Новая редакция ст. 16 Конституции Украины с Комментариями.

Обеспечение экологической безопасности и поддержание экологического равновесия на территории Украины, преодоление последствий Чернобыльской катастрофы – катастрофы планетарного масштаба, сохранение генофонда Украинского народа являются обязанностью государства.

Комментарий к ст. 16 Конституции Украины

Образование и развитие суверенного Украинского государства невозможны без разработки и осуществления многоплановой и целенаправленной системы защиты ее национальной безопасности и последней составляющей – экологической безопасности. Исходные основы экологической безопасности сформулированы в Декларации о государственном суверенитете Украины от 16 июля 1990 г., где выделен отдельный раздел «Экологическая безопасность». В нем указано, что Украина заботится об экологической безопасности граждан, о генофонде народа, его молодого поколения, а также имеет право запретить строительство и прекратить функционирование любых предприятий, учреждений, организаций и других объектов, вызывающих угрозу экологической безопасности. Именно в декларации впервые была предусмотрена обязанность украинского государства по обеспечению экологической безопасности и сохранению генофонда народа Украины.

Концепция (основы государственной политики) национальной безопасности Украины, одобренная постановлением Верховной Рады Украины от 16 января 1997 г., определяет экологическую сферу как составляющую национальной безопасности Украины и выделяет такие основные направления ее функционирования:

а) внедрение и контроль за соблюдением научно обоснованных нормативов природопользования и охраны окружающей среды;

б) контроль за состоянием окружающей среды, выявление и устранение угроз для здоровья населения, своевременное предупреждение граждан Украины в случае опасности;

в) снижение антропогенных нагрузок, ликвидация последствий вредного воздействия человеческой деятельности на природную среду;

г) внедрение в производство экологически безопасных технологий;

ґ) реализация мероприятий по снижению влияния последствий Чернобыльской катастрофы;

д) недопущение неконтролируемого ввоза в Украину экологически опасных технологий, веществ и материалов.

Дальнейшее развитие правового обеспечения экологической безопасности отражен в постановлении Верховной Рады Украины от 5 марта 1998 года. «Основные направления государственной политики Украины в области охраны окружающей среды, использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности».

Решению проблем техногенно экологической безопасности посвящен раздел указанного постановления «Стратегия и тактика гармоничного развития производственного и природоресурсного потенциала». Среди необходимых для этого мер в постановлении предусмотрено: осуществление перестройки среды, технического перевооружения производственного комплекса на основе внедрения новейших научных достижений, энерго и ресурсосберегающих технологий, безотходных и экологически безопасных технологических процессов; применение возобновляемых источников энергии, решение проблем обезвреживания и использования всех видов отходов; налаживания эффективного экологического контроля за научно-исследовательскими работами по созданию объектов искусственного происхождения, их проектирования, строительства и финансирования с целью управления техногенными нагрузками, рационального использования природных ресурсов и размещения производительных сил; проведение классификации регионов Украины по уровням техногенно экологических нагрузок; разработка методологии определения степени экологического риска для окружающей среды, обусловленного техногенными объектами; проведение исследований с целью создания системы моделей мониторингового контроля за объектами наблюдений в промышленности, энергетике, строительстве, на транспорте и в сельском хозяйстве.

В Законе Украины от 25 июня 1991 г. «Об охране окружающей природной среды» указано, что охрана окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов, обеспечение экологической безопасности жизнедеятельности человека – неотъемлемое условие устойчивого экономического и социального развития Украины.

Экологическая безопасность является составляющей глобальной и национальной безопасности и представляет собой состояние защищенности окружающей среды от нарушения экологического равновесия. Цель обеспечения экологической безопасности – повышение защищенности личности в условиях углубленного экологического кризиса и усиления негативного воздействия техногенной деятельности на окружающую среду. К объектам этой безопасности традиционно относят: человека, его жизни и здоровья; собственность; общество с его материальными и духовными ценностями; государство, функционирование которой призвано обеспечивать нормальные условия для жизнедеятельности граждан. Обеспечение экологической безопасности осуществляется с помощью соответствующих мер государственного воздействия: внедрение научно обоснованных нормативов природопользования и охраны окружающей среды; проведение контроля за состоянием окружающей природной среды; снижение антропогенных нагрузок, ликвидация последствий вредного влияния человеческой деятельности на окружающую природную среду; внедрение в производство экологически безопасных технологий, реализацию мероприятий по уменьшению последствий Чернобыльской катастрофы; профилактику неконтролируемого ввоза в Украину экологически опасных технологий, веществ и материалов.

Экологическая безопасность обеспечивается системой организационно-правовых, экономических, санитарно гигиенических и других мер,система которых предусмотрена нормативно-правовыми актами экологического и других отраслей законодательства Украины. Среди них такие: экологические требования к размещению, проектированию, строительству, реконструкции, введения в действие и эксплуатации предприятий, сооружений и других объектов; охрана окружающей природной среды при применении средств защиты растений, минеральных удобрений, токсических, химических веществ и других препаратов; охрана окружающей природной среды от неконтролируемого и вредного биологического воздействия; охрана окружающей природной среды от акустического, электромагнитного, ионизирующего и иного вредного воздействия физических факторов и радиоактивного загрязнения; охрана окружающей природной среды от загрязнения производственными, бытовыми и другими отходами; экологическая безопасность транспортных средств; соблюдение требований экологической безопасности при проведении научных исследований, внедрении открытий, изобретений, применении новой техники, импортного оборудования, технологий и систем; требования экологической безопасности относительно военных, оборонных объектов и военной деятельности; экологические требования при размещении и развитии населенных пунктов.

Согласно Указа Президента Украины от 9 декабря 2010 г. «Об оптимизации системы центральных органов исполнительной власти» специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по вопросам экологической безопасности Министерство экологии и природных ресурсов Украины.

Важной обязанностью государства, предусмотренным в комментируемой статье, является поддержание экологического равновесия на территории Украины. Экологическое равновесие в юридической литературе рассматривается как объективная категория, характеризующая относительное постоянство видового состава живых организмов, их численность, продуктивность, распределение в пространстве, сезонные изменения, биотический круговорот веществ и других биологических процессов в любых природных сообществах. Содержание экологического равновесия составляет устойчивость и замкнутость биотического круговорота веществ. Без знания сложных и взаимосвязанных механизмов экологического равновесия невозможны рациональное природопользование, прогнозирование хозяйственной деятельности и сохранения окружающей среды в пригодном для жизни состоянии. В связи с этим государство устанавливает определенные оговорки в экономической сфере с целью сохранения экологического равновесия, улучшение качества жизни, рационального использования природных ресурсов.

Важным направлением государственного регулирования отношений в сфере установления экологического равновесия является рациональное, ограниченное пользование природными ресурсами. Его целью является удовлетворение материальных потребностей общества за счет имеющихся и воспроизводимых природных ресурсов, определение наиболее эффективного, экономически выгодного их использования без нанесения ущерба жизненно важным интересам людей.

Среди средств обеспечения экологического равновесия необходимо выделить: установление разрешительного порядка предоставления права на природопользование; наличие эколого-правовых предписаний, которые содержат ограничения на природопользование и обязательства по осуществлению мероприятий по воспроизводству природных ресурсов, их рациональному использованию и ресурсосбережению в технологических процессах; создание основ экономического механизма управления природопользованием; внедрение мониторинга окружающей природной среды как средства информационной и аналитической поддержки государственных решений экологической направленности; урегулирование вопросов экологической стандартизации и нормирования, ведения природоресурсовых кадастров и учета в данной сфере и др.

Отсутствие обеспечения экологической безопасности и нарушения экологического равновесия приводят к возникновению экологических катастроф. Именно к такой экологической катастрофы следует отнести аварию на Чернобыльской атомной станции в апреле 1986 г. Эта авария относится к техногенных катастроф, то есть к таким, которые связаны с деятельностью людей. Для реализации обязанности государства по поводу преодоления последствий Чернобыльской катастрофы вводится государственный контроль за соблюдением правового режима в зонах, подвергшихся радиоактивному загрязнению; лица, виновные в нарушении установленного правового режима, а также в нарушении предписаний государственных органов, осуществляющих контроль в этой области, несут юридическую ответственность; со стороны государства вводится система медицинского обеспечения и социальной защиты лиц, которым предоставлен статус пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы. Правовой основой государственного преодоления последствий Чернобыльской катастрофы является ряд нормативно правовых актов, в частности: законы Украины от 27 февраля 1991 г. «О правовой режим территории, подвергшейся радиоактивной загрязненности вследствие Чернобыльской катастрофы» от 28 февраля 1991 г. «О статусе и социальной защите граждан, которые пострадали вследствие Чернобыльской катастрофы», от 20 июня 1997 г. «О формировании Фонда для осуществления мер по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и социальной защите населения», от 20 февраля 2000 г. «О формировании, порядке поступления и использования средств Фонда для осуществления мер по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и социальной защиты населения», Указ Президента Украины от 26 апреля 1996 г. «О создании Чернобыльского центра по проблемам ядерной безопасности, радиоактивных отходов и радиоэкологии», постановление Кабинета Министров Украины от 13 декабря 2001 г. «Некоторые вопросы реализации гражданами, которые пострадали вследствие Чернобыльской катастрофы, права на получение земельной доли (пая)».

Укрепление здоровья населения, продление активного долголетия и продолжительности жизни людей, преодоление демографического кризиса для страны приоритетное значение. Сохранение генофонда Украинского народа вызвано, прежде всего, неудовлетворительной экологической ситуацией, осложненной последствиями Чернобыльской катастрофы, ухудшенным состоянием здоровья населения, критической демографической ситуацией, снижением уровня качества жизни большинства граждан. Термин «генофонд» происходит от греческого «genos» (род, происхождение) и французского «fond» (основа) и рассматривается как совокупность всех генов одной группы организмов. Он характеризуется определенным качественным составом и численностью.

Выполнение государством обязанности по сохранению генофонда Украинского народа требует: поэтапного увеличения государственных ассигнований в сферу здравоохранения, их эффективного использования; обеспечение санитарного и эпидемиологического благополучия населения, переориентацию здравоохранения на существенное усиление мероприятий по предупреждению заболеваний, предотвращение инфекционных заболеваний, снижение рисков для здоровья человека, связанные с загрязнением и вредным влиянием факторов окружающей среды; создание условий для формирования и стимулирования здорового образа жизни, совершенствование гигиенического воспитания и обучения населения, особенно детей и молодежи; усиление борьбы с вредными привычками; развитие физической культуры и спорта; обеспечение рационального сбалансированного питания населения; осуществление активной демографической политики, направленной на стимулирование рождаемости и снижение смертности, сохранение и укрепление репродуктивного здоровья населения, а также социальной поддержки молодежи и защиты инвалидов и людей пожилого возраста; обеспечение всестороннего гармоничного физического и психического развития ребенка, начиная с рождения, его рационального питания, оптимальных условий быта, воспитания и обучения; внедрение эффективной системы многоканального финансирования сферы здравоохранения; интенсивного развития медицинской и фармацевтической промышленности.

Для реализации указанных положений Верховной Радой Украины было принято Закон Украины от 21 декабря 2010 г. «Об основных принципах (стратегию) государственной экологической политики Украины на период до 2020 года». Согласно этого закона целью национальной экологической политики является стабилизация и улучшение состояния окружающей природной среды Украины путем интеграции экологической политики в социально-экономического развития Украины для гарантирования экологически безопасной природной среды для жизни и здоровья населения, внедрение экологически сбалансированной системы природопользования и сохранения природных экосистем.

Основными принципами национальной экологической политики являются: усиление роли экологического управления в системе государственного управления Украины с целью достижения равенства трех составляющих развития (экономической, экологической, социальной), которая предопределяет ориентирования на приоритеты устойчивого развития, учет экологических последствий при принятии управленческих решений, при разработке документов, содержащих политические и/или программные принципы государственного, отраслевого (секторального), регионального и местного развития; межсекторальное партнерство и привлечение заинтересованных сторон; предотвращения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; обеспечение экологической безопасности и поддержание экологического равновесия на территории Украины, преодоление последствий Чернобыльской катастрофы; ответственность нынешнего поколения за сохранение окружающей среды на благо будущих поколений; участие общественности и субъектов хозяйствования в формировании и реализации экологической политики, а также учета их предложений при совершенствовании природоохранного законодательства; неотвратимость ответственности за нарушение законодательства об охране окружающей природной среды; ответственность органов исполнительной власти за доступность, своевременность и достоверность экологической информации, государственная поддержка и стимулирование отечественных субъектов хозяйствования, осуществляющих модернизацию производства, направленную на уменьшение негативного воздействия на окружающую природную среду.

Выполнения положений Основных принципов направлено на реализацию положений комментируемой статьи и позволит: улучшить состояние окружающей природной среды до уровня, безопасного для жизнедеятельности населения, с учетом европейских стандартов качества окружающей природной среды; постоянно уменьшать и постепенно ликвидировать зависимость между экономическим ростом и ухудшением состояния окружающей природной среды; создать эффективную систему информирования населения по вопросам охраны окружающей среды и повысить уровень экологического сознания граждан Украины; создать систему экологически сбалансированного использования природных ресурсов; обеспечить переход к системе интегрированного экологического управления в сфере охраны окружающей природной среды и развитие природоохранной составляющей в отраслях экономики; усовершенствовать государственную систему мониторинга окружающей природной среды и систему информационного обеспечения процесса принятия управленческих решений.

Другой комментарий к статье 16 Конституции Украины

Данная статья Конституции является одной из наиболее важных как такая, что непосредственно касается самого существования Украинского народа, здоровья каждого человека, проживающего на территории Украины, будущих поколений.

Конституция определяет обязанность государства сохранение генофонда Украинского народа, обеспечение экологической безопасности для человека и всего животного мира, преодоление особо тяжких для Украины последствий Чернобыльской катастрофы.

Понятие экологической безопасности, ключевое для данной нормы, имеет четко определенные правовые рамки. Они детерминированы установленными законодательством критериями качества окружающей природной среды, его отдельных элементов, качества продуктов питания.

одежды, жилья, соблюдение которых позволяет обеспечивать экологическую безопасность. Соответствующие критерии закреплены системой экологических нормативов, среди которых центральное место занимают нормативы экологической безопасности, определяющие допустимые концентрации загрязняющих веществ в воде, воздухе, грунте; уровни акустического, электромагнитного, радиационного и другого вредного физического влияния на окружающую природную среду; содержания вредных веществ в продуктах питания и животных кормах.

Кроме нормативов экологической безопасности поддержания надлежащего качества окружающей природной среды и экологического равновесия должно обеспечиваться соблюдением нормативов предельно допустимых выбросов и сбросов в окружающую природную среду загрязняющих химических веществ, уровней вредного влияния физических и биологических факторов, которые исходят от каждого конкретного стационарного источника загрязнения.

Для разных технологических процессов, технологического и другого оборудования, сооружений и объектов в зависимости от времени разработки и ввода в действие технологий и оборудования, наличия научных и технических разработок, экономической целесообразности устанавливаются также нормативы граничных объемов образования загрязняющих веществ, которые отводятся в атмосферный воздух; требования относительно ввода технологических процессов в части влияния на образование загрязняющих веществ; регламенты использования и потерь сырья. Наконец, для каждого типа передвижных источников, эксплуатируемых на территории Украины, устанавливаются нормативы содержания загрязняющих веществ в отработанных газах, а также вредных физических влияний.

Экологические нормативы разрабатываются и вводятся Министерством охраны окружающей природной среды и ядерной безопасности Украины, Министерством охраны здоровья Украины и другими уполномоченными на то государственными органами в соответствии с законодательством Украины.

Соблюдение нормативов и правил экологической безопасности обеспечивается государством с помощью трех рычагов: созданием системы современного законодательства, эффективного административного контроля, проведением экономического механизма природопользования формированием и развитием правовой культуры граждан. Развитие системы экономического законодательства в Украине в некоторой степени проходил в соответствии с концепцией, основными в которой стали законы об охране окружающей среды, охране атмосферного воздуха, охране и использовании животного мира. Земельный, Лесной, Водный кодексы, Кодекс о недрах и другие акты, которые обеспечивали регулирование природопользование и гласность использования природных ресурсов. Следующий этап развития экологического законодательства – его кодификация с учетом соответствующих конституционных положений.

Государственный контроль в области охраны окружающей природной среды имеет цель обеспечение соблюдения требований соответствующего законодательства всеми государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности и подчинения, всеми физическими и юридическими лицами.

Государственному контролю подлежат использование и охрана земель, недр, поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, лесов и иной растительности, животного мира, морской среды и природных ресурсов территориальных вод, континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны Украины, природных территорий и объектов, подлежащих особой охране, состояние окружающей природной среды.

Формирование экологической культуры граждан включает систему непрерывного экологического образования, экологического воспитания людей.

Кроме общих положений по обеспечению экологической безопасности, данная статья выделяет обязанность государства по преодолению последствий Чернобыльской катастрофы. Конституционный уровень данного положения определяется тем, что речь идет о беспрецедентном экологическом бедствии, последствия которого достигли далеко за пределы нашего государства, а их ликвидация будет долго требовать целенаправленных государственных мер. Основными законодательными актами, регулирующими вопросы, связанные с преодолением последствий Чернобыльской катастрофы, является Закон Украины “О правовом режиме территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие Чернобыльской катастрофы” от 27 февраля 1991 г. и Закон Украины “О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы” от 28 февраля 1991 г. с последующими изменениями и дополнениями.

Предусмотренный Конституцией обязанность государства заботиться о сохранении генофонда Украинского народа обусловлено значительным ухудшением состояния здоровья населения. Как показывают исследования Всемирной организации здравоохранения, состояние здоровья людей на 20 – 80 процентов зависит от окружающей среды. Поэтому деятельность государства по ее охране, обеспечению экологической безопасности приобретает важное значение. Реализация этой статьи требует создания развитой системы законодательных актов, в том числе и тех, что дают юридические гарантии медицинского обслуживания населения в соответствии с современным уровнем медицинской науки и практики, охраны семьи, детства, развития физической культуры и тому подобное.