об ответственности Кабинета Министров согласно п. 13 ст. 85 Конституции, в результате чего может быть принята резолюция недоверия последнем.