Новая редакция ст. 14 Конституции Украины с Комментариями.

Земля является основным национальным богатством, находящимся под особой охраной государства.

Право собственности на землю гарантируется. Это право приобретается и реализуется гражданами, юридическими лицами и государством исключительно в соответствии с законом.

Комментарий к ст. 14 Конституции Украины

Положения ст. 14 Конституции Украины конкретизируют заложенные в предыдущий ст. 13 Основного Закона Украины основы использования природных ресурсов относительно такого их определяющего компонента, как земли, земельные ресурсы.

Украина является одной из крупнейших стран Европы. Земельный фонд Украины составляет 60,4 млн га. Сельскохозяйственные угодья в составе всех земель составляют 69,3% или 41,8 млн и, что свидетельствует о значительном потенциале страны, в частности, в сфере производства сельскохозяйственной продукции.

Конституция Украины провозгласила землю основным национальным богатством. Последнее в широком смысле представляет собой все то, чем так или иначе обладает определенная нация. То есть национального богатства включаются не только материальные блага, но и все природные ресурсы, климат, произведения искусства и др. Отсюда вполне обоснованно комментируемая статья провозгласила именно землю в пределах территории Украины главной составляющей национального богатства страны.

Комментируемая статья Конституции Украины закрепила, что такое основное национальное богатство, как земля, находится под особой охраной государства. Это означает, что среди других вещей материального мира, среди других объектов правоотношений приоритет принадлежит именно земли, а правовой режим других объектов (в частности, недвижимости), напрямую зависит от земли, связанный с правовым режимом последней.

Земля играет незаменимую роль в жизнедеятельности человека и общества. В подавляющем большинстве случаев земли является территориальным базисом для размещения различных видов объектов производственной инфраструктуры, вспомогательных сооружений, поселений граждан, культурных и религиозных памятников и др. Однако в сфере сельского хозяйства, при производстве аграрной продукции земля является главным, основным и незаменимым средством производства, который вместе с климатом, трудом человека, другими производительными средствами может поставлять пищевые продукты и продовольственное сырье.

Конституционное положение о том, что земля является основным национальным богатством, находящимся под особой охраной государства, закреплено и в отраслевом законодательстве, в частности, в действующем Земельном кодексе Украины 2001 г. согласно ст. 19 этого кодекса земли Украины по основному целевому назначению делятся на следующие категории: а) земли сельскохозяйственного назначения; б) земли жилой и общественной застройки; в) земли природно заповедного и другого природоохранного назначения; г) земли оздоровительного назначения; г) земли рекреационного назначения; д) земли историко-культурного; е) земли лесохозяйственного назначения; е) земли водного фонда; ж) земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и другого назначения.

Указанное разделение имеет принципиальное значение, поскольку влияет на правовой режим земель той или иной категории. Так, земли сельскохозяйственного назначения должны использоваться прежде всего для производства сельскохозяйственной продукции. На землях оздоровительного, рекреационного назначения запрещается деятельность, которая препятствует или может препятствовать использованию их по назначению, а также негативно влияет или может повлиять на природное состояние этих земель.

Нельзя преувеличивать значение конституционного предписания комментируемой статьи, право собственности на землю гарантируется. В течение почти 70 лет в СССР существовала исключительная государственная собственность на землю. Колхозы и совхозы были постоянными пользователями земельных угодий, а гражданам предоставлялись в пользование лишь небольшие земельные участки для строительства и обслуживания жилого дома, строительство гаража, бытовых сооружений. Ситуация принципиально изменилась с началом реформирования земельных отношений, в частности, с принятием Закона Украины «О формах собственности на землю» от 30 января 1992 г., который впервые ввел в Украине наряду с государственным коллективную и частную формы собственности на землю.

Благодаря вміщенню соответствующих положений Конституции и земельного законодательства Украины относительно того, что право собственности на землю гарантируется, в Украине сложился значительный слой частных собственников земель. Следует хотя бы отметить, что в результате паевания земель сельскохозяйственных предприятий и организаций в Украине 6,8 млн граждан стали частными собственниками земельных участков сельскохозяйственного назначения.

Обеспечение государством права собственности на землю означает, что это право относится к абсолютному праву и находится под особой охраной. Только собственник земельного участка наделен тремя правомочиями владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему земельным участком по своему усмотрению, а все другие лица обязаны воздерживаться от действий, которые могли бы нарушить права владельца.

Однако такая абсолютность права собственности на землю не означает ее неограниченности. Принципиальное положение для понимания пределов права собственности содержит в. 41 Конституции Украины, согласно которой использование собственности не может наносить вред правам, свободам и достоинству граждан, интересам общества, ухудшать экологическую ситуацию и природные качества земли.

Собственность, а тем более на землю, обязывает. Обязанности собственников земельных участков помещены в ст. 91 Земельного кодекса Украины, согласно которой собственники земельных участков обязаны: а) обеспечивать использование их по целевому назначению; б) соблюдать требования законодательства об охране окружающей среды; в) своевременно уплачивать земельный налог; г) не нарушать прав собственников смежных земельных участков и землепользователей; г) повышать плодородие почв и сохранять другие полезные свойства земли; д) своевременно предоставлять соответствующим органам исполнительной власти и органам местного самоуправления данные о состоянии и использовании земель и других природных ресурсов в порядке, установленном законом; е) соблюдать правила добрососедства и ограничений, связанных с установлением земельных сервитутов и охранных зон; е) сохранять геодезические знаки, противоэрозионные сооружения, сети оросительных и осушительных систем; ж) за свой счет привести земельный участок в предыдущее состояние в случае незаконного изменения ее рельефа.

Согласно ст. 14 Конституции Украины право собственности на землю приобретается и реализуется гражданами, юридическими лицами и государством исключительно согласно закону. Порядок приобретения, реализации и прекращения права собственности на землю определено кодифицированным актом земельного законодательства – Земельным кодексом Украины.

Учитывая то, что рассматриваемая норма Конституции Украины на первое место поставила частную собственность на землю, а уже потом речь идет о собственности государственной (публичной), то соответственно и ст. 80 Земельного кодекса Украины определяет, что субъектами права собственности на землю являются: а) граждане и юридические лица – на земли частной собственности; б) территориальные общины, реализующие это право непосредственно или через органы местного самоуправления, – на земли коммунальной собственности; в) государство, реализующее это право через соответствующие органы государственной власти, – на земли государственной собственности.

Основаниями приобретения права собственности на землю разными субъектами могут быть разнообразные виды юридических фактов – заключение договоров купли продажи, ренты, дарения, мены, других гражданско правовых сделок; безвозмездная передача; приватизация земельных участков; принятия наследства; выделение в натуре (на местности) земельных долей (паев); внесения земельных участков учредителями юридического лица до ее уставного фонда; отчуждения земельных участков у собственников по мотивам общественной необходимости и для общественных нужд; передача в собственность государству земельных участков государственной (коммунальной) собственности территориальными громадами (государству); искусственное создание земельного участка за пределами населенных пунктов, в том числе с нарушением установленных правил и др. Причем отдельные из них характерны для возникновения права частной собственности на землю, а другие же могут применяться исключительно для возникновения государственной (коммунальной) собственности.

Важной гарантией приобретения и реализации права собственности на землю является четкое закрепление правоустанавливающих документов на земельные участки. Так, по общему правилу право собственности на земельный участок удостоверяется государственным актом. Однако право собственности на земельный участок, приобретенный в собственность из земель частной собственности без изменения его границ, целевого назначения, удостоверяется: гражданско правовым соглашением об отчуждении земельного участка, заключенным в порядке, установленном законом, в случае приобретения права собственности на земельный участок по такому соглашению или же свидетельством о праве на наследство.

Как уже указывалось, исключительно собственнику земельного участка гарантируется возможность пользоваться тремя провомочностями – правом владеть, пользоваться и распоряжаться земельными участками, которые он осуществляет по собственному усмотрению.

Реализация права собственности на земельный участок связана с объемом правомочий, прав и обязанностей, которыми наделяются ее владельцы. Так, согласно ст. 90 Земельного кодекса Украины владельцы земельных участков имеют право: а) продавать или другим путем отчуждать земельный участок, передавать его в аренду, залог, наследство; б) самостоятельно хозяйствовать на земле; в) собственности на посевы и насаждения сельскохозяйственных и других культур, на произведенную продукцию; г) использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, торф, лесные насаждения, водные объекты, а также другие полезные свойства земли; г) на возмещение убытков в случаях, предусмотренных законом; д) сооружать жилые дома, производственные и другие здания и сооружения. Нарушены права собственников земельных участков подлежат восстановлению в порядке, установленном законом.

Обязанности, возлагаемые на владельцев земельных участков, определены в ст. 91 Земельного кодекса Украины.

Другой комментарий к статье 14 Конституции Украины

Статьей 14 в форме общих принципов закрепляются конституционные положения относительно земли, которые, создают принципиально новую в Украине конституционную основу как для отраслевого земельного законодательства, так и для хозяйственной системы в целом.

Конституция, несмотря на исключительно важное значение земли во всех сферах жизнедеятельности Украины и ее народа, отделяет землю от других объектов недвижимости и вводит принцип ее особой охраны со стороны государства. Эта охрана направлена на сохранение плодородия земли, повышения ее продуктивности использования земельных ресурсов в соответствии с их природным назначением, недопущение загрязнения земли вредными для здоровья человека и животных элементами и тому подобное. Однако это не означает исключение земли из системы хозяйственных отношений. Речь идет лишь о законодательном введении некоторых ограничений свободы ее использования. Конституция гарантирует право собственности на землю, которое может существовать и как право частной собственности, и как право государственной и коммунальной собственности. Это право приобретается соответствующими субъектами исключительно по закону. Конституционно возможные формы права собственности на землю обеспечиваются теми же гарантиями, что и право собственности на любые другие объекты.

Конституция подтверждает действующее земельное законодательство относительно ограничения категории субъектов права собственности на землю, закрепляя это право за гражданами Украины. Эта практика известна многим иностранным государствам.