Новая редакция ст. 24 Конституции Украины с Комментариями.

Граждане имеют равные конституционные права и свободы и равны перед законом.

Не может быть привилегий или ограничений по признакам расы, цвета кожи, политических, религиозных и других убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного состояния, местожительства, по языковым или другим признакам.

Равенство прав женщины и мужчины обеспечивается: предоставлением женщинам равных с мужчинами возможностей в общественно-политической и культурной деятельности, в получении образования и профессиональной подготовке, в труде и вознаграждении за него; специальными мерами по охране труда и здоровья женщин, установлением пенсионных льгот; созданием условий, дающих женщинам возможность сочетать работу с материнством; правовой защитой, материальной и моральной поддержкой материнства и детства, включая предоставление оплачиваемых отпусков и других льгот беременным женщинам и матерям.

Комментарий к ст. 24 Конституции Украины

В статье 24 Конституции Украины отмечается, что всем гражданам предоставлен и гарантирован равный объем прав и свобод: экономических, социальных, политических, культурных, личных и тому подобное. их использование связано с введением одинаковых стандартов для всех без исключения человек. Это означает, что закрепленные Конституцией Украины права и свободы распространяются в равной мере на всех граждан и имеют для них тождественен (одинаковый) содержание. Права человека принадлежат ему от природы, являются неведомыми. Задача государства и общества в современных условиях заключается в том, чтобы защищать эти права и не допускать их нарушения. Итак, каждый гражданин Украины может пользоваться и пользуется на равных условиях с другими гражданами всем спектром прав и свобод без ущемления со стороны государства, дискриминации со стороны государственных органов, отдельных должностных лиц или других лиц. Предоставление каждому гражданину Украины равных прав и свобод позволяет принимать активное участие во всех сферах жизнедеятельности государства: формировать представительные органы государственной власти, иметь равный доступ ко всем должностям в государственных органах без каких либо признаков дискриминации, знакомиться со всеми документами и материалами, непосредственно касаются прав и свобод граждан.

Равенство прав и свобод также предусматривает соответствующее использование своих прав теми категориями граждан, которые не имеют равных с другими возможностей (социальные, физиологические и др. факторы). Поэтому Конституция Украины устанавливает соответствующую систему гарантий для обеспечения достойных условий жизни каждого человека.

Права и свободы, предусмотренные ст. 24 Конституции Украины, относятся к тем правам и свободам, которые не могут быть ограниченными.

Все граждане равны перед законом. Обязанность не нарушать предписаний закона, выполнять его положения, а в случае нарушения – нести юридическую ответственность в равной требованием для всех граждан.

Положение о равенстве граждан перед законом позволяет не ограничивать юридическое равенство только конституционными правами и свободами, а это означает, что все без исключения права и свободы граждан, закрепленные в законах, а также в подзаконных нормативных актах, должны быть равными. Указание на это является соответствующим международном праву, европейским стандартам, общечеловеческим ценностям.

Таким образом, идея прав человека сформирована как некий правовых идеал, на достижение которого ориентирован развитие национального законодательства, а способами обеспечения – являются общие принципы права; один из основных таких принципов является принцип равенства.

В части 2 ст. 24 Конституции Украины речь идет о конкретизации некоторых категорий равенства прав и свобод. Права и свободы человека является сложным, многомерным явлением, их генезис, социальные корни, назначение дают возможность характеризовать тот или иной тип цивилизации, этапы ее становления и развития.

Равенство прав и свобод один из основных принципов конституционного статуса человека и гражданина, показатель общечеловеческой культуры. Это равенство может рассматриваться в двух аспектах: 1) означать равенство в материальных благах, равенство результатов, равенство в условиях существования – то есть экономическое равенство, что отражает, отражает определенное измерение прав и свобод человека, и 2) равенство перед законом процедурах – юридическое равенство, которая прежде всего связана с эффективностью законодательства. Процедурное равенство означает отсутствие какой-либо дискриминации. Принцип отсутствия дискриминации – это не только достигнуто равенство в определенных сферах жизнедеятельности, но и критерии, по которым это равенство может быть достигнуто. Не может быть привилегий по признакам расы, цвета кожи, политических, религиозных убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного состояния, местожительства, за языковыми или другими признаками. Дополнительным критерием преодоления дискриминации признается также «справедливость» как явление социальной действительности.

Равенство прав и свобод является воссозданием справедливости как ценностной категории, вырабатываемой в обществе в соответствии со сложившимися представлениями о морали и нормах поведения.

Справедливость в данном контексте может заключаться в дифференциации прав (повышение уровня права в рамках действующего законодательства для отдельных категорий населения, которые этого заслуживают, – свидетельство прогрессивного развития национальной правовой системы) и в преодолении узурпации прав, как разновидности их дискриминации (чрезмерного нерегламентированного законодательством увеличение властных полномочий одной категории граждан по сравнению с другими в социуме, что может иметь место в отдельных государственных образованиях, обществах, в определенных пространственно временных континіумах).

Тендерное равенство – составная часть общего принципа равенства как основы демократического устройства государства и общества. Принцип равенства является универсальной категорией и исключает дискриминацию по любому признаку, в том числе по признаку пола. Конструкция тендерного равенства раскрывается через категорию прав человека как универсального стандарта равенства, который является единым для обоих полов. В 2000 г. Украина вместе с 189 странами – членами ООН подписала Декларацию Тысячелетия, в которой сформулированы важнейшие цели мирового развития, среди которых одно из основных – достижение равенства женщин и мужчин во всех сферах жизнедеятельности.

Несмотря на провозглашение Украиной равенства прав женщин и мужчин многочисленные нормы действующего законодательства и до сих пор содержат дискриминационные тендерные «искривление». Одной из основных причин гендерного неравенства в Украине есть устойчивые тендерные стереотипы, согласно которым общественная роль женщин и мужчин зависят от так называемого «естественного» распределения.

Основной проблемой отечественного законодательства в сфере гендера является декларативность его положений. Государство и общество должны создавать и создают предметное законодательство, ориентированное на решение практических тендерных проблем, детальное регулирование отдельных аспектов становления тендерного равенства, законодательное определение всего спектра прав и возможностей, которые содержат понятия «тендерное равенство». В связи с этим весьма важно отметить, что речь должна идти о «равенстве прав, возможностей» и «равенство достигнутых результатов».

Тендерный измерение правовой плоскости характеризуется прежде всего равенством женской и мужской социальных статей. Установление такого равенства на практике требует преодоления патриархальных стереотипов, половой иерархичности социальных связей, в которых мужчины заранее воспринимаются как выше умственными и физическими способностями существа, их деятельность является более значимой и приоритетной в сравнении с деятельностью женщин.

Современные научные тендерные исследования обращены к обоим статей и предлагают установить такое равновесие социальных прав и обязанностей, которая обеспечила бы мужчинам и женщинам равные возможности и одновременно учитывала их анатомические и психофизиологические особенности.

Невозможно нивелировать различия мужчины и женщины, признать их биологическую идентичность, такое регулирование будет иметь дискриминационный характер в отношении того или иного пола. Необходимо обеспечить равноправное распределение социальных, политических, экономических возможностей и ресурсов. Ведущая роль в этом отводится праву как предпосылке и следствия общественных отношений и их изменений.

Итак, в ст. 24 Конституции Украины тендерное вопрос рассматривается в двух плоскостях: с одной стороны, это формальное закрепление равенства мужчин и женщин путем установления равных прав и возможностей в правовых нормах (вопросы законотворческой деятельности); с другой стороны, практическое существование равных условий реализации предоставленных законом возможностей, воплощение правовых принципов и норм в повседневной деятельности. Последнее является вопрос правореалізаційної и правоприменительной деятельности, что связано с функционированием судебных органов, местных и общегосударственных институтов власти и органов местного самоуправления, а также всех субъектов частного права, включая каждого индивида.

Выполнение женщиной специфических биологических функций и особых социальных ролей создает предпосылки ее исключения из экономической и социальной жизни, лишение ее возможности принимать реальное участие в распределении общественных благ. Если женщина не имеет действенных юридических гарантий, то разделение граждан на тех, кто включен в общественный оборот, и тех, кто является исключенным из него, может происходить по половому признаку. Длительное время правовое регулирование в отношении женщин имело дискриминационный характер, поэтому такую дискриминацию надо ликвидировать именно правовыми средствами.

Ныне в Украине, которые в большинстве стран мира, происходит переоценка ценностей и осуществляется ориентация политического курса государства на установление единых общечеловеческих принципов и стандартов, на их естественные основы, которые являются значимыми для всего мирового сообщества, в том числе в сфере тендерных отношений.

Тендерный подход как стратегическое направление прежде всего должна внедряться через соблюдение органами государственного управления таких условий своей деятельности: поддержка естественной роли, которую играют женщины в стабильном развитии; признание того, что результаты политики существенно влияют на развитие женщины и мужчины как личностей; создание условий, при которых во всех сферах общественной жизни государственная политика будет базироваться на данных, детализированных по полу; обеспечения равного доступа женщин и мужчин к государственной службе; обеспечение равного участия в справедливом распределении ресурсов между мужчинами и женщинами; предоставление женщинам права лично определять свои потребности, выражать надежды, приобретать профессиональные навыки, опыт, социальную уверенность и значимость наравне с мужчинами.

Когда речь идет о равенстве полов как идеал общественно-политического развития, под этим понятием могут пониматься: а) формальное равенство (равенство юридическое, закрепленная законодательно); б) равенство возможностей (предоставление определенной законодательно закрепленной предпочтения определенной социально демографической группе для создания одинаковых с другими группами условий на старте); в) равенство результата (целенаправленное обеспечение ликвидации для всех субъектов препятствий, которые могут быть обусловлены предварительной дискриминацией).

Важным аспектом преодоления коллизий в сфере правового регулирования тендерных отношений является проблема глобализации гендерного равноправия. Процесс глобализации проявляется в трансформации проблемы прав человека из чисто национального уровня в плоскость международного права.

Другой комментарий к статье 24 Конституции Украины

Положения данной статьи выражают еще один аспект принципа равенства: необходимость применения одинаковых стандартов прав и обязанностей всех лиц без исключения. Это означает, что каждый гражданин Украины имеет и может пользоваться на равных основаниях с другими гражданами всем объемом конституционных прав и свобод без дискриминации со стороны государства или других лиц по-любым мотивам.

Все граждане также равны перед законом. То есть обязанность придерживаться закона, его исполнять, право использовать закон в своих интересах, а также юридическая ответственность перед законом за его нарушение является равной для всех граждан. Не может быть исключений из этого правила, несмотря на любые особые заслуги лица, ее социальный статус и тому подобное.

Такое понимание равенства своим содержанием имеет юридическое равенство граждан относительно использования своих прав теми категориями граждан, которые по социальным, политическим, физиологическим и другим обстоятельствам не имеют равных с другими возможностей, присущих всем людям. Поэтому Конституция устанавливает систему юридических и материальных гарантий для условий жизни, достойных человека.

Принцип отсутствия дискриминации не ограничивается требованием того, что равенство должно быть достигнуто, а предполагает также понимание того, что именно должно быть ровным и согласно которого критерия. При таких условиях абстрактное понятие равенства заменяется конкретной сферой применения и такими критериями, как раса, цвет кожи или происхождение лица и тому подобное. Дополнительным критерием дискриминации может быть также несправедливость.

Особое внимание в этой статье уделено равенства прав женщины и мужчины. Специфика защиты права женщин на равенство обусловливается рядом факторов. Дело в том, что круг групп населения, которые нуждаются в определенной поддержке со стороны общества, государства и даже международного сообщества, в целом достаточно велико. Это, в частности, молодежь и пенсионеры, инвалиды и безработные, беженцы, представители национальных меньшинств и ш. Особого внимания требуют женщины, поскольку именно они по сравнению с мужчинами чаще бывают ограничены в использовании своих конституционных прав.

В соответствии с международной Конвенцией о ликвидации всех форм дискриминации женщин 1979 г., стороной которой является Украина, дискриминация в отношении женщин означает любое различие, исключение или ограничение по признаку пола, направленное на ослабление или сведение на нет признание, пользование или осуществление женщинами, независимо от их семейного положения, на основе равноправия мужчин и женщин, прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной, общественной) или любой другой сфере.

Крайне обостряется данный вопрос в условиях перехода к рыночной экономике, когда положение женщин усугубляется. Сейчас уже хорошо известны такие определения, как “феминизация безработицы”, “феминизация бедности”. Можно указать и на уменьшение количества браков, резкое падение рождаемости, большую детскую и материнскую смертность и т.др. Именно поэтому в ч. Ст. 24 Конституции перечислено достаточно большое количество требований, условий и льгот, которые, по мнению законодателя, могут помочь разрешить крайне сложное положение, в котором оказалась женщина в нашем обществе.

Соответствующие вопросы рассматриваются при комментировании последующих статей Конституции (см. комментарий к ст. 51).