Новая редакция ст. 117 Конституции Украины с Комментариями.

Кабинет Министров Украины в пределах своей компетенции издает постановления и распоряжения, которые являются обязательными к исполнению.

Акты Кабинета Министров Украины подписывает Премьер-министр Украины.

Нормативно-правовые акты Кабинета Министров Украины, министерств и других центральных органов исполнительной власти подлежат регистрации в порядке, установленном законом.

Комментарий к ст. 117 Конституции Украины

Кабинет Министров Украины действует на основе положений Конституции Украины, законов Украины и актов Президента Украины, а также в соответствии с программой деятельности Кабинета Министров Украины, одобренной Верховной Радой Украины, и направляет свою деятельность на обеспечение интересов украинского народа, решения вопросов государственного управления в сфере экономики и финансов, социальной политики, труда и занятости, здравоохранения, образования, науки, культуры, спорта, туризма, охраны окружающей среды, экологической безопасности, природопользования, правовой политики, законности, обеспечение прав и свобод человека и гражданина, противодействия коррупции, решения других задач внутренней и внешней политики, гражданской защиты, национальной безопасности и обороноспособности.

Свои полномочия Кабинет Министров Украины осуществляет путем принятия решений на заседаниях большинством голосов от должностного состава Кабинета Министров Украины. Конституция Украины устанавливает два вида правовых актов Кабинета Министров Украины – постановления и распоряжения, являющиеся обязательными к исполнению.

Постановлениями Кабинета Министров Украины оформляются решения, имеющие нормативный характер, по вопросам утверждения положения, устава, порядка, регламента, правил, методики и т. п., а также в случаях утверждения, принятия международного договора или присоединения к нему; акты по организационно распорядительным и другим текущим вопросам выдаются в форме распоряжений Кабинета Министров Украины.

Акты Кабинета Министров Украины подписывает Премьер-министр Украины, и они вступают в силу со дня их подписания, если иное не предусмотрено в тексте акта.

Процедура подготовки проектов правовых актов Кабинета Министров Украины предусмотрена ст. 51 Закона Украины «О Кабинете Министров Украины» и Регламентом Кабинета Министров Украины, который определяет порядок проведения заседаний Кабинета Министров Украины, подготовки и принятия решений и другие процедурные вопросы его деятельности. То есть речь идет о том, что существует специальная процедура подготовки и рассмотрения проектов правовых актов Кабинета Министров Украины, предусмотрена Регламентом Кабинета Министров Украины.

Право инициативы в принятии актов Кабинета Министров Украины имеют члены Кабинета Министров Украины, центральные органы исполнительной власти, Совет министров Автономной Республики Крым, областные, Киевская и Севастопольская городские государственные администрации. Инициировать подготовку и принятие актов Кабинета Министров Украины может Президент Украины.

Проекты актов Кабинета Министров Украины готовятся министерствами, другими центральными органами исполнительной власти, Советом министров Автономной Республики Крым, областными, Киевской и Севастопольской городскими государственными администрациями согласно своей компетенции.

К подготовке проектов актов Кабинета Министров Украины могут привлекаться народные депутаты Украины, ученые и другие специалисты с их согласия.

Проекты актов Кабинета Министров Украины, которые имеют важное общественное значение и определяют права и обязанности граждан Украины, подлежат предварительному опубликованию в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.

Главным разработчиком проекта акта Кабинета Министров Украины является орган, который осуществляет его подготовку. Он организует, направляет и координирует работу заинтересованных органов по подготовке проекта акта Кабинета Министров Украины, принимает исчерпывающие меры для урегулирования разногласий и проводит согласовательные процедуры.

Проекты актов Кабинета Министров Украины, внесенные на его рассмотрение, регистрируются Секретариатом Кабинета Министров Украины. Зарегистрированные проекты актов Кабинета Министров Украины вносятся в базу данных электронной компьютерной сети. их обнародование на официальном веб-сайте Кабинета Министров Украины осуществляется в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.

Акты Кабинета Министров Украины принимаются, если по результатам рассмотрения на заседании Кабинета Министров Украины в них не было высказано замечаний.

Постановления и распоряжения Кабинета Министров Украины принимаются на заседаниях Кабинета Министров Украины путем голосования большинством голосов от состава Кабинета Министров Украины. Если проект акта получил поддержку ровно половины должностного состава Кабинета Министров Украины и за этот проект проголосовал Премьер-министр Украины, решение считается принятым.

Премьер министр Украины подписывает принятые акты Кабинета Министров Украины в день проведения заседания.

Постановления Кабинета Министров Украины, кроме постановлений, содержащих информацию с ограниченным доступом, вступают в силу со дня их официального опубликования, если иное не предусмотрено самими постановлениями, но не ранее дня их опубликования.

В случаях, предусмотренных законом, постановления Кабинета Министров Украины или их отдельные положения, содержащие информацию с ограниченным доступом, не подлежат опубликованию и вступают в силу с момента их доведения в установленном порядке до исполнителей, если этими постановлениями не установлен более поздний срок вступления их в силу.

Распоряжение Кабинета Министров Украины вступают в силу с момента их принятия, если этими распоряжениями не установлен более поздний срок вступления их в силу.

Акты Кабинета Министров Украины включаются в Единый государственный реестр нормативно правовых актов Украины. Постановления Кабинета Министров Украины публикуются в Официальном вестнике Украины и газете “Урядовый курьер”.

Акты Кабинета Министров Украины также обнародуются путем их размещения на официальном веб-сайте Кабинета Министров Украины.

В Законе Украины «О Кабинете Министров Украины» (п. 6 ст. 50) отмечается, что отмена акта Кабинета Министров Украины Президентом Украины на основании п. 16 первой части ст. 106 Конституции Украины имеет следствием прекращение совершения любыми органами, лицами действий, направленных на выполнение отмененного акта, осуществление полномочий, определенных этим актом.

Другой комментарий к статье 117 Конституции Украины

Кабинет Министров Украины действует на основании и на выполнение требований Конституции, законов Украины и актов Президента, в связи с чем ему предоставлено право решать такие вопросы исполнительной деятельности, не относящиеся в соответствии с Конституцией или законами к компетенции Президента и Верховной Рады. С этой целью Конституция устанавливает виды правовых актов правительства Украины – постановления и распоряжения, и отмечает, что они являются обязательными к выполнению на всей территории Украины. Постановлениями Кабинета Министров должны оформляться наиболее важные решения, имеющие нормативный характер. Решения по оперативным, другим текущим вопросам выдаются в виде распоряжений. Акты Кабинета Министров подписывает Премьер-министр, и они вступают в силу со дня их подписания, если иное не предусмотрено в этих актах.

Существует специальная процедура подготовки правовых актов Кабинета Министров, предусмотренная Положением о подготовке проектов постановлений и распоряжений Кабинета Министров Украины, которое утверждено постановлением Кабинета Министров от 8 июля 1993 г. и предусматривает подготовку как текста акта, так и пояснительной записки к нему, в которой подаются необходимые обоснования и прогнозы ожидаемых социально-экономических и иных последствий его реализации.

Проекты решений Кабинета Министров подлежат обязательному согласованию с заинтересованными органами государственной власти, государственными, общественными и другими организациями. Проекты решений нормативного характера в обязательном порядке согласовываются с Министерством юстиции. Все эти проекты визируются руководителями указанных органов и организаций, а в случае их отсутствия – лицами, их замещающими.

При наличии разногласий по проекту министерство (ведомство), которое готовит его, обязано провести обсуждение с заинтересованными сторонами с целью поиска взаимоприемлемого решения. Если такого решения не найдено, проект визируется с замечаниями, содержание которых кратко излагается отдельно.

Проекты решений, имеющих особое общегосударственное значение и касаются жизненных интересов всех слоев населения, предварительно направляются на согласование всем министерствам, областным, Киевской и Севастопольской городским государственным администрациям, которые обязаны в двухдневный срок сообщить разработчику свои замечания и предложения. Предложения, требующие решения вопросов о бюджетном ассигновании, обязательно согласовываются с Министерством финансов.

В соответствии с действующим порядком постановления правительства публикуются в Собрании постановлений правительства Украины, а при необходимости немедленного опубликования доводятся до всеобщего сведения через средства массовой информации.

Кабинет Министров Украины должен осуществлять контроль за исполнением принятых им правовых актов непосредственно или через подчиненные ему органы.

Указом Президента “О Едином государственном реестре нормативных актов” от 27 июня 1996 г. в Украине вводится Государственный реестр нормативных актов, в который включаются действующие, опубликованные и неопубликованные, в том числе с ограничу вально грифами, постановления и распоряжения (а также действующие декреты Кабинета Министров Украины, нормативные акты министерств, других центральных органов государственной исполнительной власти, регистрируемые в Министерстве юстиции, нормативные акты Национального банка.