Новая редакция ст. 107 Конституции Украины с Комментариями.

Совет национальной безопасности и обороны Украины является координационным органом по вопросам национальной безопасности и обороны при Президенте Украины.

Совет национальной безопасности и обороны Украины координирует и контролирует деятельность органов исполнительной власти в сфере национальной безопасности и обороны.

Председателем Совета национальной безопасности и обороны Украины является Президент Украины.

Персональный состав Совета национальной безопасности и обороны Украины формирует Президент Украины.

В состав Совета национальной безопасности и обороны Украины по должности входят Премьер-министр Украины, Министр обороны Украины, Председатель Службы безопасности Украины, Министр внутренних дел Украины, Министр иностранных дел Украины.

В заседаниях Совета национальной безопасности и обороны Украины может принимать участие Председатель Верховной Рады Украины.

Решение Совета национальной безопасности и обороны Украины вводятся в действие указами Президента Украины.

Компетенция и функции Совета национальной безопасности и обороны Украины определяются законом.



Комментарий к ст. 107 Конституции Украины

Комментируемая статья закрепляет основы правового статуса, организации и деятельности Совета национальной безопасности и обороны Украины (далее – СНБО).

Часть 1 статьи определяет СНБО как координационный орган по вопросам национальной безопасности и обороны при Президенте Украины. Указание на то, что он является органом при Президенте Украины, дает основания для вывода о принадлежности СНБО вспомогательных органов при главе государства, а также о том, что он не является самостоятельным органом государственной власти. Подтверждением указанной позиции выступает ч. 7 данной статьи, согласно которой решение СНБО вводятся в действие указами Президента Украины. При этом решения СНБО принимаются не менее чем двумя третями голосов ее членов, что свидетельствует о коллегиальный характер этого органа.

Особый статус СНБО подчеркивается конституционным определением его функционального назначения, которое заключается в координации и контроле деятельности органов исполнительной власти в единой сфере – сфере обеспечения национальной безопасности и обороны. Координация и контроль деятельности органов исполнительной власти в сфере обеспечения национальной безопасности и обороны осуществляется СНБО как в мирное, так и в условиях военного или чрезвычайного положения и при возникновении кризисных ситуаций, угрожающих национальной безопасности Украины. Так, согласно ст. 4 Закона Украины «О Совете национальной безопасности и обороны Украины» СНБО осуществляет текущий контроль за деятельностью органов исполнительной власти в сфере национальной безопасности и обороны, подает Президенту Украины соответствующие выводы и предложения; координирует и контролирует перевод центральных и местных органов исполнительной власти, а также экономики страны на работу в условиях военного или чрезвычайного положения; координирует и контролирует деятельность органов местного самоуправления в пределах предоставленных полномочий во время введения военного или чрезвычайного положения; координирует и контролирует деятельность органов исполнительной власти по отражению вооруженной агрессии, организации защиты населения и обеспечению его жизнедеятельности, охране жизни, здоровья, конституционных прав, свобод и законных интересов граждан, поддержанию общественного порядка в условиях военного и чрезвычайного положения и при возникновении кризисных ситуаций, угрожающих национальной безопасности Украины.

Согласно ч. 3 комментируемой статьи главой СНБО является Президент Украины. Возглавление специального координационного органа по вопросам национальной безопасности и обороны Украины именно Президентом обусловлено конституционно правовым статусом главы государства, ведь по Конституции он как гарант государственного суверенитета, территориальной целостности Украины, Верховный Главнокомандующий Вооруженных Сил Украины должен обеспечивать государственную независимость и национальную безопасность государства. При этом согласно п. 2.1 мотивировочного решения Конституционного Суда Украины от 25 февраля 2009 г. 5 рп/2009 по делу по конституционному представлению 49 народных депутатов Украины относительно соответствия Конституции Украины (конституционности) Указа Президента Украины «О некоторых вопросах осуществления руководства в сферах национальной безопасности и обороны» системный анализ положений Конституции Украины дает основания считать, что Верховная Рада Украины, Президент Украины, Кабинет Министров Украины имеют отдельные конституционные полномочия в сферах национальной безопасности и обороны государства, но только Президент Украины наделен конституционными полномочиями осуществлять руководство в этих сферах.

Согласно ст. 11 Закона Украины «О Совете национальной безопасности и обороны Украины» глава СНБО направляет деятельность и осуществляет общее руководство работой этого органа, утверждает перспективные и текущие планы работы СНБО, время и порядок проведения ее заседаний и председательствует на них, дает поручения членам СНБО, связанные с выполнением возложенных на нее функций, заслушивает текущую информацию Секретаря СНБО о ходе выполнения ее решений, в случае необходимости выносит вопрос о состоянии выполнения решений СНБО на ее заседания, утверждает Положение об аппарате СНБО, его структуру и штат.

Части 4 и 5 комментируемой статьи определяют порядок формирования и состав СНБО. Формирование Президентом Украины персонального состава СНБО осуществляется путем издания указа, при этом часть членов СНБО включается в ее состав по должности (их перечень содержится в ч. 5 комментируемой статьи), другие же определяются лично Президентом.

В состав СНБО по должности входят должностные лица, компетенция которых напрямую касается обеспечения национальной безопасности и обороны, а именно: Премьер-министр Украины, Министр обороны Украины, Председатель Службы безопасности Украины, Министр внутренних дел Украины, Министр иностранных дел Украины. Кроме указанных лиц, согласно Указу Президента Украины от 6 апреля 2010 г. № 506/2010 (с последующими изменениями) в состав СНБО также включены Секретарь Совета национальной безопасности и обороны, Глава Администрации Президента Украины, Министр юстиции Украины, Председатель Службы безопасности Украины, Председатель Службы внешней разведки Украины, Генеральный прокурор Украины (по согласию), Председатель Верховной Рады Украины (по согласию), Председатель Национального банка Украины (по согласию).

В части 6 комментируемой статьи определяется основная организационная форма деятельности СНБО, заседание. Согласно ст. 9 Закона Украины «О Совете национальной безопасности и обороны Украины» на заседаниях СНБО его члены голосуют лично. Делегирование ими обязанности присутствовать на заседании СНБО другим лицам не допускается. По приглашению главы СНБО в его заседаниях могут принимать участие председатели комитетов Верховной Рады Украины, другие народные депутаты Украины, руководители центральных органов исполнительной власти и другие лица, которые не являются членами СНБО.

Конституцией предусмотрено право председателя Верховной Рады Украины участвовать в заседаниях СНБО. При этом согласно ст. 10 Закона Украины «О Совете национальной безопасности и обороны Украины» Председатель Верховной Рады Украины может высказывать мнение относительно принятых СНБО решений, которая протоколируется.

Конституция устанавливает, что компетенция и функции СНБО определяются законом. На сегодня принят ряд Законов Украины, где закреплены основные направления деятельности и полномочия СНБО. Это, в частности, законы Украины «О Совете национальной безопасности и обороны Украины», «Об основах внутренней и внешней политики», «Об основах национальной безопасности Украины», «Об организации оборонного планирования», «О демократическом гражданском контроле над Военной организацией и правоохранительными органами государства», «О правовом режиме чрезвычайного положения», «О правовом режиме военного положения», «О зоне чрезвычайной экологической ситуации», «О государственной тайне», «О Национальной программе информатизации», «О Государственном контроле за международными передачами товаров военного назначения и двойного использования», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера», «О порядке допуска и условия пребывания подразделений вооруженных сил других государств на территории Украины», «О порядке направления подразделений Вооруженных Сил Украины в другие государства», «Об участии Украины в международных миротворческих операциях» и другие.

Наиболее четко функции СНБО очерчены в ст. 3 Закона Украины «О Совете национальной безопасности и обороны Украины»: 1) внесение предложений Президенту Украины относительно реализации основ внутренней и внешней политики в сфере национальной безопасности и обороны; 2) координация и осуществление контроля за деятельностью органов исполнительной власти в сфере национальной безопасности и обороны в мирное время; 3) координация и осуществление контроля за деятельностью органов исполнительной власти в сфере национальной безопасности и обороны в условиях военного или чрезвычайного положения и при возникновении кризисных ситуаций, угрожающих национальной безопасности Украины.

В соответствии с определенными функциями Совет национальной безопасности и обороны Украины разрабатывает и рассматривает на своих заседаниях вопросы, которые в соответствии с Конституцией и законами Украины, концепцией (Основами государственной политики) национальной безопасности Украины, Военной доктриной относятся к сфере национальной безопасности и обороны, и подает предложения Президенту Украины по таким вопросам: определение стратегических национальных интересов Украины, концептуальных подходов и направлений обеспечения национальной безопасности и обороны в политической, экономической, социальной, военной, научно, информационной и других сферах; проектов государственных программ, доктрин, законов Украины, указов Президента Украины, директив Верховного Главнокомандующего Вооруженных Сил Украины, международных договоров, других нормативных актов и документов по вопросам национальной безопасности и обороны; совершенствование системы обеспечения национальной безопасности и организации обороны, образования, реорганизации и ликвидации органов исполнительной власти в этой сфере; проекта Закона Украины о Государственном бюджете Украины по статьям, связанным с обеспечением национальной безопасности и обороны Украины; материального, финансового, кадрового, организационного и другого обеспечения выполнения мероприятий по вопросам национальной безопасности и обороны; мер политического, экономического, социального, военного, научно-технологического, экологического, информационного и иного характера в соответствии с масштабом потенциальных и реальных угроз национальным интересам Украины; поручений, связанных с изучением конкретных вопросов и осуществлением соответствующих исследований в сфере национальной безопасности и обороны, органам исполнительной власти и научным учреждениям Украины; привлечение контрольных, инспекционных и наблюдательных органов, функционирующих в системе исполнительной власти, к осуществлению контроля за своевременностью и качеством выполнения принятых решений СНБО, введенных в действие указами Президента Украины; обеспечения и контроля поступления и обработки необходимой информации, ее сохранения, конфиденциальности и использования в интересах национальной безопасности Украины, анализа на ее основе состояния и тенденции развития событий, происходящих в Украине и в мире, определения потенциальных и реальных угроз национальным интересам Украины; вопросам объявления состояния войны, общей или частичной мобилизации, введения военного или чрезвычайного положения в Украине или отдельных ее местностях, объявление в случае необходимости отдельных местностей Украины зонами чрезвычайной экологической ситуации. Кроме того, СНБО инициирует разработку нормативных актов и документов по вопросам национальной безопасности и обороны, обобщает практику их применения и результаты проверок их выполнения.

Часть 3 ст. 12 Закона Украины “Об основах внутренней и внешней политики” от 1 июля 2010 г. среди полномочий по определению и реализации основ внутренней и внешней политики предусматривает полномочия СНБО как контролирующего и координирующего органа в сфере национальной безопасности и обороны при Президенте Украины, осуществляемых путем рассмотрения на заседаниях СНБО стратегических вопросов обеспечения национальной безопасности и обороны, осуществления координации и контроля за деятельностью центральных и местных органов исполнительной власти в сферах национальной безопасности и обороны.

Поскольку в соответствии со ст. 4 Закона Украины «Об основах национальной безопасности Украины» от 19 июня 2003 г. СНБО определена одним из субъектов обеспечения национальной безопасности, в ее полномочия входит внесение Президенту Украины предложения по уточнению Стратегии национальной безопасности Украины и Военной доктрины Украины с учетом изменений в геополитической обстановке.

СНБО выступает также субъектом оборонного планирования, а поэтому, как указано в ст. 5 Закона Украины «Об организации оборонного планирования» от 18 ноября 2004 г., на основе Стратегии национальной безопасности Украины она вносит в случае необходимости Президенту Украины предложения по уточнению Стратегии военной безопасности, положений Военной доктрины Украины, задач Вооруженных Сил Украины и других военных формирований, проекты концепций и программ их развития и других документов по вопросам национальной безопасности и обороны.

Согласно Закону Украины «О разведывательных органах Украины» от 22 марта 2001 г. координация деятельности разведывательных органов Украины и контроль за их деятельностью осуществляется Президентом Украины через Совет национальной безопасности и обороны Украины. Кроме того, через Совет национальной безопасности и обороны Украины Президент Украины обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти, других государственных органов, Вооруженных Сил Украины, других военных формирований в сфере мобилизационной подготовки и мобилизации (ст. 11 Закона Украины «О мобилизационную подготовку и мобилизацию»), СНБО является одним из субъектов гражданского контроля над Военной организацией и правоохранительными органами государства. Согласно ст. 14 Закона Украины «О демократическом гражданском контроле над Военной организацией и правоохранительными органами государства» СНБО осуществляет контроль над Военной организацией государства в порядке и в пределах компетенции, определенных Законом Украины «О Совете национальной безопасности и обороны Украины».

Полномочия СНБО по представлению президенту Украины предложения о введении чрезвычайного положения Украины или в отдельных ее местностях, а также об объявлении отдельной местности Украины зоной чрезвычайной экологической ситуации предусмотрены в соответствии ч.4 ст 5 Закона Украины «О правовом режиме чрезвычайного положения”, ч. 1 ст. 6 Закона Украины “о зоне чрезвычайной экологической ситуации”. Кроме того, согласно ч. 3 ст. 5 и ч. 1 ст. 7 Закона Украины» О правовом режиме военного положения ” СНБО подает президенту Украины предложения по введению и отмене военного положения в Украине или в отдельных ее местностях.

СНБО имеет полномочия и в сфере охраны государственной тайны. Учитывая то, что государственная тайна охватывает сведения в сфере обороны, экономики, науки и техники, внешних отношений, государственной безопасности и охраны правопорядка, разглашение которых может нанести ущерб национальной безопасности Украины, ч. 2 ст. 5 Закона Украины «О государственной тайне» от 21 января 1994 г. (в редакции Закона от 21 сентября 1999 г.) устанавливает, что СНБО координирует и контролирует деятельность органов исполнительной власти в сфере охраны государственной тайны.

Согласно ч. 3 ст. 6 Закона Украины от 20 февраля 2003 г. «О государственном контроле за международными передачами товаров военного назначения и двойного использования» СНБО координирует деятельность и осуществляет контроль за действиями органов исполнительной власти в сфере государственного экспортного контроля, который осуществляется с целью обеспечения защиты национальных интересов Украины, соблюдения ею международных обязательств относительно нераспространения оружия массового уничтожения, средств его доставки, ограничения передач обычных видов вооружения, а также осуществление мероприятий по недопущению использования указанных товаров в террористических и других противоправных целях.

СНБО осуществляет координацию деятельности органов исполнительной власти в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера (ст. 28 Закона Украины «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера» от 8 июня 2000 г.), координацию деятельности центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в сфере гражданской защиты (ст. 36 Закона Украины «О правовых основах гражданской защиты» от 24 июня 2004 г.), а также координацию и контроль за выполнением Национальной программы информатизации по обеспечению национальной безопасности и обороны государства (ч. 3 ст. 26 Закона Украины от 4 февраля 1998 г. «О Национальной программе информатизации»).

С целью содействия Президенту Украины при осуществлении им полномочий как гаранта государственного суверенитета, территориальной целостности Украины, Верховного Главнокомандующего Вооруженных Сил Украины согласно ст. 7 Закона Украины от 22 февраля 2000 г. «О порядке допуска и условия пребывания подразделений вооруженных сил других государств на территории Украины» СНБО вносит на рассмотрение Президента Украины предложение о допуске подразделений вооруженных сил других государств на территорию Украины. При этом сначала это предложение, должно включать имеющиеся на момент ее внесения сведений о районы расположения, задачи, общую численность указанных подразделений, типы и количество вооружения, военной техники, подчиненность, сроки пребывания и порядок их продления, порядок замены и условия вывода, а также информацию о возмещение Украине возможных расходов, связанных с пребыванием на ее территории этих подразделений, вносится в Совет национальной безопасности и обороны Украины Министерством иностранных дел Украины вместе с Министерством обороны Украины по согласованию в необходимых случаях с другими заинтересованными центральными органами исполнительной власти. После рассмотрения указанного предложения СНБО, признавая соответствие допуска подразделений вооруженных сил других государств на территорию Украины национальным интересам и законам Украины, в том числе ее международным обязательствам, и согласно Уставу ООН с учетом того, что соответствующими международными договорами Украины предусматривается возмещение расходов, связанных с пребыванием таких подразделений в Украине, обеспечения на должном уровне безопасности граждан Украины в условиях такого пребывания, вносит предложение о допуске подразделений вооруженных сил других государств на территорию Украины на рассмотрение Президенту Украины.

Полномочия СНБО предусмотрены и Законами Украины от 2 марта 2000 г. «О порядке направления подразделений Вооруженных Сил Украины в другие государства» и «Об участии Украины в международных миротворческих операциях» от 23 апреля 1999 г. В частности, СНБО предварительно рассматривает соответствующие предложения вносятся Министерством иностранных дел Украины вместе с Министерством обороны Украины по согласованию с другими заинтересованными центральными органами исполнительной власти. В случае признания соответствия предоставления военной помощи другим государствам или участия Украины в международной миротворческой операции национальным интересам и законам Украины, в том числе международным обязательствам Украины, согласно Уставу ООН, учитывая возможности финансирования и материально-технического обеспечения, уровень безопасности граждан Украины, которые будут принимать участие в оказании военной помощи в миротворческой операции, СНБО вносит предложение о направлении соответствующих подразделений Вооруженных Сил Украины к другому государству или в отношении участия Украины в международной миротворческой операции на рассмотрение Президента Украины.

В целом функции и компетенция СНБО свидетельствуют о том, что этот орган играет важную роль в обеспечении национальной безопасности, формировании военной политики государства, решении насущных вопросов строительства и развития Вооруженных Сил, решении острых проблем обеспечения информационной, экологической, научно-технологической безопасности.

Другой комментарий к статье 107 Конституции Украины

Под национальной безопасностью и обороной следует понимать конкретное направление деятельности, связанное с: предотвращением, выявлением и преодолением того, что деструктивно влияет на стабильное существование страны, ее граждан, важных общественных и государственных институтов.

Конституция устанавливает, что координационным органом по вопросам осуществления национальной безопасности и обороны-Совет национальной безопасности и обороны Украины.

Основными ее задачами следует считать определение жизненно важных национальных интересов и приоритетов Украины, выявление внутренних и внешних угроз национальной безопасности и обороне Украины; разработку стратегии и создание программ обеспечения национальной безопасности и обороны Украины; координа-цию деятельности органов исполнительной власти в процессе планирования и осуществления мероприятий по исполнению принятых решений и т. др. В целом Совет национальной безопасности и обороны Украины имеет координационные и контрольные задачи и функции деятельности органов исполнительной власти в соответствующей сфере.

Председателем Совета национальной безопасности и обороны является Президент Украины. Он формирует персональный состав Совета, руководит ее работой, председательствует на ее заседаниях, планирует вопрос, выносимый на рассмотрение, вводит своими указами в действие решение Совета национальной безопасности и обороны Украины и т. д.

Конституцией установлено, что в состав Совета по должности входят Премьер-министр Украины, Министр обороны Украины, Председатель Службы безопасности Украины. Министр внутренних дел Украины, министр иностранных дел. Других членов совета назначает Президент Украины.

Организационной формой деятельности Совета является ее заседание, в которых может участвовать председатель Верховной Рады Украины. Более подробно компетенция и функции Совета должны быть определены специальным законом, о котором идет речь в тексте этой статьи Конституции.

Следует отметить, что аналогичные органы в таком или ином виде существуют в большинстве стран мира. Так, во Франции президент является не только главнокомандующим вооруженными силами, но и председательствует в специальных органах – советах и высших комитетах национальной обороны. В Румынии, Хорватии и Югославии президенты возглавляют высшие совета обороны.

Конституции других стран предусматривают создание специальных органов по вопросам внешней и внутренней безопасности, которые действуют под непосредственным руководством глав государств. Так, образование совета безопасности, что должно работать под председательством главы государства, предусмотрено основными законами Беларуси, Македонии, Турции. В США закон “О национальной безопасности” был принят еще 26 июня 1947 г., и он направлен на обеспечение национальной безопасности за счет создания и деятельности министерства оборо-ны, системы национальных военных ведомств и координации их деятельности с деятельностью других министерств и ведомств, занимающихся вопросами национальной безопасности.