Новая редакция ст. 90 Конституции Украины с Комментариями.

Полномочия Верховной Рады Украины прекращаются в день открытия первого заседания Верховной Рады Украины нового созыва.

Президент Украины имеет право досрочно прекратить полномочия Верховной Рады Украины, если:

1) в течение одного месяца в Верховной Раде Украины не сформирована коалиция депутатских фракций в соответствии со статьей 83 этой Конституции;

2) в течение шестидесяти дней после отставки Кабинета Министров Украины не сформирован персональный состав Кабинета Министров Украины;

3) в течение тридцати дней одной очередной сессии пленарные заседания не могут начаться.

Решение о досрочном прекращении полномочий Верховной Рады Украины принимается Президентом Украины после консультаций с Председателем Верховной Рады Украины, его заместителями и председателями депутатских фракций в Верховной Раде Украины.

Полномочия Верховной Рады Украины, избранной на внеочередных выборах, проведенных после досрочного прекращения Президентом Украины полномочий Верховной Рады Украины предыдущего созыва, не могут быть прекращены в течение одного года со дня ее избрания.

Полномочия Верховной Рады Украины не могут быть досрочно прекращены Президентом Украины в последние шесть месяцев срока полномочий Верховной Рады Украины или Президента Украины.

Комментарий к ст. 90 Конституции Украины

В Конституции Украины установлено, что Верховная Рада Украины работает сессионно (ч. 1 ст. 82), а народные депутаты Украины осуществляют свои полномочия на постоянной основе (ч. 1 ст. 78). Это означает, что Верховная Рада Украины функционирует как постоянно действующий орган, статус которого закрепляется Конституцией, с определенными полномочиями единого органа законодательной власти в Украине. Он характеризуется постоянным характером деятельности, а потому Верховная Рада Украины не может быть ликвидирована как институт по любым причинам, поскольку парламент является представительным органом всего Украинского народа. Создание в Украине постоянно действующего представительного и законодательного органа государственной власти следует рассматривать как одно из важнейших достижений периода демократических реформ. В то же время именно с парламентом связано формирование гражданского общества и правового государства. Принятие легитимной Конституции Украины, принятие важнейших законов стало возможно лишь благодаря существованию постоянно действующего законодательного органа, избранного народом.

Конституцией предусматривается, что новоизбранная Верховная Рада Украины собирается на первую сессию не позднее чем на тридцатый день после официального объявления результатов выборов, что является установленным в ч. 4 ст. 82 Конституции сроком подтверждения полно важности Верховной Рады Украины. Народные депутаты Украины созываются на свое первое заседание “автоматически”. Это является традиционной конституционной практикой.

Конституционное положение ч. 1 ст. 90 Конституции Украины предусматривает, что полномочия Верховной Рады Украины прошлого созыва прекращаются независимо от того, был ли новый состав парламента избран на очередных или внеочередных выборах.

До этого момента действует принцип непрерывности в работе единого органа законодательной власти. Народные депутаты Украины выполняют свои обязанности на постоянной основе, работая в комитетах, фракциях, временных специальных и следственных комиссиях, выполняют другие задачи, обусловленные статусом народного депутата, и тому подобное.

Таким образом, с момента проведения выборов и до открытия первого заседания Верховной Рады Украины нового созыва народные депутаты Украины прошлого созыва имеют полномочия проводить заседания и принимать решения. Вместе с тем следует отметить, что в парламентской практике возникла своеобразная традиция после проведения выборов до начала работы новоизбранной Верховной Рады Украины, как правило, воздерживаться от принятия законов, других нормативно правовых актов, которые бы существенно влияли на правовую систему, касались важнейших вопросов внутреннего и внешнего положения государства.

Период приобретение полномочий новоизбранным составом народных депутатов Украины должен быть минимальным. Этого требует правило о прекращении полномочий Верховной Рады Украины прошлого созыва с момента открытия первого заседания парламента нового созыва, которое направлено на непрерывность осуществления законодательной и представительной функций единого органа законодательной власти в Украине.

Чтобы гарантировать соблюдение этого важного принципа, за Президентом Украины закреплено право прекращать полномочия Верховной Рады Украины. Обязательным условием применения такого полномочия Президентом Украины является неспособность парламента в течение тридцати дней одной очередной сессии начать пленарные заседания. Это касается заседаний как первой, так и всех последующих сессий парламента. Предоставление такого права Президенту связано с тем, что он является главой государства и гарантом соблюдения Конституции Украины (ст. 102 Конституции Украины).

Итак, Президент Украины ответственен за своевременное выполнение конституционных полномочий Верховной Радой Украины, которая не может уходить с разных причин (политических, организационных неувязок или внутренних конфликтов между политическими фракциями в парламенте и тому подобное) отказываться от выполнения конституционных функций. Бездействие парламента и, как следствие, невозможность начать в течение установленного Конституцией срока пленарные заседания одной очередной сессии требует от Президента Украины реагировать на такие нарушения Основного Закона Украины.

Возможность досрочного прекращения полномочий-один из основных принципов, определяющих статус выборных представительских органов государственной власти и выборных должностных лиц. Если в конституционной норме указываются основания применения ответственности, то это не может рассматриваться как вмешательство в деятельность органа законодательной власти со стороны Президента, поскольку Конституция Украины именно таким образом определяет способ защиты общественных и государственных интересов от ущерба, наносимого бездействием высших органов власти.

Решая дело относительно официального толкования положений ч. 2 ст. 90, п. 8 ч. 1 ст. 106 Конституции Украины, Конституционный Суд Украины в Решении от 19 мая 2004 г. № 11 рп/2004 дошел, в частности, таких выводов. Словосочетание «в течение тридцати дней» следует понимать как течение тридцатидневного срока подряд, то есть в календарных днях. Исчисление срока начинается со дня, когда запланированные пленарные заседания одной очередной сессии не смогли начаться, а если последний день срока приходится на выходной, праздничный или другой нерабочий день, то днем его окончания является следующий рабочий день.

Конституционный Суд Украины также отметил, что возникновение у Президента Украины права на досрочное прекращение полномочий Верховной Рады Украины связано не с количеством пленарных заседаний, а с количеством дней, в течение которых пленарные заседания не могут начаться.

Таким образом, в двух первых частях ст. 90, которая комментируется, заложен механизм обеспечения конституционного правопорядка в части надлежащей деятельности Верховной Рады Украины, а именно – гарантии непрерывности и эффективной деятельности единого органа законодательной власти. Важной гарантией против бездействия Верховной Рады Украины выступает конституционное полномочия Президента Украины по досрочному прекращению полномочий парламента.

В конституционном понимании исполнению полномочий Верховной Радой Украины могут помешать и препятствовать различные причины, среди которых, как свидетельствует парламентская практика, предпочтительными являются недостижение политических договоренностей, попытка получить преимущества в определенных должностях, которые имеют ключевое значение в организации работы Верховной Рады Украины и ее органах, и тому подобное. Однако существование парламента как постоянно действующего органа законодательной власти обусловлено его важным признаком существования как единого субъекта законотворчества, и без реального осуществления этой функции государственная власть в целом может оказаться на пути разрушения и неуправляемости во всех других сферах исполнительной и судебной деятельности, что приведет к крайне негативным последствиям для общества. Таким образом, Конституция Украины учитывает, что при особых обстоятельствах, а именно, когда деятельность Верховной Рады Украины, которая избрана на внеочередных выборах после досрочного прекращения Президентом Украины полномочий Верховной Рады Украины предыдущего созыва, может быть не адаптирована к задач и функций, которые было сложно овладеть за короткий срок, необходимо предоставить возможность организовать стабильную работу комитетов, народных депутатов Украины и способствовать эффективной сессионной работе Верховной Рады Украины. Гарантией от злоупотреблений правом роспуска парламента является запрет принимать решение о досрочном прекращении полномочий в течение года со дня избрания Верховной Рады Украины на внеочередных выборах (ч. 3 ст. 90).

Запрет в такой способ влиять Президенту Украины, в Верховную Раду Украины ориентирует народных депутатов Украины на использование всех возможностей достигать результативности в своей совместной деятельности, побуждает их к добросовестному отношение при выполнении своих конституционных полномочий и главное этот конституционный срок «неприкосновенности» вновь избранной на внеочередных выборах Верховной Рады Украины не позволяет превращать ответственность за неэффективную деятельность на инструмент самовольного вмешательства главы государства в сферу законодательной деятельности парламента. Конституционно закрепленный срок – один год для вновь избранного на внеочередных выборах Верховной Рады Украины, является необходимым промежутком времени для полного осознания депутатским корпусом своей ответственности перед обществом и государством.

Важно отметить, что ч. 4 ст. 90, которая имеет прямое отношение к гарантиям парламентаризма, обеспечения принципа разделения властей и установление ее баланса во взаимодействии при выполнении самостоятельных функций каждой веткой, предусматривает конституционный принцип установления одинакового срока деятельности избранных институтов государственной власти и осуществления ими конституционных полномочий. Вместе с тем по смыслу положения статьи Конституции, которая комментируется, запрет досрочного прекращения полномочий Верховной Рады Украины также приходится на последние шесть месяцев срока полномочий Президента Украины. Отсюда вытекает большое значение сохранению баланса на уровне функционирующих в последние шесть месяцев до выборов Президента Украины высших органов государственной власти как Президента, так и Верховной Рады, что выступает необходимым условием сохранения стабильности в государстве, противодействием любым попыткам авторитарного правления при отсутствии в преддверии выборов Президента, Верховной Рады Украины, полномочия которой можно прекращать досрочно в установленном Конституцией порядке и по определенным ею условий.

Другой комментарий к статье 90 Конституции Украины

Верховная Рада Украины как представительный орган имеет право осуществлять свои полномочия в течение всего срока, на который она избрана. По окончании срока ее полномочия сохраняются до дня открытия первого заседания Верховной Рады нового созыва. А после этого они прекращаются окончательно.

Кроме этой обычной ситуации Конституцией Украины предусмотрено, что полномочия Верховного Совета могут прекращаться досрочно Президентом Украины, если в течение тридцати дней одной очередной сессии пленарные заседания не начаты. Например, такая ситуация может возникнуть в случае отсутствия конституционного состава Верховной Рады. В этом случае согласно п. 7 ст. 106 и ч. 2 ст. 77 Конституции Президент Украины обязан назначить внеочередные выборы в Верховную Раду, которые проводятся в течение шестидесяти дней со дня опубликования решения Президента Украины о досрочном прекращении полномочий Верховной Рады.

Введение подобного института в конституционный механизм взаимоотношений законодательной и исполнительной власти вызвано необходимостью установления правовых процедур преодоления возможного политического противостояния партий, групп, фракции в Верховной Раде, соответствующей стимуляции ее работы, обеспечение стабильности ее функционирования и тому подобное. В то же время досрочное прекращение полномочий Верховной Рады Украины является крайним средством воздействия на нее. Именно в ч. Из этой статьи установлено, что полномочия Верховной Рады, которая была избрана на внеочередных выборах, проведенных после досрочного прекращения Президентом Украины полномочий Верховной Рады предыдущего созыва, не можугь быть прекращены в течение одною года со дня ее избрания. Кроме того, чтобы создать определенные гарантии стабильности общего функционирования государственного аппарата на демократических началах, Конституцией установлено, что полномочия Верховной Рады не могут быть досрочно прекращены в последние шесть месяцев срока полномочий Президента Украины.

Для надлежащей оценки введенных Конституцией новелл сошлемся на некоторые примеры иностранного конституционного права. Так, в Австрии президент в течение одного года пребывания на должности может только один раз с одной и той же причине распустить нижнюю палату. В Италии, Молдове. России, Румынии президент не может реализовать соответствующее право в последние шесть, а в Болгарии – три месяца своих полномочий. В Молдове и Румынии в течение одного года парламент может быть распущен только один раз. Во Франции нижняя палата не может быть распущена в течение года после проведения парламентских выборов. В Югославии парламент не может быть распущен в первые и последние шесть месяцев каждого созыва. Перечень подобных примеров можно продолжить.