Новая редакция ст. 147 Конституции Украины с Комментариями.

Конституционный Суд Украины решает вопрос о соответствии Конституции Украины законов Украины и в предусмотренных Конституцией случаях других актов, осуществляет официальное толкование Конституции Украины, а также иные полномочия в соответствии с настоящей Конституцией.

Деятельность Конституционного Суда Украины основывается на принципах верховенства права, независимости, коллегиальности, гласности, обоснованности и обязательности принятых им решений i выводов.

Комментарий к ст. 147 Конституции Украины

Конституционный Суд Украины был впервые определен Конституцией Украины как самостоятельный орган судебной власти с полномочиями конституционного судебного контроля. Особое место Конституционного Суда в судебной власти означает выделение конституционного судопроизводства наряду с общим судопроизводством (ч. 3 ст. 124) и его независимый конституционно правовой статус и присущую отдельную форму осуществления судебной деятельности.

Конституционный Суд Украины не возглавляет какую-либо систему органов правосудия, он не осуществляет функции надзора за деятельностью судов общей юрисдикции, не имеет полномочий апелляционной или кассационной инстанций для общих или специализированных судов, а потому не входит в их системы и определяется отдельным судом (sui generis) с особыми полномочиями.

Вполне обоснованно в Конституции Украины выделен отдельный XII раздел, посвященный Конституционному Суду Украины, указывающий на его особую политико правовую природу по порядку формирования состава его судей и объему полномочий в решении подведомственных ему конституционно правовых вопросов.

Специфика конституционного статуса независимого органа судебной власти заключается в том, что Конституционный Суд Украины рассматривается с его свойствами как важный фактор в обеспечении конституционного принципа разделения власти (ч. 1 ст. 6), обусловливая охране Конституции (разд. XIII) и гарантируя неприкосновенность закрепленных конституционных прав и свобод человека и гражданина, независимость и территориальную целостность Украины (статьи 157, 158, 159). Конституционный Суд имеет особую цель – обеспечение верховенства Конституции. Осуществляя конституционное судопроизводство, он защищает конституционные ценности, обеспечивает стабильность конституционного строя в стране.

По этой характеристике и благодаря своему конституционно правовому статусу Конституционный Суд Украины находится на одной ступени с такими высшими субъектами властных полномочий как Президент Украины, Верховная Рада Украины, Правительство Украины. Он существенно влияет на их деятельность, имея полномочия единого органа конституционной юрисдикции. Это означает проверку по инициативе внешне конституционности законов, нормативно правовых актов Президента и Кабинета Министров Украины для обеспечения конституционного правопорядка. Конституционный нормоконтроль необходим для того, чтобы, принимая решение, субъекты властных полномочий не нарушали Конституцию Украины.

Важно отметить, к сфере конституционной юрисдикции входит осуществление официального толкования Конституции и законов Украины, что значительно усиливает роль Конституционного Суда в системе сдержек и противовесов. Фактически такая функциональная нагрузка суда позволяет характеризовать ее как “негативного законодателя”. Закрепленные в Конституции исключительные полномочия по проведению официального толкования законов находят должную реализацию в решениях Конституционного Суда Украины. По этому поводу случайно в теории государства и права можно встретить такое определение Конституционного Суда, как «аристократический элемент разделения властей», что объясняется его назначением не столько обеспечивать баланс между ветвями власти и гарантировать конституционные пределы их дискреционной деятельности, сколько не допускать нарушения прав и свобод граждан со стороны органов власти. Поэтому весомым шагом на пути совершенствования механизмов защиты прав человека Конституционным Судом могло бы стать введение института индивидуальной конституционной жалобы.

Рассматривая конституционно правовые вопросы, Конституционный Суд обеспечивает верховенство и прямое действие Конституции на всей территории государства и в отношении всех субъектов права, а его решения имеют общеобязательную юридическую силу и могут быть изменены (теряют силу) только путем принятия изменений к действующему Основному Закону или введением новой Конституции Украины.

Конституционный Суд Украины как единственный орган конституционной юрисдикции не имеет иерархически подчиненных ему других видов судов, но его влияние распространяется на суды общей юрисдикции и специализированные суды, поскольку принятые им решения распространяются и являются обязательными для всех органов правосудия в Украине. Следует принять во внимание, что, таким образом, конституционное судопроизводство является важной составляющей института судебной власти. Направлен акцентировать внимание на решении исключительно правовых вопросов и рассматривая конституционно правовые споры (конфликты), Конституционный Суд Украины должен отказываться (избегать) быть участником политических процессов, а также предоставлять любые политико правовые консультации другим органам государственной власти, или участвовать в законодательном процессе, особенно, когда речь идет о разработке изменений к действующей Конституции Украины.

Практика конституционного судопроизводства демонстрирует не только формально-юридическую, но и социальную сущность Конституции, раскрывает содержание ее понятий, терминов и категорий, что также принадлежит идо законов Украины. В этом смысле становится возможным рассматривать единственный орган конституционной юрисдикции как одну из важнейших предпосылок утверждения в Украине действительного, а не мнимого, декларативного конституционализма. Это гарантирует определенным образом прямая связь фактической и юридической конституции, обеспечивает органическую связь Конституции с установлением в стране конституционного правопорядка. В этом заключается главная задача Конституционного Суда – обеспечивать принцип верховенства и неукоснительного соблюдения конституционных предписаний.

Анализируя своеобразие статуса единственного органа конституционной юрисдикции – Конституционный Суд Украины, в теории конституционного судопроизводства существует такая точка зрения рассматривать его как специфический субъект власти – «квазисуд». Соответствующая политико правовая характеристика Конституционного Суда Украины как органа с определенными правотворческими функциями якобы позволяет ему выполнять своеобразную роль в правотворческом процессе. Вместе с тем Конституционный Суд не в состоянии и не должен заниматься нормативно встановлюючою практикой, а конституционное судопроизводство не имеет целью в системе разделения властей создания норм права или заполнения своими правовыми позициями пробелов в законодательстве. Судебно контрольный влияние на отраслевое законодательство достигается благодаря официальному толкованию с целью доведения его до уровня требований конституционных принципов и ценностей без вмешательства в букву закона. Решение Конституционного Суда, которым свойственны признаки правовой защиты, обеспечивают конституціоналізацію правовых отношений и поэтому возможно в определенном смысле признавать их нормативно-доктринальную природу. Но, для того чтобы считать их источником конституционного права, нужны веские аргументы в направлении выяснения и доведения нормативности как безусловного продолжения нормативной юридической силы Конституции Украины.

В связи с формированием теории конституционного судопроизводства в Украине важно сослаться на Решение Конституционного Суда Украины от 14 декабря 2000 г. №15 рп/2000 (дело о порядке выполнения решений Конституционного Суда Украины). Проведя системное толкование нормативных положений в контексте официальной интерпретации ст. 150 Конституции Украины и ч. 2 ст. 70 Закона Украины «О Конституционный Суд Украины» относительно порядка реализации решений, Конституционный Суд Украины указал на конституционно правовую природу своих решений независимо от того, определен в них порядок и сроки их выполнения или нет. Они являются обязательными к выполнению на всей территории Украины, что не является синонимом нормативности как источника права. В Решении указывается, что «органы государственной власти, органы Автономной Республики Крым, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации, должностные и служебные лица, граждане и их объединения, иностранцы, лица без гражданства должны воздерживаться от применения или использования правовых актов или их положений, признанных неконституционными.

Решение Конституционного Суда Украины имеют прямое действие и для вступления в силу не требуют подтверждений со стороны любых органов государственной власти. Обязанность исполнения решения Конституционного Суда Украины является требованием Конституции Украины (часть вторая статьи 150), которая имеет высшую юридическую силу в отношении всех других нормативно правовых актов (часть вторая статьи 8).

Законы, другие правовые акты, их отдельные положения, признанные решением Конституционного Суда Украины такими, что не отвечают Конституции Украины (неконституционными), теряют силу со дня принятия соответствующего решения (часть вторая статьи 152 Конституции Украины). При этом согласно решению Конституционного Суда Украины по делу по конституционному представлению Президента Украины относительно официального толкования положений части второй статьи 158 и статьи 159 Конституции Украины от 9 июня 1998 г. № 8 рп / 98 решения и выводы Конституционного Суда Украины одинаково обязательны к исполнению.

Согласно содержанию части второй статьи 70 Закона Украины «О Конституционный Суд Украины» в случае необходимости Конституционный Суд Украины может определить в своем решении, заключении дополнительные меры, связанные с порядком их выполнения, обратив внимание на срочность или обязанности по его обеспечению. При этом независимо от того, определен в решении, заключении Конституционного Суда Украины, в частности, порядок его выполнения, соответствующие государственные органы обязаны действовать лишь на основании, в пределах полномочий и в способ, что предусмотрены Конституцией и законами Украины».

Таким образом, основные признаки конституционно правового статуса Конституционного Суда Украины позволяют рассматривать его как судебно контрольный юрисдикционный орган, отмечается особенностями его деятельности, а это в свою очередь характеризует Конституционный Суд Украины как носителя исключительных полномочий, которые обеспечивают формирование конституционного правопорядка в государстве, обеспечение верховенства Конституции Украины и практике реального конституционализма.

Другой комментарий к статье 147 Конституции Украины

Определив статьей І47 правовое положение Конституционного Суда Украины как единственного органа конституционной юрисдикции в Украине, Конституция тем самым четко подчеркивает, что как конституционный орган государства он не входит в систему судов Украины общей юрисдикции и является независимым от законодательной, исполнительной и судебной власти. Специфика деятельности этого органа заключается в том, что чисто правосудия в полном смысле этого слова он не осуществляет. Конституционный Суд Украины решает не 1 споры, а вопрос о соответствии (конституционности) законов и других правовых актов Конституции Украины. Отсюда вытекает и основная цель Конституционного Суда Украины – гарантирование верховенства Конституции как Основного Закона государства.

Ранее контроль за соответствием законов Конституции был прерогативой Верховной Рады Украины, исходя из того, что наделение любого другого органа правами проверки законов на соответствие их 1 Конституции ограничивал бы полновластия, унижал бы ее роль и значение как высшего представительного органа 1. Целесообразность такого контрольного органа исключалась еще и подотчетностью и подконтрольностью любого органа государственной власти и управления перед Верховной Радой.

Лишь в 1989 г. было образовано не известный ранее в структуре органов государственного строительства бывшего СССР орган – Комитет конституционного надзора, но за ним не признавалось главного права контрольного органа – отмена неконституционных правовых актов, контрольные функции за соблюдением Конституции продолжали оставаться за Верховной Радой, конституционный Суд как самостоятельную структуру было предусмотрено в Конституции Украинской ССР в октябре 1990 г., но фактически он функционировать не начал. Согласно “Переходным положениям” Конституции Конституционный Суд Украины должен быть сформирован в течение трех месяцев после вступления ее в силу.

На Конституционный Суд возлагается официальное толкование Конституции и законов Украины, он будет теперь единственным в государстве органом, который наделен такими полномочиями. За Верховной Радой право толкования Конституции и законов сохраняется лишь до создания Конституционного Суда Украины.