Новая редакция ст. 17 Конституции Украины с Комментариями.
Защита суверенитета и территориальной целостности Украины, обеспечение ее экономической и информационной безопасности являются важнейшими функциями государства, делом всего Украинского народа.
Оборона Украины, защита ее суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности возлагаются на Вооруженные Силы Украины.
Обеспечение государственной безопасности и защита государственной границы Украины возлагаются на соответствующие воинские формирования и правоохранительные органы государства, организация и порядок деятельности которых определяются законом.
Вооруженные Силы Украины и другие военные формирования никем не могут быть использованы для ограничения прав и свобод граждан или с целью свержения конституционного строя, устранения органов власти или препятствования их деятельности.
Государство обеспечивает социальную защиту граждан Украины, находящихся на службе в Вооруженных Силах Украины и других воинских формированиях, а также членов их семей.
На территории Украины запрещается создание и функционирование любых вооруженных формирований, не предусмотренных законом.
На территории Украины не допускается расположение иностранных военных баз.
Комментарий к ст. 17 Конституции Украины
Комментируемая статья направлена на регулирование конституционных основ защиты суверенитета и территориальной целостности нашего государства, обеспечения ее экономической и информационной безопасности, использование Вооруженных Сил Украины, военных формирований и правоохранительных органов, а также социальную защиту граждан, которые находятся на службе в Вооруженных Силах Украины и других военных формированиях, и членов их семей.
Среди конституционных основ особое место принадлежит положениям о правах и свободах человека и гражданина, государственном суверенитете и территориальной целостности Украины. Такой вывод вытекает из анализа как статей 1 и 2, так и ст. 157 Конституции Украины.
Исходя из значения реальности государственного суверенитета и территориальной целостности для самого факта существования и поступательного развития независимого украинского государства, Конституция Украины одними из главных ее функций, делом всего украинского народа признает защиту ее суверенитета и территориальной целостности, а также обеспечение экономической и информационной безопасности.
Сопоставление ч. 1 ст. 17 Конституции Украины и ст. 3 Закона Украины от 19 июня 2003 г. «Об основах национальной безопасности Украины» дает основания признать суверенитет, территориальную целостность Украины, ее экономическую и информационную безопасность объектами национальной безопасности Украины. Последняя определяется этим законом как защищенность жизненно важных интересов человека и гражданина, общества и государства, при которой обеспечивается устойчивое развитие общества, своевременное выявление, предотвращение и нейтрализация реальных и потенциальных угроз национальным интересам.
Важность и сложность задач национальной безопасности Украины вызывает необходимость общественного признания на уровне Основного Закона защита суверенитета и территориальной целостности Украины обязанностью государства, делом всего народа. Признавая защиту суверенитета, территориальной целостности Украины, ее экономической и информационной безопасности важнейшей функцией государства, ч. 1 ст. 17 Конституции в то же время не указывает, какие именно государственные органы ее выполняют. Круг субъектов, на которых возлагается выполнение этой функции, можно определить путем толкования частей 2-4 ст. 17, статей 85,102, 106.107,116 Конституции Украины, а также ст. 4 Закона Украины от 19 июня 2003 г. «Об основах национальной безопасности Украины». К таким субъектам, на наш взгляд, относятся: Президент Украины, Верховная Рада Украины, Кабинет Министров Украины, Совет национальной безопасности и обороны Украины, министерства и другие центральные органы исполнительной власти, Национальный банк Украины, судебные органы, органы прокуратуры, местные государственные администрации, органы местного самоуправления, Вооруженные Силы Украины, Служба безопасности Украины, Государственная пограничная служба Украины, другие военные формирования, образованные согласно законам Украины.
Полномочия вышеназванных органов государства относительно обеспечения суверенитета, территориальной целостности Украины, ее экономической и информационной безопасности четко определяются в статьях 85, 102,106,107, 116 Конституции Украины, ст. 9 Закона Украины «Об основах национальной безопасности Украины» от 19 июня 2003 г., а также в законах Украины, которые определяют их правовое положение и компетенцию.
Часть 2 ст. 17 Конституции Украины определяет задачи по обеспечению обороны Украины, ст. 1 Закона Украины «Об обороне Украины» от 6 декабря 1991 г. определяется как система политических, экономических, социальных, военных, научных, научно технических, информационных, правовых, организационных, других мероприятий государства по подготовке к вооруженной защите и ее защита в случае вооруженной агрессии или вооруженного конфликта. Реализация данной задачи возлагается на Вооруженные Силы Украины, которые согласно Конституции Украины обеспечивают оборону Украины, защиту ее суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности. Вооруженные Силы Украины состоят из следующих видов: Сухопутные войска, Военно Воздушные силы, Войска противовоздушной обороны и Военно Морские силы.
Правовой основой деятельности Вооруженных Сил Украины является Конституция Украины, Закон Украины «О Вооруженных Силах Украины» от 6 декабря 1991 г., Закон Украины от 6 декабря 1991 г. «Об обороне Украины», уставы Вооруженных Сил Украины, другие законы Украины, акты Президента Украины, Кабинета Министров Украины, международные договоры Украины, которые регулируют отношения в оборонной сфере. Функции Вооруженных Сил Украины, их состав, правовые основы организации, деятельности, дислокации, руководства и управления определяются Законом Украины «О Вооруженных Силах Украины» от 6 декабря 1991 г.
Часть 3 комментируемой статьи обеспечения государственной безопасности и защиты государственной границы возлагает на соответствующие военные формирования и правоохранительные органы.
По действующему законодательству Украины воинское формирование – это созданная в соответствии с законодательством Украины совокупность военных объединений, соединений и частей и органов управления ими, которые комплектуются военнослужащими и предназначены для обороны Украины, защиты ее суверенитета, государственной независимости и национальных интересов, территориальной целостности и неприкосновенности. Правоохранительные органы – это органы государственной власти, на которые Конституцией Украины и законами Украины возложено осуществление правоохранительных функций.
Обеспечение государственной безопасности возлагается на Службу безопасности Украины, согласно Закону Украины «О Службе безопасности Украины» от 25 марта 1992 г. является государственным правоохранительным органом специального назначения. Служба безопасности Украины подчинена Президенту Украины и подконтрольна Верховной Раде Украины.
Основное назначение Службы безопасности Украины заключается в защите государственного суверенитета, конституционного строя, территориальной целостности, экономического, научно технического и оборонного потенциала Украины, законных интересов государства и прав граждан от разведывательно подрывной деятельности иностранных специальных служб, посягательств со стороны отдельных организаций, групп и лиц.
В задачи Службы безопасности Украины Закон Украины «О Службе безопасности Украины» от 25 марта 1992 г. (ст. 2) также относит: предупреждение, выявление, прекращение и раскрытие преступлений против мира и безопасности человечества, терроризма, коррупции и организованной преступной деятельности в сфере управления и экономики и других противоправных действий, которые непосредственно создают угрозу жизненно важным интересам Украины.
Деятельность Службы безопасности Украины предполагает ее взаимодействие с другими государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями и должностными лицами, которые обязаны оказывать ей содействие в выполнении возложенных на нее задач. Граждане Украины и их объединения, другие лица должны способствовать законной деятельности Службы безопасности Украины на добровольных началах. Такого рода помощь Службе безопасности Украины можно рассматривать как реализацию гражданами Украины своего гражданского долга, поскольку защита суверенитета и территориальной целостности Украины, обеспечение ее экономической и информационной безопасности является делом всего украинского народа.
Защита государственной безопасности напрямую связан с защитой государственной границы Украины. Государственная граница Украины определяется Конституцией Украины и законами Украины, а также международными договорами Украины, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины. Нерушимость государственных границ является свидетельством территориальной целостности, политической и экономической независимости, суверенитета и единства Украины. Исходя из этого, охрана государственной границы Украины признается неотъемлемой частью общегосударственной системы обеспечения национальной безопасности Украины.
Обеспечение целостности и неприкосновенности государственной границы Украины является конституционным требованием (ст. 2 Конституции), обязанность по реализации которой возлагается в соответствии с Законом Украины «О государственном границу Украины» от 4 ноября 1991 г. на Вооруженные Силы Украины и соответствующие военные формирования.
Защита государственной границы Украины является неотъемлемой частью общегосударственной системы обеспечения национальной безопасности и заключается в скоординированной деятельности военных формирований и правоохранительных органов государства, организация и порядок деятельности которых определяются законом. Эта деятельность осуществляется в рамках предоставленных им полномочий путем принятия комплекса политических, организационно-правовых, дипломатических, экономических, военных, пограничных, иммиграционных, разведывательных, контрразведывательных, оперативно-розыскных, природоохранных, санитарно-карантинных, экологических, технических и других мероприятий.
Координация деятельности военных формирований и правоохранительных органов государства по защите государственной границы осуществляется Государственной пограничной службой Украины, которая действует согласно Закону Украины «О Государственной пограничной службе Украины» от 3 апреля 2003 г.
5 ноября 2009 г. Верховная Рада Украины приняла Закон Украины «О пограничном контроле». Появление такого закона была обусловлена необходимостью выполнения Украиной международных обязательств по адаптации законодательства к требованиям ЕС и внедрение новейших форм контроля на подготовительном этапе к Ев ро – 2012. Он был разработан на основе Кодекса Шенгенских границ, и он не имеет аналогов в государствах членах ЕС и странах СНГ. Впервые на государственном уровне пограничный контроль определен как государственный вид контроля, который осуществляет исключительно Государственная пограничная служба Украины. Его важным достижением также является то, что на законодательном уровне закреплен принцип приоритетности безопасности составляющей пограничного контроля и его правоохранительную направленность. Это прежде всего противодействие незаконной миграции, торговле людьми, незаконному перемещению через границу лиц, оружия, наркотиков, боеприпасов, взрывчатых веществ. Таким образом, из задач Госпогранслужбы во время пограничного контроля исключено фискальные и другие несвойственные ей функции. Статьей 25 данного закона закреплено координирующую роль пограничников в пунктах пропуска, а право определять и утверждать технологии пропуска предоставлен исключительно начальникам органов охраны государственной границы. По закону не подлежат пограничному контролю главы государств и члены официальных делегаций. Владельцам дипломатических, официальных и служебных паспортов должен предоставляться приоритет при осуществлении контроля, а пограничный контроль трансграничных работников проводится в минимальном объеме. Также законом предусмотрен упрощенный пограничный контроль для круизных судов, яхт, рыболовных судов, паромов и самолетов.
Охрана государственной границы Украины является неотъемлемой составляющей общегосударственной системы защиты государственной границы заключается в осуществлении Государственной пограничной службой Украины на суше, море, реках, озерах и других водоемах, а также Вооруженными Силами Украины в воздушном и подводном пространстве в соответствии с предоставленных им полномочий мероприятий с целью обеспечения неприкосновенности государственной границы Украины. Охрана государственной границы Украины на суше, море, реках, озерах и других водоемах возлагается на Государственную пограничную службу Украины, а в воздушном и подводном пространстве в пределах территориального моря – на Вооруженные Силы Украины. Государственная пограничная служба Украины и Вооруженные Силы Украины во время выполнения задач по охране государственной границы Украины руководствуются Законами Украины «О государственном границу Украины» от 4 ноября 1991 г., «О Государственной пограничной службе Украины» от 3 апреля 2003 г., «Об обороне Украины» от б декабря 1991 г., «О Вооруженные Силы Украины» от б декабря 1991 г., другими нормативно правовыми актами и международными договорами, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины.
Государственная пограничная служба Украины в пределах установленных законодательством полномочий координирует деятельность государственных органов, осуществляющих различные виды контроля при пересечении государственной границы Украины или принимают участие в обеспечении режима государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через государственную границу Украины.
Законодательство Украины предусматривает, что в обеспечении государственной безопасности и защите государственной границы в пределах своей компетенции также принимают участие: милиция, которая действует согласно Закону Украины от 20 декабря 1990 г. «О милиции», внутренние войска Министерства внутренних дел Украины, правовой статус которых определен в Законе Украины от 26 марта 1992 г. «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Украины».
Граждане Украины согласно Конституции Украины имеют право создавать общественные объединения для участия в охране общественного порядка и государственной границы. Деятельность общественных формирований по охране общественного порядка и государственной границы урегулирована Законом Украины «Об участии граждан в охране общественного порядка и государственной границы» от 22 июня 2000 г.
В Украине, которая идет по пути развития демократической, социальной, правовой государственности, человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются наивысшей социальной ценностью, а права и свободы и их гарантии определяют содержание и направленность деятельности государства, которое отвечает перед человеком за свою деятельность (ст. 3 Конституции Украины). Признав права и свободы человека безусловной ценностью, Конституция Украины запретила использование Вооруженных Сил Украины и других военных формирований для их ограничения. Данный запрет получила отражение и конкретизацию в законах, определяющих правовой статус Вооруженных Сил Украины и других военных формирований.
Конституция Украины запрещает использование Вооруженных Сил Украины и других военных формирований с целью свержения конституционного строя. Установление данного запрета следует из ст. 5 Конституции Украины, которая закрепляет право изменять конституционный строй в Украине исключительно за народом и не допускает узурпации этого права ни государством, ни ее органами и должностными лицами. Действия, направленные на насильственную смену или свержение конституционного строя или на захват государственной власти, влекут за собой уголовную ответственность виновных лиц в соответствии со ст. 109 Уголовного кодекса Украины.
Основной Закон признает недопустимым использование Вооруженных Сил Украины и других военных формирований и для устранения органов власти или препятствования их деятельности, поскольку через органы государственной власти и органы местного самоуправления народ осуществляет свою власть (ст. 5 Конституции Украины).
Часть 5 комментируемой статьи устанавливает обязанность государства по обеспечению социальной защиты граждан Украины, находящихся на службе в Вооруженных Силах Украины и в иных воинских формированиях, а также членов их семей. Фундаментальным правовым основанием для закрепления этой обязанности государства является признание Конституцией рф человека высшей социальной ценностью (ст. 3), провозглашение Украины социальным государством (преамбула, ст. 1), гарантирования гражданам права на социальную защиту, на уровень жизни, не низший от прожиточного минимума (ст. 46).
Этот конституционный долг государства и соответствующие ему права граждан Украины, находящихся на службе в Вооруженных Силах и других военных формированиях, а также членов их семей, получили свое развитие и конкретизацию в законах Украины от 20 декабря 1991 г. «О социальный и правовой защиту военнослужащих и членов их семей», от 9 апреля 1992 г. «О пенсионном обеспечении военнослужащих и лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел», а также в соответствующих статьях Законов Украины «О Службе безопасности Украины», «О милиции», «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Украины», «О Государственную пограничную службу Украины». Важное значение для реализации данной нормы Конституции Украины имеет также решение Конституционного Суда Украины в деле за конституционными представлениями Службы безопасности Украины, Государственного комитета нефтяной, газовой и нефтеперерабатывающей промышленности Украины, Министерства финансов Украины относительно официального толкования положений п. 6 ст. 12 Закона Украины «О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей», частей 4 и 5 ст. 22 Закона Украины «О милиции» и ч. 6 ст. 22 Закона Украины от 3 июня 1999 г. «О пожарной безопасности» (дело № 1 8/99 об официальном толковании термина «член семьи»).
Действующее законодательство Украины предусматривает создание военизированных или вооруженных формирований исключительно с целью обеспечения внешней и внутренней безопасности Украины. Часть 4 ст. 17 Конституции устанавливает запрет относительно создания и функционирования любых других вооруженных формирований, не предусмотренных законом.
Нарушение конституционного запрета относительно создания и функционирования вооруженных формирований имеет следствием привлечения виновных лиц к уголовной ответственности согласно ст. 260 Уголовного кодекса Украины.
Под вооруженными формированиями Уголовный кодекс Украины понимает военизированные группы, которые незаконно вооружены пригодной для использования огнестрельным, взрывчатым или другим оружием. Военизированными считаются такие формирования, которые имеют организационную структуру военного типа, а именно: единоначалие, подчиненность и дисциплину, и в которых проводится военная или строевая или физическая подготовка.
О факте создания и функционирования таких запрещенных формирований могут свидетельствовать действия, которые оказались: в создании не предусмотренных законами Украины военизированных или вооруженных формирований; участия в их деятельности; руководстве ими; их финансировании; поставке им оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ или военной техники; участия в их составе при нападении на предприятия, учреждения, организации или граждан. Осуществление любых из указанных действий следует расценивать как нарушение Конституции Украины, за которое виновные лица должны быть привлечены к уголовной ответственности.
В Декларации о государственном суверенитете украины провозгласила о своем намерении стать в будущем постоянно нейтральным государством, которое не участвует в военных блоках и придерживается трех неядерных принципов: не принимать, не производить и не приобретать ядерного оружия. В Декларации также указано, что территория Украины в существующих границах является неприкосновенной и не может быть изменена и использована без ее согласия.
На выполнение этих положений Декларации Конституция Украины запретила расположение на территории Украины иностранных военных баз. Вместе с тем, исходя из специфики создания Украинского государства, ее связей с Российской Федерацией, Основной Закон в п. 14 раздела XV «Переходные положения» предусмотрел возможность использования существующих военных баз на территории Украины для временного пребывания иностранных военных формирований на условиях аренды в порядке, определенном международными договорами Украины, ратифицированными Верховной Радой Украины. На сегодня использование российским Черноморским флотом базы в Севастополе осуществляется на условиях аренды согласно ряду международных договоров между Украиной и Российской Федерацией.
В частности, Соглашения между Украиной и Российской Федерацией о статусе и условиях пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины от 28 мая 1997 г., Соглашения между Украиной и Российской Федерацией о параметрах разделения Черноморского флота от 28 мая 1997 г., Соглашения между Правительством Украины и Правительством Российской Федерации о взаимных расчетах, связанных с разделом Черноморского флота и пребыванием Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины от 28 мая 1997 г., Соглашения между Украиной и Российской Федерацией по вопросам пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины от 21 апреля 2010 г.
С момента обретения Украиной независимости осуществляется постоянная деятельность государственных органов по совершенствованию нормативно правовой базы защиты суверенитета и территориальной целостности украинского государства. Так, за это время принято более 200 законов, из которых фундаментальный или базовый характер имеют более 40%; которые касаются изменений в базовых законов – 99%; касающихся одобрения решений Президента Украины о временном допуске подразделений Вооруженных сил других государств – участие в совместных военных учениях, оказание помощи при стихийных бедствиях и т. п.), – 2,5%, об одобрении решений Президента Украины о направлении подразделений Вооруженных Сил Украины как миротворческих контингентов по обеспечению безопасности и т. п. – 4,1%, об установлении численности Вооруженных Сил Украины-2,5%, О ратификации международных соглашений, принятии поправок, оговорок к ним и т. п., касающихся обеспечения обороны, территориальной целостности, суверенитета Украины, – 17%.
Таким образом, уже после принятия и введения в действие Конституции создана прочная законодательная база, которая очевидно дает возможность гарантировать сохранение независимости, территориальной целостности и суверенитета нашего государства.
Другой комментарий к статье 17 Конституции Украины
Понятие суверенитета и территориальной целостности Украины раскрыто в комментарии к ст. 2 Конституции. Экономическая и информационная безопасность являются важными составляющими национальной безопасности Украины, под которой принято понимать состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от реальных и потенциальных внутренних и внешних угроз в государственно-политической, экономической, социальной, экологической и информационной сферах.
Обязанность, предусмотренную ч. 1 настоящей статьи, возлагается на все государственные органы, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации, на всех граждан Украины и их объединения. Конституция также определяет в ст. 107 специальный орган-Совет национальной безопасности и обороны Украины, который координирует и контролирует деятельность органов исполнительной власти в сфере национальной безопасности и обороны.
Специальная задача по обороне Украины в ч. 2 данной статьи возлагается на Вооруженные Силы Украины, которые согласно Закону Украины “Об обороне Украины” от 6 декабря 1991 г. являются военной государственной структурой, предназначенной для вооруженной защиты суверенитета, независимости, территориальной целостности и неделимости Украины от нападения извне (ст. из). Принципы построения Вооруженных Сил Украины, их численность и состав, порядок комплектования, дислокации и мобилизации определяются Законом “О Вооруженных Силах Украины” от 6 декабря 1991 г. и другими актами законодательства Украины. Они состоят из следующих видов: сухопутные войска (войска наземной обороны), военно-воздушные силы (войска обороны воздушного пространства), военно-морские силы.
Дело государственной безопасности Закон “О Службе безопасности Украины” от 25 марта 1992 г. возлагает на Службу безопасности Украины – государственный правоохранительный орган специального назначения. Этот закон уточняет: “На Службу безопасности Украины возлагается в пределах определенной законодательством компетенции защита государственного суверенитета, конституционного строя, территориальной целостности, экономического, научно-технического и оборонного потенциала Украины, законных интересов государства и прав граждан от разведывательно-подрывной деятельности иностранных специальных служб, посягательств со стороны отдельных организаций, групп и лиц” (ст. 2).
В задачи Службы безопасности Украины также входит предупреждение и раскрытие преступлений против мира и безопасности человечества, терроризма, коррупции и организованной преступной деятельности в сфере управления и экономики и других противоправных действий, которые непосредственно создают угрозу жизненно важным интересам Украины.
Согласно Закону “О государственной границе Украины” от 4 ноября 1991 г. Государственная граница Украины неприкосновенна. Любые нарушения его решительно прекращаются. Закон определяет, что охрана государственной границы Украины на суше, море, реках, озерах и других водоемах возлагается на Пограничные войска Украины, а в воздушном пространстве – на войска воздушной обороны Украины. Правовой статус Пограничных войск Украины определяется Законом “О Пограничных войсках Украины” от 4 ноября 1991 г.
В пределах своей компетенции в обеспечении государственной безопасности и защите государственной границы принимают участие (способствуют) Национальная гвардия Украины, правовой статус которой определяется Законом “О Национальную гвардию Украины” от 4 ноября 1991 г., внутренние войска Министерства внутренних дел Украины, правовой статус которых определяется Законом “О внутренних войсках Министерства внутренних дел Украины” от 26 марта 1992 г. с последующими изменениями, милиция, правовой статус которой определяется Законом “О милиции” от 20 декабря 1990 г. с последующими изменениями, и некоторые другие государственные структуры, правовой статус которых определяется подзаконными актами.
Конституция предусматривает, что Вооруженные Силы Украины и другие военные формирования никем не могут быть использованы для ограничения прав и свобод граждан или с другим анти конституционной целью.
Конституционное положение о защите граждан Украины, находящихся на военной службе, и членов их семей нашло свое развитие в законах “О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей” от 20 декабря 1991 г, “О пенсионном обеспечении военнослужащих и лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел” от 9 апреля 1992 г. с последующими изменениями а также в соответствующих разделах или статьях законов “О Службе безопасности Украины”, “О Пограничных войсках Украины”, “О внутренних войсках Министерства внутренних дел Украины”, “О Национальную гвардию Украины” и тому подобное.
Согласно Конституции создание и функционирование любых незаконных вооруженных формирований запрещено действующим законодательством установлена уголовная ответственность за наемничество (ст. 63 УК) и создание не предусмотренных законодательством военизированных формирований или групп (ст. 187 УК Украины). В частности, в последней разъяснено, что под военизированным следует понимать формирование или группу, которые имеют организационную структуру военного типа, а именно: единоначалие и подчиненность, дисциплину, а также в которых проводится военная или строевая или физическая подготовка.
Положение о недопустимости размещения иностранных военных баз обусловлено спецификой возникновения нашего государства. Оно вполне соответствует тому принципу Декларации о государственном суверенитете Украины от 16 июля 1990 г., за которым объявлено о ее намерении стать в будущем постоянно нейтральным государством.
Впрочем, данное положение Конституции тесно связано с п. 14 “Переходных положений”.