Новая редакция ст. 148 Конституции Украины с Комментариями.

В состав Конституционного Суда Украины входят восемнадцать судей Конституционного Суда Украины.

Президент Украины, Верховная Рада Украины и съезд судей Украины назначают по шесть судей Конституционного Суда Украины.

Отбор кандидатур на должность судьи Конституционного Суда Украины осуществляется на конкурсной основе в установленном законом порядке.

Судьей Конституционного Суда Украины может быть гражданин Украины, владеющий государственным языком, в день назначения достиг сорока лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж профессиональной деятельности в сфере права не менее пятнадцати лет, высокие моральные качества и является юристом с признанным авторитетом.

Судья Конституционного Суда Украины не может принадлежать к политическим партиям, профсоюзам, принимать участие в любой политической деятельности, иметь представительский мандат, занимать любые другие оплачиваемые должности, выполнять другую оплачиваемую работу, кроме научной, преподавательской или творческой.

Судья Конституционного Суда Украины назначается на девять лет без права быть назначенным повторно.

Судья Конституционного Суда Украины приобретает полномочия со дня принесения им присяги на специальном пленарном заседании Суда.

Конституционный Суд Украины на специальном пленарном заседании избирает из своего состава Председателя путем тайного голосования только на один трехлетний срок.

Комментарий к ст. 148 Конституции Украины

Комментируемая статья устанавливает количественный состав Конституционного Суда Украины, порядок формирования единого органа конституционной юрисдикции в Украине, требования к его судей, срока их полномочий, порядка избрания Председателя Конституционного Суда Украины.

Создание Конституционного Суда Украины напрямую связано с принятием 28 июня 1996 г. Конституции Украины. В пункте 6 разд. XV «Переходные положения» Основного Закона предусмотрено, что Конституционный Суд Украины формируется в соответствии с Конституции Украины в течение трех месяцев после вступления ее в силу.

16 октября 1996 г. Верховная Рада Украины приняла Закон Украины «О Конституционный Суд Украины» (далее – Закон).

Следовательно, согласно Конституции Украины и Законом Конституционный Суд Украины состоит из восемнадцати судей. Практически от года установления Основным Законом государства такого количества судей Конституционного Суда Украины она была и остается предметом обсуждения отдельных ученых, политиков, политологов, суть которого заключается в том, нужна ли Украине такое количество судей Конституционного Суда Украины. В частности, они ссылаются на количественный состав Федерального конституционного суда Германии (16 судей), территория и население которой больше от территории и количества населения Украины. Или на количественный состав Конституционного Суда Российской Федерации (19 судей), с территорией и количеством населения которой территорию и количество населения Украины даже нельзя сравнивать. Однако при этом не берется во внимание то важное обстоятельство, что в этих странах, кроме федеральных конституционных судов, созданы соответствующие суды на уровне всех или отдельных субъектов федерации.

Безусловно, при этом определенной степени учитываются объем территории, количество населения, уровень развития демократии в государстве и обществе. Количество судей единственного органа конституционной юрисдикции в той или иной стране зависит, прежде всего, от тех задач, которые определяются им, и предоставленных ему конституцией и соответствующим законом полномочий. Так, в Беларуси, Болгарии, Греции, Испании, Словакии количество судей составляет двенадцать, Португалии – тринадцать, Италии, Польши – пятнадцать.

В части третьей комментируемой статьи определены требования, которым должно отвечать лицо, претендующее на должность судьи Конституционного Суда Украины. Судьей Конституционного Суда Украины может быть гражданин Украины, который на день назначения достиг сорока лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по специальности не менее десяти лет, проживающий в Украине в течение последних двадцати лет и владеет государственным языком.

Такие требования вполне соответствуют высокому статусу судьи Конституционного Суда Украины, поскольку Конституционный Суд Украины занимает особое место в механизме государственной власти, только он как единственный орган конституционной юрисдикции в Украине призван решать вопрос о соответствии законов и других правовых актов Конституции Украины и давать официальное толкование Конституции и законов Украины, а его задачей является гарантирование верховенства Конституции Украины как Основного Закона государства на всей территории Украины через эффективное и надежное обеспечение справедливого, беспристрастного и объективного решения дел и выполнения решений Конституционного Суда Украины.

Определенные требования к претендентам на должности судей единственного органа конституционной юрисдикции характерны для всех стран Европы: в одних они предусматриваются конституциями, в других – соответствующими законами. Наиболее распространенными являются требования о принадлежности к гражданству страны, наличия юридического образования и значительного профессионального стажа работы.

Вместе с тем анализ положений конституций и законов стран Европы показал, что в них нет такого требования к судьям, как владение государственным языком. Очевидно, принадлежность к гражданству страны сама собой предусматривает владение ими государственным (государственным) или официальным (официальным) языком (языками).

Вопрос назначения судей Конституционного Суда Украины, определенное частью второй комментируемой статьи, детализируется в Законе. В статье 7 Закона, в частности, установлено, что Верховная Рада Украины назначает судей тайным голосованием путем подачи бюллетеней. Предложения относительно кандидатур на должности судей вносит Председатель Верховной Рады Украины, а также может вносить не менее 1/4 народных депутатов Украины от конституционного состава Верховной Рады Украины, то есть не менее 113 народных депутатов Украины, и при этом каждый из них имеет право поставить подпись под предложением о выдвижении только одной кандидатуры.

В этой статье предусмотрено и наличие заключения соответствующего комитета Верховной Рады Украины по каждой кандидатуре на должность судьи Конституционного Суда Украины.

Назначенными на должности судей считаются кандидаты, которые набрали наибольшее количество голосов народных депутатов Украины из всех кандидатов, набравших более половины голосов депутатов от конституционного состава Верховной Рады Украины. По результатам голосования принимается постановление Верховной Рады Украины о назначении судей Конституционного Суда Украины.

Порядок назначения судей Конституционного Суда Украины съездом судей Украины предусматривается ст. 8 Закона. Съезд судей Украины по предложению делегатов съезда открытым голосованием большинством голосов присутствующих делегатов съезда определяет соответствующие кандидатуры для включения в бюллетени для тайного голосования. Назначенным на должность судьи Конституционного Суда Украины считается кандидат, который в результате тайного голосования получил большинство голосов от числа избранных делегатов съезда судей Украины. По результатам голосования председательствующим и секретарем съезда подписываются решения съезда судей Украины о назначении судей Конституционного Суда Украины.

Именно за таким порядком состоялось назначение четырех судей Конституционного Суда Украины (вместо четырех судей, подавших в отставку) X внеочередным съездом судей Украины, состоявшемся 16 сентября 2010 г.

Порядок назначения судей Конституционного Суда Украины Президентом Украины регулировался ст. 6 Закона. Однако она исключена Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно приведения их в соответствие с Конституцией Украины» от 7 октября 2010 г. № 2592–VI. Следовательно, порядок назначения судей Конституционного Суда Украины Президентом Украины в настоящее время регулируется положениями Конституции Украины.

Вопрос назначения судей конституционных судов в странах Европы решаются по разному. В частности, согласно Конституции Венгрии члены Конституционного суда назначаются Государственным собранием по предложению номинационной комиссии, в состав которой входят представители партийных фракций, а для назначения кандидата на должность члена суда необходима поддержка не менее двух третей от состава и Государственных сборов. По Конституции Польши членов Конституционного Трибунала назначает Сейм.

Согласно Конституции Турции весь состав Конституционного суда (одиннадцать постоянных членов и четыре заместителя) назначает Президент республики: двух основных судей и двух заместителей из членов Высшего апелляционного суда, двух судей и одного заместителя из членов Государственного совета и по одному судье из членов Высшего военного апелляционного суда, Высшего военного административного суда и Счетной палаты. В каждом случае Президент республики выбирает среди трех кандидатур, выдвинутых на пленарном заседании соответствующего суда. Президент также назначает одного судью из состава трех кандидатов, выдвинутых Советом высшего образования из числа преподавательского состава высших учебных заведений – членов Совета, и трех судей и одного заместителя из числа высших административных должностных лиц и юристов.

Согласно Конституции Чехии всех судей Конституционного суда назначает Президент республики с согласия Сената, а согласно Конституции Словакии всех судей назначает Президент республики по предложению Национального совета (при этом Национальный совет предлагает вдвое большее количество кандидатов, чем необходимо назначить).

Лицо, отвечающее требованиям, предусмотренным частью третьей ст. 148 Конституции Украины, приобретает статус судьи Конституционного Суда Украины с момента ее назначения на эту должность Президентом Украины, Верховной Радой Украины, съездом судей Украины, то есть с даты принятия ими согласно указа, постановления или решения. Это означает, что то или иное лицо наделяется полномочиями судьи Конституционного Суда Украины по факту ее назначения на должность.

Но вступление на должность судьи Конституционного Суда Украины обусловлен, в соответствии со ст. 17 Закона, обязанностью принесения им присяги судьи Конституционного Суда Украины на заседании Верховной Рады Украины, которое проводится с участием Президента Украины, а также Премьер министра Украины, Председателя Верховного Суда Украины или лиц, выполняющих их полномочия.

Из содержания указанной статьи следует, что именно составления судьей Конституционного Суда Украины присяги открывает ему возможность для реализации полномочий судьи, определенных Конституцией Украины и Законом. Итак, принесения судьей присяги судьи Конституционного Суда Украины, текст которой установлен частью второй статьи 17 Закона, по своему внутреннему содержанию является юридическим фактом, который порождает указанные правовые последствия.

Необходимо подчеркнуть, что Закон предусматривает обязанность субъектов назначения судей Конституционного Суда Украины в случае увольнения с должности судьи, который ими предназначался, назначить другое лицо на эту должность. Срок для назначения в таком случае судьи Конституционного Суда Украины Верховной Радой Украины Законом не определен (до внесения изменений Законом Украины от 7 октября 2010 года № 2592–IV в Закон эту процедуру необходимо было осуществить в течение месяца). Съезд судей Украины назначает другое лицо на должность судьи Конституционного Суда Украины в трехмесячный срок.

В непродолжительной истории единственного органа конституционной юрисдикции в Украине были случаи, когда определенные обстоятельства субъекты назначения судей Конституционного Суда Украины этих сроков не соблюдались, что приводило к временной и даже долговременной недееспособности Конституционного Суда Украины, то есть невыполнение им закрепленных в Конституции Украины задач, функций и полномочий. Обеспокоенность по этому поводу высказывала своего времени Европейская Комиссия Совета Европы «За демократию через право« (Венецианская Комиссия) и предлагала обеспечить непрерывность работы Конституционного Суда Украины путем оставления судьи в должности до назначения нового судьи.

Установление Конституцией Украины срока пребывания судей Конституционного Суда Украины на должности девять лет без права назначения повторно, с одной стороны, является важной гарантией их независимости, с другой – элементом политической целесообразности. Такой срок пребывания на должности судьи свойственный для многих органов конституционной юрисдикции Европы. Вместе с тем есть сроки десять лет и более (Грузия, Германия) и пять – семь лет (Босния и Герцеговина, Казахстан, Молдова, Словакия). Запрет назначать судью конституционного суда на новый срок предусмотрена законодательством Албании, Болгарии, Румынии, Словении, Франции. По Федеральному конституционному закону Российской Федерации, принятому 21 июля 1994 г., судья Конституционного Суда назначался на должность на двенадцать лет, после внесения в него изменений законом от 8 февраля 2001 г. – на пятнадцать лет, а после внесения в него изменений законом от 5 апреля 2005 г. пребывания судьи Конституционного Суда Российской Федерации не ограничено определенным сроком и ограничивается предельным возрастом пребывания в должности судьи, что составляет семьдесят лет.

В разделе XII «Конституционный Суд Украины» Конституции Украины не установлен предельный возраст пребывания в должности судьи Конституционного Суда Украины. Такой возраст предусмотрен п. 2 части пятой ст. 126 Конституции Украины, а также п. 2 части первой ст. 23 Закона и составляет шестьдесят пять лет.

Предельный возраст пребывания в должности судьи конституционного суда предусмотрен законодательством Венгрии, Армении, Киргизии (70 лет), Молдовы, Турции (65 лет). В то же время для судей Конституционного суда Хорватии по соответствующему закону не существует возрастных рамок – ни должности, ни для выхода на пенсию.

Необходимо отметить, что отдельные ученые поднимают вопрос об установлении законом права судьи Конституционного Суда Украины после окончания полномочий вернуться (при условии, если он не достиг предельного возраста) на должность, которую он занимал до назначения судьей Конституционного Суда Украины, либо на равнозначную должность.

Однако практика показывает, что судьи Конституционного Суда Украины, полномочия которых были прекращены с окончанием срока назначения и которые не достигли предельного возраста, с одной стороны, являются судьями в отставке, на которых распространяется в соответствии с Законом социальное и бытовое обеспечение судей Конституционного Суда Украины, а с другой – большинство из них, имея значительный опыт в области юриспруденции и конституционного судопроизводства, успешно работают на должностях научно-педагогических и научных работников.

Требования к выборов Председателя Конституционного Суда Украины, определенные частью пятой комментируемой статье, детализируются в статье 20 Закона. Председатель избирается из состава судей Конституционного Суда Украины на специальном пленарном заседании лишь на один трехлетний срок тайным голосованием путем представления бюллетеней с любым числом кандидатур, предложенных судьями Конституционного Суда Украины. В бюллетене может быть оставлено не более одной кандидатуры.

Порядок проведения выборов Председателя Конституционного Суда Украины с учетом требований Конституции Украины, Закона регулируется § 1 Регламента Конституционного Суда Украины.

На специальном пленарном заседании председательствует один из заместителей Председателя Конституционного Суда Украины или, в отдельных случаях, старший по возрасту судья, не внесенный в список кандидатур на должность Председателя Конституционного Суда Украины. Такое заседание считается полномочным, если на нем присутствуют не менее двенадцати судей Конституционного Суда Украины. Практика выборов Председателя Конституционного Суда Украины свидетельствует, что на таких специальных пленарных заседаниях (а их было шесть начиная с 1996 г.) были присутствовать все судьи Конституционного Суда Украины.

Предложение о выдвижении кандидатур на должность Председателя Конституционного Суда Украины вносится председательствующим.

Для проведения выборов Председателя Конституционного Суда Украины на специальном пленарном заседании из числа судей, которые не баллотируются на должность Председателя Конституционного Суда Украины избирается комиссия в составе трех судей. В состав комиссии не может быть избран председательствующий на заседании.

Председателем Конституционного Суда Украины считается избранный кандидат, за которого проголосовало более половины конституционного состава судей Конституционного Суда Украины, то есть не меньше десяти. В случае если предложено более двух кандидатов на должность Председателя и одного из кандидатов не был избран, проводится повторное голосование по двум кандидатам, которые получили большинство голосов. Если предложено более двух кандидатов на должность Главы и ни одного из них не был избран или Председателя Конституционного Суда Украины был избран при повторном голосовании проводятся новые выборы.

Ограничение полномочий председателя Конституционного суда тремя годами характерно для многих стран Европы, в частности, Албании, Болгарии, Испании, Италии. В Боснии и Герцеговине срок полномочий председателя суда составляет двадцать месяцев. Ограничение срока полномочий председателя Конституционного суда способствует предотвращению его зависимости от других структур государства, а следовательно, обеспечивает беспристрастность в решении вопросов, относящихся к его компетенции.

В большинстве стран Европы практика выборов главы органа конституционной юрисдикции такая, как в Украине. В то же время в Армении, например, председатель Конституционного суда не избирается судьями, а назначается из их числа Национальными собраниями по представлению их головы. Если в течение тридцати дней после открытия вакансии на должность председателя Конституционного суда Национальное собрание его не назначают, то он назначается Президентом республики. В Литве главу Конституционного суда назначает Сейм из числа кандидатур, предложенных Президентом республики. В Польше председатель Конституционного Трибунала назначается Президентом республики из кандидатов, предложенных собранием судей.

Председатель Конституционного Суда Украины имеет двух заместителей. Они избираются по предложению Председателя Конституционного Суда Украины лишь на один трехлетний срок тайным голосованием путем подачи бюллетеней в порядке, определенном ст. 20 Закона, а также § 1 Регламента Конституционного Суда Украины.

Статья 148 Конституции Украины, разд. XII «Конституционный Суд Украины», которая охватывает статьи 147-153, не содержит порядка организации деятельности Конституционного Суда Украины. Однако именно в комментарии к этой статье целесообразно его кратко осветить.

Конституционный Суд Украины осуществляет свою деятельность как единый орган в форме заседаний и пленарных заседаний. На заседаниях, которые являются полномочными при присутствии на них не менее одиннадцати судей Конституционного Суда Украины рассматриваются все вопросы, требующие решения Конституционным Судом Украины, кроме тех, что согласно Закону решаются на его пленарных заседаниях. На пленарных заседаниях, которые являются полномочными при присутствии на них не менее двенадцати судей, Конституционный Суд Украины рассматривает дела, в которых за конституционными представлениями, конституционным обращениям открыто конституционное производство, а также другие вопросы, отнесенные Законом к рассмотрению Конституционным Судом Украины на пленарных заседаниях.

Другой комментарий к статье 148 Конституции Украины

Комментируемым статье определяются количественный состав, порядок избрания и требования к судьям Конституционного Суда Украины. Особенностью порядка формирования судейского корпуса является назначение в его состав судей Верховной Радой Украины, Президентом Украины и съездом судей Украины. Аналогичный порядок формирования конституционных судов предусмотрено в Италии, где участие в нем принимают президент, парламент и вузы инстанции общей и административной юрисдикции, в Испании он образуется парламентом, правительством и высшими судебными инстанциями.

Каждая из указанных ветвей власти в Украине назначает по шесть судей Конституционного Суда сроком на девять лет. Ограничения сроком назначения, а также недопустимость назначения на эту должность на повторный срок обуславливается большой властью, которая предоставляется конституционным судьям, исключит возможность “изживания” с должностью, потерю принципиальности при решении конкретных дел.

Исходя из особого места Конституционного Суда Украины, несколько повышаются требования к кандидатам на должности судей в нем. Судьями могут быть только граждане Украины с большим жизненным опытом, которые на день назначения достигли сорокалетнего возраста, имеют высшее юридическое образование, а также стаж работы по специальности не менее десяти лет (на должностях юридического профиля в правоохранительных органах, научных, учебных и других заведениях). Обязательным является владение кандидатом у судьи государственным языком и проживание его в Украине в течение последних двадцати лет. Повышение требовательности к формированию состава судей вполне оправдано, поскольку в государстве должен быть такой конституционный судейский корпус, который ответственно и убедительно выполнял бы возложенные на него задачи и обеспечивал бы справедливое, непредвзятое и объективное разрешение дел.

Из числа судей Конституционного Суда Украины на специальном пленарном заседании этого суда путем тайного голосования избирается его Председатель. Срок полномочий Председателя ограничивается тремя годами. Этим может быть обеспечено в течение девятилетнего срока полномочий Конституционного Суда Украины исполнение обязанностей Председателя более широким кругом судей, возможно, представителями всех трех ветвей власти.