Новая редакция ст. 120 Конституции Украины с Комментариями.

Члены Кабинета Министров Украины, руководители центральных и местных органов исполнительной власти не имеют права совмещать свою служебную деятельность с другой работой (кроме преподавательской, научной и творческой работы во внерабочее время), входить в состав руководящего органа или наблюдательного совета предприятия или организации, имеющей целью получение прибыли.

Организация, полномочия и порядок деятельности Кабинета Министров Украины, других центральных и местных органов исполнительной власти определяются Конституцией и законами Украины.

Комментарий к ст. 120 Конституции Украины

Институт несовместимости в конституционном праве играет важную роль в системе разделения властей, поскольку обеспечивает стабильность и полноту выполнения государственно властных функций должностными лицами органов государственной власти и препятствует созданию дополнительных проявлений коррупции. Принцип несовместимости направлен на ограничение субъективных публичных прав субъектов властных полномочий с целью строгого и неуклонного исполнения последними своих властных функций.

Зарубежный опыт организации государственной власти свидетельствует о существовании в законодательстве целого ряда государств публично правовых ограничений для представителей государственной и местной власти (Греция, Испания, Молдова, Российская Федерация, США, ФРГ и др.).

Статья 120 Конституции Украины посвящена закреплению на конституционном уровне института несовместимости занятия должности члена Кабинета Министров Украины, руководителя центрального и местного органов исполнительной власти с другой работой, включая вхождение в состав руководящего органа или наблюдательного совета предприятия, что имеет целью получение прибыли, кроме преподавательской, научной и творческой работы, осуществляемой во внерабочее время.

Конституционное положение ст. 120 четко определяет границы занятие членами Кабинета Министров Украины, руководителями центральных и местных органов исполнительной власти своих должностей, если презюмировать при этом факт пребывания таких лиц в составе государственного органа на постоянной основе. Это обусловлено необходимостью определения особого статуса этой категории государственных служащих, что включает в себя: уровень должности, права и обязанности в рамках должности, специальную юридическую ответственность таких лиц и тому подобное.

Решением Конституционного Суда Украины от 17 октября 2002 г. в деле № 1 4/2002 (дело о совмещении служебной деятельности руководителей органов исполнительной власти) определено, что к должностным лицам органов исполнительной власти, которые не имеют права входить в состав руководящего органа или наблюдательного совета предприятия, что имеет целью получение прибыли, относятся:

1) Премьер-министр Украины, Первый вице премьер министр Украины, вице премьер министры Украины, министры – члены Кабинета Министров Украины;

2) должностные лица, возглавляющие другие, кроме министерств, центральные органы исполнительной власти;

3) главы местных государственных администраций – руководители местных органов исполнительной власти.

Конституционный Суд Украины пришел к выводу, что термин «руководитель» центрального или местного органа исполнительной власти, который содержится в части первой статьи 120 Конституции Украины, означает должностное лицо исполнительного органа, совокупность квалифицирующих признаков которой определяет статус руководителя. К этим признакам относятся конкретные государственно-властные полномочия исполнительного и распорядительного характера такого должностного лица в сфере исполнительной власти, которые согласно Конституции и законам Украины предоставляются соответствующими органами государственной власти: распределение обязанностей между своими заместителями; распоряжение материально-финансовыми ценностями; руководство и направления работы исполнительного органа и его аппарата; решение кадровых вопросов; подписание правовых актов исполнительного органа; представительство исполнительного органа в отношениях с гражданами, другими государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности.

Кроме этого, Конституционный Суд в своем Решении отметил, что перечень иных должностных лиц, которые не имеют права входить в состав руководящего органа или наблюдательного совета предприятия, что имеет целью получение прибыли, может быть установлено законом (пункт 12 части 1 статьи 92 Конституции Украины).

Требования относительно несовместимости занятия должности членами Кабинета Министров Украины с другой работой, установленные ст. 7 Закона Украины «О Кабинете Министров Украины» от 7 октября 2010 г. № 2591 VI. При этом в ч. 2 этой статьи определены правовые последствия для члена Кабинета Министров Украины, который нарушил принцип несовместимости занятия должности, – такой член Кабинета Министров Украины в двадцатидневный срок со дня возникновения этих обстоятельств прекращает такую деятельность или подает личное заявление об отставке.

Отдельное внимание в ст. 7 упомянутого Закона Украины «О Кабинете Министров Украины» уделено вопросу несовместимости члена Кабинета Министров Украины, который является народным депутатом Украины. В частности, в случае внесения на рассмотрение Президенту Украины представление о назначении на должность члена Кабинета Министров Украины лица, являющегося народным депутатом Украины, к представлению прилагается личное заявление народного депутата Украины о досрочном прекращении им депутатских полномочий в случае назначения на должность члена Кабинета Министров Украины. Вопрос о досрочном прекращении полномочий народного депутата Украины рассматривается безотлагательно Верховной Радой Украины на ее первом же пленарном заседании после назначения его членом Кабинета Министров Украины.

В отношении руководителей местных органов исполнительной власти, то Законом Украины «О местные государственные администрации» от 9 апреля 1999 г. № 586 XIV также закреплен принцип несовместимости занятия должности руководителя центрального и местного органов исполнительной власти (ст. 12), подкреплен юридической ответственностью за несоблюдение этого принципа, – прекращение полномочий председателей местных государственных администраций (п. 6 ч. 1 ст. 9 этого Закона).

Кроме того, указанный Закон распространил действие данного принципа не только на глав местных государственных администраций, но и на их заместителей, руководителей управлений, отделов, других структурных подразделений местных государственных администраций.

Комментируемая статья устанавливает исключения из общего принципа несовместимости занятия должности руководителя центрального и местного органов исполнительной власти:

1) преподавательская работа;

2) научная работа (научная деятельность – интеллектуальная творческая деятельность, направленная на получение и применение новых знаний. Основными ее формами являются фундаментальные и прикладные научные исследования; абз. 1 ст. 1 Закона Украины «О научной и научно технической деятельности» от 13 декабря 1991 г. № 1977-XII);

3) творческая работа (творческая деятельность – индивидуальное или коллективное творчество профессиональных творческих работников, результатом которой является произведение или его интерпретация, имеющие культурно художественную ценность; абз. 3 ч. 1 ст. 1 Закона Украины «О профессиональных творческих работниках и творческих союзах» от 7 октября 1997 г. № 554/97 ВР).

Вопросы работы государственных служащих по совместительству урегулированы Постановлением Кабинета Министров Украины «О работе по совместительству работников государственных предприятий, учреждений и организаций» от 3 апреля 1993 г. № 245.

Более детально вопрос о порядке привлечения должностных лиц к ответственности за коррупционные правонарушения освещены в Постановлении Пленума Верховного Суда Украины «О практике рассмотрения судами дел о коррупционных деяниях и других правонарушениях, связанных с коррупцией» от 25 мая 1998 г. № 13.

Если же в действиях должностного лица присутствует состав преступления, то такое должностное лицо подлежит уголовной ответственности за служебные преступления согласно Уголовному кодексу Украины.

В Верховной Раде Украины зарегистрирован президентский законопроект «О принципах предотвращения и противодействия коррупции в Украине» № 7487 от 17 декабря 2010 г. Статья 7 этого законопроекта определяет ограничения относительно совместительства и совмещения с другими видами деятельности. В частности, лицам запрещается:

– заниматься другой оплачиваемой или предпринимательской деятельностью (кроме преподавательской, научной и творческой деятельности, медицинской практики, инструкторской и судейской практики из спорта) непосредственно или через других лиц, если иное не предусмотрено Конституцией или законами Украины;

– входить в состав органа управления или наблюдательного совета предприятия или организации, что имеет целью получение прибыли (кроме случаев, когда лица осуществляют функции по управлению акциями (долями, паями), принадлежащими государству, и представляют интересы государства в совете общества (наблюдательном совете), ревизионной комиссии хозяйственного общества), если иное не предусмотрено законом.

Ограничения, предусмотренные настоящей статьей, не распространяются на депутатов Верховной Рады Автономной Республики Крым, депутатов местных советов (кроме осуществляющих свои полномочия в соответствующем совете на постоянной основе), членов Высшего совета юстиции (кроме тех, которые работают в Высшем совете юстиции на постоянной основе), народных заседателей и присяжных.

Часть 2 комментируемой статьи четко указывает, что организация, полномочия и порядок деятельности Кабинета Министров Украины, других центральных и местных органов исполнительной власти определяются Конституцией и законами Украины.

Одновременно следует констатировать изменение структуры центральных органов исполнительной власти в связи с принятием Указа Президента Украины «Об оптимизации системы центральных органов исполнительной власти» от 9 декабря 2010 г. № 1085/2010: в частности, в этой структуре выделено министерства, государственные службы, государственные агентства, государственные инспекции, государственные администрации, Государственную комиссию по регулированию рынков финансовых услуг Украины, Национальное агентство по вопросам подготовки и проведения в Украине финальной части чемпионата Европы 2012 года по футболу и реализации инфраструктурных проектов, Пенсионный фонд Украины и центральные органы исполнительной власти со специальным статусом.

Отсюда вытекает необходимость урегулирования на законодательном уровне порядка деятельности целого ряда центральных органов исполнительной власти, организация работы которых определена только на уровне положений. Это является необходимым также для заполнения существующих пробелов в действующем законодательстве Украины, расширения и дополнения императивных предписаний Конституции Украины, а также дальнейшего закрепления в законодательстве Украины конституционно правового института несовместимости.

Другой комментарий к статье 120 Конституции Украины

Этой статьей вводится принцип несовместимости занятия должности руководителя центрального и местного органов исполнительной власти Украины с другой рабо той, включая вхождение в состав правления или совета предприятия, которое имеет целью получение прибыли, кроме преподавательской, научной и творческой работы, осуществляемой во внерабочее время. Не должно быть никаких сомнений относительно цели, которая преследуется введением этого принципа: он должен способствовать независимости государственных служащих от любого ненадлежащего влияния. Причем лица, претендующие на вышеупомянутые должности, должны быть предупреждены об установленных Конституцией ограничениях.

Более подробно этот принцип отражен в ст, 5 Закона “О борьбе с коррупцией” от 5 октября

В соответствии с этим законом государственный служащий или другое лицо, уполномоченное на выполнение функций государства, не имеет права способствовать, используя свое служебное положение, физическим и юридическим лицам в осуществлении ими предпринимательской деятельности, а так же в получении субсидий, субвенций, дотаций, кредитов или льгот с целью незаконного получения за цс материальных благ, услуг, льгот или других преимуществ; заниматься предпринимательской деятельностью непосредственно или через посредников или подставных лиц, быть поверенным третьих лиц в делах государственного органа, в котором она работает, а также выполнять работу на условиях совместительства (кроме научной, преподавательской, творческой деятельности, а также медицинской практики); входить самостоятельно, через представителя или подставных лиц в состав правления или других исполнительных органов предприятий, кредитно-финансовых учреждений, хозяйственных обществ, организаций, союзов, объединений, кооперативов, осуществляющих предпринимательскую деятельность; отказывать физическим и юридическим лицам в информации, предоставление которой предусмотрено правовыми актами, умышленно задерживать ее, предоставлять недостоверную или неполную информацию.

Государственный служащий, который является должностным лицом, не имеет также права способствовать, используя свое должностное положение, физическим и юридическим лицам в осуществлении ими внешнеэкономической, кредитно-банковской и другой деятельности с целью незаконного получения за это материальных благ, услуг, льгот или других преимуществ; неправомерно вмешиваться, используя свое должностное положение, в деятельность других государственных органов или должностных лиц с целью помешать выполнению ими своих полномочий; быть поверенным третьих лиц в делах государственного органа, деятельность которого он контролирует; предоставлять незаконные преимущества физическим и юридическим лицам при подготовке и принятии нормативно-правовых актов или решений.

Разрешение совмещать служебную деятельность государственным служащим и лицам, уполномоченным на выполнение функций государства с занятием творческой деятельностью объясняется тем, что она имеет индивидуальный характер и выполняется в области культуры, науки, образования, медицины, которые достаточно отдалены от осуществления государственной власти.

Организация, полномочия и порядок деятельности Кабинета Министров Украины теперь регулируется Конституцией. Одновременно они могут найти свое развитие в других законах, в частности – специальном Законе “О Кабинете Министров Украины”, будет принят на развитие ее положений.

Что касается организации, полномочий и порядка деятельности других центральных органов исполнительной власти, которые должны регулироваться законами Украины, то они пока нашли свое разрешение в указе Президента Украины “о общее положение О министерство, другой центральный орган государственной исполнительной власти” от 12 марта 1996 г.