Новая редакция ст. 110 Конституции Украины с Комментариями.
Несостоятельности выполнения Президентом Украины своих полномочий по состоянию здоровья должна быть установлена на заседании Верховной Рады Украины и подтверждена решением, принятым большинством от ее конституционного состава на основании письменного представления Верховного Суда – по обращению Верховной Рады Украины, и медицинского заключения.
Комментарий к ст. 110 Конституции Украины
Комментируемая статья закрепляет общую процедуру досрочного прекращения президентских полномочий в связи с наступлением такого обстоятельства, как невозможность выполнять свои полномочия по состоянию здоровья.
Конституционно определено, что при возникновении сомнения в Верховную Раду Украины о возможности Президентом выполнять свои полномочия по состоянию здоровья она готовит и направляет на рассмотрение в Верховный Суд Украины соответствующее обращение. Поскольку медицинские критерии для нарушения такой процедуры законодательно не закреплены, то причины возникновения такого сомнения могут быть разные – длительное расстройство здоровья, симптомы, свидетельствующие о недееспособности, увечье или тяжелую неизлечимую болезнь, которая делает невозможным исполнения главой государства своих обязанностей.
Определенная детализация конституционных предписаний относительно процедуры импичмента Президента Украины осуществлена в ст. 170 Регламента Верховной Рады Украины, утвержденного Законом Украины от 10 февраля 2010 года.
Согласно Регламенту Верховной Рады Украины в случае, если Верховной Раде станут известны факты о невозможности выполнения Президентом Украины своих полномочий по состоянию здоровья, по предложению Председателя Верховной Рады Украины или не менее 45 народных депутатов Верховная Рада может создать временную следственную комиссию для проверки соответствующих фактов.
Временная следственная комиссия по этому вопросу создается на закрытом пленарном заседании Верховной Рады в порядке, предусмотренном законом о временных следственных комиссиях, специальную временную следственную комиссию и временные специальные комиссии Верховной Рады Украины и Регламентом Верховной Рады. После создания временной следственной комиссии Председатель Верховной Рады Украины безотлагательно уведомляет об этом Президента Украины.
Верховная Рада на основании заключения временной следственной комиссии, подготовленного с учетом медицинского заключения о состоянии здоровья Президента Украины, может принять постановление об обращении к Верховному Суду Украины относительно предоставления им письменного представления о досрочном прекращении полномочий Президента Украины по состоянию здоровья.
Невозможность исполнения Президентом Украины своих полномочий по состоянию здоровья устанавливается Верховной Радой на ее закрытом пленарном заседании на основании письменного представления Верховного Суда Украины и медицинского заключения и подтверждается решением, принятым большинством голосов народных депутатов от конституционного состава Верховной Рады.
О принятом решении Председатель Верховной Рады Украины срочно письменно сообщает Президента Украины, Премьер министра Украины, Председателя Конституционного Суда Украины, Председателя Верховного Суда Украины и официально обнародует соответствующий акт Верховной Рады через средства массовой информации.
Поскольку четкой процедуры осмотра состояния здоровья Президента на конституционном или законодательном уровне не закреплено, можно сделать предположение о необходимости создания авторитетной медицинской комиссии, проведение специального медицинского консилиума, поскольку невозможность выполнения Президентом Украины своих полномочий по состоянию здоровья должна быть подтверждена соответствующим медицинским заключением. Инициатива о проведении такого консилиума принадлежит Верховной Раде Украины.
Медицинская комиссия должна провести всестороннее обследование состояния здоровья Президента Украины, на его основе четко установить диагноз и констатировать имеющиеся расстройства здоровья. При этом в заключении медицинской комиссии должна быть представлена развернутая характеристика того, как имеющиеся расстройства здоровья сказываются на поведении больного, каким образом влияют на его способность к физической и умственной деятельности. Медицинское заключение должно быть надлежащим образом оформлен и подписан, хотя сам по себе он еще не является решающим фактором в решении вопроса о невозможности исполнения главой государства своих полномочий по состоянию здоровья.
На основании полученных документов Верховный Суд Украины должен подготовить специальное письменное представление, в котором должно сделать соответствующее юридическое заключение относительно состояния здоровья Президента, и направить его вместе с медицинским заключением в парламент.
При наличии заключения Верховного Суда Украины и медицинского заключения вопрос о возможности Президента Украины выполнять свои полномочия по состоянию здоровья вносится в повестку дня текущей сессии парламента и рассматривается на пленарном заседании. Согласно Регламенту Верховной Рады Украины решения о невозможности исполнения главой государства своих полномочий по состоянию здоровья на таком заседании Верховной Рады Украины принимается большинством от ее конституционного состава. Полномочия Президента Украины досрочно прекращаются в этом случае с момента принятия парламентского решения, то есть с момента официального объявления итогов голосования.
Конституции многих зарубежных государств предусматривают возможность временного прекращения полномочий главы государства (временной вакансии). Например, конституции Аргентины (ст. 87), Бразилии (ст. 79), Египта (ст. 82), США (раздел 1 ст. II) в случае временной вакансии предусматривают замещение поста главы государства вице президентом. Более того, ст. 80 Конституции Бразилии даже предусматривает, что в случае невозможности исполнения своих обязанностей президентом и вице президентом или возникновения вакансии соответствующих должностей председатели палат парламента и председатель федерального верховного суда осуществляют обязанности Президента в порядке перечня. Таким образом, предусмотрен целый ряд высших должностных лиц, которые могут временно осуществлять полномочия главы государства, чтобы только она не была вакантной, что весьма важно в аспекте обеспечения стабильности конституционного строя, национальной безопасности.
Основной Закон Украины (кстати, как и конституции Ирландии, Словении и Узбекистана) не предусматривает ни поста вице президента, ни возможности временного прекращения полномочий главы государства. Более того, ч. 2 ст. 106 вообще запрещает Президенту Украины передавать свои полномочия другим лицам или органам в течение всего срока полномочий. Из этого следует, что даже в случае болезни, которая не имеет устойчивого характера, но связана с длительным лечением или госпитализацией, Президент сохраняет свои полномочия в полном объеме и должен выполнять обязанности в меру своих возможностей.
Поскольку невозможность исполнения полномочий по состоянию здоровья как конституционное основание досрочного прекращения полномочий Президента Украины не предусматривает как обязательный признак устойчивость расстройства здоровья, то неурегулированным остается вопрос, должны ли досрочно прекращаться полномочия главы государства вследствие болезни, которая не имеет устойчивого характера, но связана с длительной невозможностью исполнения президентских полномочий в результате стационарного лечения, госпитализации, проведение хирургических операций, пребывания в реанимации и тому подобное.
Наличие существенных пробелов в конституционной регламентации порядка прекращения полномочий Президента Украины в связи с невозможностью их выполнения по состоянию здоровья нуждается в дополнительной регламентации на законодательном уровне. Это еще раз свидетельствует о необходимости принятия закона о Президенте Украины, в котором должно быть четко определено, какая медицинская организация будет предоставлять заключение о состоянии здоровья Президента Украины, в течение какого срока такой вывод должен быть представлен, каким должно быть содержание заключения Верховного Суда Украины и в какой срок он должен быть представлен на рассмотрение парламента, как быть в случае временной неспособности главы государства исполнять свои полномочия и тому подобное.
Другой комментарий к статье 110 Конституции Украины
Статья устанавливает определенную процедуру выяснения невозможности исполнения Президентом Украины своих полномочий по состоянию здоровья. При возникновении сомнения относительно возможности Президента выполнять свои полномочия по состоянию здоровья Верховная Рада готовит соответствующее обращение в Верховный Суд Украины. Сомнение может быть вызвано симптомами, свидетельствующими о недееспособности, увечье, слишком болезненном состоянии или длительной болезни Президента и т. д. Верховный Суд, изучая этот вопрос, дает объективную оценку состояния здоровья Президента. На основании собранных данных Верховный Суд Украины составляет специальное письменное представление, которое вместе с медицинским, заключением направляется Верховной Раде. Последняя рассматривает эти материалы и в случае установления невозможности исполнения Президентом своих полномочий принимает большинством голосов народных депутатов Украины от ее конституционного состава решение о досрочном прекращении полномочий Президента.
Большинство конституций стран мира устанавливает, что полномочия президентов прекращаются досрочно в случае невозможности исполнять свои полномочия по состоянию здоровья. Однако далеко не все они регламентируют порядок прекращения этих полномочий так подробно, как это сделано в Конституции Украины.