Новая редакция ст. 121 Конституции Украины с Комментариями.

Прокуратура Украины составляет единую систему, на которую возлагаются:

1) поддержание государственного обвинения в суде;

2) представительство интересов гражданина или государства в суде в случаях, определенных законом;

3) надзор за соблюдением законов органами, которые проводят оперативно розыскную деятельность, дознание, досудебное следствие;

4) надзор за соблюдением законов при выполнении судебных решений в уголовных делах, а также при применении других мер принудительного характера, связанных с ограничением личной свободы граждан.

Комментарий к ст. 121 Конституции Украины

Прокуратура является независимым государственным органом, который в пределах и способом, определенным Конституцией Украины и законами Украины, осуществляет возложенные на него задачи. Прокуратура построена по принципам единства, централизации, территориальности и специализации.

Систему органов прокуратуры составляют: Генеральная прокуратура Украины, прокуратуры Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя (на правах областных), городские, районные, межрайонные, другие приравненные к ним прокуратуры, а также военные прокуратуры.

Органы прокуратуры Украины составляют единую централизованную систему, которую возглавляет Генеральный прокурор Украины с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим. Территориальные прокуратуры созданы и функционируют в соответствии с административно-территориального устройства Украины и, а специализированные – по предметно отраслевому принципу и действуют в отдельных сферах жизнедеятельности. Система органов включает следующие специализированные прокуратуры военные, природоохранные и прокуратуры по надзору за исполнением судебных решений в уголовных делах. К органам военных прокуратур относятся военные прокуратуры регионов и военная прокуратура Военно-Морских Сил Украины (на правах областных), военные прокуратуры гарнизонов (на правах городских).

Структуру и штатную численность Генеральной прокуратуры Украины, а также подчиненных ей прокуратур, учреждений прокуратуры и научно учебного заведения – Национальной академии прокуратуры Украины –утверждает Генеральный прокурор Украины.

На прокуратуру в соответствии со ст. 121 Конституции Украины возлагаются четыре основные функции.

Кроме того, прокуратура продолжает выполнять функцию надзора за соблюдением и применением законов и функцию следствия по уголовным делам – до введения в действие законов, регулирующих деятельность государственных органов по контролю за соблюдением законов, и до сформирования системы досудебного следствия и введения в действие законов, регулирующих ее функционирование.

Прокуратура является многофункциональным органом, а совокупность ее функций составляет четкую систему, определенную Конституцией Украины (п. 9 ст. 121 Переходных положений).

Первой среди них является поддержание государственного обвинения. Это –публичная процессуальная деятельность прокурора по доведении перед судом обвинения лица в совершении общественно опасного деяния, предусмотренного законодательством об уголовной ответственности, с целью применения к ней определенных этим законодательством мер уголовно правового воздействия. Участие прокуроров в судебном рассмотрении уголовных дел регламентируется Уголовно процессуальным кодексом Украины, Законом Украины «О прокуратуре», соответствующими приказами Генерального прокурора Украины.

Поддерживая государственное обвинение, прокурор участвует в исследовании доказательств, подает суду свои соображения относительно применения уголовного закона и меры наказания подсудимому. При этом прокурор руководствуется требованиями закона и объективной оценкой собранных по делу доказательств. Среди задач прокурора при поддержании государственного обвинения можно выделить основные, направленные на обеспечение его участия в судебном рассмотрении уголовных дел; законности судебных решений по уголовным делам; законных прав потерпевших, подсудимых и других участников процесса.

Законом Украины «О прокуратуре» и Уголовно процессуальным кодексом Украины определены две основные формы деятельности прокурора в судебном разрешении уголовного дела: участие в ее рассмотрении судом первой инстанции; участие в рассмотрении дела судами апелляционной, кассационной инстанций, а также реализация своих полномочий в пересмотре судебных решений по уголовным делам в связи с вновь открывшимся обстоятельствам и пересмотре Верховным Судом Украины.

Государственное обвинение начинается с того момента, когда прокурор или его заместитель, утвердив обвинительный вывод, составленный следователем, или составив новое обвинительное заключение, направляют дело в суд, которому оно подсудно. Поддерживая его, прокурор приобретает статус участника процесса, наделенного равными со стороной защиты правами, на основании принципа состязательности судебного процесса. Руководствуясь требованиями закона и своим внутренним убеждением, прокурор, поддерживая перед судом государственное обвинение, представляет доказательства, участвует в исследовании доказательств, заявляет ходатайства и высказывает свое мнение относительно ходатайств других участников судебного разбирательства, излагает свои соображения по поводу применения уголовного закона и меры наказания в отношении подсудимого. Следовательно, прокурор в судебном рассмотрении уголовного дела не осуществляет других, кроме поддержания государственного обвинения, функций.

Важнейшее значение имеет деятельность прокурора в судебном следствии, во время которого он должен активно участвовать в исследовании доказательств судом, объективно и беспристрастно оценивать их, ходатайствовать о вызове в суд дополнительных свидетелей или приобщении дополнительных доказательств, предоставления судебных поручений, контролировать ход их выполнения. При выполнении своих процессуальных функций прокурор обязан реагировать на любые нарушения закона, ограничивающих права участников процесса, путем представления в суд мотивированных ходатайств и возражений и выражения глубоких соображений по вопросам, которые возникают при рассмотрении уголовных дел.

Поддержание государственного обвинения, осуществляемого прокурором, наиболее полно отражается в его обвинительной речи. В ней прокурор обосновывает правильность определенной на предварительном следствии юридической квалификации совершенных подсудимым деяний и высказывает предложение суда относительно меры наказания.

Прокуроры, определенные уголовно-процессуальным законом Украины, имеют право подать на судебные решения по уголовным делам, которые вступили в силу, кассационную жалобу. Уголовное дело при этом рассматривается коллегией судей Судебной палаты в уголовных делах Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел с обязательным участием прокурора.

На стадии пересмотра судебных решений в связи с вновь открывшимися обстоятельствами прокурор проводит расследование этих обстоятельств, при наличии для этого оснований подает заявление о пересмотре судебных решений в кассационный суд, а также участвует в судебном заседании. В отдельных случаях, определенных законом, прокуроры в пределах своей компетенции имеют право подать заявление о пересмотре судебного решения по уголовному делу Верховным Судом Украины, в заседании которого принимают участие Генеральный прокурор Украины или его заместитель.

Самостоятельной функцией прокуратуры и правовым основанием участия прокурора в судебном процессе является представительство прокурором интересов гражданина или государства в суде в случаях, определенных законом.

По правовой природе представительство в суде является правоотношениями, в которых одно лицо (представитель) на основании определенных полномочий выступает от имени другого лица (доверителя) и выполняет процессуальные действия в суде в ее интересах, приобретая (изменяя, прекращая) для него права и обязанности.

В частности, согласно решению Конституционного Суда Украины от 8 апреля 1999 г. под представительством прокуратурой интересов государства в суде надо понимать правоотношения, в которых прокурор, реализуя определенные Конституцией Украины и законами Украины полномочия, совершает в суде процессуальные действия с целью защиты интересов государства. Эти действия включают представление прокурором в суд искового заявления, его участие в рассмотрении дела по исковому заявлению, а также в рассмотрении судом любого другого дела по инициативе прокурора или по постановлению суда, если это необходимо для защиты интересов государства.

Следовательно, содержание представительства прокуратурой интересов гражданина или государства в суде заключается в осуществлении прокурорами от имени государства процессуальных и других действий, направленных на защиту в суде интересов гражданина или государства в случаях, предусмотренных законом.

Задачей представительства является защита прав и законных интересов граждан, которые не способны по каким либо причинам самостоятельно защитить свои права или реализовать процессуальные полномочия, неопределенного круга лиц, права которых одновременно нарушаются, а также защита имущественных и других интересов государства, которые нарушаются или могут быть нарушены в результате противоправных действий физических или юридических лиц; принятие мер по восстановлению нарушенных прав и законных интересов гражданина и государства, устранение причин и условий, способствующих их нарушению; привлечения к установленной законом ответственности лиц, виновных в нарушении прав и законных интересов гражданина или государства, возмещения нанесенных государству убытков.

Поводами для представительства в суде является обращение в прокуратуру граждан, юридических лиц и должностных лиц, сообщения в средствах массовой информации или собственная инициатива прокурора.

Основаниями для представительства в суде являются: неспособность граждан при определенных в законе условиях самостоятельно защитить свои права или реализовать процессуальные полномочия; нарушение или угроза нарушения интересов вследствие противоправных действий (бездеятельности) физических или юридических лиц, которые совершаются в отношениях между ними или с государством.

Прокурор имеет право самостоятельно определять основания для представительства в судах, форму его осуществления (предъявление иска, вступление в дело, обжалование решения) и может осуществлять представительство на любой стадии судопроизводства в порядке, предусмотренном процессуальным законом. При этом прокурор, в отличие от других форм представительства, не связан и не ограничен в совершении процессуальных действий позицией органа государственной власти, в лице которого осуществляется представительство. Объем полномочий, содержание прав и обязанностей прокурора определяются Законом Украины «О прокуратуре», а также процессуальным законодательством.

Основной задачей следующей функции прокуратуры – надзора за соблюдением законов органами, которые проводят оперативно розыскную деятельность, дознание и досудебное следствие, является содействие: раскрытию преступлений, защиты личности, ее прав, свобод, собственности, прав предприятий, учреждений, организаций от преступных посягательств; выполнению требований закона о неотвратимости ответственности за совершенное преступление; предотвращению незаконному привлечению лица к уголовной ответственности; охране прав и законных интересов граждан, находящихся под следствием; осуществлению мероприятий по предотвращению преступлений, устранению причин и условий, способствующих их совершению. Осуществляя надзор, прокурор принимает меры по согласованию действий правоохранительных органов по противодействию преступности.

Кроме того, выполняя свои полномочия по надзору за соблюдением законов органами, которые проводят оперативно розыскную деятельность, дознание и досудебное следствие прокурор принимает меры к тому, чтобы соответствующие органы соблюдали предусмотренного законом порядка возбуждения уголовных дел, расследования деяний, содержащих признаки преступления, проведения оперативно-розыскных мероприятий, применения технических средств, прекращения и закрытия дел, а также не нарушали сроков проведения следствия и содержания под стражей; при расследовании преступлений неуклонно выполняли требования закона о всестороннем, полном и объективном исследования всех обстоятельств дела, выясняли обстоятельства, которые уличают или оправдывают обвиняемого, а также смягчающие и отягчающие его ответственность; выявляли причины совершения преступлений и условия, способствующие этому, принимали меры по их устранению.

Особое значение приобретает обеспечение эффективного прокурорского надзора за соблюдением законов органами, которые проводят оперативно розыскную деятельность, учитывая, что такая деятельность связана с проведением системы гласных и негласных поисковых мероприятий, осуществляемых с применением оперативных и оперативно технических средств для поиска и фиксации фактических данных о противоправных деяниях отдельных лиц и групп с целью пресечения и раскрытия правонарушений.

Согласно Закона Украины «Об оперативно розыскной деятельности» надзор за соблюдением законов во время проведения оперативно розыскной деятельности осуществляется Генеральным прокурором Украины, его заместителями, прокурорами Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя и приравненными к ним прокурорами и их заместителями, а также уполномоченными приказом Генерального прокурора Украины начальниками и прокурорами управлений, отделов Генеральной прокуратуры Украины и прокуратур Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя. Осуществляя этот надзор, прокурор в пределах своей компетенции использует специальные полномочия, определенные законом.

Одной из особенностей, что отличает надзор прокурора за соблюдением законов при проведении дознания и досудебного следствия от других функций прокуратуры, является то, что указанное направление надзора имеет исключительно процессуальный характер, а надзорные полномочия прокурора определяются уголовно-процессуальным законодательством.

Существенным признаком прокурорского надзора за соблюдением законов органами, которые проводят оперативно розыскную деятельность, дознание и досудебное следствие, является его обязательный, императивный для этих органов характер, что предусмотрено положениями ряда законодательных актов, регламентирующих правовые основы и полномочия органов прокуратуры.

Постановления прокурора, вынесенные согласно закону, обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами. Указания прокурора органам дознания и досудебного следствия в связи с возбуждением и расследованием ими уголовных дел, данные в порядке, предусмотренном Уголовно процессуальным кодексом Украины, являются для этих органов обязательными. Обжалование полученных указаний вышестоящему прокурору не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Также важным является право прокурора принимать к своему производству в полном объеме любое уголовное дело, независимо от его подследственности. Указанное право прокурора напрямую связано с реализацией его надзорных полномочий на стадии досудебного расследования.

С целью надлежащей реализации указанной конституционной функции прокуратура осуществляет координацию деятельности правоохранительных органов по вопросам противодействия преступности и коррупции, а также международное сотрудничество.

Функцией прокуратуры является также надзор за соблюдением законов на завершающей стадии уголовного судопроизводства – при выполнении судебных решений в уголовных делах. Эта стадия связана с существенным ухудшением правового статуса личности, ограничением ее прав и свобод в связи с признанием ее виновной в совершении правонарушения. Поэтому прокурорский надзор в этой сфере приобретает особое значение.

Предметом надзора является соблюдение законности во время пребывания лиц в местах содержания задержанных, впереди него заключения, органах и учреждениях, исполняющих уголовные наказания или меры принудительного характера, назначаемые судом, соблюдение установленного уголовно-исполнительным законодательством порядка и условий содержания или отбывания наказания лицами в этих учреждениях, их прав и выполнения ими своих обязанностей.

В соответствии с требованиями Уголовно исполнительного кодекса Украины, а также законов Украины «О предварительном заключении», «О Государственной уголовно исполнительной службе», «О милиции», «О психиатрической помощи», «О судебной экспертизе» надзор за соблюдением законов в деятельности органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания и иные принудительные меры, ограничивающие личную свободу граждан, осуществляется Генеральным прокурором Украины и подчиненными ему прокурорами.

Основными задачами такого надзора являются:

обеспечение соблюдения законов о неприкосновенности лица, социально-экономические, политические, личные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией Украины, защиту их чести и достоинства;

устранение нарушений, связанных с несоответствием актов органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, требованиям Конституции Украины и действующим законам.

В процессе надзора прокуратура не подменяет органы ведомственного управления и контроля и не вмешивается в их хозяйственную или оперативную деятельность, если такая деятельность не противоречит действующему законодательству.

Прокурор, осуществляющий надзор, имеет право:

в любое время посещать места содержания задержанных, предварительного заключения, исполнения наказаний, опрашивать лиц, которые там находятся, знакомиться с документами, на основании которых эти лица задержаны, арестованы, осуждены или к ним применены меры принудительного или воспитательного характера;

проверять законность приказов, распоряжений и постановлений администрации этих органов и учреждений, приостанавливать исполнение таких актов, опротестовывать или отменять их в случае несоответствия законодательству, требовать от должностных лиц объяснений по поводу допущенных нарушений;

прокурор обязан немедленно освободить лицо, незаконно находится в местах содержания задержанных, предварительного заключения, ограничения или лишения свободы или на применение медицинских мер принудительного характера.

Постановления и указания прокурора (письменные или устные) по устранению нарушений требований законодательства о порядке и условиях содержания задержанных, арестованных, осужденных к лишению свободы и выполнения других наказаний, а также лиц, к которым применены меры принудительного характера, являются обязательными. Они выполняются безотлагательно или в предусмотренные законом или определенные лично прокурором сроки. Невыполнение без уважительных причин законных требований прокурора влечет за собой предусмотренную законом ответственность.

Уголовно процессуальным законодательством установлено, что предписание прокурора, касающиеся исполнения приговоров, определений и постановлений суда, обязательны для всех органов и должностных лиц, которые их выполняют.

Таким образом, функцию надзора за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний и применения иных принудительных мер, связанных с ограничением личной свободы граждан, можно условно поделить на две части:

надзор за соблюдением законов при исполнении судебных решений по уголовным делам;

надзор за соблюдением законов при применении других мер принудительного характера, связанных с ограничением личной свободы граждан.

Такое разделение и отдельное рассмотрение этих составляющих обусловлены тем, что для реализации уголовных наказаний и принудительных мер установлены разные правовые основания, уголовные наказания и иные принудительные меры выполняются и реализуются различными государственными органами и учреждениями и тому подобное. Соответственно организация и осуществление прокурорского надзора за законностью деятельности этих органов и учреждений имеют существенные отличия, которые регулируются ведомственными актами Генеральной прокуратуры Украины.

Кроме функций, определенных ст. 121 Конституции Украины, прокуратура продолжает выполнять соответственно действующим законам функции, определенные п. 9 раздела XV «Переходные положения».

Первой из них является надзор за соблюдением и применением законов, осуществление которого сохраняется за прокуратурой до введения в действие законов, регулирующих деятельность государственных органов по контролю за соблюдением законов. До сих пор такие законы в действие не введены, поэтому прокуратура продолжает выполнение этой функции в соответствии с требованиями ст. 1 Закона Украины “О прокуратуре”. В ней отмечается, что прокурорский надзор за соблюдением и правильным применением законов Кабинетом Министров Украины, министерствами и другими центральными органами исполнительной власти, органами государственного и хозяйственного управления и контроля, Советом министров Автономной Республики Крым, местными советами, их исполнительными органами, военными частями, политическими партиями, общественными организациями, массовыми движениями, предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от форм собственности, подчиненности и принадлежности, должностными лицами и гражданами осуществляется Генеральным прокурором Украины и подчиненными ему прокурорами.

Городские, районные (межрайонные и приравненные к ним прокуроры осуществляют надзор за соблюдением и правильным применением законов местными государственными администрациями и другими органами исполнительной власти местного уровня, местными советами и их исполнительными органами, предприятиями, учреждениями, организациями города или района, несмотря на их ведомственную подчиненность; местными ячейками объединений граждан.

Прокурорский надзор осуществляется за соблюдением Конституции Украины и законов Украины, в том числе международных нормативно-правовых актов (международных договоров, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины и которые, таким образом, стали частью национального законодательства Украины (ч. 1 ст. 9 Конституции Украины). Прежде всего это касается Конвенции о защите прав человека и основных свобод и других соглашений и конвенций в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина.

Конституционный Суд Украины в решении от 16 апреля 2009 года № 1 9/2009 (дело об отмене актов органов местного самоуправления) отметил, что Закон Украины “О прокуратуре”, принятый до вступления в силу Конституции Украины, действует в части, не противоречащей Основному Закону Украины.

Задачи прокуратуры по осуществлению надзора за соблюдением и применением законов связываются с целью утверждения принципа верховенства закона, согласно которому общественные отношения регламентируются прежде всего актами высшей юридической силы – законами, которым должны соответствовать все иные нормативно правовые акты. В этой связи на прокуратуру возлагается задача надзора за тем, чтобы, во-первых, все нормативные и индивидуальные акты органов и должностных лиц, на которых распространяется компетенция соответствующих прокуроров, соответствовали законам, и, во вторых, чтобы юридические и физические лица неукоснительно их соблюдали.

Предметом надзора за соблюдением и применением законов является:

1) соответствие актов, которые выдаются всеми органами, предприятиями, учреждениями, организациями и должностными лицами, требованиям Конституции Украины и действующим законам;

2) соблюдение законов о неприкосновенности лица, социально-экономические, политические, личные права и свободы граждан, защита их чести и достоинства, если законом не предусмотрен другой порядок защиты этих прав;

3) соблюдение законов, касающихся экономических, межнациональных отношений, охраны окружающей среды, таможни и внешнеэкономической деятельности.

Оснований для прокурорских проверок относятся:

обращения (заявления и жалобы) граждан и организаций, за исключением тех, решение которых относится к компетенции суда или прокурора высшего уровня;

материалы печатных и других средств массовой информации;

материалы о нарушениях законности, полученные в процессе участия прокурора в заседаниях коллегиальных органов;

признаки нарушений закона, выявленных прокурором при проведении проверок на других объектах;

анализ материалов уголовных дел, в том числе закрытых, и материалов об отказе в возбуждении дел;

анализ материалов гражданских, хозяйственных, административных дел и дел об административных правонарушениях;

информация о состоянии законности и мерах по ее обеспечению;

материалы государственной статистики;

указание прокурору высшего уровня или включения соответствующего мероприятия в план работы прокуратуры области (Автономной Республики Крым, Киева, Севастополя, в том числе в отношении данной городской или районной прокуратуры);

обращение другого прокурора такого же уровня, которое содержит информацию о наличии правонарушений.

Для проведения проверок в контролирующих органах основаниями являются прежде всего сведения о превышении служебных полномочий и злоупотребления со стороны руководителей и должностных лиц этих органов (по данным, содержащихся в заявлениях и жалобах, материалах уголовных дел) и бездействие со стороны этих органов в борьбе с правонарушениями, о чем свидетельствует явное несоответствие между выявленными и фактически совершенными нарушениями закона (по данным из других информационных источников).

При проведении проверки соблюдения и применения законов прокурор не имеет права вмешиваться в оперативно хозяйственную или оперативно распорядительную деятельность, истребовать и получать информацию по вопросам, которые не касаются предмета проверки, давать оценки и обращаться с требованиями неправового характера. В то же время принятие мер по выявлению и устранению нарушений закона в хозяйственной деятельности нельзя рассматривать как противоправное вмешательство.

Также на период, определенный Переходными положениями Конституции Украины, прокуратура продолжает осуществлять досудебное следствие.

Конституционный Суд Украины Решением от 10 сентября 2008 года по делу о соответствии Конституции Украины некоторых положений Закона Украины «О прокуратуре» признал неконституционными положения статьи 17 Закона Украины «О прокуратуре» на период действия пункта 9 раздела XV «Переходные положения» Конституции Украины относительно продления выполнение прокуратурой функций досудебного следствия до формирования системы такого следствия и введения в действие законов, которые регулируют его функционирование. При этом Конституционный Суд Украины обратил внимание Верховной Рады Украины на необходимость законодательной реализации положений указанного пункта.

В обоснование своего решения Суд указал, что системный анализ действующего законодательства, регулирующего деятельность следственных подразделений в соответствующих органах, свидетельствует о незавершенности процесса создания системы досудебного следствия. При таких условиях на время переходного периода имеют место основания для применения в качестве конституционной основы для законодательного нормирования деятельности следователей прокуратуры положений пункта 9 раздела XV Конституции Украины. Указанная конституционная норма не предусматривает отмену или ограничение прав и свобод человека и гражданина, защищая и отражая ценности, заложенные в Конституции Украины.

Перечень преступлений, подследственных следователям органов прокуратуры, и порядок их расследования определяются Уголовно-процессуальным кодексом Украины.

В Генеральной прокуратуре Украины, прокуратуре Автономной Республики Крым следствие осуществляют старшие следователи по особо важным делам и следователи по особо важным делам; в прокуратурах областей, городов и приравненных к ним прокуратурах могут быть следователи по особо важным делам и старшие следователи; в районных, межрайонных, городских – старшие следователи и следователи.

Кроме следователей, досудебное следствие осуществляют прокуроры криминалисты. Они обеспечивают внедрение в следственную практику научных рекомендаций и передового опыта работы по вопросам организации следствия, тактики расследования, применения научно-технических средств, оказывают практическую помощь в расследовании преступлений и в необходимых случаях принимают участие в проведении следственных действий.

Другой комментарий к статье 121 Конституции Украины

В комментируемой статье четко определена сфера деятельности прокуратуры. За прокуратурой закреплены функции поддержания государственного обвинения в суде; представительство интересов гражданина или государства в суде в случаях, определенных законом; надзор за соблюдением законов органами, ведущими борьбу с преступностью, а также при исполнении судебных решений по уголовным делам и при применении других мероприятий принудительного характера, связанных с ограничением личной свободы граждан.

На прокуратуру возложен надзор за соблюдением законов и только ограниченным кругом субъектов – органов, ведущих борьбу с преступностью, а также органов и учреждений, на которые возложено исполнение наказаний и применение мер принудительного характера.

Поддержание государственного обвинения в суде – одна из важных и ответственных функций прокуратуры в сфере борьбы с преступностью. Поддерживая государственное обвинение, прокурор как равноправный участник судебного разбирательства участвует в исследовании доказательств, а в обвинительной речи выражает суду свои соображения относительно применения уголовного закона и меры наказания подсудимому. При этом прокурор руководствуется требованиями закона и объективной оценкой собранных по делу доказательств. Прокурор как самостоятельный участник правосудия призван способствовать правильному осуществлению этой важной государственной функции. В случае, когда при рассмотрении дела прокурор придет к выводу, что данные судебного следствия не подтверждают обвинения подсудимого, он обязан отказаться от обвинения.

Функция поддержания государственного обвинения обусловливает также участие прокурора в пересмотре судебных решений, принятии мер к устранению нарушений закона.

Процессуальное положение и задачи прокурора при рассмотрении уголовного дела в суде определяются уголовно-процессуальным законодательством и Законом “О прокуратуре”.

На прокуратуру возложено представительство интересов гражданина или государства в суде в случаях, определенных законом. Для правильного понимания сути этой функции необходимо вкратце выяснить понятие “интересы”. В юридической литературе оно определяется как объективирован в праве воля, а в философском – как причина действий людей, их групп, общественного поведения. Интересы граждан и государства закреплены в Конституции Украины и других нормативно-правовых актах, которые создают необходимый правовой режим обеспечения разнообразных интересов. Прокуратура должна представлять в суде важнейшие интересы граждан и государства.

При этом она действует в пределах предоставленных ей полномочий и имеет право в случаях, определенных законом, обращаться в суд за защитой прав граждан, а также законных интересов государства, его органов, государственных предприятий и организаций. Прокурор поддерживает в суде свои иски (заявления). В интересах граждан, государственных органов, организаций и предприятий он может обращаться в соответствующий суд за пересмотром судебных решений. Прокурор также имеет право участвовать в гражданском процессе в суде любой инстанции, если этого требуют интересы государства.

Важной функцией прокуратуры является надзор за соблюдением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание, досудебное следствие. Оперативно-розыскные действия могут выполняться только определенные в законе органы. Прокуратура надзирает не за самой оперативно-розыскной деятельностью, а за соблюдением законов органами, которые осуществляют гласные и негласные поисковые, разведывательные и контрразведывательные мероприятия. Прокурор должен способствовать соблюдению законности, прав и законных интересов граждан и юридических лиц при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.

Перечень органов дознания, на которые распространяется прокурорский надзор, определяется Уголовно-процессуальным кодексом Украины.

Конституцией вводится новое понятие – досудебное следствие, в связи с чем должна быть сформирована система этих органов, а также принят закон, регулирующий ее функционирование. На сегодня эту функцию выполняют органы предварительного следствия: следователи прокуратуры, следователи органов внутренних дел и следователи органов Службы безопасности. Деятельность этих органов урегулирована уголовно-процессуальным законодательством и находится под постоянным надзором прокурора, полномочия которого имеют властно-распорядительный характер. Указания прокурора по уголовному делу являются обязательными для органов предварительного следствия.

Самостоятельной функцией прокуратуры является надзор за соблюдением законов при выполнении судебных решений в уголовных делах, а также при применении других мер принудительного характера, связанных с ограничением личной свободы граждан. Осуществляя эту функцию, прокуратура надзирает за соблюдением законов в изоляторах временного содержания, следственных изоляторах, тюрьмах, исправительно-трудовых и воспитательно-трудовых колониях, а также в психиатрических больницах со строгим и усиленным надзором. Этим самым на конституционном уровне на органы прокуратуры возложена очень ответственная задача по обеспечению законности в учреждениях, где в силу изоляции от общества граждане остаются наименее защищенными с точки зрения соблюдения их прав и законных интересов.

Следует иметь в виду, что исходя из п. 9 г. XV Конституции Украины прокуратура до введения в діїо законов, регулирующих деятельность государственных органов относительно контроля за соблюдением законов, и до сформирования системы досудебного следствия и введения в действие законов, регулирующих ее функционирование, выполняет также функции надзора за соблюдением законов всеми органами, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами и расследования деяний, содержащих признаки преступления, предусмотренные п. 1 и ст. 5 Закона “О прокуратуре “.