Новая редакция ст. 97 Конституции Украины с Комментариями.

Кабинет Министров Украины в соответствии с законом представляет в Верховную Раду Украины отчет об исполнении Государственного бюджета Украины.

Представленный отчет должен быть обнародован.

Комментарий к ст. 97 Конституции Украины

В комментируемой статье устанавливается процедура отчета правительства Украины перед Верховной Радой Украины о выполнении Государственного бюджета Украины.

Кабинет Министров Украины в соответствии с п. 6 ст. 116 Конституции Украины и ст. 61 Бюджетного кодекса Украины подает Верховной Раде Украины отчет о выполнении закона о Государственном бюджете не позднее 1 мая года, следующего за отчетным. Бюджетный кодекс Украины определил составные части отчета правительства. Годовой отчет Кабинета Министров Украины о выполнении Государственного бюджета Украины включает такие составляющие: отчет о финансовом состоянии (баланс) Государственного бюджета Украины; отчет о выполнении Государственного бюджета Украины; отчет о движении денежных средств; информацию о выполнение защищенных статей расходов Государственного бюджета Украины; отчет о бюджетной задолженности; отчет об использовании средств из резервного фонда Кабинета Министров Украины; информацию о состоянии государственного долга; отчет о кредитах и операциях, касающихся государственных гарантийных обязательств; сводные показатели отчетов о выполнении бюджетов; информацию об использовании местных бюджетов; другую информацию, признанную Кабинетом Министров Украины необходимой для объяснения отчета.

Отчет о выполнение закона о Государственном бюджете Украины в двухнедельный срок после его представления Кабинетом Министров Украины рассматривает Счетная палата и готовит выводы относительно использования средств бюджета. Счетная палата может не согласиться с отчетом Кабинета Министров Украины и признать некоторые расходы нецелевыми, выявить перерасход резервного фонда Кабинетом Министров Украины и тому подобное. В содокладе, с которым выступает в Верховной Раде Украины Председатель Счетной палаты, излагаются выводы Счетной палаты по отчету об исполнении закона о Государственном бюджете.

В двухнедельный срок со дня получения выводов Счетной палаты относительно использования средств Государственного бюджета Украины Верховная Рада заслушивает отчет Министерства финансов Украины об исполнении Закона о Государственном бюджете. На заседания Верховного Совета могут приглашаться главные распорядители бюджетных средств, особенно те, по сметам которых контролирующие органы делали замечания. Представляет отчет о выполнении закона о Государственном бюджете в Верховной Раде Украины непосредственно Министр финансов Украины. Председатель Комитета Верховной Рады Украины по вопросам бюджета и Председатель Счетной палаты на пленарном заседании выступают с содокладами. По результатам рассмотрения Верховная Рада Украины принимает решение относительно отчета о выполнение закона о Государственном бюджете Украины. Верховная Рада Украины имеет право принять и негативное решение об утверждении отчета о выполнении бюджета за прошлый год. Она выясняет причины невыполнения предписаний, указанных в законе о Государственном бюджете Украины, может не согласиться с отчетом и материалы проверки, составленные Счетной палатой, передать следственным органам.

Рассмотрение Верховной Радой Украины отчета об исполнении бюджета является высшим контролем, который осуществляет законодательный орган за действиями Кабинета Министров Украины и органами исполнительной власти в сфере мобилизации доходов в государственный и местный бюджеты и использование их на финансирование приоритетных расходов, связанных с функционированием государства.

В статье 28 Бюджетного кодекса Украины установлено, что информация о выполнении Государственного бюджета Украины и местных бюджетов (кроме бюджетов сел и поселков) подлежит обязательной публикации не позднее 1 марта года, следующего зароком отчета: Государственного бюджета Украины – в газетах «Голос Украины» и «Правительственный курьер», местных бюджетов – в газетах, определенных соответствующими советами.

Другой комментарий к статье 97 Конституции Украины

Важной стадией бюджетного процесса является составление и утверждение отчета об исполнении бюджета. Все бюджетные учреждения и организации, органы местного самоуправления пытаются использовать выделенные им бюджетные средства до 1 января. На практике этот срок начала нового бюджетного года не всегда соблюдается, несмотря на сложную экономическую ситуацию, значительный спад производства, что затрудняет подсчет возможных источников доходов. В других странах бюджетный год не всегда начинается с i января календарного года, а чаще определяется традицией.

В соответствии с действующим законодательством отчет о выполнении Государственного бюджета Украины за прошлый год подается Кабинетом министров Украины в письменном виде. В парламентских комитетах изучаются все позиции поданного отчета, что дает возможность Верховной Раде оценить организационно движения средств в стране. Верховная Рада, исходя из макроэкономической ситуации, поручает сделать компетентную экспертизу представленного отчета комитета по вопросам бюджета, который составляет соответствующую аналитическую записку. На ближайшем заседании, но не ранее чем через 10 ДН. Верховная Рада заслушивает доклад Кабинета о выполнении Государственного бюджета. На все возможные вопросы и докладчик должен дать мотивированные ответы. Но и обсуждение доклада не проводится, что является определенной спецификой этой стадии бюджетного процесса.

В течение двух недель после заслушанной в парламенте доклада правительства комитеты должны рассмотреть представленный правительством отчет об исполнении Государственного бюджета и дать соответствующие выводы.

Отчет о выполнении Государственного бюджета должен рассматриваться на заседании Верховной Рады не позже мая. Выводы комитетов Верховной Рады, по вопросам бюджета, финансов и банковской деятельности, имеют существенное значение для утверждения отчета либо его отклонении. Конституционное закрепление в структуре Верховной Рады Счетной палаты (см. и комментарий к следующей статье), которая от ее имени должна контролировать бюджетный план государства и подавать свои предложения на рассмотрение Верховной Рады, существенно усиливает его контрольные функции, а в перспективе должен давать депутатскому корпусу полную информацию о расходовании бюджетных средств по целевому назначению будет способствовать установлению надлежащего бюджетного порядка относительно защищенности дефицита Государственного бюджета.

По итогам обсуждения выводов комитетов народные депутаты принимают постановление о выполнении Государственного бюджета.

Верховная Рада может при наличии допущенных нарушений и не утвердить отчет об исполнении бюджета, а рассмотреть вопрос об ответственности государственных органов и должностных лиц исполнительной власти или решить другие вопросы, связанные с нарушениями закона о Государственном бюджете, если такие нарушения выявлены и стали известны народным депутатам Украины.

Таким образом, согласно Конституции Украины утверждение отчета о выполнении Государственного бюджета является актом большого юридического веса. По сути оно является одобрением действий органов исполнительной власти, которые выполняли правовые предписания Верховной Рады Украины, которые содержались в законе о Государственном бюджете.

По прямому указанию этой статьи постановление об утверждении отчета об исполнении бюджета, как и сам отчет, должны быть обнародованы, то есть доведены до всеобщего сведения.