Новая редакция ст. 125 Конституции Украины с Комментариями.

Судоустройстве в Украине строится по принципам территориальности и специализации и определяется законом.

Суд образуется, реорганизуется и ликвидируется законом, проект которого вносит в Верховную Раду Украины Президент Украины после консультаций с Высшим советом правосудия.

Верховный Суд является высшим судом в системе судоустройства Украины.

Согласно закону могут действовать высшие специализированные суды.

С целью защиты прав, свобод и интересов лица в сфере публично-правовых отношений действуют административные суды.

Создание чрезвычайных и особых судов не допускается.

Комментарий к ст. 125 Конституции Украины

В комментируемой статье определены засадови положения организации системы судов общей юрисдикции в Украине: единство, внутрішньосистемна и территориальная распределенность, определенная автономность специализированных подсистем, возглавляемых высшими судами; моноцентризм судебной системы, который реализован через предоставление Верховному Суду Украины статуса наивысшего судебного органа

Закреплены в ст. 6 Конституции понятие «судебная власть» и «правосудие», которым именуется раздел VIII, не являются тождественными. Правосудие – это содержательная сторона судебной власти. Она показывает, каким образом реализуется судебная власть. Кроме содержательной, есть еще и организационная сторона судебной власти. Она показывает, через какие структурные образования реализуется судебная власть. Именно поэтому ст. 124 Конституции, с которой начинается раздел VIII «Правосудие», уже в первом предложении содержит принципиальную норму: «Правосудие в Украине осуществляется исключительно судами».

Суды образуют судебную систему, для которой, как и для каждой системы характерны определенные связи и отношения между отдельными ее элементами (судами), а также присущи такие качества, как иерархичность, многоуровневость, структурированность. Судебная система Украины, олицетворяя организационный аспект судебной власти – одной из ветвей государственной власти, отражает особенности организации этой власти в нашем государстве, соответствует уровню социально экономического развития, господствующим в обществе взглядам на место суда в системе механизмов государственной власти, опыту и определенным традициям. Одновременно Украинское государство как член международного сообщества испытывает значительного влияния общепризнанных принципов организации судебной власти, которые также учитываются в построении судебной системы.

Значительную роль в решении новых подходов к построению судебной системы сыграли вступление Украины в Совет Европы, ратификация Конвенции о защите прав человека и основополагающих свобод 1950 г. и Протокола № 7 к ней, содержащих такие принципиальные положения:

– каждый человек при определении его гражданских прав и обязанностей или при выдвижении против него любого уголовного обвинения имеет право на справедливое и открытое рассмотрения в течение разумного срока независимым и беспристрастным суд ом,созданным в соответствии с законом;

– каждый человек, признанный судом виновным в совершении уголовного преступления, имеет право на пересмотр высшей судебной инстанцией вынесенного ему приговора и назначения меры наказания. Осуществление этого права, включая обстоятельства, при которых оно может быть реализованным, регулируется законом.

Но признание указанных в Конвенции положений является недостаточным для применения их в государствах участницах без соответствующих решений Европейского суда по правам человека (далее – Суд), наделенного правом толкования положений Конвенции и протоколов к ней. За десятки лет Суд рассмотрел дела и дал толкование почти каждом из положений названных статей, которые в совокупности сформировали доктрину «права на суд», что базируется на таких составляющих:

– во-первых, необходимо наличие «суда», который создан на основании закона и соответствует критериям независимости и беспристрастности;

– во-вторых, суду следует иметь широкие полномочия и быть компетентным в принятии решений по всем вопросам права и факта независимо от того, какое дело рассматривается, – гражданская, административная, уголовная или хозяйственная;

– в-третьих, каждое заинтересованное лицо должно иметь свободный доступ к суду, то есть возможность рассмотрения своего дела в суде и ему не должны препятствовать чрезмерные правовые или какие-то другие преграды.

Следовательно, положения Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г. (статьи 7, 8, 10, 11), Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. (ст. 9), Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. и сформированы Судом принципы являются всеобъемлющими для организации судебной власти и осуществления правосудия, но среди них есть и такие, которые непосредственно влияют на построение судебной системы. Они связаны с необходимостью:

– обеспечение каждому, кто пытается в судебном порядке защитить свои права и интересы, реализацию этого права путем создания развитой системы судов, приближенных к населению и наделенных полномочиями по рассмотрению дел в полном объеме, то есть по сути (суды первой инстанции);

– обеспечение реализации права лица на пересмотр его дела вышестоящим судом путем образования сети судов, наделенных полномочиями пересмотра дела в апелляционном или кассационном порядке;

– соответствующего процессуального порядка рассмотрения и решения спора, определяемых особенностью его предмета.

Все указанные факторы нормативно отражены в Конституции Украины.

Конституция текстуально не закрепляет перечень всех судов, действующих на территории Украины, прямо указывая на то, что это является предметом содержания соответствующих законов. Но она определяет принципиальные положения построения судебной системы, которые должны быть учтены при определении ветвей и уровней судебной системы и полномочий ее составляющих элементов (судов).

Это следующие положения:

– обеспечение доступности правосудия в его организационном аспекте благодаря построению судебной системы (на местном уровне) в соответствии с административно-территориального устройства Украины и образованию подсистемы специализированных судов;

– признание определенной автономности функционирования специализированных судов, подсистемы которых возглавляют соответствующие высшие суды;

– закрепление единства и моноцентризма системы судов общей юрисдикции (в отличие от бицентризма, существовавшего ранее), предоставление Верховному Суду Украины статуса Высшего судебного органа в системе судов общей юрисдикции;

– введение апелляционной формы как основного первоначального порядка пересмотра судебных дел;

– запрет создания судов, порядок формирования и компетенция которых не совпадают с порядком образования и компетенции судов общей юрисдикции.

Принцип территориальности означает перестройку системы судов общей юрисдикции в соответствии с системой административно территориального устройства, закрепленной в ст. 133 Конституции Украины. Этот принцип обусловлен потребностью осуществления правосудия на всей территории Украины и доступности его для всего населения. Определяющее требование принципа территориальности состоит в том, что сеть судебных органов должна равномерно распространяться на все административно территориальные единицы Украины. Из этого логически следует, что судебные округа судов соответствующих уровней должны иметь одинаковое соотношение с административно территориальными единицами, на которые распространяется юрисдикция судов. Принцип территориальности построения судебной системы обеспечивает территориальное размежевание компетенцию однородных судов, то есть определяет границы судебного округа. Наибольшее значение действие принципа территориальности приобретает при определении сети судов первого (исходного) уровня, поскольку она должна быть разветвленной, чтобы обеспечить каждому лицу реальную возможность добраться судебного учреждения для решения своего дела по сути. Исходя из этого, Закон Украины от 7 июля 2010 г. «О судоустройстве и статусе судей» определил, что местными общими судами являются районные, районные в городах, городские и горрайонные суды. Местными хозяйственными судами являются хозяйственные суды Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя, а местными административными судами являются окружные административные суды, а также другие суды, предусмотренные процессуальным законом (части 1-3 ст. 21).

Следовательно, в основу построения судебной системы на первом ее ступени возложены административно территориальное устройство Украины соответствующего уровня, то есть судебные округа совпадают с административными единицами. Преимуществом такой схемы построения судебной системы является то, что вся инфраструктура государства-связь, транспорт, путеосочетание-также построена с учетом ее административно территориального устройства, что позволяет каждому лицу без значительных затрат (времени и средств) обратиться за защитой своих прав в свой суд. Следовательно, такая схема построения выступает одним из факторов обеспечения доступности правосудия в его судоустройстве.

Принцип территориальности должен органично сочетаться с принципом специализации. Принцип специализации в построении судебной системы является одним из факторов обеспечения права на правосудие, поскольку это требование связано с необходимостью рассмотрения дела компетентным судом. Компетентный суд – это не только суд, уполномоченный осуществить правосудие в полном объеме с вынесением решения по существу, а суд, в квалифицированности судей которого уверена лицо, которое к нему обращается.

Конституция Украины закрепила принцип специализации судов. Содержательное наполнение этого принципа должны осуществить соответствующие законы и прежде всего Закон Украины «О судоустройстве и статусе судей». Он закрепил такое построение судебной системы, где имеют место элементы и «внешней» и «внутренней» специализации. Критерием специализации является предмет спорных правоотношений и свойственная ему соответствующая процессуальная процедура. Но не только. В построении судебной системы Украины учтен и предыдущий более чем десятилетний опыт существования обособленной ветви арбитражных (ныне – хозяйственных) судов, хотя между природой материально-правовых отношений и присущей ей процессуальной процедурой, характерными для гражданского судопроизводства, значительно больше общего с материально правовыми отношениями и процессуальной процедурой хозяйственного судопроизводства, чем уголовного. Между тем только система хозяйственных и административных судов построена по признаку «внешней» специализации, начиная уже с судов первого уровня, то есть образуются отдельные ветви в системе судов общей юрисдикции. Для общих судов на первом уровне (местные суды) действует «внутренняя» специализация, смысл которой заключается в том, что в пределах одного судебного учреждения, где это возможно благодаря количественному составу судей, осуществляется распределение между судьями местного суда обязанностей по рассмотрению гражданских, уголовных, административных дел, а также дел об административных правонарушениях. А уже на втором и третьем уровнях системы общих судов происходит внешняя специализация (но не такая «чистая», как в подсистеме хозяйственных и административных судов) – действуют апелляционные суды по рассмотрению уголовных, гражданских дел, а также дел об административных правонарушениях, и Высший специализированный суд Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел. Таким образом, специализация судебной системы происходит по предметной юрисдикцией (внешняя специализация). Кроме того, в судах различных судебных юрисдикций может вводиться специализация судей по рассмотрению конкретных категорий дел данной юрисдикции (внутренняя специализация).

Использование преимуществ «внешней» специализации в развитии судов общей юрисдикции предусматривает образование согласно Конституции Украины судебных ветвей со специализированной компетенцией по отдельным отраслям законодательства. Кроме хозяйственных и административных, возможно создание и других отдельных судебных ветвей в соответствии с критерием специализированной юрисдикции. Следовательно, принцип специализации имеет емкий, многоаспектный характер и содержит определенные требования по развитию и функционированию судов общей юрисдикции. Определяющей из этих требований при применении «внешней» специализации является необходимость четкого разграничения компетенции каждой ветви судов общей юрисдикции. Принципы территориальности и специализации объединены идеей единства и целостности судебной власти. Согласно Конституции Украины ни один из общих или специализированных судов не наделяется особым статусом, они отличаются между собой лишь предметом компетенции, кругом и объемом полномочий.

Согласно Конституции в Украине образуется целостная четырехуровневая система судов общей юрисдикции. На вершине пирамиды судебной системы действует единый высший судебный орган – Верховный Суд Украины. Конституция Украины не раскрывает содержания понятия «высокий». Это сделал Закон Украины «О судоустройстве и статусе судей», определив в ст. 38 компетенцию Верховного Суда Украины как наивысшего судебного органа в системе судов общей юрисдикции, а именно: 1) пересматривает дела на основании неодинакового применения судами (судом) кассационной инстанции одной и той же нормы материального права в подобных правоотношениях в порядке, предусмотренном процессуальным законом; 2) пересматривает дела в случае установления международным судебным учреждением, юрисдикция которого признана Украиной, нарушения Украиной международных обязательств при решении дела судом; 3) дает заключение о наличии или отсутствии в деяниях, в которых обвиняется Президент Украины, признаков государственной измены или другого преступления; вносит по обращению Верховной Рады Украины письменное представление о невозможности выполнения Президентом Украины своих полномочий по состоянию здоровья; 4) обращается в Конституционный Суд Украины относительно конституционности законов, других правовых актов, а также относительно официального толкования Конституции и законов Украины.

Конституция Украины не определила содержание понятия «высший суд». Закон Украины «О судоустройстве и статусе судей» высшими судами назвал суды третьего уровня судебной системы – Высший специализированный суд Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел. Высший хозяйственный суд Украины, Высший административный суд Украины. Для подчеркивания их «высшего» статуса Закон предоставил этим судам следующие полномочия: а) рассматривает дела соответствующей судебной юрисдикции в кассационном порядке согласно с процессуальным законом; б) в случаях, предусмотренных процессуальным законом, рассматривает дела соответствующей судебной юрисдикции как суд первой или апелляционной инстанции; в) анализирует судебную статистику, изучает и обобщает судебную практику; г) оказывает методическую помощь судам низшего уровня с целью одинакового применения норм Конституции и законов Украины в судебной практике на основе ее обобщения и анализа судебной статистики; дает специализированным судам низшего уровня рекомендательные разъяснения по вопросам применения законодательства относительно решения дел соответствующей судебной юрисдикции и др.

Систему судов общей юрисдикции определены в Законе Украины «О судоустройстве и статусе судей», который развил и детализировал отправные положения, закрепленные в комментируемой статье. Суды общей юрисдикции специализируются на рассмотрении гражданских, уголовных, хозяйственных, административных дел, а также дел об административных правонарушениях. Согласно этому закону система судов общей юрисдикции состоит из местных судов, апелляционных судов, высших специализированных судов и Верховного Суда Украины, то есть система судов общей юрисдикции является четырехуровневой.

Первый уровень судебной системы образуют местные суды – общие (районные, районные в городах, городские и горрайонные суды) и специализированные (хозяйственные суды Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя, а также окружные административные суды), которые являются судами первой инстанции и рассматривают дела, отнесенные процессуальным законом к их подсудности.

Второй уровень судебной системы образуют апелляционные суды по рассмотрению гражданских, уголовных дел, а также дел об административных правонарушениях (апелляционные суды областей, городов Киева и Севастополя, АРК); по рассмотрению административных дел (окружные административные суды) и хозяйственных дел (окружные хозяйственные суды) являются судами апелляционной инстанции. Апелляционный округ устанавливается в соответствии с указом Президента Украины. Применение понятия «апелляционный» в названии указанных судов не означает, что они наделены полномочиями по рассмотрению дел только в апелляционном порядке. В случаях, предусмотренных законом, они рассматривают дела по первой инстанции. Наличие двух инстанционных полномочий в судах второго уровня в значительной мере обусловлено (наряду с несколькими другими процессуальными и судоустройственными факторами) необходимостью предвидения соответствующих полномочий по пересмотру решений судов второй инстанции у судов, находящихся на третьем уровне судебной системы.

Третий уровень образуют высшие специализированные суды, которые выступают как суды кассационной инстанции по рассмотрению гражданских и уголовных дел, хозяйственных, административных дел. Поскольку на втором уровне у судов предусмотрены полномочия первой инстанции, то на третьем уровне им предоставлено также полномочия апелляционной инстанции по пересмотру решений апелляционных судов по рассмотрению дел по существу. Также высшим специализированным судам в случаях, определенных процессуальным законом, предоставлено полномочия судов первой инстанции.

Четвертый уровень судебной системы образует Верховный Суд Украины, который является высшим судебным органом в системе судов общей юрисдикции.

В части 5 комментируемой статьи содержится императивная норма о запрете создания чрезвычайных и особых судов. При этом содержание этих понятий ни в Конституции, ни в Законе Украины «О судоустройстве и статусе судей» не раскрыто. Применение ретроспективного инструментария приводит к выводу о том, что и в законодательстве, и в науке под особыми судами понимают обособленные судебные учреждения со своей системой инстанций для рассмотрения выделенных из общего массива определенных категорий дел (как правило, только уголовных).

Чрезвычайными судами считаются суды, образующиеся единовременно, для рассмотрения конкретного (как правило, уголовного) дела на основании специального акта соответствующего органа государственной власти.

Такое значение указанных понятий означает, что даже закрепление в законе возможности существования таких судов и определение определенного порядка их образования не лишает их статуса особых или чрезвычайных, поскольку они по своей природе противоречат заложенным в Конституции требованиям.

Другой комментарий к статье 125 Конституции Украины

Юридическое значение этой статьи заключается в том, что именно ее положения являются базой установления и дальнейшего развития системы судов Украины и законодательства по вопросам организации и деятельности судов общей юрисдикции.

Конституция не дает полного определения судебной системы и отмечает лишь, что высшим судебным органом системы судов общей юрисдикции является Верховный Суд и система общих судов строится по принципам территориальности и специализации. Территориальный принцип построения судебной системы означает, что юрисдикция отдельных звеньев судебной системы распространяется на определенные территории, которые могут совпадать с административно-территориальными единицами, но могут и не совпадать с ними. Построение судов по территориальному принципу с учетом транспортных коммуникаций и связи между населенными пунктами обеспечивает приближение судов к населению и их доступность.

Специализация судов и судей в рассмотрении дел определенных категорий способствует углубленному знанию судьями отдельных отраслей законодательства и практики его применения, повышению профессионализма судей и, следовательно, более надежной защите прав и свобод человека, прав и законных интересов юридических лиц. Специализация судов в определенной степени действует и в настоящее время. По действующему Закону “О судоустройстве” в Украине как действуют специализированные военные и арбитражные суды, в областных, Киевском и Севастопольском городских судах и в Верховном Суде действуют специализированные судебные коллегии по рассмотрению гражданских и уголовных дел, а в Верховном Суде кроме того – военная коллегия.

Основным звеном системы общих судов должны быть местные: районные (городские) суды, военные суды гарнизонов и арбитражные (хозяйственные) суды Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя. Это суды только первой инстанции, которые рассматривают подавляющее большинство гражданских, уголовных и административных дел. Здесь должна широко внедряться специализация по рассмотрению определенных категорий судебных дел.

Поскольку статья, комментируется, определяет лишь принципы построения системы общих судов, есть возможность новым законом о судоустройстве предусмотреть создание в случае необходимости других специализированных звеньев местных судов, например семейных, по делам несовершеннолетних, административных и тому подобное.

Необходимость введения апелляционного и кассационного порядка проверки законности и обоснованности судебных решений обуславливает создание системы апелляционных и высших специализированных судов.

Апелляционные суды, очевидно, нужно создавать в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе и в военных регионах и Военно-Морских Силах на базе действующих Верховного суда Автономной Республики Крым, областных и иных приравненных к ним судов. Эти суды согласно процессуальному законодательству должны проверять законность и обоснованность решений районных (городских) судов в апелляционном и кассационном порядке. Они должны также рассматривать как первая инстанция и отдельные категории дел, отнесенных законом к их подсудности.

Вузы специализированные суды должны быть апелляционной и кассационной инстанцией в отношении специализированных судов низшего звена.

Относительно высшего звена системы судов общей юрисдикции, то конституционной норме четко закреплено, что высшим судебным органом в системе судов общей юрисдикции является Верховный Суд, который, несомненно, должен быть компетентен пересмотреть любое судебное решение судов низших звеньев.

В свою очередь Верховный Суд действует в составе Пленума Верховного Суда и специализированных судебных коллегий по отдельным категориям дел.

Полномочия Верховного Суда более детально будут определены в законе о судоустройстве. Однако до принятия нового закона и создания системы судов общей юрисдикции в соответствии с Конституцией, но не более чем в течение пяти лет со времени ее принятия, в Украине действует ныне существующая система судов.

Конституцией запрещено создание каких-либо чрезвычайных и особых судов. Практика создания внесудебных органов, наделенных полномочиями судов, которая имела место в прошлом, несовместима с принципом законности, приводила к нарушению прав и свобод граждан, незаконных политических репрессий. Поэтому чрезвычайные и особые суды отождествляются с репрессивным аппаратом, и создание их недопустимо в условиях правового государства. Запрещение создавать чрезвычайные и особые суды означает также, что никто не может быть лишен рассмотрения его дела тем судом, к подсудности которого оно отнесено законом.