Новая редакция ст. 146 Конституции Украины с Комментариями.
Другие вопросы организации местного самоуправления, формирования, деятельности и ответственности органов местного самоуправления определяются законом.
Комментарий к ст. 146 Конституции Украины
По Конституции в Украине признается местное самоуправление, которое выступает как важный элемент конституционного строя, форма осуществления народовластия и фундаментальное право человека и гражданина на самостоятельное решение вопросов местного значения. Признавая концептуальные основы функционирования местного самоуправления в Украине (понятие, систему субъектов, формы осуществления, материальную и финансовую основы), остальные вопросы организации местного самоуправления Конституция оставляет для урегулирования отдельными законами. Ведь Конституция как акт длительного действия не может учесть различные аспекты, формы и виды функционирования территориальных общин в процессе становление муниципальной демократии в Украине. Следует иметь в виду, что государство с помощью правовых мер, в том числе путем принятия законов, лишь упорядочивает, внешне оформляет самостоятельную активность территориальных общин, не устанавливая ее. Законами регламентируются только основы, отправные основы организации и деятельности местного самоуправления. Тем самым подтверждается, что местное самоуправление есть явление общественной, а не государственной жизни. Признавая и гарантируя данное право, государство дает возможность самостоятельно развиваться территориальным общинам, в то же время подкрепляя и защищая муниципальную деятельность с помощью ряда мер, которые, прежде всего, предусмотрены конституционно.
Одновременно статья, комментируется, воплощая положения ч. 2 ст. 19 Конституции Украины, устанавливает строгие рамки деятельности органов местного самоуправления и их должностных лиц – они действуют лишь на основании, в пределах полномочий и в способ, предусмотренные Конституцией и законами Украины. Это так называемый разрешительный тип правового регулирования, который заключается в четком законодательном определении их компетенции, запрету выходить за рамки, установленные нормативно правовыми актами («разрешено только то, что прямо предусмотрено законом»). Такой тип правового регулирования способствует установлению верховенства права, предотвращает своевольной, неподконтрольной и незаконной деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, создает атмосферу строгого и беспрекословного соблюдения Конституции и законов Украины как непременном признаке режима законности. Так, согласно ст. 92 Конституции исключительно законами устанавливаются права и свободы человека и гражданина, гарантии этих прав и свобод (п. 1), территориальное устройство Украины (п. 13), основы местного самоуправления (п. 15), статус столицы Украины, специальный статус других городов (п. 16), организация и порядок проведения выборов и референдумов (п. 20); ч. 3 ст. 133 закрепляет, что города Киев и Севастополь имеют специальный статус, который определяется законами Украины; ч. 2 ст. 140 отмечает, что особенности осуществления местного самоуправления в городах Киеве и Севастополе определяются отдельными законами Украины; ч. 3 ст. 141 определяет, что статус голов, депутатов и исполнительных органов совета и их полномочия, порядок создания, реорганизации, ликвидации определяются законом.
Нормы, содержащиеся в данной статье, являются нормами ориентирами, которые направлены на поиск оптимальных вариантов законодательного регулирования вопросов местного самоуправления в Украине, определяют как систему обязательных законов Украины, которые регулируют общественные отношения в сфере местного самоуправления, так и обусловленных динамикой жизни современного муниципального потенциально необходимых законодательных актов, работа над подготовкой которых будет продолжаться в будущем.
Анализ действующих законодательных актов, определяющих институт местного самоуправления, дает возможность выделить несколько их групп. Так, основным законодательным актом после принятия Конституции Украины в создании правовых основ местного самоуправления стал Закон «О местном самоуправлении в Украине». Этот Закон включает классические элементы конституционно правового регулирования: закрепляет статус субъектов системы местного самоуправления, в сферу их компетенции – собственной и делегированной; гарантии реализации и защиты местного самоуправления; юридическую ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления. В отдельную группу законов можно выделить те, которые регламентируют определенные вопросы местного самоуправления. К их перечню относятся, например, законы «О всеукраинском и местные референдумы» (1991 г.), «О выборах депутатов Верховной Рады Автономной Республики Крым, местных советов и сельских, поселковых, городских голов» (2010 г.), «О столице Украины – город герой Киев» (1999 г.), «Об органах самоорганизации населения» (2001 г.), «О службе в органах местного самоуправления» (2001 г.), «О статусе депутатов местных советов» (2002 г.), «Об ассоциации органов местного самоуправления» (2009 г.) др.
Важную роль в регулировании местного самоуправления играют законы, посвященные экономическим вопросам, в частности, Бюджетный кодекс Украины (2010 г.), Налоговый кодекс Украины (2010 г.), Земельный кодекс Украины (2001 г.) др.
Учитывая, что Конституция Украины отделяет правовой статус Автономной Республики Крым (разд. X) и особенности осуществления местного самоуправления в городах Киеве и Севастополе, можно вести речь о разграничения действия законов в зависимости от сферы их распространения. Так, местное самоуправление в Автономной Республике Крым регулируется, кроме законодательства Украины, еще и Конституцией и нормативно правовым актам Автономной Республики Крым, которые, в свою очередь, не могут противоречить согласно Конституции Украины и действующему законодательству Украины.
В части 2 ст. 140 Конституции Украины указано, что особенности осуществления местного самоуправления в городах Киеве и Севастополе определяются отдельными законами Украины. Но, если Верховная Рада Украины приняла Закон Украины «О столице Украины – город герой Киев» (1999 г.), которым закрепила специальный статус и особенности осуществления исполнительной власти и местного самоуправления в городе согласно Конституции, то работа над подготовкой закона «О статусе города Севастополя» еще продолжается.
Сегодня в Украине насчитывается более семисот законов, так или иначе связанных со сферой местного самоуправления. В его законодательном обеспечении остается еще много пробелов, несовершенных, противоречивых норм. К законам, которые необходимо подготовить и принять, относятся законы “о самоуправлении территориальных общин” «” о гарантиях прав граждан на участие в местном самоуправлении в Украине” « “о праве коммунальной собственности и управления объектами коммунальной собственности и общей собственностью территориальных общин”, “о порядке делегирования полномочий органам исполнительной власти и органам местного самоуправления и их выполнения” и т. п., а со временем – Муниципальный кодекс Украины, в котором должно быть легализовано и комплексно регламентирован субъектно-объектный состав местного самоуправления как вида публичной власти в Украине (муниципальной власти), закреплены положения относительно понятия, принципов и форм ее осуществления, механизма взаимодействия с государственной властью, должны регулироваться общественные отношения по реализации и защите прав человека в сфере местного самоуправления.
Другой комментарий к статье 146 Конституции Украины
Конституция закрепила местное самоуправление И как важный элемент конституционного строя, как одну из форм осуществления народовластия.
Определяя концептуальные основы функционирования местного самоуправления в Украине (понятие, субъекты, материальную и финансовую основу местного самоуправления), остальные вопросы организации местного. самоуправления: формирование, деятельность и ответственность органов местного самоуправления Конституция оставляет для урегулирования отдельными законами. Ведь Конституция как акт длительного действия не может учесть различные аспекты функционирования местного самоуправления на различных этапах его развития.
Следовательно, поиск вариантов законодательного регулирования вопросов местного самоуправления в Украине продлится в процессе работы над новым поколением законов о местном самоуправлении. К таким законам следует отнести, прежде всего, законы о местном самоуправлении в Украине, о статусе депутатов сельских, поселковых, городских советов. о органы государственной власти на местах, о статусе городов Киева и Севастополя и многие другие.