Новая редакция ст. 126 Конституции Украины с Комментариями.

Независимость и неприкосновенность судей гарантируются Конституцией и законами Украины.

Влияние на судью в любой способ запрещается.

Без согласия Высшего совета правосудия судья не может быть задержан или содержащихся под стражей или арестом до вынесения обвинительного приговора судом, за исключением задержания судьи во время или сразу же после совершения тяжкого или особо тяжкого преступления.

Судью не может быть привлечено к ответственности за принятое им судебное решение, за исключением совершения преступления или дисциплинарного проступка.

Судья занимает должность бессрочно.

Основаниями для увольнения судьи являются:

1) неспособность выполнять полномочия по состоянию здоровья;

2) нарушение судьей требований относительно несовместимости;

3) совершение существенного дисциплинарного проступка, грубое или систематическое пренебрежение обязанностями, несовместимо со статусом судьи или выявило его несоответствие занимаемой должности;

4) подачи заявления об отставке или об освобождении от должности по собственному желанию;

5) несогласие на перевод в другой суд в случае ликвидации или реорганизации суда, в котором судья занимает должность;

6) нарушение обязанности подтвердить законность источника происхождения имущества.

Полномочия судьи прекращаются в случае:

1) достижение судьей шестидесяти пяти лет;

2) прекращения гражданства Украины или приобретения судьей гражданства другого государства;

3) вступления в законную силу решения суда о признании судьи безвестно отсутствующим или объявления умершим, признания недееспособным или ограниченно дееспособным;

4) смерти судьи;

5) вступления в законную силу обвинительного приговора в отношении судьи за совершение им преступления.

Государство обеспечивает личную безопасность судьи и членов его семьи.



Комментарий к ст. 126 Конституции Украины

Комментируемая статья закрепляет систему гарантий обеспечения независимости и неприкосновенности судей является неотъемлемой составляющей их статуса, конституционным принципам организации и функционирования судов и профессиональной деятельности судей. Независимость суд дев заключается прежде всего в их самостоятельности, несвязанности при осуществлении правосудия любыми обстоятельствами и другой, кроме закона, волей.

Исключительная важность этих гарантий заключается в возможности создания эффективного организационно-правового механизма, который надежно предупреждал бы любые попытки влияния на судей или вмешательство в процесс осуществления правосудия.

Принцип независимости судей является как конституционным (за источником закрепления), так и межотраслевым (за сферой применения) принципом судопроизводства. Он закреплен в ст. 6 Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей» и некоторых статьях процессуальных кодексов Украины, которые предусматривают, что при осуществлении правосудия судьи и народные заседатели при рассмотрении уголовных дел) независимы и подчиняются только закону. Гарантиями реализации данного принципа являются: порядок избрания (назначения) и увольнения судей; право судьи на отставку; предусмотренная законом процедура осуществления правосудия; запрет вмешательства в осуществление правосудия; ответственность за неуважение к суду; неприкосновенность судей; наличие органов судейского самоуправления; создание необходимых организационно технических и информационных условий для деятельности судов; надлежащее материальное и социальное обеспечение судей.

Независимость, эффективность судебной системы основываются также на определенных принципах, выработанных международной практикой. К числу важнейших международных актов, которые определяют основные принципы и стандарты правосудия, следует отнести Конвенцию о защите прав человека и основополагающих свобод 1950 г. (ратифицирована согласно Закону Украины от 17 июля 1997 г. № 475/97), Рекомендация (84) 5 Комитета министров Совета Европы государствам членам относительно принципов гражданского судопроизводства, направленных на совершенствование судебной системы, Европейскую хартию о законе «О статусе судей», принятой 10 июля 1998 г., Рекомендацию № R (94) 12 «Независимость, действенность и роль судей», принятую Комитетом министров Совета Европы 13 октября 1994 г., Регламент Европейского Суда по правам человека от 4 ноября 1998 г. В частности, в Основных принципах независимости правосудия Организации Объединенных Наций, Конвенции по правам человека и Рекомендациях Комитета министров для стран-членов Европейского Совета о независимости и роли судов детализируются принципы, на которых должна основываться судебная система. Указанные в этих положениях признаки сильной юридической системы сгруппированы таким образом.

1. Судьи должны быть независимыми. Это означает, что их решения не подлежат никакому пересмотру, кроме специальных судебных процедур, предусмотренных законом, а судьям гарантируется пребывание в должности до достижения определенного возраста, либо до окончания установленного срока пребывания в должности; оплата труда судей должна быть обеспечена законом.

2. Судьи должны иметь достаточные полномочия для выполнения своих обязанностей осуществлять правосудие и судопроизводство.

3. Судья должен принимать решение без каких либо прямых или косвенных ограничений, нежелательного влияния, давления, угроз или вмешательства; судьи не обязаны докладывать об обстоятельствах дел лицам, которые не имеют отношения к судопроизводству.

4. Судьи должны делать фактические выводы из имеющихся доказательств, соблюдать процедуры ведения заседания и заслушивания свидетелей, правильно применять закон и выносить окончательное решение.

5. Дело нельзя отозвать от определенного судьи, не имея на то достаточных оснований, таких, как болезнь или конфликт интересов.

6. Дела не должны распределяться между судьями по желанию лиц, которые могут быть заинтересованными в исходе дела.

7. Критериями назначения судей должны быть высокая квалификация, безупречная репутация, преданность идеалам правосудия, а порядок отбора судей должен быть четко определенным.

8. Должен существовать справедливый порядок рассмотрения дисциплинарных дел в отношении судей.

9. Власть должна создавать соответствующие условия для эффективной деятельности судей, в частности нанимать нужное количество судей и обеспечивать их надлежащую подготовку, предоставлять в их распоряжение соответствующий персонал и оборудование, а также заботиться о том, чтобы статус и жалованье судей соответствовали достоинству их профессии и ответственности.

Последнее положение напрямую предопределяет деятельность государства по созданию такой организации судебной системы, которая бы обеспечила реализацию права гражданина на судебную защиту и справедливое судопроизводство.

Независимость судей и покорение их только закона является важнейшей основой правосудия и предпосылкой их объективности и беспристрастности. При осуществлении правосудия судьи не зависят от органов законодательной и исполнительной ветвей власти, органов государственного управления, должностных лиц, общественных организаций, партий и движений, от мнений и позиций сторон в гражданских, административных и хозяйственных делах, выводов органов дознания и досудебного следствия и прокурора по уголовным делам, от вышестоящих судов.

Защита судьи от произвола со стороны законодательной власти предполагает, что последняя не может ни навязать действующим судебным процедурам новые правила, ни изменить результат уже принятых решений. Принцип отсутствия обратной силы закона позволяет избежать подобных незаконных посягательств на права сторон в процессе. В отношениях с исполнительной властью независимость судьи предусматривает, что он не подвергается влиянию, ущемлению со стороны органов государственного управления. Согласно Конвенции о защите прав человека и основных свобод любой человек имеет право на то, чтобы его дело было рассмотрено справедливо, публично и в разумный срок, независимым и беспристрастным судом согласно закону (ч. 1 ст. 6).

Независимость судей при рассмотрении конкретных дел должна обеспечиваться и в самом суде. Непроцессуальное влияние на судью со стороны других судей и руководителей суда недопустимо.

При осуществлении правосудия судьи решают все вопросы по делу по внутреннему убеждению и по своей совести, исходя при этом из обстоятельств дела и подчиняясь лишь требованиям закона.

Подчинение судей только закону заключается в том, что дело рассматривается на основании точного выполнения ими материального и процессуального законодательства. Никакие ссылки на целесообразность, указания и ходатайство, от кого бы они не поступали, не освобождают судей от обязанности точно применить закон к обстоятельствам конкретного дела. Судебные решения, которые ими принимаются, должны базироваться на анализе всех доказательств в совокупности.

Независимость судей и подчинение их только закону взаимосвязаны, поскольку отсутствие требования к судьям о соблюдении закона при осуществлении правосудия привела бы к произволу.

Независимость судей – это фундаментальный принцип функционирования судебной власти, содержание которого является универсальным и практически не меняется под влиянием той или иной национальной правовой системы.

Можно выделить организационную (институциональную) и функциональную независимость судей. Первая заключается в том, что судьи не должны подчиняться ни законодательной, ни исполнительной ветвям власти и должны быть беспристрастными, а признанный Украиной принцип верховенства права запрещает принимать законодательные акты, аннулируют с эффектом обратной силы решения суда; вторая – в покорении судей при осуществлении правосудия только Конституции и законам Украины.

Конституционный Суд Украины в Решении от 2 ноября 2004 года № 15 рп/2004 акцентировал: «Верховенство права – это господство права в обществе. Верховенство права требует от государства его воплощения в правотворческую и правоприменительную деятельность, в частности в законы, которые по своему содержанию должны быть проникнуты прежде всего идеями социальной справедливости, свободы, равенства и тому подобное» (абзац второй подпункта 4.1 пункта 4 мотивировочной части).

Идея сильной судебной власти может остаться лишь декларацией, если не будет создано надлежащих гарантий личной независимости и процессуальной самостоятельности судей. Обеспечения независимости судопроизводства является важнейшей, фундаментальной проблемой конституционного нормирования. Формула «суды независимы и подчиняются только закону» была и в Конституции СССР, и в конституциях РСФСР 1937 и 1978 гг., однако эта норма на территории Украины существовала только на бумаге. В то же время исторический опыт наглядно убеждает, что закрепление в Конституции нормативов независимого судопроизводства хотя и не приводит автоматически к их воплощению в жизнь, но дает мощный толчок к этому, создает необходимые политико правовые предпосылки на пути становления действительно независимой судебной власти. Поэтому конституционное нормирование принципа независимого суда и гарантий его реализации имеет особое значение. Определены в комментируемой и последующих статьях Конституции Украины гарантии независимости и неприкосновенности судей обеспечивают в своей совокупности своеобразный «внутренний суверенитет» судебной власти, который позарез нужен ее носителям для справедливого и беспристрастного осуществления правосудия в соответствии с требованиями закона. Судейская независимость является не личной привилегией судей, а средством защиты публичных интересов, прежде всего, законных интересов, прав и свобод человека и гражданина.

Систему гарантий судейской независимости, закрепленных в комментируемой статье, можно условно разделить таким образом: личная неприкосновенность судей; бессрочное назначение судьи на должность; невозможность неправомерного отстранения судьи от должности и личная безопасность судей и членов их семей.

Гарантированная Конституцией Украины независимость судей обеспечивается особым порядком их избрания или назначения на должность и увольнения с должности (п. 27 ч. 1 ст. 85, ч. 4, ч. 5 ст. 131); защитой профессиональных интересов (ч. 6 ст. 127); покорением судей при осуществлении правосудия только закону (ч. 1 ст. 129); особым порядком привлечения их к дисциплинарной ответственности (п. 3 ч. 1 ст. 131); запретом судьям принадлежать к политическим партиям и профсоюзам, принимать участие в любой политической деятельности, иметь представительский мандат, занимать любые другие оплачиваемые должности, выполнять другую оплачиваемую работу, кроме научной, преподавательской и творческой (ч. 2 ст. 127); привлечением к юридической ответственности виновных лиц за неуважение к суду и судье (ч. 5 ст. 129); осуществлением судейского самоуправления (ч. 2 ст. 130).

Согласно ч. 2 комментируемой статьи запрещается влияние на судей в любой способ. Речь идет обо всех мерах влияния, целью которых является вмешательство в деятельность по осуществлению правосудия.

Судья должен иметь возможность действовать без каких либо ограничений, неправомерного влияния, склонения, давления, угроз или вмешательства, прямого или косвенного, с чьей стороны или по любой причине. Судьи должны иметь полную свободу выносить решения по делам беспристрастно, руководствуясь только законом и собственным убеждением.

Никто не имеет права указывать судье, как следует оценивать те или иные обстоятельства дела, заставлять его принять то или иное судебное решение.

Вмешательство в осуществление правосудия и влияние на суд или судей любым способом запрещается и влечет за собой ответственность. В частности, согласно уголовному законодательству вмешательство в деятельность судьи с целью помешать исполнению им служебных обязанностей или добиться вынесения неправосудного решения является преступлением против правосудия (ст. 376 УК).

Под вмешательством в деятельность судьи понимаются указания, требования, угрозы, обещания различных выгод, критика судьи в средствах массовой информации до решения дела с целью склонить его к принятию желаемого судебного решения или совершения или несовершения определенных процессуальных действий.

Предусмотрено также уголовную ответственность за угрозу или насилие в отношении судьи, умышленное уничтожение или повреждение имущества, посягательство на его жизнь или осуществление таких же действий относительно близких родственников судьи в связи с его деятельностью, связанной с осуществлением правосудия.

Предусмотрена ч. 3 комментируемой статьи конституционное требование, согласно которому судья не может быть без согласия Верховной Рады Украины задержан или арестован до вынесения обвинительного приговора, создает гарантию личной неприкосновенности судей, что обеспечивает защиту носителей судебной власти от возможных злоупотреблений со стороны должностных лиц.

Неприкосновенность судей является важной гарантией их независимости. Она заключается в том, что:

– судья не может быть без согласия Верховной Рады Украины задержан или арестован до вынесения обвинительного приговора судом;

– судья не может быть привлечен к ответственности и наказан за принятие судебного решения или другие действия связанные с осуществлением правосудия. Привлечение судьи к ответственности за действия, связанные с осуществлением правосудия, может иметь место лишь в случае установления его вины в злоупотреблении или совершении преступления в сфере служебной деятельности (разделы XVII–XVIII УК Украины);

– в сфере служебной деятельности судья не может быть задержан по подозрению в совершении преступления, подвергнут приводу или принудительно доставлен в любой государственный орган в порядке производства по делам об административных правонарушениях;

– гарантии неприкосновенности распространяются на жилище, служебное помещение судьи, его личный или служебный транспорт, телефонные разговоры, корреспонденцию, вещи и документы. Согласно ст. 48 Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей» проникновение в жилье или другое владение судьи или его служебное помещение, личный или служебный транспорт, проведение там осмотра, обыска или выемки, прослушивание его телефонных разговоров, личный обыск судьи, а равно досмотр, выемка его корреспонденции, вещей и документов могут производиться только по судебному решению.

Уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено только Генеральным прокурором Украины или его заместителем.

Подсудность дела по обвинению судьи в совершении преступления определяется Председателем Верховного Суда Украины. Дело не может рассматриваться тем судом, в котором обвиняемый занимает или занимал должность судьи.

Гарантии неприкосновенности распространяются не только на профессиональных судей, но и на народных заседателей и присяжных на время исполнения ими обязанностей, связанных с осуществлением правосудия.

В части 4 комментируемой статьи установлено, что судьи занимают должности бессрочно, кроме судей Конституционного Суда Украины и судей, назначаемых на должность судьи впервые. Первое назначение на должность профессионального судьи суда общей юрисдикции сроком на пять лет осуществляется Президентом Украины на основании рекомендации Высшей квалификационной комиссии судей Украины. Бессрочное избрание судей судов общей юрисдикции осуществляется Верховной Радой Украины на основании рекомендации и соответствующего представления Высшей квалификационной комиссии судей Украины.

Бессрочное назначение на должность судьи создает очень важную гарантию независимости судьи, поскольку в таком случае носитель судебной власти уверен, что его можно в любое время сместить с должности, и он при условии надлежащего поведения гарантирован от неправомерного увольнения с должности. Гарантия стабильности должности и обеспечения вознаграждения за труд является важным социально-психологическим фактором, который мотивирует поведение судьи на подчинение исключительно закону.

Из общего правила о бессрочном назначении судьи на должность предусмотрено два исключения.

Судьи Конституционного Суда Украины назначаются сроком на девять лет (ст. 148 Конституции). Это исключение обусловлено спецификой полномочий названных судей, которые имеют полномочия осуществлять правосудие в сфере конституционной юрисдикции.

Лица, назначенные на должность судьи впервые, занимающих эту должность в течение пяти лет (ст. 128 Конституции). За этот срок есть возможность признаться в профессиональных и моральных качествах носителя судебной власти для решения вопроса о целесообразности его последующего бессрочного назначения на должность судьи.

Судьи, избранные Верховной Радой Украины, находятся в должности до достижения шестидесяти пяти лет, другие судьи – до окончания срока, на который они избраны или назначены.

В части 5 комментируемой статьи установлен исчерпывающий перечень оснований для увольнения судьи с должности. Такое увольнение возможно только органом, избравшим или назначившим судью, исключительно по основаниям, предусмотренным этой частью, по представлению Высшего совета юстиции. Перечень оснований для увольнения судьи с должности делает невозможным произвольное или необоснованное отстранение от должности судьи, при любых других обстоятельствах, в том числе и органом, который его избрал или назначил.

Досрочное освобождение судьи от должности допускается только в случаях, предусмотренных пп. 3-8 ч. 5 комментируемой статьи.

Судья суда общей юрисдикции освобождается от должности органом, который его избрал или назначил, исключительно из оснований, предусмотренных ч. 5 ст. 126 Конституции Украины, по представлению Высшего совета юстиции.

Согласно Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей» увольнения судьи с должности в случае окончания срока, на который он назначен, осуществляется Президентом Украины.

Судья увольняется с должности по возрасту органом, который его избрал или назначил, со следующего дня после достижения им шестидесяти пяти лет.

Судья освобождается с должности в случае невозможности осуществлять полномочия по состоянию здоровья органом, который его избрал или назначил, при наличии медицинского заключения, которое предоставляется медицинской комиссией, образованной специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по вопросам здравоохранения, или по решению суда о признании судьи ограниченно дееспособным или недееспособным, вступившее в законную силу.

В случае нарушения судьей требований относительно несовместимости он увольняется с должности органом, который избрал или назначил судью, в порядке, установленном Законом Украины «О Высшем совете юстиции».

Увольнение судьи с должности в случае нарушения им присяги или вступления в законную силу обвинительного приговора относительно него осуществляется органом, который избрал или назначил судью, в порядке; установленном статьями 105,106 Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей». Такой судья теряет предусмотренные законом гарантии независимости и неприкосновенности судьи, право на денежное и иное обеспечение.

Судья освобождается с должности в случае прекращения его гражданства в соответствии с Законом Украины «О гражданстве Украины».

Увольнение судьи с должности в случае признания его безвестно отсутствующим или объявление его умершим осуществляется органом, который его избрал или назначил на основании соответствующего решения суда и представления Высшего совета юстиции, внесенного в порядке, установленном ст. 108 Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей».

Увольнение судьи с должности по его заявлению об отставке или увольнении с должности по собственному желанию осуществляется в порядке, установленном ст. 109 Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей». За таким судьей сохраняются звание судьи и гарантии неприкосновенности, установленные для судьи до его выхода в отставку.

В части 7 комментируемой статьи закреплен принцип обеспечения государством личной безопасности судей и членов их семей. Этот принцип олицетворяет отдельную гарантию судейской независимости, связанную с созданием безопасных условий для жизни и деятельности судей и членов их семей. Независимость судьи не может считаться обеспеченным при обстоятельствах реальной угрозы его жизни, здоровью или имуществу.

Государство обеспечивает личную безопасность судей и их семей. Меры государственной защиты судей от препятствования выполнению возложенных на них обязанностей и осуществлению предоставленных им прав, а так же от посягательств на жизнь, здоровье, жилье и имущество судей и их близких родственников в связи с деятельностью судей предусмотрено Законом Украины от 23 декабря 1993 г. «О государственном защиту работников суда и правоохранительных органов». Согласно ст. 2 этого Закона близкими родственниками являются родители, жена (муж), дети, родные братья и сестры, дед, бабка, внуки.

Гарантии независимости и неприкосновенности судей предусмотрено не только в нормах Конституции, но и в других законах Украины. К ним относятся законы Украины «О судоустройстве и статусе судей», «О Высшем совете юстиции», «О государственном защиту работников суда и правоохранительных органов» и Уголовный кодекс Украины.

Другой комментарий к статье 126 Конституции Украины

Статья закрепляет основной принцип правосудия – независимость и неприкосновенность судей при осуществлении правосудия. Он гарантируется Законом “О статусе судей” от 15 декабря 1992 г., отдельными статьями Кодекса Украины об административных правонарушениях, Уголовного кодекса и другими нормативными актами.

Так, согласно ст. 11 Закона “О статусе судей” независимость судей обеспечивается: установленным законом порядком их избрания, приостановления их полномочий и освобождения от должности; особым порядком присвоения воинских званий судьям военных судов; предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия; тайной принятия судебного решения и запрещением ее разглашения; запретом вмешательства в осуществление правосудия под угрозой ответственности; ответственностью за неуважение к суду или судьи; правом судьи на отставку; созданием необходимых организационно-технических и информационных условий для деятельности судов; материальным и социальным обеспечением судей в соответствии с их статусом, особым порядком финансирования судов; системой органов судейского самоуправления. Этим же законом (ст. 12) определено, что любое вмешательство в деятельность судьи по осуществлению правосудия запрещается и влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством.

В частности, ст. 176і Уголовного кодекса предусматривает ответственность за влияние в любой форме на судей или народных заседателей с целью воспрепятствовать всестороннему, полному и объективному рассмотрению конкретного дела, чтобы добиться вынесения незаконного судебного решения. Причем в случае использования для влияния служебного положения предусмотрена повышенная уголовная ответственность.

Уголовно наказуемым является и угроза в отношении судьи или народного заседателя (ст. 176 УК) и оскорбление (ст. 176 УК). Неуважение к суду, то есть злостное уклонение от явки в суд свидетеля, потерпевшего, истца, ответчика либо неподчинение указанных лиц и иных граждан распоряжению председательствующего или нарушение порядка во время судебного заседания, а равно совершение любых действий, которые свидетельствуют о явном неуважении к суду или установленным в суде правилам, влечет административную ответственность (ст.185 Кодекса Украины об административных правонарушениях).

Зафиксированы в ч. Из комментируемой статьи положения означают, что судья без согласия Верховной Рады не может быть задержан как подозреваемый в совершении преступления, а также арестован до вынесения обвинительного приговора судом и вступления его в законную силу (см. в комментарии к ст. 29).

Согласно ст.13 Закона “О статусе судей” неприкосновенность судьи распространяется также на его жилье, служебное помещение, транспорт, средства связи, корреспонденцию, принадлежащее ему имущество и документы.

Часть 5 ст. 126 дает исчерпывающий перечень оснований увольнения судьи с должности.

Окончания срока, на который избран или назначен судья, касается судей Конституционного Суда и судей, которые впервые назначаются на должность. Достижения судьей шестидесяти пяти лет (независимо от пола), невозможности исполнять свои полномочия по состоянию здоровья – также основания для увольнения с должности. О нарушении судьей требования относительно несовместимости смотри комментарий к ч. 2 ст. 127 Конституции.

Присяга требует от судьи честно и добросовестно выполнять обязанности, осуществляя правосудие, подчиняться только закону, быть объективным и справедливым. ее текст установлен ст. 10 Закона “О статусе судей”. Вступления в законную силу обвинительного приговора в отношении судьи свидетельствует о совершении им преступления и поэтому делает невозможным дальнейшее его участие в осуществлении правосудия. Прекращение гражданства может иметь место вследствие выхода из гражданства или его утраты (см. комментарий к ги. 4 ст. 81). Признание судьи безвестно отсутствующим или умершим может иметь место только по решению суда (ст. 18 – 22 Гражданского кодекса Украины)

Конституционные положения по обеспечению безопасности судей и их семей конкретизируются Законом Украины “О государственном защиту работников суда и правоохранительных органов” от 23 декабря 1993 г.

Так, согласно ст. Из этого закона работники суда и их близкие родственники имеют право применять меры физического воздействия, специальные средства и оружие для защиты личной безопасности, безопасности близких родственников, а также своего жилья и имущества; требовать и получать помощь в выполнении возложенных на них обязанностей, а в случае необходимости – для личной защиты, а также своего жилья и имущества со стороны соответствующих правоохранительных и других государственных органов; осуществлять специальные мероприятия по безопасности; получать материальную компенсацию в случае гибели работника, увечья или иного повреждения здоровья, уничтожения или повреждения его жилья и имущества в связи с выполнением служебных обязанностей.

Жизнь и здоровье работников суда подлежат обязательному государственному страхованию за счет СРЕДСТВ СООТВЕТСТВУЮЩИХ бюджетов.