Новая редакция ст. 119 Конституции Украины с Комментариями.
Местные государственные администрации на соответствующей территории обеспечивают:
1) выполнение Конституции и законов Украины, актов Президента Украины, Кабинета Министров Украины, других органов исполнительной власти;
2) законность и правопорядок; соблюдения прав и свобод граждан;
3) выполнение государственных и региональных программ социально-экономического и культурного развития, программ охраны окружающей среды, а в местах компактного проживания коренных народов и национальных меньшинств – также программ их национально-культурного развития;
4) подготовку и выполнение соответствующих областных и районных бюджетов;
5) отчет об исполнении соответствующих бюджетов и программ;
6) взаимодействие с органами местного самоуправления;
7) реализацию других предоставленных государством, а также делегированных соответствующими советами полномочий.
Комментарий к ст. 119 Конституции Украины
Комментируемая статья посвящена определению содержания деятельности местных государственных администраций, что составляет основу их компетенции, в ней приводится перечень направлений их деятельности.
Для осуществления в пределах своих полномочий исполнительной власти на территории соответствующей административно территориальной единицы и реализации полномочий, делегированных им, местные государственные администрации наделены рядом обязанностей и прав. Перечисленные в ст. 119 Конституции Украины направления деятельности местных государственных администраций в Законе Украины «О местные государственные администрации» рассматриваются как основные задачи (ст. 2) и находят свою дальнейшую детализацию в главе 2 «Основные отраслевые полномочия местных государственных администраций». Одной из главных задач местных госадминистраций является обеспечение выполнения на соответствующей территории Конституции и законов Украины, актов Президента Украины, Кабинета Министров Украины, других органов исполнительной власти. Реализация названного полномочия означает, что все субъекты государственного управления и местного самоуправления осуществляют предоставленные полномочия в рамках действующего законодательства, четко выполняют свои обязанности. Это касается вопросов обеспечения законности, охраны прав, свобод и законных интересов граждан; социально-экономического развития соответствующих территорий; бюджета, финансов и учета; управления имуществом, приватизации и предпринимательства; промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта и связи; науки, образования, культуры, здравоохранения, физкультуры и спорта, семьи, женщин, молодежи и несовершеннолетних; использование земли, природных ресурсов, охраны окружающей среды; внешнеэкономической деятельности; оборонной работы и мобилизационной подготовки; социальной защиты, занятости населения, труда и заработной платы. С этой целью местные государственные администрации должны информировать соответствующих субъектов о принятых актах и ставить задачи по их выполнению субъектами управления государственными и самоуправляющимися делами, актов законодательства, применить принуждение.
С рассматриваемым тесно связано другое чрезвычайно важное полномочие – обеспечение законности, правопорядка, прав и свобод граждан, поскольку в ст. 3 Конституции человек, его жизнь и безопасность определяются в Украине наивысшей социальной ценностью. Реализация этого полномочия связана с осуществлением мероприятий по охране общественной безопасности, общественного порядка, борьбы с преступностью; обеспечением рассмотрения обращений граждан и их объединений, контролем состояния этой работы в органах местного самоуправления, на предприятиях, в организациях и учреждениях, расположенных на соответствующей территории; осуществлением мероприятий по организации правового информирования и воспитания населения; обеспечением выполнения актов законодательства по вопросам гражданства, связанных с пребыванием иностранцев и лиц без гражданства на территории Украины, содействием органам внутренних дел в соблюдении правил паспортной системы; проведением работы, связанной с разработкой и осуществлением мероприятий по размещению, трудоустройству, социально-бытового и медицинского обслуживания беженцев, а также депортированных лиц, которые добровольно возвращаются в регионы их прежнего проживания; обеспечением выполнения законодательства относительно национальных меньшинств и миграции, о свободе мысли и слова, свободу мировоззрения и вероисповедания; участием в решении вопросов проведения выборов и референдумов и административно-территориального устройства в пределах, определенных законодательством; рассмотрение дел об административных правонарушениях, отнесенных к ведению органов исполнительной власти и др.
Местные госадминистрации обеспечивают выполнение государственных и региональных программ. С этой целью они осуществляют организационную, координационную и другие виды необходимых работ. Так, местные госадминистрации разрабатывают проекты программ социально экономического развития и подают их на утверждение соответствующему совету, обеспечивают их исполнение, отчитываются перед соответствующим советом об их выполнении; обеспечивают эффективное использование природных, трудовых и финансовых ресурсов; составляют необходимые для управления социально экономическим развитием соответствующей территории балансы трудовых, материально-финансовых и других ресурсов, местных строительных материалов, топлива; определяют необходимый уровень обслуживания населения в соответствии с нормативами минимальных социальных потребностей; проводят расчет средств и определяют объем услуг, необходимых для обеспечения предусмотренного законодательством уровня минимальных социальных потребностей; подают раде выводы относительно целесообразности размещения на соответствующей территории новых предприятий и других объектов независимо от форм собственности; вносят по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления предложения о создании специальных (свободных) экономических зон, изменение статуса и территории этих зон; рассматривают и принимают решения по предложениям органов местного самоуправления по проектам планов и мероприятий предприятий, учреждений, организаций, расположенных на соответствующей территории; разрабатывают и вносят предложения к проектам государственных программ социального и экономического развития Украины, а также долгосрочных прогнозов и проектов индикативных планов развития соответствующих отраслей народного хозяйства, их финансово экономического обеспечения, а также осуществляют другие полномочия.
Важными полномочиями наделены госадминистрации в области использования и охраны земель, природных ресурсов и охраны окружающей среды. Среди них такие, как разработка и обеспечение выполнения утвержденных в установленном законом порядке программ рационального использования земель, лесов, повышения плодородия почв, находящихся в государственной собственности; разработка, представление на утверждение соответствующего совета и обеспечение выполнения региональных экологических программ; отчетность перед соответствующим советом об их выполнении; внесение в соответствующие органы предложений относительно государственных экологических программ; информирование населения об экологически опасных авариях и ситуациях, состоянии окружающей среды, а также о мерах, принимаемых по его улучшению; организация работы по ликвидации последствий экологических аварий, привлечение к этим работам предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности и граждан. Полномочия местных госадминистраций в этой и других областях определены статьями 21, 22, 23, 24 Закона.
Полномочия местных госадминистраций в области бюджета и финансов предусматривают подготовку и внесение соответствующих бюджетов и программ, отчетов по этому поводу. Реализация их заключается в том, что местная госадминистрация составляет и подает на утверждение совета проект соответствующего бюджета и обеспечивает его выполнение; отчитывается перед соответствующим советом о его выполнении; подает в установленном порядке до органов исполнительной власти высшего уровня финансовые показатели и предложения к проекту Государственного бюджета Украины, предложения относительно объема средств Государственного бюджета Украины для их распределения между территориальными общинами, размеров дотаций и субсидий, данные об изменениях состава объектов, подлежащих бюджетному финансированию, баланс финансовых ресурсов для учета их при определении размеров субвенций, а также для бюджетного выравнивания исходя из обеспеченности минимальных социальных потребностей; получает от всех субъектов предпринимательской деятельности независимо от форм собственности информацию, предусмотренную актами законодательства для составления и исполнения бюджета; осуществляет финансирование предприятий, учреждений и организаций образования, культуры, науки, здравоохранения, физической культуры и спорта, социальной защиты населения, переданных в установленном законом порядке в управление местной государственной администрации высшими органами государственной власти или органами местного самоуправления, представляющими общие интересы территориальных общин, а также мероприятий, связанных с развитием жилищно коммунального хозяйства, благоустройством и дорожным строительством, охраной окружающей среды и общественного порядка, других мероприятий, предусмотренных законодательством; в общих интересах территориальных общин объединяет на договорной основе бюджетные средства со средствами предприятий, учреждений, организаций и населения для строительства, расширения, реконструкции, ремонта и содержания производственных предприятий, транспорта, сетей тепло , водо , газо -, энергообеспечения, дорог, связи, служб по обслуживанию населения, учреждений здравоохранения, торговли, образования, культуры, социального обеспечения и жилищно коммунальных объектов, в том числе их приобретение для удовлетворения потребностей населения и финансирует осуществление этих мероприятий; осуществляет в установленном порядке регулирования инвестиционной деятельности; определяет и устанавливает нормы потребления в сфере жилищно коммунальных услуг, осуществляет контроль за их соблюдением.
Целый ряд задач, которые возложены на местные госадминистрации, решаются ими во взаимодействии с органами местного самоуправления. К таким полномочиям Закон, кроме перечисленных в пп. 3, 4 комментария к данной статье, относит делегированы соответствующим советом функции управления имуществом, находящимся в совместной собственности территориальных общин, право председателей местных госадминистраций вносить на рассмотрение соответствующих советов вопросы, связанные с выполнением делегированных полномочий, и другие предложения. Местные государственные администрации на соответствующей территории взаимодействуют с сельскими, поселковыми и городскими советами, их исполнительными органами и сельскими, поселковыми и городскими головами, содействие в осуществлении ими собственных полномочий местного самоуправления. Это, в частности, касается решения вопросов экономического, социального и культурного развития соответствующих территорий, укрепление материальной и финансовой базы местного самоуправления, контроля выполнения предоставленных им законом полномочий органов исполнительной власти, рассмотрению и учету в своей деятельности предложения депутатов, органов местного самоуправления и их должностных лиц. В случае рассмотрения местной государственной администрацией вопросов, которые задевают интересы местного самоуправления, об этом сообщается заранее соответствующим органам местного самоуправления. Представители этих органов и должностные лица территориальных общин имеют право участвовать в рассмотрении таких вопросов местной государственной администрацией, высказывать замечания и предложения. Должностные лица местных государственных администраций или их представители имеют право присутствовать на заседаниях органов местного самоуправления и быть выслушанными по вопросам, касающимся их компетенции. Местные государственные администрации не могут вмешиваться в осуществление органами местного самоуправления собственных полномочий. Для осуществления совместных программ местные государственные администрации и органы местного самоуправления могут заключать договоры, создавать совместные органы и организации.
Местные госадминистрации реализуют и другие значительные полномочия, предоставленные им Законом или делегированные советами. Они касаются управления имуществом, приватизации, предпринимательства, науки, образования, культуры, внешнеэкономической деятельности, социальной защиты и занятости населения, промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта. Так, например, районные, областные советы делегируют соответствующим местным государственным администрациям такие полномочия, как содействие инвестиционной деятельности на территории района, области; объединение на договорных началах средств предприятий, учреждений и организаций, расположенных на соответствующей территории, и населения, а также бюджетных средств на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание на паевых началах объектов социальной и производственной инфраструктуры, дорог местного значения и на мероприятия по охране труда и охране окружающей среды; привлечение в порядке, установленном законом, предприятий, учреждений и организаций, которые не принадлежат к коммунальной собственности, к участию в обслуживании населения соответствующей территории, координация этой работы; утверждение маршрутов и графиков движения местного пассажирского транспорта независимо от форм собственности, согласования этих вопросов относительно транзитного пассажирского транспорта; организация охраны, реставрации, использования памятников истории и культуры, архитектуры и градостроительства, дворцово парковых, парковых и усадебных комплексов, природных заповедников местного значения и другие, предусмотренные ст. 44 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине».
Местные госадминистрации имеют в своем управлении объекты государственной собственности, переданные им, и объекты общей собственности территориальных общин в случае делегирования полномочий районными или областными советами. Однако они не вправе использовать такие объекты как залог или другие виды обеспечения, а также осуществлять операции уступки, требования, перевод долга, принятие перевода долга, дарения, пожертвования.
Как отмечается в комментарии к ст. 118 Конституции, деятельность местных госадминистраций, их голов находится под постоянным контролем. Однако и местные госадминистрации осуществляют на соответствующих территориях государственный контроль. Сфера такого контроля достаточно широка, и, в частности, касается сохранения и рационального использования государственного имущества; состояния финансовой дисциплины, учета и отчетности, выполнения государственных контрактов и обязательств перед бюджетом, надлежащим и своевременным возмещением вреда, причиненного государству; использования и охраны земель, лесов, недр, воды, атмосферного воздуха, растительного и животного мира и других природных ресурсов; охраны памятников истории и культуры, сохранения жилищного фонда; соблюдения санитарных и ветеринарных правил сбора, утилизации и захоронения промышленных, бытовых и других отходов, соблюдением правил благоустройства; соблюдение законодательства по вопросам науки, языка, рекламы, образования, культуры, здравоохранения, материнства и детства, семьи, молодежи и несовершеннолетних, социальной защиты населения, физической культуры и спорта и др.
Другой комментарий к статье 119 Конституции Украины
В этой статье Конституция закрепляет основные направления деятельности местных государственных администраций.
Исполнение Конституции, актов законодательной и исполнительной власти означает реализацию субъектами управления государственными и самоуправляющимися делами их конституционных и иных обязанностей. Для обеспечения выполнения этих обязанностей местные государственные администрации должны информировать соответствующих субъектов на той или иной территории о принятых актах и ставить задачи по их выполнению; создавать условия для эффективного выполнения субъектами управления государственными и самоуправляемыми делами актов законодательства, применять принуждение в случаях, когда другие методы недостаточны для обеспечения реализации Конституции, актов законодательной и исполнительной власти. Причем, поскольку Конституция устанавливает в нашем государстве разделение властей, можно прийти к выводу, по которым этот принуждение в отношении органов местного самоуправления может осуществляться только на основании судебных решений.
Местные государственные администрации обеспечивают осуществление государственных и региональных программ, являются комплексными планами социально-экономического и культурного развития государства и соответствующих территории или планами реализации гарантий прав и свобод граждан в различных областях общественной жизни. Для обеспечения выполнения этих программ местные государственные администрации проводят организационную, координационную и другую работу по мобилизации необходимых средств и ресурсов, поисков резервов и т. д.
О состоянии выполнения соответствующих программ местные государственные администрации отчитываются перед органами исполнительной власти высшего уровня или соответствующими районными или областными советами – в зависимости от того, кто утвердил эти программы.
Исполнительная власть призвана обеспечивать законность и правопорядок в обществе, соблюдения прав и свобод граждан. Роль местных государственных администраций в решении этих вопросов возрастает в связи с тем, что в них в определенной степени постепенно перейдет функция общего надзора, которую традиционно выполняла прокуратура. Для осуществления соответствующих функций администрации наделяются необходимыми юридическими средствами – такими, как право отмены актов, приостановлении их действия, обращение с иском в суд и прочее.
Местные государственные администрации обеспечивают три стадии бюджетного процесса в регионах: подготовки проектов бюджетов, исполнение принятых районными и областными советами бюджетов и составления отчетов об исполнении этих бюджетов. Что касается других – утверждение региональных бюджетов, контроля за их исполнением и утверждение отчетов об исполнении этих бюджетов, то они € правом соответствующих районных и областных советов. Таким образом, в бюджетной сфере местные государственные администрации следует рассматривать своеобразными “исполнительными органами” этих советов.
Местные государственные администрации обеспечивают взаимодействие с органами местного самоуправления по вопросам, касающимся их совместных интересов и относятся к их компетенции. Это могут быть вопросы социально-экономического и культурного развития, охраны окружающей среды и т. д. Местные государственные администрации и органы местного самоуправления вправе заключать соответствующие договоры, создавать совместные комиссии и тому подобное. То есть в такой способ (путем взаимодействия) администрации обеспечивают сочетание общегосударственных и местных интересов.
Конституция не исчерпывает перечень полномочий местных государственных администраций, что предполагает возможность дальнейшего законодательно установленного их распространения. Кроме этого, районные и областные советы имеют право делегировать свои полномочия соответствующим администрациям. Условия и порядок такого делегирования будет предусмотрен специальным законом.