Новая редакция ст. 113 Конституции Украины с Комментариями.

Кабинет Министров Украины является высшим органом в системе органов исполнительной власти.

Кабинет Министров Украины ответственен перед Президентом Украины и Верховной Радой Украины, подконтролен и подотчетен Верховной Раде Украины в пределах, предусмотренных Конституцией.

Кабинет Министров Украины в своей деятельности руководствуется этой Конституцией и законами Украины, а также указами Президента Украины и постановлениями Верховной Рады Украины, принятыми в соответствии с Конституцией и законами Украины.

Комментарий к ст. 113 Конституции Украины

В комментируемой статье определяется статус Кабинета Министров Украины в системе органов исполнительной власти, правовые основы деятельности и отношения с Президентом и Верховной Радой Украины.

Кабинет Министров Украины является высшим органом в системе органов исполнительной власти, который осуществляет исполнительную власть непосредственно, через центральные органы исполнительной власти, Совет министров Автономной Республики Крым и местные государственные администрации, направляет и координирует деятельность этих органов.

Он является коллегиальным органом и осуществляет свои полномочия путем принятия решений на заседаниях.

Свою деятельность Кабинет Министров Украины планирует на основе и на выполнение Программы деятельности Кабинета Министров Украины.

Подтверждением статуса Кабинета Министров Украины как высшего органа в системе органов исполнительной власти является круг задач, определенных в положениях ст. 116 Конституции Украины, в частности, где речь идет об обеспечении государственного суверенитета и экономической самостоятельности Украины, осуществление внутренней и внешней политики государства; обеспечение проведения финансовой, ценовой, инвестиционной и налоговой политики, а также обеспечение политики в других сферах общественных отношений; организацию и обеспечение внешнеэкономической деятельности Украины, таможенного дела, руководство и координацию работы министерств, других органов исполнительной власти.

Отношения между исполнительной властью и, в частности, Кабинетом Министров Украины и Президентом Украины регулируются ст. 106 Конституции Украины. Президент Украины назначает с согласия Верховной Рады Украины Премьер-министра Украины, прекращает полномочия Премьер-министра Украины и принимает решение о его отставке. Согласно п. 1 ст. 14 Закона Украины «О Кабинете Министров Украины» Президент Украины имеет право принять решение об отставке Кабинета Министров Украины, то есть вопрос ответственности Кабинета Министров Украины перед Президентом Украины имеет политический характер и может решаться путем принятия решения об отставке. При этом Премьер-министр Украины обязан подать Президенту Украины заявление об отставке Кабинета Министров Украины в день принятия решения Президентом Украины.

Верховная Рада Украины, согласно ст. 87 Конституции Украины, по предложению не менее как одной трети народных депутатов Украины от ее конституционного состава может рассмотреть вопрос об ответственности Кабинета Министров Украины и принять резолюцию недоверия Кабинету Министров Украины большинством от конституционного состава Верховной Рады Украины.

Подконтрольность и подотчетность Кабинета Министров Украины Верховной Раде Украины определяется статьями 85, 96,97 Конституции Украины, к полномочиям Верховной Рады Украины относятся вопросы утверждения Государственного бюджета Украины, проект которого разрабатывает Кабинет Министров Украины и обеспечивает его исполнение, вопрос контроля за выполнением Государственного бюджета Украины, рассмотрение и принятие решения относительно одобрения Программы деятельности Кабинета Министров Украины; дача согласия на назначение Президентом Украины Премьер-министра Украины; осуществление контроля за деятельностью кабинета министров Украины в соответствии с положениями Конституции Украины.

Проблемы, возникающие при составлении и исполнении Государственного бюджета Украины, являются центральными экономическими и загальнополітичними проблемами, поэтому контроль со стороны Верховной Рады Украины за его выполнением и деятельность Кабинета Министров Украины в этом направлении является весьма важной функцией законодательного органа.

В своей деятельности Кабинет Министров Украины руководствуется Конституцией и законами Украины, актами Президента Украины. Одним из важнейших задач Кабинета Министров Украины является обеспечение выполнения этих законодательных актов на всей территории государства, систематический мониторинг состояния их выполнения и контроль за деятельностью органов исполнительной власти, за устранением возможных нарушений. Нормотворческая деятельность Кабинета Министров Украины имеет подзаконный характер и осуществляется в соответствии с положениями Конституции и законов Украины.

Представление Кабинета Министров Украины доклада о ходе выполнения Государственного бюджета Украины текущего года вместе с проектом Государственного бюджета Украины на следующий год дает возможность Верховной Раде Украины проконтролировать финансовую ситуацию в государстве и провести мониторинг деятельности правительства с целью избежания рисков, сопровождающих исполнение бюджета текущего года.

Другой комментарий к статье 113 Конституции Украины

Статья, комментируется, определяет статус Кабинета Министров и его отношения с Президентом и Верховной Радой Украины.

Отношения между исполнительной властью и Президентом регулируются ст. 106 Конституции. Президент назначает с согласия Верховной Рады Премьер-министра, прекращает его полномочия и принимает решение об отставке, назначает по представлению Премьер-министра членов Кабинета Министров, руководителей других центральных органов исполнительной власти, а также назначает председателей местных государственных администраций и прекращает их полномочия на этих должностях, образует, реорганизует и ликвидирует по представлению Премьер – министра Украины министерства и другие центральные органы исполнительной власти, отменяет акты Кабинета Министров.

Отношения между Кабинетом Министров и Верховной Радой определяются ст. 85. 87, 96, 97 Конституции. Верховная Рада утверждает государственный бюджет, контролирует и принимает решение о его выполнении; рассматривает и принимает решение об одобрении Программы деятельности Кабинета Министров; дает согласие на назначение Президентом Украины премьер-министра и тому подобное. В определенной степени на деятельность Кабинета Министров влияют полномочия Верховной Рады относительно согласия на назначение на должности и увольнение с должностей Президентом украины Председателя Антимонопольного комитета Украины, Председателя Фонда государственного имущества Украины. Председателя Государственного комитета телевидения и радиовещания Украины.

Согласно ст. 87 Конституции Верховная Рада по предложению не менее трети народных депутатов Украины от н конституционного состава может рассмотреть вопрос об ответственности правительства и даже принять резолюцию недоверия ему большинством от конституционного состава Верховной Рады (см. комментарий к указанной статье).

Последняя часть данной статьи устанавливает правило, по которому Кабинет Министров в своей деятельности руководствуется этой Конституцией, законами Украины и актами Президента. В связи с этим есть основания считать, что важнейшей функцией правительства является обеспечение их выполнения, систематический надзор за деятельностью органов исполнительной власти по устранению всевозможных их нарушений.