Новая редакция ст. 23 Конституции Украины с Комментариями.

Каждый человек имеет право на свободное развитие своей личности, если при этом не нарушаются права и свободы других людей, и имеет обязанности перед обществом, в котором обеспечивается свободное и всестороннее развитие его личности.

Комментарий к ст. 23 Конституции Украины

Право на свободное развитие своей личности – это первое из конкретных прав человека, которые закреплены в Конституции Украины. Правда, такое право не было зафиксировано в общей декларации прав человека. Но в последние десятилетия оно получает все более широкого признания и поддержки всемирным сообществом. 1986 г. ООН приняла Декларацию о праве на развитие. В этом документе было начато разъяснение содержания данного права. В частности, провозглашалось, что право на развитие является неотъемлемым правом человека, обладая которым каждый человек и все народы могут участвовать в таком экономическом, социальном, культурном и политическом развитии, где могут быть полностью осуществлены все права человека и основные свободы, а также содействовать ему и пользоваться его благами (ст. 1.1). Принципиально важным является положение этого документа о том, что «человек является основным субъектом процесса развития и должен быть активным участником и бенефициарием права на развитие» (ст. 2. 1). По современной концепции, которая была изложена, в частности, на Третьем национальном семинаре «Человеческое развитие в Украине 95», который состоялся в Киеве, человеческое развитие – это процесс расширения выбора для человека. Прежде всего это выбор трех важных вещей: вести здоровый образ жизни и жить долго, приобретать знания, иметь ресурсы, чтобы поддерживать должный жизненный уровень. Сюда же относятся политическая, экономическая и социальная свободы, возможность заниматься творческой и производственной деятельностью, гарантии прав человека.

Таким образом, под конституционным правом на свободное развитие личности следует понимать способность использования индивидом гарантированных Конституцией правовых возможностей для осуществления своих интересов ради реализации внутреннего потенциала личности, ее творческой самореализации. Право на свободное развитие личности хотя и является конкретным конституционным правом, однако имеет сложный интегральный характер: как универсальное выражение свободы оно комплексно выражает сущность всех других конституционных прав и свобод и в то же время реализуется через другие конституционные права и свободы человека. Оно также сочетает в себе свойства как негативных прав (то есть предусматривает невмешательство государства и общества в реализации жизненного пути индивида), так и прав положительных (то есть требует создания экономических, социальных, политических, культурных и других необходимых условий своей реализации).

В комментируемом предписании встречается такой законодательный прием, когда в одной статье закона вместе с формулировкой определенного права определяются и пределы его использования. Такой прием применяется и в некоторых широко признанных международных актах по правам человека. Пределом осуществления человеком его права на развитие здесь определена необходимость соблюдения прав и свобод других людей. Указанная граница охарактеризована и в одной из следующих статей Конституции Украины в виде обязанности каждого не посягать на права и свободы других (ч. 1 ст. 68). Она свойственна использованию человеком не только права на развитие, а и всех других его прав. Однако поскольку о ней здесь упомянуто впервые, следует остановиться на этом вопросе подробнее.

“Представление о том, что пределом осуществления человеком своих прав является ненарушения им прав других лиц, отражает общечеловеческий опыт жизни в обществе, опыт гуманного, цивилизованного общения. Оно встречается уже в древних религиозных текстах (в Библии читаем: «Не делайте другим того, чего себе не желаете». – Действия 15:29) и в высказываниях выдающихся мыслителей человечества « “поступай так, чтобы твой беспредел был совместим с произволом другого согласно общему закону свободы”. – И. Кант). Поэтому важным критерием свободного развития личности каждого является уважение интересов, прав и свобод других людей. Однако введения рассматриваемого ограничения на практике может вызвать серьезные трудности. Ведь в социально неоднородном обществе наряду с общими социальными интересами, одинаковыми для всех его членов, существуют и специфические интересы – групповые и индивидуальные.

Поэтому содержательная интерпретация различными субъектами человеческих прав, которая предопределяется в значительной степени этими «частными» интересами и призвана облегчать их удовлетворения, весьма часто не совпадает. А отсюда и представление о том, где же именно начинаются те права, которые должны быть пределом осуществления лицом собственных прав, у разных субъектов довольно часто отличаются. В случае конфликта этих представлений (конфликта интерпретаций) его решения поручается независимому арбитру – суду, по решению которого должны согласиться участники конфликта.

Следующее положение комментируемой статьи связано с общей характеристикой правового положения индивида в обществе. Здесь впервые встречается понятие долга лица. И становится очевидным, что до такой характеристики должно входить указание не только на права и свободы человека, но и на ее обязанности. Правда, речь идет здесь не о всех обязанностях человека, а только о тех, которые он имеет перед обществом в целом, в то время как у него существуют еще и обязанности перед другими людьми, их общностями и объединениями, перед государством. Следует подчеркнуть, что рассматриваемый долг – это не юридический долг, установленный законодательством. Он вытекает не из юридических норм государства, а из всех условий общественной жизни. Следовательно, речь идет не о специально социальный (юридический), а о общесоциальный обязанность (точнее, один из его разновидностей). Социальный долг человека – это необходимость определенной ее поведения, объективно обусловленной конкретно-историческими потребностями существования и развития других людей, нации, народа, его социальных групп и всего общества. Важнейшие из социальных обязанностей государство фиксирует в законодательстве, тем самым придавая им юридического характера, и обеспечивает разнообразными, в том числе принудительными средствами. Так, например, это сделано в отношении обязанности гражданина защищать Отечество, уважать государственные символы Украины (ч. 1 ст. 65 Конституции), об обязанности «каждого» не причинять вред природе, культурному наследию (ст. 66).

В комментируемом предписании речь идет об обязанностях человека не перед любым обществом, а лишь перед таким, в котором обеспечивается свободное и всестороннее развитие его личности. И это основополагающе оправдано. Ведь в антиправовом, антигуманному, недемократическом обществе, которое подавляет, унижает человека, тормозит ее развитие, вряд ли можно требовать от нее одобрительного отношения к нему, выполнение ею всех ее социальных, а тем более юридических обязанностей. Поэтому обеспечение властью свободного и всестороннего развития является одним из критериев ее легитимности. Только та власть получает социальное признание как правовая (правомерная), которая обеспечивает условия для реализации способностей любого человека.

В комментируемой статье воплощено и такую мировоззренческую, философско антропологическую основу, согласно которой только от общества, только, так сказать, из его «рук» каждый человек получает необходимые средства для существования и развития. Поэтому для человека общество, или общественное благо, является не менее важной ценностью, чем индивидуальная свобода. По своему аксиологическому статусу они являются равнозначными. Осознание этой основы как раз и предопределяет уважительное, ответственное отношение человека к выполнению своих социальных (а следовательно, и – поскольку их закреплено в Конституции, в других законах – юридических) обязанностей, предотвращает противопоставлению прав и обязанностей, тормозит формирование чисто иждивенческих установок.

Другой комментарий к статье 23 Конституции Украины

Право на свободное развитие своей личности относится к основным правам человека и означает, что граждане Украины и другие лица, которые находятся в Украине на законных основаниях, имея все права и все свободы, закрепленные и гарантированные настоящей Конституцией, используют их в собственных интересах, по своему усмотрению развивают свои способности, направляют свое поведение на достижение поставленных ими целей.

Итак, идеалом свободной человеческой личности является человек, который пользуется в обществе гражданской и политической свободой и свободой от страха и нужды, то есть существует в условиях, которые дают ей возможность реального осуществления своих экономических, социальных и культурных прав так же, как своих гражданских и политических прав, когда нарушение этих прав любым лицом является нарушением, соответственно, нормы внутреннего законодательства, международного права или обоих норм одновременно.

Вместе с тем Конституция в данной статье признает обязанности человека, которые считаются неотъемлемыми составляющими понятие свободы в демократическом обществе. Лицо не может быть свободным от общества, ибо человек является общественным существом. Поэтому важным является разумное соотношение между интересами лица и интересами общества, а также между правами лица и соответствующего коллектива. Исходя из этого свобода личности должна согласовываться со свободой других людей и обоснованными требованиями общества. Именно в таких условиях общество создает среду, которая позволяет человеку всесторонне развивать свою личность. Следует подчеркнуть, что человек может стать и становится личностью только в общественных отношениях.

В понимании этой статьи понятие “обязанность” должно применяться в связи с термином “право”, ведь, когда существует право любого лица, всегда должна существовать соответствующая обязанность, которая возлагается на любое другое лицо или на всех лиц вообще. Основной обязанностью человека является поведение относительно других таким образом, чтобы каждый мог полностью формировать и развивать свою личность, одновременно уважая личность других людей.

Каждый отдельный человек имеет обязанности перед обществом, поскольку только в нем возможно свободное и полное развитие личности.