Новая редакция ст. 55 Конституции Украины с Комментариями.
Права и свободы человека и гражданина защищаются судом.
Каждому гарантируется право на обжалование в суде решений, действий или бездеятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных и служебных лиц.
Каждому гарантируется право обратиться с конституционной жалобой в Конституционный Суд Украины на основаниях, установленных настоящей Конституцией, и в порядке, определенном законом.
Каждый имеет право после использования всех национальных средств правовой защиты обращаться за защитой своих прав и свобод в соответствующие международные судебные учреждения или в соответствующие органы международных организаций, членом или участником которых является Украина.
Каждый имеет право любыми не запрещенными законом средствами защищать свои права и свободы от нарушений и противоправных посягательств.
Комментарий к ст. 55 Конституции Украины
Комментируемая статья закрепляет основополагающий компонент сложного механизма защиты прав и свобод человека в Украине. Нормативную основу его составляют, кроме этой статьи: 1) статьи Конституции, которые непосредственно связаны со ст. 55, в частности: ст. С, согласно которой «утверждение и обеспечение прав и свобод человека является главной обязанностью государства»; ст. 8, которая провозглашает положение, что непосредственно формируют основу механизма такого право защиты (а именно: «В Украине признается и действует принцип верховенства права» и «Обращение в суд для защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина непосредственно на основании Конституции Украины гарантируется»); ст. 64, которая закрепляет, что положения ст. 55 Конституции Украины не могут быть ограничены даже в условиях военного или чрезвычайного положения», а также ст. 124, которая обуславливает ряд положений, заложенных в ст. 55, как, например: «Правосудие в Украине осуществляется исключительно судами. Делегирование функций судов, а также присвоение этих функций другими органами или должностными лицами не допускается» или «Юрисдикция судов распространяется на все правоотношения, возникающие в государстве»; 2) статьи Конституции, которые косвенно связаны со ст. 55, но, однако, существенно влияют на судебную защиту прав и свобод человека и гражданина. Они составляют основной нормативный массив в Конституции Украины; 3) законы Украины, которые приняты и принимаются в развитие положений ст. 55 Конституции. Сюда можно отнести не только соответствующие положения кодификационных актов украинского законодательства (Гражданский, Гражданский процессуальный, Уголовный, Уголовный процессуальный и другие кодексы Украины), но и те законы, которые принимаются непосредственно в развитие статей Конституции в сфере прав человека (законы Украины: «Об объединении граждан», «О политических партиях Украины», «Об обращениях граждан» и др.); 4) законы Украины, которые формируют законодательство Украины путем ратификации международных договоров (сюда, в первую очередь, следует отнести Всеобщую декларацию прав человека 1948 г., в частности ст. 8, которая хотя и не подлежала ратификации, но вследствие ее общего признания международным сообществом государств стала важнейшим обычным источником права в области прав человека. Ратифицированных Украиной договоров следует отнести: Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., в котором для целей ст. 55 Конституции Украины особенно важной является ст. 2; Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, вступил в силу для Украины 25 октября 1991 г.; Конвенция ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, вступившей в силу для Украины 26 июня 1987 г.; Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г., вступила в силу для Украины 11 сентября 1997 г., и другие международные пакты, конвенции и договоры); 5) многочисленные подзаконные акты, способствующие развитию механизма судебной защиты и гарантий прав человека; 6) решения Конституционного Суда Украины, судов общей юрисдикции и др.
В этой достаточно развитой и разветвленной сфере защиты прав и свобод человека ст. 55 Конституции Украины является стержневой. Часть первая закрепляет право на судебную защиту, которое в международной практике получило название «право на суд», или «право на правосудие». Поскольку в этом праве важна не провозглашена цель, а результат, то она оговаривается достаточно жесткими критериями и стандартами.
Чертой общего права на суд есть два основополагающие принципы: верховенства права и надлежащего осуществления правосудия, которые гарантируют право на справедливое судебное разбирательство. Именно эти принципы должны быть определяющими при толковании нормы ч. 1 ст. 55. Следует иметь в виду, что ограничительное толкование этой нормы не будет отвечать ее целям и объекту. Частично это положение было сформулировано Конституционным Судом Украины (относительно субъектов этого права и случаев его нарушения или препятствования реализации) в решении № 9 зп по делу по конституционному обращению граждан Проценко Раисы Николаевны, Ярошенко Полины Петровны и других граждан относительно официального толкования статей 50, 64, 124 Конституции Украины (дело по обращениям жителей города Желтые Воды) от 25 декабря 1997 г. Исходя из содержания конституционной нормы: «часть первая статьи 55 Конституции Украины содержит общую норму, которая означает право каждого обратиться в суд, если его права или свободы нарушены или нарушаются, созданы или создаются препятствия для ее реализации или имеют место другие ущемления прав и свобод. Указанная норма обязывает суды принимать заявления к рассмотрению даже в случае отсутствия в законе специального положения о судебной защите», Конституционный Суд Украины определил субъектами этого права граждан Украины, иностранцев, лиц без гражданства.
Защита судом прав и свобод человека можно рассматривать как норму, реализация которой обусловлена наличием ряда императивных требований: предоставления доступа к правосудию, запрет отказа в правосудии, защиту не теоретических и иллюзорных возможностей, а конкретного и действительного права доступа в суд, уровень доступа должен быть достаточным для защиты этого права, возможности ясные и конкретные, чтобы в случае их несоблюдения их можно было оспорить, обязанность государства обеспечить эффективность права доступа к правосудию, утверждения системы юридической помощи для реализации этого права, упрощение процедуры доступа в суд, оказание помощи адвоката и др.
Вместе с тем хотя право на защиту прав и свобод в суде является настолько значимым, что не может подменяться целесообразностью, его реализация происходит с соблюдением равновесия между требованиями общественного интереса и обязательными предписаниями самого этого права. И как демократическое общество не может пренебрегать этим правом, поскольку оно является одним из показателей его демократизма, так и лицо в домогательстве реализации такого права не может игнорировать существующий демократический порядок, сложившийся в обществе. Иначе говоря, право на суд, даже когда речь идет о защите прав и свобод, не является абсолютным, а может быть ограниченным (в выборе средств защиты этого права, решениями не возбуждать судебного преследования, постановлением о прекращении дела и др.). При этом важно, чтобы такие ограничения не перешли грань, за которой находится суть права на судебную защиту.
Ограничения права на доступ к правосудию может быть и в форме отказа лица воспользоваться ее существующим правом. Правда, такой отказ должен быть законным, недвусмысленным и высказанным добровольно без какого либо принуждения. Право обращения в суд за защитой своих прав и свобод по своей сути требует государственного регулирования, и здесь государство может воспользоваться свободой усмотрения в плане применения ограничений, исходя из потребностей и ресурсов общества, места и времени или конкретных лиц. Ограничения должны иметь законную цель, разумную пропорциональность (умеренность) между средствами, которые используются, и поставленной целью, они могут касаться условий приемлемости жалобы, быть более широкими, скажем, в защите репутации, доброго имени для государственных чиновников или публичных деловых людей, чем относительно простых частных лиц.
Ограничения могут иметь место и в случае юрисдикционного иммунитета (право на судебное рассмотрение ее дела должно толковаться с учетом традиционно признанного парламентского иммунитета, иммунитета иностранного государства и межгосударственной организации), на основании срока давности (но не во всех случаях и в отношении не всех субъектов), несоблюдение процедурных требований и др.
Часть вторая комментируемой статьи является новеллой в украинском законодательстве. За советского периода суд не принимал исков ни в отношении деяний органов власти и местного самоуправления, ни в отношении деяний должностных и служебных лиц. Со времен принятия Конституции 1996 г. в Украине принят ряд законодательных актов, которые развивают эту норму Конституции. Анализ законодательства показывает, что сфера судебной деятельности и судебного контроля за законностью решений, действий или бездействия должностных и служебных лиц, органов государства и местного самоуправления имеет тенденцию к расширению. Общество убедилось в преимуществах судебного порядка обжалования над административным. Этому способствуют несколько факторов: независимость судебных решений и подчиненности только принципа верховенства права и закона; профессиональная подготовленность судей в вопросах выяснения сути правовых актов; отсутствие иерархической зависимости и подчиненности; гласность и открытость судебного рассмотрения и участие в нем заинтересованного лица и др.
До становления нормы части второй комментируемой статьи украинский законодатель подошел неодновременно: сначала опыт нарабатывался в обжаловании в суде действий должностных и служебных лиц, затем коллегиальных органов государственного управления и наконец всех органов, в том числе и местного самоуправления, общественных объединений, политических партий и тому подобное. В Конституции этот опыт сформулирован как четкие правила поведения лица в случае, когда его права нарушены не индивидами.
Поскольку Конституция не дает четкого перечня действий или бездействия государственных органов, как и органов местного самоуправления, служебных и должностных лиц, то отсюда предусматривается, что в суде можно обжаловать любое действие или решение таких органов и лиц. В таких ситуациях, в отличие, скажем, от гражданско правовых отношений, есть своя специфика. Стороны в процессе занимают неравные отношения, поэтому физическое лицо, права которого нарушены, требует большего внимания и защиты со стороны суда. Суд должен тщательно изучить решения или действия или бездействие органов государства или местного самоуправления, служебных или должностных лиц, чтобы выявить, какие из них стали причиной нарушения таких прав.
Этой цели подчинена и процедура рассмотрения таких специфических дел (необходимость оперативного рассмотрения жалоб, льготы по уплате пошлины, невозможность применения процедуры дружественного урегулирования и др.). В основном ответственность служебных и должностных лиц дисциплинарной, административной, а в случаях грубого пренебрежения правами лица – уголовной. Решение Конституционного Суда Украины, принятое по обращению граждан относительно официального толкования ч. 2 ст. 55 Конституции, может иметь своим следствием признание определенных законов или их отдельных положений не соответствующими Конституции Украины, а следовательно, которые утрачивают силу со дня принятия решения этого суда.
Так, в решении по делу по конституционному обращению гражданки Дзюбы Галины Павловны относительно официального толкования части второй статьи 55 Конституции Украины и статьи 2482 Гражданского процессуального кодекса Украины (дальше – ГПК Украины) (дело гражданки Дзюбы Г. П. относительно права на обжалование в суде неправомерных действий должностного лица) № 6 п от 25 ноября 1997 г. указано: «часть вторую статьи 55 Конституции Украины необходимо понимать так, что каждый, то есть гражданин Украины, иностранец, лицо без гражданства, имеет гарантированное государством право обжаловать в суде общей юрисдикции решение, действие или бездействие любого органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностных и служебных лиц, если гражданин Украины, иностранец, лицо без гражданства считают, что их решение, действие или бездействие нарушают или ущемляют права и свободы гражданина Украины, иностранца, лица без гражданства или препятствуют их осуществлению, а потому нуждаются в правовой защите в суде.
Такие жалобы подлежат непосредственному рассмотрению в судах независимо от того, что принятым ранее законом мог быть установлен иной порядок их рассмотрения (обжалование в орган, должностному лицу высшего уровня по отношению к тому органу и должностному лицу, которые приняли решение, совершили действия или допустили бездействие).
Подача жалобы в орган, должностному лицу высшего уровня не препятствует обжалованию этих решений, действий или бездействия в суд».
В другом деле (о конституционности статьи 2483 ГПК Украины), принимая во внимание части первую и вторую статьи 55 Конституции Украины во взаимосвязи с частью второй статьи 124 Конституции Украины, Конституционный Суд Украины сделал вывод о несоответствии Конституции Украины, а следовательно потерю в силу положений ст. 2483 ГПК Украины относительно жалоб на: «акты, касающиеся обеспечения обороноспособности государства, государственной безопасности, внешнеполитической деятельности государства, сохранения государственной, военной и служебной тайне», «акты и действия должностных лиц, органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры» и др.
В части 3 ст. 55 Конституции Украины впервые в украинском законодательстве предусмотрена такая форма защиты прав человека, как обращение к Уполномоченному Верховной Рады Украины по правам человека, который осуществляет на постоянной основе парламентский контроль за соблюдением конституционных прав и свобод человека и гражданина и защиту прав каждого на территории Украины и в пределах ее юрисдикции. Целью такого контроля, кроме защиты, соблюдения и уважения прав и свобод человека, является предотвращение их нарушения, содействия возобновлению таких прав и содействие приведению законодательства Украины относительно прав и свобод в соответствие с Конституцией Украины и международных стандартов, развитие сотрудничества в этой области, предотвращения дискриминации, информированию населения Украины о состоянии защиты таких прав в государстве за соответствующий период и др.
Уполномоченному предоставлены чрезвычайно широкие права по защите прав и свобод человека (ст. 13 Закона Украины «Об Уполномоченном Верховной Рады Украины по правам человека»), с ним в случае его обращения обязаны сотрудничать органы государственной власти, органы местного самоуправления, объединения граждан, предприятия, учреждения, организации независимо от формы собственности, должностные и служебные лица. Исходя из статуса Уполномоченного, широкого круга его полномочий и возможности гарантии обеспечения прав и свобод человека, законодатель вполне логично упростил и защитил порядок обращения в него индивидов (всех лиц независимо от принадлежности к гражданству Украины). В частности, каждый может без ограничений и препятствий обратиться в порядке, предусмотренном действующим законодательством, до Уполномоченного. Закон запрещает привилегии или ограничения по признакам расы, цвета кожи, религиозных и других убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного состояния, местожительства, по языковым и другим признакам при обращении к Уполномоченному. Лицам, лишенным свободы, предоставлено право письменно обратиться к уполномоченному или его представителям. При этом запрещаются ограничения на такую переписку, а само обращение должно быть отправлено уполномоченному не позднее 24 часов. Корреспонденция Уполномоченному или его представителям от задержанных, лиц под арестом или под стражей, из мест лишения свободы и мест принудительного содержания или лечения, от других граждан Украины, иностранцев или лиц без гражданства независимо от места их пребывания не подлежит никаким видам цензуры или проверок. Лица, нарушающие такие запреты, привлекаются к ответственности по закону.
Система защиты прав и свобод человека в Украине, предусмотрена ч. 4 ст. 55 Конституции, определяет два уровня такого защиты: национальный и международный. Здесь важно выяснить два компонента, которые составляют содержание ч. 4 ст. 55: 1) право после использования всех национальных средств правовой защиты, 2) обращаться за защитой своих прав и свобод в соответствующие международные судебные учреждения или органы международных организаций, членом или участником которых является Украина. Поскольку в международном праве, по которому функционируют такие органы и учреждения, действует правило не рассматривать заявления, которые по своей сути идентичны заявлениям, которые были поданы на рассмотрение в другой международный орган расследования или урегулирования, и если они не содержат новых фактов по делу, то подходящим может быть вопрос: какие такие международные органы и учреждения существуют сегодня. Не менее важным является выяснение положения: что относится к всех национальных средств правовой защиты»?
Современное международное судопроизводство условно можно поделить на две группы: 1) международные судебные учреждения и 2) квазисудебные органы и учреждения с правом контроля за выполнением норм или урегулирования споров.
К первой группе можно отнести: суды общей юрисдикции (два) и суды специальной юрисдикции (из морского права, уголовного и гуманитарного права, кроме Международного Уголовного Суда международные трибуналы по бывшей Югославии, по Руанде, специальный суд по Сьерра Леоне, по Кампучии, по Ливану, псевдо международная уголовная юстиция по Ираку и др., с торговли, коммерции и инвестиций, по правам человека – по одному в Европе, Африке и Америке, с региональной экономической интеграции – четыре суды в Европе, два в Африке, на Ближнем Востоке – арабские страны, и один в Латинской Америке. К квази судебных органов и учреждений с правом контроля за выполнением норм или урегулированием споров, которые действуют на постоянной основе, следует отнести: 11 универсальных и региональных международных административных трибуналов, три инспекционные комитеты, 14 универсальных и региональных органов и учреждений по вопросам прав человека, один орган контроля за несоблюдением международных обязательств (по Монреальским протоколом действует с 1990 г.), семь постоянных арбитражных трибуналов и комиссий по примирению, два органа с международных претензий и компенсаций.
Норма исчерпания всех национальных средств правовой защиты определяет рамки, в которых государство согласилась нести ответственность перед международным органом или учреждением; момент, с которого может наступить ответственность государства перед такими органами и учреждениями; исчерпание только эффективных средств, которые способны предоставить достаточное возмещение, исправить положение, что сложилось, предупредить и исправить нарушения прав; использование только доступных лицу средств правовой защиты или тех, которые давали ей шанс добиться рассмотрения всей ее заявления по существу; необходимость обращения в соответствующий национальный суд согласно формальным требованиям и срокам, определенным законодательством; цель исчерпания-предоставить возможность государству предупредить и решить заявленное против него до передачи дела в международный орган или учреждение; использование только тех средств защиты, которые имеют отношение к нарушению, которое составляет предмет жалобы,и др.
Кроме того, следует иметь в виду, что: право исчерпания всех средств правовой защиты не является абсолютным и не применяется автоматически, необходимо принимать во внимание конкретные обстоятельства дела; правило требует гибкого подхода к делу, без формализма следует принимать во внимание не только формальные правовые средства защиты, но и обстоятельства, в которых они действуют, общий правовой и политический контекст, в котором они применяются, и обстоятельства жизни заявителя – сделал ли он все, что разумно от него (нее) ожидалось, чтобы исчерпать такие средства; могут быть особые обстоятельства, которые лишают или лишили заявителя от обязанности исчерпания, как например, административная практика, показала использование правовых средств защиты напрасными; средства правовой защиты, могут решить дело в необходимое время, не являются эффективными; не являются эффективными теоретически обоснованы, а практически недостаточные правовые средства защиты, и др.
Часть 5 ст. 55 Конституции дает право каждому защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенные законом. По смыслу статьи к таковым можно отнести: 1) те, которые определены в Конституции Украины (статьи 29, 32, 34, 36, 39 42, 44, 55, 59, 60, 62, 63 и др.), что предоставляют лицу право: использовать все виды обжалования; обратиться к суду, органов государственной власти, местного самоуправления, общественности и др.; использовать средства массовой информации, создать комитет в свою защиту, распространять информацию; организовать общественную организацию, объединяться в политическую партию для защиты своих прав и удовлетворения интересов; собираться мирно на сборы, митинги, походы и демонстрации, участвовать в забастовках, пикетированиях и др.; 2) те, которые определены законодательством (уголовное право признает право необходимой обороны и право на крайнюю необходимость, другие законы предусматривают право владеть оружием и возможность его применения для самообороны и защиты собственности в пределах необходимой обороны и самообороны (применение оружия ограничивается в отношении женщин, несовершеннолетних, лиц с явными признаками инвалидности и др.); 3) те, которые вытекают из международных стандартов поведения лица по защите своих прав на основе международных договоров, должным образом ратифицированных Верховной Радой Украины, и др.
Другой комментарий к статье 55 Конституции Украины
Международный пакт о гражданских и политических правах обязывает государство обеспечить всяком лице эффективное средство правовой защиты в случае нарушения его прав и свобод. Право на защиту для любого лица, которое в нем нуждается, обеспечивается государством. ее компетентными судебными, административными или законодательными властями (см. ст. 2, п. 3).
Среди этих средств защиты субъективных прав и свобод человека и гражданина особо ответственная и эффективная роль принадлежит суду. Конституцией предусмотрено, что права и свободы человека и гражданина защищаются судом. В зависимости от характера нарушений защита может осуществляться в порядке конституционного, гражданского, уголовного или административного судопроизводства. Демократические принципы судопроизводства становятся защитой от некомпетентности или возможной предвзятости соответствующих лиц. Например, в гражданско-процессуальном законодательстве предусмотрено, что всякое заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законом, обратиться в суд за защитой нарушенного или оспоренного права или охраняемого законом интереса. Стороны в суде – истец и ответчик имеют равные процессуальные права, независимо от того, что истцом может быть гражданин, а ответчиком, допустим, орган государственной власти в лице его представителя.
Впервые в законодательстве Украины в Конституции предусмотрено и гарантируется право на обжалование в суде решений, действий или бездеятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц. Тем самым создан реальный механизм ответственности государства перед человеком за свою деятельность, осуществление ею обязанности утверждение и обеспечение прав и свобод человека (см. ст. Из Конституции).
Для нашего законодательства совершенно новым является институт Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека. Практика существования этого института в других странах подтвердила его значение для защиты и обеспечения прав человека.
Каждый гражданин Украины или другое лицо, которое на законных основаниях находится на территории Украины, имеет право обращаться за защитой своих прав к Уполномоченному Верховной Рады Украины по правам человека. который осуществляет парламентский контроль за соблюдением конституционных прав и свобод человека и гражданина (см. ст. 101 Конституции).
Со времени вступления Украины в Совет Европы нашим соотечественникам стало возможным после полного использования национальных средств защиты своих субъективных прав и свобод, использовать порядок, который некоторое время применяется в странах – членах Совета Европы. Это, в частности, возможность обращений в Европейскую комиссию по правам человека и в Европейский суд по правам человека. По правилам приемлемости жалоб в Европейскую комиссию и Европейский суд жалоба должна быть направлена против государства или его органов, которые допускают нарушения прав и свобод человека, а не против частных лиц или общественных объединений. Европейская комиссия является предыдущим степенью рассмотрения жалоб и ведет работу по оценке соответствия жалоб материальным и процессуальным нормам Совета Европы. Найдя, что изложенные в жалобе факты соответствуют действительности. Комиссия пытается сама урегулировать спорный вопрос, для чего предлагает государству, в котором, с ее точки зрения, нарушены права человека, восстановить эти нарушенные права и принять меры к совершенствованию собственного законодательства, приведение его в соответствие с общеевропейскими нормами. Если это не удается – дело поступает в Европейский суд по правам человека, который выступает как суд первой инстанции. Решение Суда является окончательным, передается Комитету Министров Совета Европы, который в свою очередь принимает решение, которым обязывает государство – ответчика выполнить решение Суда и даже предоставить обиженному соответствующую компенсацию.
Право обращения каждого за защитой своих прав и свобод не ограничивается только европейскими надзорными институтами. Существуют различные формы защиты и на глобальном международном уровне. Например, после снятия Украиной оговорок к Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 года, становится возможным согласно статье 22 настоящей Конвенции обращение в Международный Комитет против пыток.
Кроме судебной защиты на национальном и международном уровнях лицо имеет возможность защищать свои права и свободы от нарушений и противоправных посягательств также другими не запрещенными законом средствами, в частности обращением к общественности, используя средства массовой информации.
Согласно ст. 15 Уголовного кодекса Украины каждое лицо имеет право на необходимую оборону от посягательства независимо от возможности избежать его либо обратиться за помощью к другим лицам или органам власти. Необходимой обороной признаются действия, совершенные с целью защиты интересов или прав защищаемого лица или другого лица, интересов общества или государства от общественно опасного посягательства путем нанесения вреда посягающему, если такие действия были обусловлены потребностью немедленного отвлечения или прекращения посягательства. Не является преступлением применение оружия или любых других средств или предметов, независимо от последствий, если оно осуществлено для защиты от нападения вооруженного лица или нападения группы лиц, предотвращения противоправного насильственного проникновения в жилье или другое помещение или если лицо, которое осуществляет защиту, не могло вследствие испуга или сильного душевного волнения, вызванного общественно опасными действиями, оценить соответствие защиты характеру посягательства.
Одним из видов защиты будут также действия, совершенные в состоянии крайней необходимости, не является преступлением, хотя они и подпадают под признаки деяния, предусмотренного уголовным законом, поскольку соответствующие действия совершены для устранения опасности, угрожающей интересам государства, общественным интересам, личности или правам этого человека или ДРУГИХ граждан, если эта опасность при данных обстоятельствах нельзя было устранить другими средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем отвлеченная (ст. 16 Уголовного кодекса Украины).