Новая редакция ст. 149 Конституции Украины с Комментариями.

Независимость и неприкосновенность судьи Конституционного Суда Украины гарантируются Конституцией и законами Украины.

Влияние на судью Конституционного Суда Украины в любой способ запрещается.

Без согласия Конституционного Суда Украины судью Конституционного Суда Украины не может быть задержан или содержащихся под стражей или арестом до вынесения обвинительного приговора судом, за исключением задержания судьи во время или сразу же после совершения тяжкого или особо тяжкого преступления.

Судья Конституционного Суда Украины не может быть привлечен к ответственности за голосование в связи с принятием судом решений и предоставления им выводов, за исключением совершения преступления или дисциплинарного проступка.

Государство обеспечивает личную безопасность судьи Конституционного Суда Украины и членов его семьи.

Комментарий к ст. 149 Конституции Украины

Комментируемая статья посвящена закреплению гарантий независимости и неприкосновенности судей Конституционного Суда Украины и отсылает к статьям 126, 127 Конституции Украины, в которых определены гарантии независимости и неприкосновенности судей и установлены требования относительно несовместимости.

Согласно ст. 126 Конституции Украины независимость и неприкосновенность судей гарантируются Конституцией и законами Украины, влияние на судей любым способом запрещается, судья не может быть без согласия Верховной Рады Украины задержан или арестован до вынесения обвинительного приговора судом (части первая, вторая, третья). Следовательно, и ст. 126 Конституции Украины является частично отсылочной.

Гарантии независимости и неприкосновенности судей детализируется в Законах Украины «О судоустройстве и статусе судей» (статьи 47, 48), «О Конституционный Суд Украины» (далее – Закон) (статьи 27, 28).

Независимость судей – один из главных конституционных принципов правосудия, на основе которого формируется правовое положение судьи в государстве. Она направлена прежде всего на беспрепятственное исполнение судьей своих профессиональных обязанностей при осуществлении правосудия. Для судей Конституционного Суда Украины независимость имеет дуалистическую природу – содержит как институциональную, так и функциональную составляющие. Первая из них заключается в том, что судьи не должны быть зависимыми от одной из ветвей власти или Президента Украины (даже при условии, что они назначаются), а вторая должна проявляться усталость, что судьи при осуществлении своих полномочий подчиняются, как устанавливает ст. 27 Закона только Конституции Украины и руководствуются Законом, другими законами Украины, кроме тех законов или их отдельных положений, которые являются предметом рассмотрения Конституционного Суда Украины.

Положения части второй ст. 126 Конституции Украины влияние на судей любым способом запрещается» следует понимать как обеспечение независимости судей в связи с осуществлением ими правосудия, а также как запрет относительно судей любых действий независимо от формы их проявления со стороны государственных органов, учреждений и организаций, органов местного самоуправления, их должностных и служебных лиц, физических и юридических лиц с целью помешать выполнению судьями профессиональных обязанностей или склонить их к вынесению неправосудного решения и т. п. (п. 2 резолютивной части Решения Конституционного Суда Украины от 1 декабря 2004 г. № 19 рп/2004 (дело о независимости судей как составляющей их статуса)).

Статьей 28 Закона устанавливается, что лицо судьи Конституционного Суда Украины является неприкосновенной. Судья не может быть задержан или арестован без согласия Верховной Рады Украины до вынесения обвинительного приговора судом. Судьи Конституционного Суда Украины не несут юридической ответственности за результаты голосования или высказывания в Конституционном Суде Украины и в его коллегиях, за исключением ответственности за оскорбление или клевету при рассмотрении дел, принятии решений и дачи заключений Конституционным Судом Украины.

Аналогичные положения в отношении судей конституционных судов или других органов конституционной юрисдикции закреплены соответствующим законодательством многих государств Европы. В частности, в Польше судьи Конституционного Трибунала при осуществлении своих полномочий независимы и подчиняются только Конституции, в Армении независимость судей обеспечивается их подчиненности только Конституции и закона о Конституционном суде, в Италии судьи обладают такой же неприкосновенностью, как и парламентарии, в Албании – имеют неприкосновенность в отношении принятых ими решений и высказанных мнений в течение срока их работы, в Боснии и Герцеговине – пользуются неприкосновенностью при исполнении своих обязанностей.

На обеспечение независимости судей Конституционного Суда Украины направлены в значительной мере требования, установленные частью второй ст. 127 Конституции Украины и частью второй ст. 16 Закона. Профессиональные судьи (в т. ч. и судьи Конституционного Суда Украины не могут принадлежать к политическим партиям и профсоюзам, принимать участие в любой политической деятельности, иметь представительский мандат, занимать любые другие оплачиваемые должности, выполнять другую оплачиваемую работу, кроме научной, преподавательской и творческой.

Близкие по содержанию к этим нормам существуют нормы в законах о Конституционных судах или других органах конституционной юрисдикции стран Европы. В частности, судья Конституционного Суда Российской Федерации не может быть членом (депутатом) Совета Федерации, депутатом Государственной Думы, иных представительных органов, занимать или сохранять за собой другие государственные или общественные должности, иметь частную практику, заниматься предпринимательской, иной деятельностью, оплачиваемой, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности. Он не может принадлежать к политическим партиям и движениям. Статус судьи Федерального конституционного суда Германии несовместим с другой профессиональной деятельностью, кроме преподавания права в немецких университетах. Судья Конституционного суда Албании не может заниматься другой общественной или частной деятельностью, которая могла бы повлиять на его независимость или беспристрастность. Судья Конституционного суда Венгрии не может заниматься никакой оплачиваемой деятельностью, кроме научной, педагогической, литературной или артистической. Судья Конституционного суда Армении не может иметь другую государственную должность, заниматься другой деятельностью, оплачиваемой, кроме научной, преподавательской или иной творческой. Из содержания законодательства некоторых стран (Бельгии, Болгарии, Испании, Румынии, Турции) следует, что судьям конституционного суда не разрешается вообще заниматься иной профессиональной деятельностью.

Одной из гарантий независимости судей Конституционного Суда Украины является прежде всего порядок формирования Конституционного Суда Украины, установленный частью второй ст. 148 Конституции Украины, статьями 5, 7, 8 Закона: Президент Украины, Верховная Рада Украины и съезд судей Украины назначают по шесть судей Конституционного Суда Украины.

Демократический порядок формирования Конституционного Суда Украины, заключающийся в участии в нем различных ветвей власти, свойственен большинству стран Европы. Так, судьи Конституционного Суда Российской Федерации назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации; половина судей Федерального конституционного суда Германии избираются Бундестагом, половина Бундесратом, состоящий из представителей федеральных земель; судьи Конституционного суда Испании назначаются Королем Испании – четверо по представлению Палаты депутатов, четверо – Сената, по два – правительством и Генеральным судебным советом. В Италии пять судей Конституционного суда избираются двумя палатами парламента на чрезвычайных сессиях большинством голосов, пять судей назначаются Президентом республики, а еще пять судей избираются высшими судами: трое кассационным судом, по одному – государственным советом и счетной палатой.

Одной из гарантий независимости судей Конституционного Суда Украины является их назначения согласно ст. 148 Конституции Украины только на один девятилетний срок без права быть назначенным повторно, ведь назначение на должность судьи Конституционного Суда Украины повторно усиливало бы его зависимость от органа, который его назначил на первый срок.

Срочность пребывания на должности судьи конституционного суда присуща практически всем конституционным судам Европы, за исключением отдельных (в частности, Армении, Российской Федерации).

Гарантией независимости судей Конституционного Суда Украины является установление в Конституции Украины полномочий Конституционного Суда Украины.

В Конституции Украины и Законе «О Конституционный Суд Украины» определен четкий перечень субъектов обращения в Конституционный Суд Украины. Это означает, что Конституционный Суд Украины не имеет права инициировать к рассмотрению ни один из вопросов, отнесенных Конституцией Украины к его полномочиям.

Гарантии независимости судей Конституционного Суда Украины вытекают и из установленных ст. 4 Закона основных принципов деятельности Конституционного Суда Украины: верховенства права, коллегиальности, равноправия судей, гласности, полного и всестороннего рассмотрения дел и обоснованности принятых решений.

Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Украины в Решении от 2 ноября 2004 г. № 15 рп/2004 (дело о назначении судом более мягкого наказания), одним из проявлений верховенства права является то, что право не ограничивается лишь законодательством как одной из его форм, а включает и другие социальные регуляторы, в частности нормы морали, традиции, обычаи и тому подобное, которые легитимированных обществом и обусловлены исторически достигнутым культурным уровнем общества. Все эти элементы права объединяются качеством, которое отвечает идеологии справедливости, идее права, которая в значительной степени получила отражение в Конституции Украины.

Такое понимание права не дает оснований для его отождествления с законом, который иногда может быть и несправедливым, в том числе ограничивать свободу и равенство лица. Справедливость – одна из основных принципов права, является решающей в определении его как регулятора общественных отношений, одним из общечеловеческих измерений права.

Коллегиальность как принцип деятельности Конституционного Суда Украины означает, что все его акты (решения, заключения, постановления) принимаются исключительно на заседаниях установленной Законом большинством голосов судей (часть первая ст. 48, части пятая, шестая ст. 50, часть четвертая ст. 51). Коллегиальность подтверждается также положениями ст. 63 Закона, по которым решения принимаются, заключения даются Конституционным Судом Украины поименным голосованием путем опроса судей с последующим их подписанием судьями, которые голосовали за их принятие и которые голосовали против их принятия.

Равноправие судей заключается в том, что любой судья Конституционного Суда Украины (независимого от субъекта его назначения, административной должности, которую он занимает в Суде, и других признаков) при осуществлении конституционного судопроизводства имеет одинаковые права как по содержанию, так и по объему.

Гласность означает, что рассмотрение дел на пленарном заседании Конституционного Суда Украины, независимо от формы слушания, проводится открыто, кроме случаев, когда рассмотрение дела в открытом пленарном заседании Конституционного Суда Украины может привести к разглашению государственной или другой тайны, которая охраняется законом. В таком случае дело за определением Конституционного Суда Украины рассматривается на закрытом пленарном заседании. Гласность в деятельности Конституционного Суда Украины подтверждается в значительной мере и тем, что Конституционный Суд Украины обязательно привлекает к участию в производстве по делу представителей органов власти, акты которых оспариваются по конституционному представлению относительно их конституционности, официальным обнародованием решений и заключений Конституционного Суда Украины и их опубликованием.

Полное и всестороннее рассмотрение дел основывается на обеспечении беспрепятственного доступа Конституционного Суда Украины к любой информации, которая имеет значение для рассмотрения дела, в том числе путем непосредственного опроса должностных лиц, экспертов, свидетелей, уполномоченных по закону и уполномоченных по поручению, граждан. В статье 54 Закона установлены обстоятельства обеспечения соблюдения этого важного принципа осуществления конституционного судопроизводства.

Обоснованность решений, принимаемых Конституционным Судом Украины, заключается в том, что единственный орган конституционной юрисдикции обязан в письменной форме аргументировать принятые им решения и даны выводы.

Конечно же, гарантией независимости судей Конституционного Суда Украины является обязательность рассмотрения им дел по установленной Законом процедуре и обязательность его решений и выводов. Невыполнение решений и несоблюдение выводов Конституционного Суда Украины влекут за собой ответственность по закону.

Предложения судей проекта решения или заключения голосуются в порядке поступления, а решения принимаются, заключения даются Конституционным Судом Украины поименным голосованием путем опроса судей. Судьи Конституционного Суда Украины не имеют права воздерживаться от голосования.

Решение и выводы Конституционного Суда Украины являются окончательными и не подлежат обжалованию. Подписание судьей Конституционного Суда Украины решения, заключения Конституционного Суда Украины является обязательным. В то же время судья Конституционного Суда Украины имеет право на особое мнение, которое излагается им в письменной форме и прилагается к решению или заключению Конституционного Суда Украины.

Решение и выводы Конституционного Суда Украины официально обнародуются на следующий рабочий день после подписания и вместе с особым мнением судьи (особыми мнениями судей) публикуются в «Вестнике Конституционного Суда Украины» и других официальных изданиях.

Одной из гарантий независимости судей Конституционного Суда Украины является право Суда потребовать от органа власти, принявшего правовой акт, который был предметом рассмотрения в Конституционном Суде Украины, а также от соответствующих государственных органов, на которые возложены обязанности по обеспечению исполнения решения, соблюдения заключения Конституционного Суда Украины, письменного подтверждения их выполнения. Справедливости ради необходимо признать, что такое право, установленное ст. 70 закона, Конституционный Суд Украины использовал в течение своей деятельности лишь несколько раз.

Безусловно, гарантией независимости судей Конституционного Суда Украины является порядок, предусмотренный Законом, по обеспечению полноты рассмотрения дела Конституционным Судом Украины.

В частности, согласно ст. 19 Закона судья Конституционного Суда Украины имеет право потребовать от Верховной Рады Украины, Президента Украины, Премьер министра Украины, судей, органов государственной власти, органов власти Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления, должностных лиц, предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности, политических партий и других объединений граждан, отдельных граждан необходимые документы, материалы и иную информацию по вопросам, которые готовятся к рассмотрению коллегией судей Конституционного Суда Украины или Конституционным Судом Украины.

Такое же право имеет коллегия судей Конституционного Суда Украины во время подготовки дела, а Конституционный Суд Украины – в процессе конституционного производства по делу.

Кроме того, коллегия судей во время подготовки дела, и Конституционный Суд Украины в процессе производства по делу имеют право вызывать должностных лиц, экспертов, свидетелей, представителей по закону и уполномоченных по поручению, граждан, участие которых должно обеспечить объективное и полное рассмотрение дела.

Очевидно, что важной гарантией независимости судей Конституционного Суда Украины является установленный частью первой ст. 130 Конституции обязанность государства по обеспечению финансирования и надлежащих условий для функционирования судов и деятельности судей, в том числе и Конституционного Суда Украины, согласно которому расходы на содержание судов, а следовательно, и финансирование судей определяются в Государственном бюджете Украины отдельно. К тому же согласно ст. 29 Закона судьи Конституционного Суда Украины получают заработную плату и пользуются другими видами материального обеспечения, установленными законами Украины о статусе судей.

Словосочетание «надлежащие условия», употребленное в ст. 130 Конституции Украины, надо рассматривать в аспекте международных стандартов независимости судов и судей, согласно которым государство должно создать все условия для осуществления без каких либо осложнений и препятствий правосудия и конституционного судопроизводства, исключить при этом и возможность влияния на суды и судей при формировании финансовых расходов.

Вполне очевидно, что гарантией независимости судей является определение Конституцией Украины (ст. 126) и Законом (ст. 23) оснований для освобождения судьи Конституционного Суда Украины с должности.

Судья Конституционного Суда Украины освобождается от должности органом, который избрал или назначил, в случае: окончания срока назначения, достижения судьей шестидесятипятилетнего возраста, невозможности выполнять свои полномочия по состоянию здоровья, нарушения судьей требований относительно несовместимости, нарушения судьей присяги, вступления в законную силу обвинительного приговора в отношении него, прекращения его гражданства, признания его безвестно отсутствующим или объявления умершим, подачи судьей заявления об отставке или об увольнении с должности по собственному желанию.

В части шестой ст. 126 Конституции Украины предусмотрено, что государство обеспечивает личную безопасность судей и их семей. Это положение распространяется и на судей Конституционного Суда Украины и, разумеется, также является свидетельством гарантии независимости судей.

И наконец, гарантии независимости судей Конституционного Суда Украины заключаются в функционировании в Конституционном Суде Украины судейского самоуправления. Функционирования судейского самоуправления в Конституционном Суде Украины, как и во всей судебной системе, составляющей которой является Конституционный Суд Украины, установленный Законом Украины «О судоустройстве и статусе судей». Согласно этому закону основной формой судейского самоуправления в Конституционном Суде Украины является собрание судей Конституционного Суда Украины. Собрание судей обсуждают вопросы внутренней деятельности Конституционного Суда или работы конкретных судей или работников и принимают по этим вопросам решения, которые являются для них обязательными, заслушивают отчеты судей, которые занимают административные должности, и руководителя Секретариата Суда, а также осуществляют другие полномочия, определенные законом.

Собрание судей Конституционного Суда Украины избирают из числа судей трех делегатов на съезд судей Украины – высший орган судейского самоуправления в Украине. Один из судей Конституционного Суда Украины избирается съездом судей Украины Совет судей Украины как высший орган судейского самоуправления между съездами судей Украины.

Другой комментарий к статье 149 Конституции Украины

Гарантируя независимость и неприкосновенность судей конституционного Суда Украины, Конституция Украины предусмотрела, определенные статьей 126 Конституции гарантии для судей общих судов распространяются на судей Конституционного Суда, то есть гарантии предусматриваются самой Конституцией и законами Украины (см. комментарий к ст. 126).

Специально оговорено, что судьи Конституционного Суда Украины с целью избежания политизации этого органа не могут принадлежать к политическим партиям и профсоюзам, принимать участие в любой политической деятельности, иметь представительский мандат, занимать любые другие оплачиваемые должности, выполнять другую оплачиваемую работу, кроме научной, преподавательской и творческой работы (несовместимость). Удовлетворение требований о несовместимости должно способствовать независимости судей при исполнении служебных обязанностей.